Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика древневосточной философии




Характерной особенностью восточной философии являетсянерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, этики и т.д.

           Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности.

           Смыслом жизни в странах Востока является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги.

Древняя Индия

¨ Индуизм

Древнейшими литературными памятниками были ‘веды’ (знания для просвещенных) – собрание гимнов, жертвенных обрядов, религиозных песен. Со временем веды обросли философскими комментариями –

1) Упанишады – основа восточной философии / заключительная часть вед, их окончание («веда-анта»); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. Веданты/.

‘Первый человек’ в ведах – это тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Считалось, что ум и дух  Пуруши породили Луну, глаза – Солнце, уста – Огонь, Дыхание – Ветер.

 2)Брахман – воплощение объективного мира.

  3) Атман – субъективное начало (Человек).

Важнейшее положение упанишад – это единство брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума.

Главная цель познания в ведах – это проникновение в мир с помощью магического ритуала, поскольку именно в магии скрыта истина. Индусы полагали, что познать мир рациональным путем невозможно. Знание дается человеку только после освобождения от рационального мира. Основное средство познания – турии (мистические интуиции). Освобождения от материального мира можно добиться с помощью йоги.

Йога (сосредоточение усилия) – это система освобождения от земных страданий через самоуглубление, самосовершенствование.

Особое место занимала ‘карма’ (судьба человека). Каждый человек подвержен закону кармы, т.е. в сумме добрых и злых дел. На основе упанишад сложилось несколько философских школ:

o Йога

o Ньяя (логика)

o Вайшешика (космология)

 

¨ Буддизм

Основатель буддизма – принц Сиддхартха Гаутама, который потом стал называться Буддой. Будда рассматривал мир как поток постоянно изменяющихся частиц бытия– дхармы(‘держать’, ‘утверждать’)это стихийные носители собственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страх, ложь. Мир – это постоянно меняющийся дхарм. Они появляются, исчезают и снова появляются. Бытие человека – это также поток дхарм.

Сансара – это перерождение души. Если человек только подумал о плохом, значит в следующей жизни он будет находиться на низшей касте. Если сказал это – то превратится в животное, а если совершил – то в камень у дороги.

Будда отрицал бессмертие души, т.к. он полагал, что в человеке не существует целостной субстанции.

В основе буддизма лежит четыре истины, выражающих суть нравственной жизни человека:

¨ Страдание пронизывает все человеческое существование (считалось, что даже наслаждение требует от человека определенной усилие, т.е. даже наслаждение – это страдание)

¨ Две причины страдания:               - сансара, движение дхарм

- желание удовлетворить свои чувства

¨ Необходимо ликвидировать те причины, которые порождают эти чувственные желания

¨ Есть выход – НИРВАНА (угасание страданий)

Путь к Нирване состоит из 8 ступеней:

1. истинная вера

2. истинная устремленность /искоренение дурных поступков, неприязни к людям/

3. истинная речь /отказ от лжи/

4. истинное поведение /отказ от причинения зла кому-либо/

5. истинный образ жизни /не ради себя, а ради других/

6. истинная мысль /не лгать себе в мыслях/

7. истинная память /необходимо помнить о Сансаре Карме/

8. истинная концентрация /совокупность приемов позволяющих обуздать свои мысли и чувства/

 

Нирвана – это состояние, которое характеризуется абсолютной мудростью, абсолютной добродетелью и полным освобождением от страданий.

Основные характеристики Древнеиндийской философии:

  1. космоцентризм
  2. идеализм
  3. концентрация философии на внутреннем мире человека (карма, сансара, нирвана)
  4. недеяние и самоуглубление

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...