Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СУБьЕКТЫ образовательное пространство. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.




 

Базисные модели взаимодействия между субъектами образовательного процесса

Субъектами ОП являются обучаемые, обучающие и среда между ними. Их взаимодействие определяется целями и идеями образования.

Н. С. Ладыжец выделяет девять типов университетов и характеризует четыре парадигмы развития, которые с позиций мировоззренческого плюрализма рассматриваются как равноправные: идеалистическую, материалистическую, прагматическую, экзистенциалистическую.

Основная миссия образования с позиций идеалистической модели состоит в достижении нравственного совершенства, развитии интеллектуальной культуры, чувства религиозности, эстетического вкуса, в воспитании убежденности в том, что универсальные ценности и идеалы должны быть определяющими и в повседневной жизни. К преподавателям предъявляются самые высокие требования: они должны быть эталоном интеллектуальной целостности, моральной зрелости, дисциплинированности мышления. Такая установка в отношении преподавателя предполагает его высокий авторитет, подтверждаемый широкой эрудицией, строгостью используемой аргументации. Идеалом считается индивидуальность, не разрушающая традиции. Студент в рамках этой модели выступает скорее в качестве реципиента: его активность должна проявляться прежде всего в самообразовании. Критериями достижения личностной зрелости являются мудрость, уравновешенность, рациональность. В содержании образования предпочтение отдается гуманитарным дисциплинам.

Материалистический подход ставит превыше всего достижение научной компетентности, знание конкретных факторов. Он отвергает авторитарную модель поведения преподавателя, предпочитая нейтральность мировоззренческой позиции в рамках партнерских взаимоотношений; поощряет воздержание от демонстрации собственных ценностных ориентации, от оценочных суждений. Повышенное внимание уделяется естественнонаучному знанию, дифференциации обучения, развитию материально-технической базы образования, поиску практически значимых решений, формированию социальной и профессиональной ответственности.

Прагматическая модель образования разделяет цели идеалистической в том, что касается ориентации на достижение личностного, умственного, интеллектуального совершенства; обнаруживает очевидную близость к материалистической в оценке социальной роли и направленности образования. При этом в ней абсолютизируется значение социальной практики, эксперимента, сервисной активности, отвергается абсолютизация достоверного знания и научного метода. Для прагматизма не существует сферы трансцендентного; критерий истины — полезность, главная задача образования — подготовленность к повседневной жизни. В рамках культивирования модели партнерских взаимоотношений в отличие от материалистической трактовки источником активности и инициативы выступает студент.

Экзистенциалистическая модель образовательного процесса предполагает сосредоточенность на развитии индивидуальности, на достижении аутентичности. Доминантное значение отводится рефлексии, самопознанию. Знание должно быть интериоризировано. Развитость интеллекта понимается как способность к медитации, концентрации на духовном. В организационном плане подчеркивается значение университетской автономии, а значение внешних факторов в образовании приуменьшается. Считается, что университетское администрирование либо невозможно, либо несущественно.

Если минимизировать рассмотренные различия, то для разграничения типов отношения к знанию, приобретаемому посредством высшего профессионального образования, можно выделить три варианта:

- аксиологически-нормативный тип отношения: наибольшая ценность придается знанию, получаемому из сакрального или сакрализованного источника, а всякое другое оценивается как вспомогательное;

- прагматически-утилитарный тип отношения: истина приравнивается к пользе, ценность знания усматривается в возможности достижения практически значимых результатов в деятельности;

- экзистенциально-элитарный тип отношения предполагает, что наибольшую ценность имеет знание, открывающее человеку возможность достичь аутентичного существования.

Фактически же в многообразии национально-государственных систем образования, если их характеризовать с точки зрения приведенной совокупности показателей, которые сильно коррелируют между собой, можно говорить о следующих шести их типах:

1) эффективно функционирующая, широко доступная, прагматически ориентированная на стимуляцию социальных достижений;

2) эффективно функционирующая, широко доступная, культивирующая аксиологически-нормативное отношение к образованию;

3) эффективно функционирующая, умеренно доступная, культивирующая экзистенциальные ценности и ориентированная на удовлетворение познавательных потребностей;

4) неустойчиво функционирующая, широко доступная;

5) динамически развивающаяся, умеренно доступная, прагматически ориентированная на стимуляцию социальных достижений;

6) динамически развивающаяся, умеренно доступная, культивирующая аксиологически-нормативное отношение к образованию.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...