Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерные вопросы к экзамену 3 семестра




Перечень вопросов для промежуточной аттестации.

1. Раскройте содержание предмета «физиология» как науки. Объясните связь физиологии с другими науками. Перечислите методы исследования.

2. Дайте определение понятию «гомеостаз». Проанализируйте пути надежности функционирования организма как биологической системы.

3. Объясните понятие «регуляция». Перечислите виды регуляции. Объясните механизмы местной регуляции, нервной регуляции, гуморальной регуляции.

4. Объясните механизм нейрогуморальной регуляции. Объясните понятие «функциональная система». Перечислите блоки управляющей системы.

5. Перечислите и охарактеризуйте возбудимые ткани. Охарактеризуйте нервные процессы, характеризующие возбудимость тканей. Сформулируйте классификацию раздражителей.

6. Перечислите свойства возбудимых тканей, этапы процесса возбуждения.

7. Дайте определение и объясните потенциал покоя, потенциал действия.

8. Укажите фазы возникновения потенциала действия, фазы изменения возбудимости.

9. Объясните понятия «лабильность», «усвоение ритма», «Парабиоз». Укажите фазы изменения проводимости под действием наркотического вещества на примере мышечного сокращения.

10. Охарактеризуйте понятие «движение» как общее проявление жизнедеятельности организма. Перечислите виды мышечной ткани. Назовите особенности различных видов мышечной ткани.

11. Перечислите функции скелетных мышц, функции гладких мышц. Охарактеризуйте метод электромиография. Расскажите о применении электромиографии в спорте.

12. Объясните понятие «двигательная единица». Дайте характеристику быстрых и медленных двигательных единиц. Расскажите строение нервно-мышечного синапса, механизм передачи возбуждения в синапсе.

13. Расскажите строение поперечно-полосатого мышечного волокна. Расскажите схему строения миофибриллы (миофиламенты, актин и миозин). Объясните механизм утомления мышц.

14. Объясните механизм сокращения и расслабления мышечного волокна. Объясните зависимость между электрической и физической активностью волокон поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры.

15. Объясните механизм нервно-мышечной передачи возбуждения. Перечислите факторы, определяющие силу мышц, режимы мышечной деятельности.

16. Объясните, что такое рабочая гипертрофия мышечных волокон (саркоплазматический тип гипертрофии, миофибриллярный тип гипертрофии). Дайте характеристику и объясните пути формирования.

17. Дайте определение нервной системе. Объясните строение и функции нервной системы. Перечислите и охарактеризуйте методы исследования нервной системы.

18. Расскажите о нейроне как структурно-функциональной единице нервной системы. Перечислите типы нейронов. Расскажите строение и типы нервных волокон.

19. Объясните строение и дайте классификацию нервных синапсов. Объясните механизмы передачи возбуждения в синапсах (медиаторы).

20. Дайте определение «нервные центры». Объясните основные свойства нервных центров.

21. Объясните тонус нервного центра, утомление нервных центров, механизмы утомления.

22. Объясните координирующую роль ЦНС. Назовите принципы координации.

23. Проанализируйте рефлекторную теорию. Перечислите основные принципы рефлекторной теории.

24. Дайте определение понятию «рефлексы», их классификацию. Объясните рефлекторную дугу.

25. Охарактеризуйте центральную нервную систему (строение и функции, сегментарные и надсегментарные отделы ЦНС).

26. Объясните строение и функции спинного мозга. Объясните функциональную организацию сегмента спинного мозга. Перечислите нейроны спинного мозга. Охарактеризуйте восходящие и нисходящие пути.

27. Объясните рефлекторную функцию спинного мозга: фазные рефлексы (сгибательные, разгибательные, ритмические).

28. Объясните рефлекторную функцию спинного мозга: тонические рефлексы.

29. Объясните рефлекторную функцию спинного мозга: рефлексы гладкой мускулатуры и секреторные рефлексы, трофическая функция спинного мозга.

30. Объясните проводниковую функцию спинного мозга: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные пути.

