Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диалектическое понимание истины. Практика как критерий истинности.




На пути к восстановлению истины о предметах и явлениях окружающего мира лежит вопрос о том, что является критерием, мерилом истинности полученных знаний. Одни философы говорят, что истинно то, что полезно, выгодно (прагматики), другие считают, что истинно то, что согласуется с мнением большинства (конвенционализм), истинно то, что подтверждается на практике.

Следует указать основные функции практики. Практикой называется предметная деятельность людей и имеет 3-и функции:

  • Познавательная, то есть в процессе деятельности человек приобретает новые знания о мире.
  • Воспитательная, то есть в процессе практической деятельности человек изменяет себя.
  • Преобразующая, то есть в процессе практики человек изменяет окружающую действительность.

Характеристики практики:

2.Это специфическая деятельность.

1. это общественно-историческая деятельность.

2. это изменяюще-преобразующая деятельность.

3. это материальное дело.

4. это сознательная деятельность

Значение практики: практика является основой познания мира, все идеи ученые берут из практической жизни; является критерием истинности знаний; является целью познания, потому что все открытия, которые совершаются в науке имеют, в конечном счете, цель внедрения в практику.

Истина – адекватное, верное отражение действительности. Это отражение предмета таким, каким он существует сам по себе независимо от человека. Следует отличать истину от заблуждения и лжи.

Заблуждение – непреднамеренное искажение фактов действительности.

Ложь – сознательный обман.

Проблема истины рассматривается с 2-х сторон:

1. Заключается в ответе на вопрос, существуют ли объективные истины.

2. Заключается в ответе на вопрос, в каких формах существует истина, то есть иначе можно ли познать истину полностью, целиком.

Ответы:

1. Объективная истина – это истина, содержание которой не зависит не от человека не от человечества. Есть ли такие истины? Да есть. Например, смена времени года, движение планет.

2. Истина существует в 2-х формах: относительная – истина не законченная, незавершенная. Таких истин большинство; пример, строение мозга, атома. Абсолютная – законченная, завершенная. Например, знание о дате рождения, смерти, о расположении предметов, определение материи.

Между относительной и абсолютной истинами существует диалектическая связь. Она состоит: любая относительная истина содержит в себе зерно, часть истины абсолютной. В свою очередь абсолютная истина складывается из истин относительных.

Философы по-разному оценивают роль абсолютных и относительных истин в познании:

  • Релятивисты (от слова относительный), те философы, которые признают существование только относительных истин.
  • Догматики: философы, которые считают, что существуют только абсолютные истины, законченные, не признают относительности знаний.

Деалектико - материалистическая позиция: познание существует как относительное, так и абсолютное.

 

Многообразие критериев истинности познания в современной науке и философии.

 

Проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопросгносеологии «Что есть истина?».
Существуют различные трактовки понятия «истина».

 

  • Для одних истина - это соответствие знаний действительности.
  • Для других истина есть то, что подтверждено опытом.
  • Для третьих истина является соглашением между учеными, конвенцией.
  • Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки зрения эффективности его использования на практике.

Классическая концепция истины связана с первым определением. Она возникла в глубокой древности и разделяется представителями разных направлений.
Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем:

 

  • 1. К действительности относится как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания, так и субъективная реальность.
  • 2. Познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания.
  • 3. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию.

Последний тезис связан с понятиями «относительная истина» и «абсолютная истина», которые с разных сторон характеризуют знание о предмете. Абсолютная истина - это

 

  • 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть);
  • 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен).

Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания. Т. о. процесс познания мира - это бесконечный процесс перехода от относительных истин (с возникающими новыми относительными) к абсолютным истинам.
Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна.
Догматики
, напротив, настаивают, на том, что истина не зависит от условий, в которых она складывается. Абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.

Решающим критерием истины является практика, которая позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям. Человек не всегда может осуществить на практике какие-то процессы в силу неразвитости технических средств, неспособности управлять какими-либо природными явлениями. Поэтому всегда существуют научные теории, которые невозможно проверить практикой в данный момент. Благодаря практике знания углубляются, расширяются, обогащаются новыми моментами, зернами. Как говорил Гегель, истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман. В истории науки не редкость, когда та или иная научная теория содержит в себе как долю истины, так и долю заблуждения. Это выясняется лишь на более высоком уровне практики и познания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 466.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...