Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Органы, осуществляющие государственный экологический мониторинг




Система государственных органов экологического мониторинга представляет собой совокупность организационных форм (организаций, учреждений, органов), однородных по своим задачам, наделенных конкретной компетенцией, занимающих определенное место и имеющих связи в политической системе, направляющих свои усилия на осуществление основных наблюдательных функций. Она строится из двух основных подсистем – общего и специального управления.

Органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственный экологический мониторинг, делятся по своему статусу на общие и специальные, по масштабу деятельности – на федеральные и территориальные (субъектов РФ).

К органам общего управления относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Компетенция звеньев этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов РФ (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых, как правило, имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. Иногда в литературе их называют государственными органами общей компетенции. Деятельность президента и правительства в сфере управления охраной окружающей среды и экологического мониторинга сосредоточена в первую очередь на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью и общем контроле за ними.

С поправкой на масштабы (рамки) деятельности аналогичные функции выполняют и другие субъекты общей компетенции.

Система специальных органов управления охраной окружающей среды и экологического мониторинга, существующая на сегодняшний день, состоит из министерств, федеральных служб и федеральных агентств, которые при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга:

− формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы;

− взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;

− осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти. Каждое министерство осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому и правовому регулированию, координации и т.п., но не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, по управлению госимуществом (кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ). Министерство внутренних дел РФ подчиняется Президенту РФ, а остальные министерства, уполномоченные в сфере экологического управления, – Правительству РФ.

Федеральные службы как федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, ряд специальных функций в области общественной безопасности, издают индивидуальные правовые акты. Федеральные службы находятся в ведении Президента РФ или Правительства РФ непосредственно, либо соответствующего министерства и не вправе осуществлять другие функции (за исключением случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ).

Федеральные агентства являются федеральным органом исполнительной власти, находятся в ведении соответствующего министерства, осуществляют в установленной сфере функции по оказанию государственных услуг и управлению госимуществом, правоприменительные функции (за исключением контроля и надзора), издают индивидуальные правовые акты, а в исключительных случаях по указу Президента РФ или постановлению Правительства РФ могут быть наделены функциями нормативно-правового регулирования, контроля и надзора.

Система специальных органов РФ, выполняющих функции мониторинга окружающей среды:

I.     Министерства:

− Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

− Министерство сельского хозяйства РФ;

− Министерство здравоохранения РФ;

− Министерство транспорта РФ;

− Министерство промышленности и торговли РФ;

− Министерство энергетики РФ;

− Министерство регионального развития РФ;

− Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

− Министерство экономического развития РФ;

− Министерство внутренних дел РФ.

II.   Федеральные службы:

− Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии);

− Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ);

− Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии);

− Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ);

− Федеральная таможенная служба (руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ);

− Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (с 2012 года руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ);

− Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (находится в ведении Министерства здравоохранения РФ);

− Федеральная служба безопасности РФ (руководство деятельностью осуществляет непосредственно Президент РФ);

− Федеральная служба государственной статистики (находится в ведении Министерства экономического развития РФ);

− Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (находится в ведении Министерства экономического развития РФ).

III.  Федеральные агентства

− Федеральное агентство водных ресурсов (находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии);

− Федеральное агентство лесного хозяйства (с 2012 года находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии);

− Федеральное агентство по недропользованию (находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии);

− Федеральное агентство по рыболовству (с 2012 года находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ);

− Федеральное космическое агентство (руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ);

− Федеральное медико-биологическое агентство (находится в ведении Министерства здравоохранения РФ);

− Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (находится в ведении Министерства промышленности и торговли РФ).

В настоящее время, основными государственными органами экологического мониторинга являются Министерство природных ресурсов и экологии РФ и подведомственная ему Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Рис. 2. Государственные органы управления охраной окружающей среды и экологического мониторинга.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ выполняет следующие функции в части мониторинга окружающей среды:

− общая координация и контроль деятельности министерств и подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию, а также предприятий и организаций в области мониторинга объектов природной среды;

− организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинга животного и растительного мира, наблюдения за состоянием недр и мониторинга водных объектов и лесов;

− согласование методических и нормативно-технических документов федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга;

− обеспечение с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создание условий для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает:

1) проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценку происходящих в ней изменений, а также прогнозирование следующих опасных явлений и факторов:

− опасные природные явления, приводящие к стихийным бедствиям;

− неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности;

− химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и биологические (для поверхностных водных объектов) процессы;

− изменение компонентов природной среды, приводящее в том числе к изменению климата;

2) предоставление органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления сведений (данных) о фактическом состоянии окружающей среды, а также информации о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии;

3) предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и организациям, входящим в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной фактической и прогностической информации о состоянии окружающей среды в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) предоставление органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информации о состоянии окружающей среды для решения задач социально-гигиенического мониторинга;

5) предоставление специально уполномоченным государственным органам РФ в области охраны окружающей среды информации для комплексного анализа и оценки состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;

6) предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния;

7) организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений;

8) организацию согласованного функционирования государственной системы наблюдений с аналогичными международными системами.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при осуществлении государственного мониторинга взаимодействует со следующими федеральными органами исполнительной власти:

− с Министерством природных ресурсов и экологии РФ – в части организации и осуществления государственного экологического мониторинга на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, а также при создании и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга;

− с Министерством экономического развития РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством энергетики РФ, Министерством транспорта РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством регионального развития РФ, Федеральной службой государственной статистики – в части получения и использования сведений российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;

− с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – в части получения и использования сведений о состоянии окружающей среды, получаемых при осуществлении мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

− с Министерством сельского хозяйства РФ – в части получения и использования сведений о состоянии и загрязнении земель сельскохозяйственного назначения, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

− с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования – в части использования данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, результатов производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора, а также по вопросам установления и пересмотра перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха;

− с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии – в части использования государственных топографических карт, а также сведений о состоянии земель, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

− с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным медико-биологическим агентством – в части получения и использования сведений о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов и почв, получаемых при проведении социально-гигиенического мониторинга;

− с Федеральным агентством водных ресурсов – в части получения и использования сведений о водопотреблении и водоотведении на всех водных объектах, а также о проведении общей оценки и прогнозирования изменений состояния водных объектов, их морфометрических особенностей, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, получаемых при осуществлении государственного мониторинга водных объектов;

− с Федеральным агентством по рыболовству – в части использования сведений о состоянии среды обитания водных биологических ресурсов, получаемых при ведении государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

− с Федеральным агентством по недропользованию – в части использования сведений о состоянии подземных вод для оценки влияния подземных вод на состояние поверхностных вод, а также сведений об опасных экзогенных и эндогенных геологических процессах для оценки их влияния на состояние окружающей среды, получаемых при осуществлении государственного мониторинга состояния недр;

− с Федеральным агентством лесного хозяйства – в части использования сведений в отношении объектов государственного мониторинга, получаемых в ходе государственного лесопатологического мониторинга;

− с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках международных и межведомственных соглашений.

Конечно, и другие министерства и ведомства выполняют отдельные задачи и функции экологического мониторинга, в некоторых из них выделены в этих целях отделы или иные подразделения, но их функции носят более частный либо подчиненный иным целям характер.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...