31. Расскажите о строении и функции ствола мозга. Расскажите о строение и функции продолговатого мозга. Перечислите функции ядер блуждающего нерва.

32. Объясните рефлекторную деятельность продолговатого мозга: позно-тонические рефлексы (вестибуло-тонические и шейно-тонические).

33. Расскажите о строении и функции среднего мозга, четверохолмие. Объясните ориентировочные и стартовые рефлексы.

34. Перечислите функции подкорковых образований среднего мозга, таких как: черная субстанция, красное ядро, ретикулярная формация.

35. Объясните: проводниковую функцию среднего мозга, статокинетические рефлексы, нистагм головы и глаз, лифтные рефлексы.

36. Дайте характеристику ретикулярной формации ствола мозга (строение и функции). Особенности нейронов ретикулярной формации.

37. Объясните строение и функции мозжечка. Перечислите функции ядер мозжечка. Объясните мозжечковые расстройства.

38. Охарактеризуйте мост мозга (строение и функции).

39. Охарактеризуйте промежуточный мозг (строение и функции). Назовите центры гипоталамуса.

40. Назовите и охарактеризуйте специфические и неспецифические ядра таламуса.

41. Охарактеризуйте базальные ядра промежуточного мозга. Объясните функции полосатого тела и бледного ядра.

42. Объясните строение и функции лимбической системы.

43. Объясните схему организации поведенческих программ.

44. Объясните строение и функции коры больших полушарий. Объясните принципы деятельности КБП. Охарактеризуйте локализацию функций в КБП.

45. Дайте характеристику соматосенсорных, двигательных и ассоциативных зоны КБП (расположение, строение и функции). Объясните роль КБП в регуляции вегетативных функций.

46. Охарактеризуйте строение и функции вегетативной нервной системы. Объясните роль симпатической и парасимпатической нервной системы в регуляции вегетативных функций.

47. Дайте характеристику высшей нервной деятельности. Дайте определение и характеристику условных и безусловных рефлексов.

48. Опишите принципы выработки условных рефлексов.

49. Охарактеризуйте торможение условных рефлексов. Дайте определение условного и безусловного торможения, опишите их биологическое значение.

50. Дайте определение динамического стереотипа и охарактеризуйте его биологическое значение.

51. Опишите аналитическую и синтетическую деятельность КБП.

52. Назовите виды памяти. Опишите роль ретикулярной формации в процессах запоминания.

53. Представьте характеристики нервных процессов: сила, подвижность, уравновешенность. Дайте характеристику различных типов высшей нервной деятельности по И.П.Павлову.

54. Охарактеризуйте первую и вторую сигнальные системы, мыслительный и художественный типы, вербальный и невербальный интеллект.

55. Опишите функции эмоций и охарактеризуйте их. Перечислите фундаментальные эмоции.

56. Охарактеризуйте сенсорные системы (их функции, строение и основные процессы, происходящие в сенсорных системах).

57. Опишите строение, виды и свойства рецепторов.

58. Охарактеризуйте механизмы возбуждения первично-чувствующих и вторично-чувствующих рецепторов.

59. Опишите органы обоняния и вкуса (локализация рецепторов, первое переключение, повторное переключение, проекционная зона).

60. Опишите кожный анализатор (локализация рецепторов, первое переключение, повторное переключение, проекционная зона).

61. Опишите зрительный анализатор (локализация рецепторов, первое переключение, повторное переключение, проекционная зона).

62. Опишите строение сетчатки, механизмы переработки информации и формирования цветоощущения.

63. Опишите слуховой анализатор (локализация рецепторов, первое переключение, повторное переключение, проводниковый отдел, проекционная зона). Расскажите, как происходит переработка информации и что такое «слуховая адаптация».

64. Опишите вестибулярный анализатор (локализация рецепторов, первое переключение, повторное переключение, проводниковый отдел, проекционная зона).

65. Опишите вестибулярный анализатор. Расскажите о формировании чувства равновесия, автоматическом и сознательном контроле равновесия тела, об участии вестибулярного аппарата в регуляции рефлексов.

66. Опишите методы оценки времени реакции как показателя функционального состояния ЦНС.

