Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Позитивизм и его исторические формы.
Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. Понятие “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания). Выделяют следующие исторические формы позитивизма: 1) Позитивизм. Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления. Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана в определеную научную систему. Основные принципы: 1. от простого к сложному 2. от абстрактного к конкретному 3. временной Представителями первой, «классической» формы позитивизма 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн и т.д.
2) Эмпириокритицизм (философская система “чистого опыта”, критический эмпиризм). Основные представители –Авенариус, Мах. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”,“идеальное”. Мах выдвинул задачу критического очищения опыта от проблем и понятий традиционной философии от тех научных понятий, которые не могут быть даны в чувственном опыте субъекта. Научное знание, по Маху, должно ограничиваться эмпирическим материалом; понятия теории должны сводиться к чувственным данным.
3) Неопозитивизм, возникает в 20-е годы ХХ в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн. Философия неопозитивизма развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия. Основной принцип неопозитивизма - принцип верификации, т. е. сравнение всех положений науки с фактами опыта. Философские идеи фрейдизма. ФРЕЙДИЗМ, общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции З. Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений Учение о бессознательном. До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия "бессознательного" или "Оно". С точки зрения Фрейда, бессознательное стоит за множеством наших поступков, и прежде всего за такими, как фантазии и сны, оговорки. Первым шагом к пониманию бессознательного стал для Ф. анализ сновидений. В снах Ф. различал два основных слоя. Первый из них – это явное, открытое содержание, именно его пересказывает человек, увидевший сон. Но за ним стоит второй скрытый слой, представляющий подлинное содержание сна, и его правильное понимание требует специальных условий, применение метода психоанализа. Это связанно с тем, что наше сознательное Я устанавливает цензуру на целый ряд желаний и влечений. Поэтому, проявляясь во сне, эти желания и влечения обретают символическую зашифрованную форму. Человеческая психика хранит в себе следы всех событий, всех желаний человека, которые он только имел за свою жизнь. Однако на поверхности, в сознании остаются далеко не все. Напротив, большая часть их уходит, а точнее – вытесняется в область подсознания. Там оказываются все желания и влечения, которые не прошли "цензуру" нашего Я, т.е. оказались несовместимыми с этическими требованиями, которые человек осваивает в процессе своей социализации, т.е. вхождения в жизнь общества, усвоения его норм и правил поведения. Структура личности. По учению Ф., в структуре человеческой личности выделяются три основные области.
"Оно" – сфера бессознательного, наполненная различными вытесненными из области сознательного желаниями и влечениями. "Сверх-Я" – сфера различных моральных и поведенческих установок и запретов, налагаемых обществом на своих членов и усвоенных индивидом. По мнению Ф., "Сверх-Я" формируется к пяти годам, когда у ребёнка появляется чувство вины и стыда. "Я" – сфера сознательного, находящаяся "между двух огней": с одной стороны, на неё давит "Оно", а с другой – "Сверх-Я".
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 418. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |