Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИ




АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ Я

«КОТЕЛЬНИКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ БИЗНЕСА»

 

                   Итоговый контроль знаний

          по дисциплине «История государства и права»

 

 

ФИО обучающегося:                                                                  Т.С. Парфенова

Группа:                                                                                        СПОзо-17

 

 


ВОПРОС 8 Причины феодальной раздробленности Руси. Крупнейшие княжества (Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское).

 
ОТВЕТ: Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси, разнообразны. Предпосылки раздробленности: 1. Экономические. Самодостаточная система натурального хозяйства ограничивала товарооборот между землями и способствовала их изоляции.

2. Социально-политические. Из членов дружины и княжих мужей бояре превратились в феодалов-землевладельцев, стремившихся к политической независимости. Дань, взимавшаяся князем как верховным правителем и защитником своей территории, заменяется рентой, которая взимается собственником земли с проживающих и пользующихся ею. Десятичная система государственного управления заменяется дворцово-вотчинной, с двумя центрами правления: дворцом и вотчиной. Все придворные чины (кравчий, постельничий, конюший и др.) одновременно становятся государственными должностями в пределах каждой отдельной территориальной единицы. 3. Внешнеполитические. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки». Одной из причин феодальной раздробленности в Древнерусском государстве явилось изменение порядка наследования. С другой стороны, к XII в. местные князья стали достаточно самостоятельными и могли обходиться без помощи великого князя в борьбе с соседями и решении внутренних проблем. Просторы страны расширились, и великий князь не всегда мог помочь своим окраинным вассалам. Натуральное хозяйство давало возможность обеспечить себя всем необходимым даже в рамках маленького княжества. Процесс выделения удельных княжеств начался еще в период расцвета Древнерусского государства, в результате чего Древняя Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Великий князь опирался на дружину, при помощи которой создавалось военное могущество княжества. В совет при князе входили дружинники, представители духовенства (после перенесения митрополичьей кафедры – сам митрополит), наместники-дружинники, управлявшие городами. Структура феодального общества мало отличалась от киевской, однако здесь появляется новая категория феодалов – дети боярские, а в XII в. появляется и новый термин – «дворяне». Галицко-Волынское княжество, особенностями которого было то, что оно долгое время не делилось на уделы, а власть по существу находилась у крупного боярства, в руках которого сосредоточились почти все земельные владения. Внутри боярства шла постоянная борьба за земли и за власть, и уже в XII в. «мужи галицкие» выступают против попыток ограничения их прав в пользу княжеской власти. Князья же обладали лишь определенными административными, военными, судебными и законодательными полномочиями.

 

ВОПРОС 28: Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.: земская, городская, судебная, финансовая и военная.

 