67. Опишите метод оценки функционального состояния нервно-мышечной системы (электромиография) и его значение в физической культуре и спорте.

68. Опишите методы оценки функциональных характеристик зрительной сенсорной системы (острота зрения, исследование цветоразличия, периметрия). Опишите значение зрительной сенсорной системы для спортивной деятельности.

69. Опишите метод оценки функциональных характеристик слуховой сенсорной системы (аудиометрия). Опишите значение слуховой сенсорной системы для спортивной деятельности.

70. Опишите методы оценки функциональных характеристик вестибулярной сенсорной системы (тесты позного равновесия, статокинетической устойчивости, вращательный тест). Опишите значение вестибулярной сенсорной системы для спортивной деятельности.

71. Опишите методы оценки функциональных характеристик двигательной сенсорной системы (тесты на исследование кинестетической и проприоцептивной чувствительности). Опишите значение вестибулярной сенсорной системы для спортивной деятельности.

72. Опишите методы оценки различных видов памяти. Охарактеризуйте значение памяти для спортивной деятельности.

73. Опишите методы оценки внимания. Охарактеризуйте значение памяти для спортивной деятельности.

74. Опишите методы оценки мышления. Охарактеризуйте значение памяти для спортивной деятельности.

 

 Примерные вопросы к экзамену 4 семестра

 

1. Дайте определение понятия «Внутренняя среда организма». Охарактеризуйте гистогематические барьеры. Опишите функции и состав крови.

2. Охарактеризуйте физико-химические свойства плазмы крови. Дайте определение осмотического и онкотического давления.

3. Опишите состав плазмы крови и лимфы. Расскажите о коллоидной стабильности и вязкости крови.

4. Опишите строение и функции эритроцитов гемоглобина. Укажите причины эритропении и эритроцитоза.

5. Охарактеризуйте группы крови. Назовите агглютиногены и агглютинины. Дайте определение понятиям «доноры» и «реципиенты».

6. Охарактеризуйте гранулоциты: количество, виды, строение и функции. Что такое «Лейкоцитарная формула».

7. Охарактеризуйте агранулоциты: количество, виды, строение и функции.

8. Назовите органы, относящиеся к иммунной системе. Охарактеризуйте специфический и неспецифический иммунитет, активный и пассивный иммунитет.

9. Охарактеризуйте тромбоциты. Опишите стадии свертывания крови.

10. Укажите, где происходит кроветворение. Назовите органы кроветворения. Опишите регуляцию кроветворения. Укажите специфические и неспецифические факторы эритропоэза.

11. Опишите строение и функции сердечнососудистой системы. Назовите методы ее исследования и показатели кровообращения.

12. Охарактеризуйте функциональные свойства миокарда. Опишите проявления сокращений миокарда.

13. Рассмотрите проводящую систему сердца и водители ритма.

14. Опишите фазы работы сердца (систола и диастола) и круги кровообращения.

15. Охарактеризуйте электрические явления в сердце. Опишите зубцы и комплексы электрокардиограммы и назовите факторы, определяющие их величину.

16. Дайте определение и характеристику пульса. Объясните систолический и минутный объем.

17. Охарактеризуйте артериальное давление. Объясните регуляцию артериального давления. Назовите типы реакций АД на физическую нагрузку.

18. Назовите виды и объясните механизмы регуляции кровообращения.

19. Охарактеризуйте кардиальные рефлексы (собственные и сопряженные).

20. Охарактеризуйте несердечную регуляцию (симпатическая и парасимпатическая).

21. Объясните влияние центральной нервной системы и биологически активных веществ на кровообращение.

22. Дайте определение, назовите функции и методы исследования дыхания. Этапы процесса дыхания.

23. Охарактеризуйте дыхательный цикл. Объясните вентиляцию легких. Назовите факторы, способствующие внешнему дыханию.

24. Охарактеризуйте механизм вдоха и выдоха. Назовите дыхательные объемы, легочные емкости.

25. Объясните газообмен в легких.

