Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Различия в типах высшей нервной деятельности и оборонительных реакциях поведения у кобелей и сук.




В лаборатории академика И. П. Павлова было установлено, что кастрация кобелей приводит к ослаблению их нервной системы. Особенно сильно кастрация отражается на собаках слабого типа. Кастрация щенков оказывает более отрицательное действие, чем взрослых собак. Эти опыты показали, что мужской половой гормон, который выделяется в кровь семенниками, оказывает влияние на кору головного мозга собаки; при отсутствии этого гормона у кобеля развивается слабость нервной системы. Эти опыты показывают, что в служебном собаководстве кастрацию кобелей надо рассматривать как безусловно вредное мероприятие, которое будет ухудшать служебные качества собаки. Конечно, там, где собак используют только в качестве тягловой силы (ездовые собаки), кастрация может принести свою пользу, уменьшая драки среди кобелей, но у служебных собак кастрация недопустима.

Исследования показали, что кобели в среднем обладают более сильной нервной системой, чем суки. В следующей таблице приведены материалы по сравнению силы нервной системы у кобелей и сук из питомника Института эволюционной физиологии и патологии им. академика И. П. Павлова (табл. 4). Таблица 4. Типы нервной системы у собак разного пола (по материалам Л. В. Крушинского) Из таблицы 4 видно, что собак сильного типа среди кобелей больше, чем среди сук.

Исследование пассивно-оборонительной реакции у собак разного пола показало, что суки в среднем более трусливы, чем кобели. Это зависит от того, что суки, имея более слабую нервную систему, е большим трудом изживают щенячий рефлекс естественной осторожности, чем кобели.

Активно-оборонительная реакция (по отношению к человеку) более резко выражена у кобелей, чем у сук.

Таким образом, кобели по сравнению с суками имеют более сильный тип нервной системы, не так сильно выраженную пассивно-оборонительную реакцию и более резко выраженную активно-оборонительную реакцию. Конечно, встречаются и суки с сильным типом нервной системы, отсутствием трусости и с резко выраженной активно-оборонительной реакцией. И, наоборот, среди кобелей встречаются собаки слабого типа с отсутствием активно-оборонительной реакции.

На основании вышесказанного можно рекомендовать при массовом отборе собак для розыскной службы отдавать предпочтение кобелям. Несмотря на то что половой рефлекс кобелей нередко мешает их дрессировке, при подборе в дрессировку необходимо подбирать кобелей более сильного типа, более злобных и менее трусливых. Все эти качества необходимы для служебной собаки.

Условия формирования типа нервной системы собаки.

Несмотря на то что тип нервной системы является врожденным свойством, тем не менее он формируется в тесной зависимости от условий существования собаки. Особенно большое влияние на развитие тормозного процесса оказывает соответствующее воспитание. Если у собаки слаб тормозной процесс, постепенной тренировкой его можно значительно усилить, т. е. изменить типологические особенности собаки. Тренировку тормозного процесса надо производить постепенным удлинением всевозможных выдержек. Укладка, посадка собаки с постепенным удлинением времени выдержки в результате тренировки будут увеличивать силу тормозного процесса. Однако надо иметь в виду, что тренировку тормозного процесса, особенно у собак со слабым торможением, необходимо проводить с большой осторожностью, чтобы не сорвать его. Начинать выдержку надо с 10–15 секунд, постепенно увеличивая время выдержки.

Большое значение имеет тренировка также и для подвижности нервных процессов. При работе с собаками по условным рефлексам ясно выступает то, что первые задания, связанные с переделками положительных условных рефлексов в отрицательные, проходят труднее, чем последующие. Это указывает на то, что подвижность нервных процессов может подвергаться тренировке.

Значение общей дрессировки заключается не только в том, чтобы обучить собаку определенным приемам, но и в том, что при этом тренируются основные процессы нервной системы, лежащие в основе высшей нервной деятельности, — улучшаются типологические свойства собаки. Особенно большое влияние на формирование типа нервной системы должна оказывать общая дрессировка подрастающей собаки. Однако такая дрессировка должна проводиться с большой осторожностью и без перегрузки нервной системы животного.

Итак, тип высшей нервной деятельности надо рассматривать как результат взаимодействия прирожденных особенностей нервной деятельности и влияния тех внешних условий, при которых росла и воспитывалась собака. Правильным выращиванием и воспитанием собаки можно значительно улучшить ее типологические свойства. 7. Патология высшей нервной деятельности

Одной из сторон работ академика И. П. Павлова, имеющей большое значение для служебного собаководства, является развитие им учения о патологии нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность собаки может быть сорвана непосильной задачей, предъявляемой ее нервной системе.

Срыв проявляется в различных отклонениях условно-рефлекторной деятельности собаки. Срыв может быть быстро проходящим или очень глубоким и длительным и в таком случае приходится говорить уже о неврозе, о патологии высшей нервной деятельности. Академик И. П. Павлов понимал под неврозом в широком смысле то, «что животное не отвечает как следует условиям, в которых оно находится», отсутствует правильная реакция животного на внешние раздражители.

Учение о неврозах высшей нервной деятельности было развито академиком И. П. Павловым при изучении условных рефлексов собак в лабораторной обстановке, однако и при дрессировке собак развиваются такие же; неврозы. Невроз развивается при перенапряжении раздражительного процесса, тормозного процесса и подвижности нервных процессов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...