ОТВЕТ:Земская реформа. В 1864 г. были изданы Положения о губернских и уездных земских учреждениях. Роль распоряди-х органов вып-ли губернские и уездные земские собрания, члены кот-х избирались по 3м избирательным куриям: к 1й относились уездные помещики, крупные торговцы и промышленники, ко 1ой – городские жители, имевшие купеческие свид-ва, владельцы торгово-пром-х п/п-й, владельцы недвижимого им-ва, к 3ьей – крестьяне-домохозяева, но не непосредственно, а через выборщиков и гласных. Компетенция земских учреждений огранич-лась местными хоз-ными и некот-ми культурными вопросами. Земства действовали под строгим контролем правительств-х органов в лице губернатора и местной полиции, им запрещалось публиковать свои постановления и отчеты без разрешения губернатора. Городская реформа. 16 июня 1870 г. было утверждено Городовое положение, согласно которому создавались органы городского самоупр-я, избиравшиеся населением независимо от сословной принадлежности сроком на 4 года. Распоряд-ым органом городского самоупр-я являлась Городская дума, исп-ым – Городская управа, кот-ю возглавлял городской голова, он же был председателем Городской думы. Все избиратели делились на 3 курии в зависимости от им-ного положения. Городское самоупр-е находилось в еще большей завис-и от админи-страции, чем земства: городской голова уездного города утвер-ждался губернатором, губернского – министром внутренних дел. Судебная реформа. В 1864 г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы. Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопр-ва:м• отделение суда от админи-страции; • создание четкой сист. судебных инстанций; • отделение предварительного следствия от судебного; • несменяемость судей и следователей; • создание всесословного суда; • равенство всех перед судом; • введение присяжных заседателей; • установление прокурорского надзора. Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация. Судебная сист. состояла из местных (мировые судьи и съезды мировых судей) и общих (окружные суды и судебные палаты) суд-х органов. Сущ-ли также духовные, коммерческие и военные суды. Высшим суд-м органам Рос. оставался сенат – кассац-ая инстанцией для всех суд-х органов гос-ва, а также суд 1ой инстанции по делам особой важности (гос-ые, должностные и др. прест-я). Для рассм-я дел о гос-ых преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уг-ый суд, кот-й состоял из председателей департаментов Гос-го совета и членов сената и возглавлялся председателем Гос-го совета. Судебная реформа 1864 г. устанавливала стр-ру и полномочия прокуратуры. Суд-й реформой учреждались: адвокатура и нотариат. Финансовые реформы. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г. вызвали необх-ть учреждения Госбанка и образования в министерстве финансов Главного выкупного учреждения для проведения выкупных операций. Все ведомства должны были ежегодно составлять сметы по установленной форме с подробными указаниями расходов. Общая роспись бюджета гос-ва составлялась министерством финансов, затем утверждалась Гос-ным советом и императором, после чего становилась законом. В 1864-68 гг. все гос-ные доходы были сосредоточены в кассах Гос-ного казначейства мин-ва финансов. Из них в соотв-вии с бюджетными сметами производились расходы. Финансовые реформы 1860-х годов были непоследовательными. В системе прямых налогов сохранился основной налог рус-го феодального гос-ва - подушная подать, не была реализована денежная реформа 1862г. и т.д. Военные реформы. В 1864 г. было создано 15 военных округов, охвативших всю тер-рию страны, что позволило улучшить призыв и обучение военнослужащих. В 1867 г. была проведена военно-судебная реформа, сложилась трехзвенная система военных судов: полковые, военно-окружные, главный военный суд. Создавались юнкерские училища, в которые имелся широкий доступ всем слоям населения. Наконец, в 1874 г. предполагалась отмена рекрутских наборов и вводилась обязательная военная служба для всех лиц мужского пола независимо от сословия, достигших 20 лет, в сухопутных войсках – 6 лет, на флоте – 7 лет. От действительной службы освобождались многие нерусские народы, особенно восточные, устанавливались также сокращенные сроки службы для лиц, имевших образование.

ВОПРОС 58: Военная реформа 1924 - 1925 гг. Создание территориально-милиционной системы и укрепление кадрового состава Красной Армии.

ОТВЕТ:В некоторых изданиях военная реформа 20-х годов определяется как "преобразование в области военного строительства в СССР в целях укрепления Вооруженных Сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны".

В начале 20-х годов назрела необходимость проведения военной реформы.

Военно-политические, экономические и социальные условия, как внутреннего, так и международного характера, диктовали необходимость значительного сокращения Вооруженных Сил Советской Республики и приведения их организационно-штатной структуры в соответствие с оборонным характером военной политики и экономическими возможностями страны.

Проведенная в 1924 г. проверка состояния дел в военной сфере выявила ряд существенных недостатков. Вывод проверочной комиссии был однозначен: «В настоящем своем виде Красная Армия небоеспособна».

В мае 1924 г. ХIII съезд РКП(б) утвердил предложенные комиссией мероприятия в военной области.

