Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психофизиологические механизмы репродуктивной сферы.




В плане регуляции деятельности субъекта репродуктивная сфера, как и любая другая, является функциональной системой. Психофизиологическим механизмом, который организует всю жизнедеятельность субъекта в необходимом направлении, является существование «временного органа» – функциональной системы (П.К. Анохин [2]), которая регулируется посредством ведущей доминанты (А.А. Ухтомский [30]). Все это в полной мере относится к репродуктивной сфере. Реализация репродуктивной сферы осуществляется по общему механизму работы функциональной системы – под руководством соответствующей доминанты. С этих позиций репродуктивная сфера представляет собой систему физиологических и психических механизмов, объединенных для регуляции поведения субъекта, необходимого для реализации задачи репродукции, в которую у человека входит: половое поведение, зачатие, вынашивание, рождение ребенка и его выращивание и воспитание. Каждый из этих этапов представляет собой относительно самостоятельную психофизиологическую функциональную систему, которые связаны между собой посредством последовательно возникающих доминант, объединенных под понятием «доминанта материнства»: половая доминанта, доминанта зачатия, гестационная доминанта, родовая доминанта, лактационная доминанта и пока еще недостаточно определенная с психофизиологической стороны доминанта, обеспечивающая связь матери с ребенком после окончания лактации. Психологическая составляющая последней обозначается как «внутренняя родительская позиция» или другими сходными названиями, означающими привязанность матери к ребенку и ее направленность на заботу о ребенке и его воспитание. Учение о системной структуре и иерархии этих «субдоминант» пока еще в стадии становления, однако, развитие этого направления чрезвычайно перспективно для понимания современных проблем, которые возникают при изменении эволюционно созданной последовательности реализации репродуктивной функции (использование репродуктивных технологий, суррогатного материнства, усыновлений и т.п.).

С обозначенной позиции необходимо выделять системное строение доминанты материнства, включающее субдоминанты и механизм их последовательной реализации с переходом с одной субдоминанты на другую. Эта последовательность обеспечивается наличием и «контрольно-регулирующей» работой «главной» доминанты – именно она и называется «доминанта материнства», которая организует работу сопряженных систем и последовательно реализующихся субдоминант. С одной стороны – это внутренние сопряженные системы (части организма, объединенные в единое функционирование на всех уровнях субъекта), а с другой стороны – это иерархическое объединение субдоминант, обеспечивающее «сквозное» действие материнской доминанты, которая определяет направленность на конечный результат – ребенка (как объект материнства), и организацию жизнедеятельности женщины на каждом этапе «в пользу ребенка». При анализе нарушений работы функциональной системы Г.Н. Крыжановский [15] выделяет в качестве основного принципа работы доминанты механизм подавления активности альтернативных доминант, которые препятствуют осуществлению деятельности ведущей доминанты. Неадекватно усиленные или ослабленные доминантные отношения ведут к нарушению доминирования текущей системы, и альтернативные (или патологические) системы становятся доминантными. При таком рассмотрении становятся понятными современные данные о психологической неготовности к материнству у женщин с нарушениями репродуктивной функции, проявляющиеся в первую очередь в искажении образа ребенка и своего материнства. Также становятся понятными психологические причины недостаточной эффективности ВРТ, обусловленные искажением иерархического строения субдоминант, возникающим при сдвиге мотива на цель (например – подмене основной цели – рождение и воспитание ребенка, установками на получение зачатия или беременности, самого факта преодоления бесплодия – как самоцели). Все это определяет специфику репродуктивной сферы по сравнению с другими функциональными сферами, и, соответственно, специфику теоретического подхода к ее изучению и психологической практики в этой области.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...