Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 3. Императорская Россия (XVIII - нач. XX вв.)




ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО КУРСУ

 «ИСТОРИЯ»

I. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Критерии оценивания:

Отлично: Тема раскрыта полностью. Проведен анализ проблемы с привлечением дополнительной литературы. Выводы обоснованы. Представленная информация систематизирована, изложена последовательно и логически связана.

Хорошо: Тема раскрыта. Анализ проблемы проведен, но без привлечения дополнительной литературы. Не все выводы сделаны и/или обоснованы. Представленная информация систематизирована и изложена последовательно.

Удовлетворительно: Тема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны и/или выводы не обоснованы. Представленная информация не систематизирована и/или изложена не последовательно.

Неудовлетворительно: 1) Работа не сдана. 2) Содержание и использованные источники и литература не соответствуют теме. Отсутствуют выводы. Представленная информация логически не связана.

Порядок выполнения контрольной работы

Контрольная должна иметь титульный лист: название высшего учебного заведения, название темы, фамилию и инициалы, учёное звание и степень проверяющего преподавателя, фамилию и инициалы автора, номер группы.

На следующем листе приводится содержание контрольной работы: введение, название вопросов, заключение, список литературы

Введение (краткое, не более 1 страницы): актуальность темы, степень научной разработанности, предмет исследования, цель и задачи.

Изложение каждого вопроса необходимо начать с написания заголовка. Закончить изложение вопроса следует выводом

Контрольная работа должна быть завершена заключением, в котором необходимо сделать выводы по теме работы в целом.

Оформление: сквозная нумерация страниц, номер страницы ставится внизу, в центре (на титуле номер страницы не ставиться). Объём контрольной работы: 10-15 страниц машинописного текста. Размер шрифта 14, полуторный интервал. Поля: верхнее –2 см, нижнее –2 см, левое –2,5 см, правое –1 см.

Не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых).

Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Основы методологии исторической науки. Исторический источник

1. Предмет истории как науки.

2. Методы изучения истории

3. Источники изучения истории

4. Функции исторического знания

5. Методология и теория исторической науки

6. Принципы исторического исследования

7. Определение историографии. Эволюция понятия в процессе становления

исторической науки.

8.  Особенности дореволюционной историографии России: основные этапы,

сочинения, концепции.

9. Взаимоотношения исторической науки и власти в советский период.

Проблемы отечественной историографии.

10. Развитие современной историография истории России. Формирование

новых направлений в изучении истории.

11. Особенности исторического пути России.

Раздел 4. СССР в 1917-1991 гг. Россия в начале XXI веке.

1. Социальные, политические, культурные и социально-психологические причины Февральской революции.

2. Февральская революция 1917 г.: предпосылки, характер, основные события.

3. Николай II: жизнь и трагическая гибель.

4. «Приказ № 1» Исполкома Петроградского Совета и его последствия.

5. Деятельность Временного правительства

6. Альтернативы путей развития России весной-летом 1917 г.?

7. Всероссийское демократическое совещание

8. Корниловский мятеж

9. Октябрь 1917 г. и его итоги

10. Гражданская война: причины, главные противоборствующие силы, основные этапы, итоги.

11. Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е

годы.

12.  Причины и содержание политического и социального кризиса, в котором оказалась Советская Россия в 1920–1921 гг.

13. Социально-экономические мероприятия периода «военного коммунизма»

14. Сущность и содержание новой экономической политики.

15. Образование СССР.

16. Принятие политическим руководством стратегии форсированного развития. Индустриализация

17. Политика коллективизации

18. Политические репрессии 1930-х гг.

19. Установление самовластия Сталина.

20.  Советская внешняя политика накануне войны.

21. Современные дискуссии о международном кризисе 1939–1941 гг.

22. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма.

23. Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

24. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война».

25. Карибский кризис 1962 г.

26. Общественно-политическая жизнь в стране в 1945–1964 гг.

27. Новый виток репрессий в конце 1940-х – начала 1950-х годов («Ленинградское дело», «Мингрельское» дело», «Дело врачей» и др.).

28.  Борьба за политическое лидерство после смерти И.В. Сталина

29. XX съезде КПСС. Критика «культа личности» И.В. Сталина

30. Проблемы экономического развития СССР в 1950-е годы

31. Попытка осуществления политических и экономических реформ в период

«оттепели».

32. Развитие социальной сферы в годы хрущевской «оттепели»

33. Общая характеристика развития СССР в 1953–1964 гг.

34. Главные направления во внешней политике СССР в 1960-70-е гг.

35. Экономическая реформа 1965 г.: сущность и последствия

36. Нарастание кризисных явлений в социально-политической и экономической сфере советского общества в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

37. Продовольственная программа 1982 г.

38. Перестройка в СССР, ее противоречия и трудности.

39. Причины борьбы бывших союзных и автономных республик за свой суверенитет

40. «Августовский путч»

41. Распад СССР. Становление новой российской государственности.

42. Содружество Независимых Государств.

43. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

44. События сентября – октября 1993 г. в Москве

45. Конституция Российской Федерации (1993 г.) и итоги выборов Федеральное собрание первого созыва.

46. Договор об общественном согласии (1994 г.)

47. Деятельность Государственной Думы в 1996–1999 гг.

48. Цели и итоги действий федеральных войск в Чечне в 1994–1996 гг. и в 1999–2000 гг.

49. Избрание В.В. Путина Президентом России (2000 г.).

50. Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации в условиях новой геополитической ситуации.

II. ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦ

Отлично: Табличные данные внесены в соответствии с заданными условиями (наполненность 86-100%) и адекватно отражают историческую действительность. Ошибок нет.

Хорошо: Табличные данные внесены в соответствии с заданными условиями (наполненность 61-85%) и адекватно отражают историческую действительность, но допущены незначительные ошибки.

Удовлетворительно: Табличные данные соответствует заданным условиям, но внесены не полностью (наполненность 41-60%) и/или допущены небольшие ошибки.

Неудовлетворительно: 1) Таблица отсутствует. 2) Таблица неполная (наполненность 0-40%) и/или распределение табличных данных не соответствует заданным параметрам.

Раздел 2. Народы и древнейшие государства на территории России. Этапы становления российской государственности. IX – XVII вв.

1. Теории возникновения государства у восточных славян

Теории «Норманская» «Антинорманская»
Основоположники в XVIII в    
Известные сторонники в XIX-XX вв.    
Главная идея теории    
Основные доказательства    
«Сильные» стороны    
«Слабые» стороны    

 

2. Приведите основные точки зрения о характере взаимоотношений Руси и Орды, влиянии «ига» на русское общество и государство. Сопоставьте доводы сторонников различных подходов с помощью таблицы.

Особенности отношений Руси и Орды в XIII-XIV вв.: «Иго» «Компромисс»
в политической сфере    
в экономической сфере    
в духовной сфере    

 

 

3. Рассмотрите детально реформы конца 1540-х – 1550-х гг. и заполните следующую таблицу.

Реформа Время проведения Содержание (основные мероприятия) Результаты
военная      
местного управления      
церковная      
центрального управления      
податная      

Раздел 3. Императорская Россия (XVIII - нач. XX вв.)

1. Реформы Петра I:

Реформа Основные мероприятия на первом этапе (до 1717 г.) Основные мероприятия на втором этапе (с 1717 г.) Итог
Военная      
Центральное управление      
Местное управление      
Налоговая      
Торговля, промышленность      
Церковная      
Социальная      

 

2. Реформы 1860-х – 1870-х гг.

Реформа Время проведения (начала) Разработчики Цели Основные мероприятия Итоги
Земская          
Городская          
Судебная          
Военная          
Образования          

 

3. Опираясь на учебную и справочную литературу заполните следующую таблицу, посвященную первым политическим партиям России в начале ХХ в.

Полное название партии Лидер партии Год создания партии Программная цель партии
       
       
       
       
       
       

IV. Вопросы к экзамену

Критерии оценивания:

 

Отлично: Студент показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно тексты других авторов; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы

Хорошо: Студент показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. Допускает незначительные ошибки при определении терминов

Удовлетворительно: Студент усвоил основное содержание учебного материала, но имеет пробелы в его понимании; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, дает недостаточно четкие определения понятий. Отвечает неполно на дополнительные вопросы, или воспроизводит содержание текста других авторов, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. Допускает ошибки при сопоставлении терминов

Неудовлетворительно: Студент не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных задач. Не может ответить на большинство дополнительных вопросов. Допускает грубые ошибки при сопоставлении терминов.

 

1. История как наука: предмет, источники, методы изучения

2. Современные концепции изучения истории

3. Место России в системе мировых цивилизаций

4. Древняя Русь. Проблемы этногенеза восточных славян

5. Древнерусское государство – Киевская Русь (IX-XIIвв.)

6. Принятие христианства Русью. Влияние византийского фактора на русскую историю

7. Русские земли в XII_XIV вв. Основные векторы политического развития

8. Монгольское нашествие, его последствия. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния

9. Основные этапы образования Московского государства.

10. Основные направления внутренней и внешней политики Московского государства в эпоху Ивана IV (Грозного). Опричнина.

11. Кризис Московского государства на рубеже XVI-XVII вв. «Смута»

12. Петр Великий, его реформы. Особенности складывания российского абсолютизма

13. «Просвещенный абсолютизм» - закономерный этап в истории Европы. Екатерина II «Золотой век империи»

14. Российская империя в первой четверти XIX в. Александр I

15. Декабризм и его место в отечественной истории

16. Александр II. Сущность эволюции России в ходе реформ 60-70-х годов XIX в.

17. Особенности капиталистической эволюции России. Основные этапы развития российского капитализма.

18. Особенности общественного движения в России в XIX- нач. XXвв., основные направления, проекты будущего развития России

19. Первая русская революция в России 1905-1907 гг. Ее роль в истории России

20. Аграрный вопрос в истории России в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа

21. Февральская революция в России. Основные альтернативы исторического развития

22. Октябрь 1917 года. Его оценки в исторической литературе

23. Гражданская война и иностранная интервенция, их результаты и последствия

24. Эволюция экономической политики большевистского руководства в 1920-е г.: «военный коммунизм», НЭП

25. Советская модернизация в 1930-е годы. Альтернативные программы, ход, последствия

26. Формирование тоталитарного режима в СССР: условия, сущность, последствия

27. Великая Отечественная война Советского Союза: характер, основные этапы, значение Победы

28. Вклад СССР в разгром фашизма. Итоги и уроки войны

29. Первые попытки реформирования сталинской системы в 1953-1964 гг. «Хрущевская оттепель»

30. СССР в средине 1960 – 80-х гг. Системный кризис. Л.И.Брежнев

31. «Перестройка» в СССР в 1985-1991гг.: причины, этапы, последствия

32. Образование и распад СССР. Последствия

33. Экономические и политические реформы в России в к. XX- нач. XXI вв










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...