Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для выполнения контрольной работы




Методические рекомендации

По самостоятельной работе студентов

По дисциплине

Экология

 

 

Нижний Новгород 2017 г.

Место дисциплины в структуре

Основной образовательной программы

Дисциплина «Экология» входит в базовую часть Блока 1. Дисциплины (модули) и является обязательной для изучения.

Цель изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Экология» является формирование у будущих специалистов на базе усвоенной системы опорных знаний по экологии способностей по оценке последствий их профессиональной деятельности и принятия оптимальных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

В рамках самостоятельной работы

В результате изучения дисциплины «Экология» студент должен:

Знать:

основные проблемы и задачи экологии, характер и степень опасности воздействия объектов железнодорожного транспорта на природу;

принципы формирования допустимой нагрузки на окружающую природную среду;

основы управления природоохранной деятельностью на объектах железнодорожного транспорта;

порядок проведения экологической паспортизации и экологической экспертизы объектов железнодорожного транспорта.

Уметь:

оценивать степень экологической опасности воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую природную среду;

выполнять инженерные расчеты устройств по очистке выбросов и сбросов от вредных веществ и других видов антропогенного воздействия на природную среду;

определять размеры платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

Владеть:

средствами и методами обеспечения технической безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

методами исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

методами прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

основами расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия.

Компетенции, формируемые при изучении дисциплины

 «Экология»

После изучения дисциплины “Экология” студент должен быть компетентен в следующих вопросах:

Общекультурные компетенции

- обладать способностью предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности (ОК-12).

Общепрофессиональные компетенции

- обладать способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-6).

Виды самостоятельной работы студентов

Разделы и темы Всего часов по учебному плану Виды работы Формируемые компетенции
Тема 1. Основы общей экологии 15 Работа с литературой, выполнение контрольной работы ОК-12, ОПК-6
Тема 2. Эколого-правовые и организационные вопросы охраны окружающей природной среды 23 Работа с литературой, выполнение контрольной работы ОК-12, ОПК-6
Тема 3. Взаимодействие объектов железнодорожного транспорта с окружающей природной средой 20 Работа с литературой, выполнение контрольной работы ОК-12, ОПК-6
ИТОГО 58    

 

Методические рекомендации по работе с литературой

При самостоятельной работе с литературой и изучением теоретического материала студентам рекомендуется составить конспект вопросов, приведенных в таблице.

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Вопросы для самостоятельного изучения
Тема 1. Основы общей экологии Закон лимитирующих факторов. Биохимический круговорот веществ в природе (кислорода, углерода, азота, фосфора). Учение о биосфере. Учение о ноосфере. Законы экологии.
Тема 2. Эколого-правовые и организационные вопросы охраны окружающей природной среды Основные принципы охраны окружающей природной среды. Состав природоохранного законодательства. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Ответственность за экологические правонарушения. Стандарты в области охраны природы. Системы стандартов в природопользовании. Экологический мониторинг: понятие, цели, задачи, уровни. Экологическое нормирование. Международное сотрудничество в области охраны окружающей человека природной среды, его необходимость. Основные международные соглашения в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Международные организации и направление их работы.
Тема 3. Взаимодействие объектов железнодорожного транспорта с окружающей природной средой Санитарно-защитные зоны. Методы и средства очистки атмосферного воздуха от загрязнений. Типовые схемы очистки воздуха на объектах железнодорожного транспорта. Контроль качества атмосферного воздуха. Системный подход при изучении взаимодействия транспорта с окружающей средой. Уровни и нормы воздействия на природную среду. Характеристика наиболее распространенных загрязнителей окружающей природной среды на объектах железнодорожного транспорта: неорганические соединения (оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота); органические соединения (сажа, нефтепродукты); биологические загрязнители; синтетические поверхностно-активные вещества; тяжелые металлы (ртуть, свинец); другие химические загрязнители; шумы и вибрации; радиоактивное, электромагнитное излучения; тепловое загрязнение.