Основные направления военной реформы сводились:

- к реорганизации и укреплению аппарата управления,

-введению смешанной системы комплектования Вооруженных Сил (сочетанию кадровых и территориально-милиционных формирований),

-перестройке системы подготовки военных кадров, введению единоначалия, укреплению воспитательной работы среди личного состава.

Создание территориально-милиционных формирований началось ещё в августе 1923 г. Смешанный принцип комплектования юридически был закреплен в законе об обязательной военной службе, который предусматривал прохождение службы призываемых в армию в кадровых или территориально-милиционных частях.

Военная подготовка при территориально-милиционной системе складывалась из допризывной подготовки, военного обучения граждан призывного возраста, кратковременных учебных сборов в территориальных частях, к которым призывники были приписаны; большое внимание уделялось междусборовой работе и вневойсковому обучению.

Реорганизация Красной Армии дала определенные положительные результаты. Территориально-милиционная система позволила сохранить большое количество воинских соединений с сокращенными органами управления в качестве ядра для развертывания их в военное время.

Отрицательной стороной этого процесса являлось то, что расположение территориальных дивизий определялось, как правило, принципом районирования. Поэтому в случае войны, учитывая огромное пространство СССР и недостаточную сеть железных дорог, сосредоточение этих частей на том или ином театре военных действий представляло одну из трудных проблем для мобилизационного развертывания.

Другим недостатком этой системы являлось то, что она, будучи основанной на проведении коротких сборов, не могла обеспечить должное сплочение частей и изучение личным составом сложной техники.

Одновременно с внедрением в Советские Вооруженные Силы территориально-милиционных формирований развивалось и национальное строительство. Политическое руководство планировало проводить его в двух формах:

а) это создание однонациональных частей и соединений, которое осуществлялось народами СССР, уже имевшими собственные национальные кадры (Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Татарии).

б) создание частей со смешанным национальным составом, применявшееся в отношении тех наций, которые при царском режиме вообще не допускались в армию и не несли воинской службы. В данном случае считалось целесообразным вначале создавать военные школы и небольшие опытно-показательные подразделения, а затем на их базе национальные части.

Появление национальных формирований в определенной мере повышало мобилизационные возможности страны, способствовало укреплению дружбы между народами СССР.

Одной из главных задач военной реформы являлась перестройка системы подготовки военных кадров. В этом отношении стояли две задачи:

- во-первых, повысить общий уровень знаний комсостава, усилить его военную и политическую подготовку;

- во-вторых, наладить систему подготовки нового командного состава с целью нормального пополнения армии высококвалифицированными командными кадрами.

Особое внимание было уделено вузовской подготовке. В первую очередь количество вузов стало соответствовать реальным потребностям армии, были пересмотрены методы обучения, а также проделана большая работа по обновлению и укреплению командного и преподавательского состава военно-учебных заведений.

Возникли предпосылки для введения единоначалия. В июне 1924 г. Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление о введении единоначалия и установило 2 его формы:

а) оперативно-строевые и административно-хозяйственные функции были в ведении командира, а проведение партийно-политической работы оставалось за комиссаром;

б) функции командира и комиссара совмещались в одном лице. Командир в таком случае назывался "Командир-военный комиссар". В этих условиях должность комиссара упразднялась и утверждалась должность помощника командира по политической части.

Введение единоначалия в Красной Армии способствовало росту авторитета командного состава, содействовало установлению единства учебно-строевого и политического руководства. В целом сосредоточение власти в руках командиров повысило боеспособность Красной Армии и упорядочило управление войсками.

В процессе военной реформы были созданы новые воинские уставы и наставления, отразившие основные изменения, происшедшие в Вооруженных Силах. Обусловлено было это тем, что в начале 20-х годов боевая подготовка войск проводилась без единого плана, неорганизованно.

Введение единых планов боевой подготовки, разработка и внедрение новых инструкций, руководств и уставов способствовали усовершенствованию уровня обороноспособности страны.

 

 


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 150.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...