26. Охарактеризуйте транспорт кислорода и углекислого газа кровью. Охарактеризуйте тканевое дыхание. Объясните строение и свойства миоглобина. 

27. Охарактеризуйте регуляцию дыхания. Дайте понятие дыхательного центра (механорецепторный контроль дыхания, хеморецепторный контроль дыхания).

28. Охарактеризуйте экскреторные органы. Объясните их роль в поддержании гомеостаза.

29. Охарактеризуйте строение и функции почек. Объясните процессы мочеобразования.

30. Охарактеризуйте нефрон - структурно-функциональная единица почки. Фильтрация. Состав первичной мочи.

31. Охарактеризуйте механизмы реабсорбции в почечных канальцах. Объясните роль противоточно-поворотной системы.

32. Объясните регуляцию мочеобразования.

33. Охарактеризуйте сущность процессов пищеварения. Назовите основные функции желудочно-кишечного тракта.

34. Перечислите гормоны желудочно-кишечного тракта. Назовите пищеварительные соки и ферменты. Объясните их состав и свойства. Влияние пищи на секрецию желудка.

35. Охарактеризуйте функции печени. Объясните состав и функции желчи.

36. Охарактеризуйте полостное и мембранное пищеварение. Кишечная ворсинка. Объясните механизмы всасывания нутриентов.

37. Охарактеризуйте регуляцию пищеварения, регуляцию желудочной секреции.

38. Охарактеризуйте регуляцию пищеварения, регуляцию панкреатической секреции.

39. Объясните двигательную функцию ЖКТ (регуляция моторики).

40. Объясните терморегуляцию, теплообразование и теплоотдачу. Изотермия. Термонейтральная зона среды. Реакции «ядра» и «оболочки» на изменение температуры внешней среды.

41. Охарактеризуйте механизмы терморегуляции: поведенческая и физиологическая (химическая и физическая).

42. Охарактеризуйте механизмы усиления теплообразования. Эффективность мышечной работы в процессе теплообразования.

43. Дайте характеристику механизмов физической регуляции: излучение, кондукция, конвекция, перспирация. Объясните терморегуляцию при мышечной работе.

44. Объясните регуляцию теплообмена (нервная и гуморальная регуляция). Восприятие и анализ температуры окружающей среды. Формирование теплоощущения. Центр теплоотдачи, центр теплопродукции.

45. Охарактеризуйте роль эндокринной системы в гуморальной регуляции функций организма. Объясните общие свойства желез внутренней секреции.

46. Дайте общую характеристику и функции гормонов. Объясните механизмы действия гормонов на клеточную активность.

47. Назовите гормоны передней доли гипофиза. Перечислите тропные и эффекторные гормоны: функции, гипопродукция и гиперпродукция. Объясните механизм обратной связи в гормональной регуляции.

48. Охарактеризуйте надпочечники (строение и функции). Назовите гормоны мозгового слоя надпочечников.

49. Назовите гормоны коры надпочечников - кортикостероиды. Объясните роль минералкортикоидов и глюкокортикоидов.

50. Объясните строение и функции щитовидной и паращитовидной железы. Объясните проявления гипотиреоза и гипотиреоза.

51. Охарактеризуйте эндокриную функцию поджелудочной железы. Объясните участие в метаболических процессах инсулина и глюкагона.

52. Назовите и объясните функции половых гормонов (тестостероны, эстрогены и прогестероны).

53. Охарактеризуйте адаптацию. Объясните экстремальные факторы. Объясните общий адаптационный синдром. Назовите стадии общего адаптационного синдрома.

54. Охарактеризуйте стрессовые реакции. Объясните роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Перечислите критерии адаптации.

55. Объясните адаптацию к повышению и понижению двигательной активности. Перечислите средства управления адаптацией.

56. Опишите методы измерения пульса и артериального давления. Укажите диапазоны нормативных значений.

57. Опишите метод оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (электрокардиография).

58. Опишите методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (функциональные пробы).

59. Опишите метод измерения дыхательных объемов – спирометрия. 

60. Опишите методы оценки функционального состояния дыхательной системы (функциональные пробы на задержку дыхания).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...