 

Часть вопросов, которые студенты изучают самостоятельно, выносятся на зачет, в качестве основных вопросов, а часть могут быть использованы в качестве дополнительных вопросов при проведении зачета.

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Цель контрольной работы:

- закрепление знаний, полученных студентом при самостоятельном изучении дисциплины.

Задачи выполнения контрольной работы:

- самостоятельное изучение соответствующей темы учебной дисциплины;

- формирование навыка самостоятельной работы по подбору и обработке литературы.

 

Прежде чем приступать к выполнению контрольной работы студент должен тщательно проработать материал соответствующих разделов курса.

Контрольная работа выполняется на листах формата А4. На титульном листе должны быть указаны наименование дисциплины, данные студента и его учебный шифр.

При выполнении контрольной работы обязательна ссылка на источники литературы.

В контрольной работе студент должен ответить на три вопроса и решить три задачи. Номера задач и вопросов выбираются по таблице 1 в зависимости от последней и предпоследней цифр учебного шифра. Исходные данные для решения задач принимаются по предпоследней цифре учебного шифра.

Ответы на вопросы и решение задач следует излагать кратко с приведением необходимых схем и эскизов, текст необходимо сопровождать ссылками на нормативные документы и литературные источники. Контрольная работа должна быть написана четко и разборчиво. В конце работы указывается использованная литература, ставится подпись и дата.

Задания для выполнения контрольной работы

Вопросы

1. Основные определения экологии и термины.

2. Глобальные проблемы, вызванные загрязнением окружающей среды.

3. Биосфера. Структура окружающей среды. Законы экологии.

4. Экосистемы. Основные понятия и структура экосистем.

5. Экологические пирамиды численности, биомассы, энергии.

6. Формирование и функционирование экосистем, их устойчивость и изменение.

7. Законодательные и иные правовые акты по охране окружающей среды.

8. Стандарты в области охраны окружающей среды.

9. Ответственность за экологические правонарушения.

10. Международные экологические организации: цели, задачи, сфера деятельности.

11. Экономический механизм охраны природной среды.

12. Плата за использование ресурсов и загрязнение окружающей природной среды.

13. Экологический контроль за состоянием окружающей среды.

14. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

15. Экологическая экспертиза.

16. Воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду. Основные техногенные факторы воздействия.

17. Экологические требования к размещению, строительству и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.

18 Основные экологические требования к производственным процессам и производственному оборудованию.

19. Принципы водопользования и водопотребления. Нормы водопотребления для предприятий железнодорожного транспорта.

20. Источники загрязнения воды на объектах железнодорожного транспорта. Показатели качества воды. Контроль качества воды.

21. Условия сброса сточных вод в канализацию и водоемы. Способы очистки сточных вод.

22. Источники загрязнения атмосферного воздуха на объектах железнодорожного транспорта. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов. Контроль качества атмосферного воздуха.

23. Выбросы вредных веществ в атмосферу. Предельно допустимый выброс. Инвентаризация выбросов в атмосферу.

24. Методы и средства очистки выбросов в атмосферу.

25. Охрана и рациональное использование земель и почв. Отвод земель под строительство железных дорог.

26. Загрязнение земель и почв. Влияние загрязненности почв на здоровье людей. Предельно допустимые концентрации химических веществ в почве.

27. Охрана земель, контроль за их использованием. Рекультивация земель. Лесные полосы вдоль железных дорог.

28. Охрана недр и ландшафтов. Принципы природопользования и охрана минеральных ресурсов.

29. Ресурсы, ресурсоемкость и ресурсосбережение на производстве. Пути снижения расхода природных ресурсов на предприятиях.

30. Утилизация и переработка производственных отходов. Токсичные производственные отходы и их обезвреживание.

31. Источники транспортного шума. Воздействие шума на человека и окружающую среду.

32. Защита окружающей среды и населения от действия транспортного шума. Снижение шума градостроительными методами.

33. Источники радиоактивного загрязнения окружающей среды. Методы обеспечения радиационной безопасности.

34. Характеристика воздействия электромагнитных полей. Способы защиты от электромагнитных полей на объектах железнодорожного транспорта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...