Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфика древневосточной философии
Характерной особенностью восточной философии являетсянерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, этики и т.д. Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности. Смыслом жизни в странах Востока является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги. Древняя Индия ¨ Индуизм Древнейшими литературными памятниками были ‘веды’ (знания для просвещенных) – собрание гимнов, жертвенных обрядов, религиозных песен. Со временем веды обросли философскими комментариями – 1) Упанишады – основа восточной философии / заключительная часть вед, их окончание («веда-анта»); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. Веданты/. ‘Первый человек’ в ведах – это тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Считалось, что ум и дух Пуруши породили Луну, глаза – Солнце, уста – Огонь, Дыхание – Ветер. 2)Брахман – воплощение объективного мира. 3) Атман – субъективное начало (Человек). Важнейшее положение упанишад – это единство брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума. Главная цель познания в ведах – это проникновение в мир с помощью магического ритуала, поскольку именно в магии скрыта истина. Индусы полагали, что познать мир рациональным путем невозможно. Знание дается человеку только после освобождения от рационального мира. Основное средство познания – турии (мистические интуиции). Освобождения от материального мира можно добиться с помощью йоги. Йога (сосредоточение усилия) – это система освобождения от земных страданий через самоуглубление, самосовершенствование. Особое место занимала ‘карма’ (судьба человека). Каждый человек подвержен закону кармы, т.е. в сумме добрых и злых дел. На основе упанишад сложилось несколько философских школ: o Йога o Ньяя (логика) o Вайшешика (космология)
¨ Буддизм Основатель буддизма – принц Сиддхартха Гаутама, который потом стал называться Буддой. Будда рассматривал мир как поток постоянно изменяющихся частиц бытия– дхармы(‘держать’, ‘утверждать’) – это стихийные носители собственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страх, ложь. Мир – это постоянно меняющийся дхарм. Они появляются, исчезают и снова появляются. Бытие человека – это также поток дхарм. Сансара – это перерождение души. Если человек только подумал о плохом, значит в следующей жизни он будет находиться на низшей касте. Если сказал это – то превратится в животное, а если совершил – то в камень у дороги. Будда отрицал бессмертие души, т.к. он полагал, что в человеке не существует целостной субстанции. В основе буддизма лежит четыре истины, выражающих суть нравственной жизни человека: ¨ Страдание пронизывает все человеческое существование (считалось, что даже наслаждение требует от человека определенной усилие, т.е. даже наслаждение – это страдание) ¨ Две причины страдания: - сансара, движение дхарм - желание удовлетворить свои чувства ¨ Необходимо ликвидировать те причины, которые порождают эти чувственные желания ¨ Есть выход – НИРВАНА (угасание страданий) Путь к Нирване состоит из 8 ступеней: 1. истинная вера 2. истинная устремленность /искоренение дурных поступков, неприязни к людям/ 3. истинная речь /отказ от лжи/ 4. истинное поведение /отказ от причинения зла кому-либо/ 5. истинный образ жизни /не ради себя, а ради других/ 6. истинная мысль /не лгать себе в мыслях/ 7. истинная память /необходимо помнить о Сансаре Карме/ 8. истинная концентрация /совокупность приемов позволяющих обуздать свои мысли и чувства/
Нирвана – это состояние, которое характеризуется абсолютной мудростью, абсолютной добродетелью и полным освобождением от страданий. Основные характеристики Древнеиндийской философии:
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 442. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |