Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие свойства различных видов мотивации




Виды мотиваций различаются направленностью и способами удовлетворения потребности,  при этом всем им присущи некоторые общие черты:

1. Во время любой мотивации наблюдается активация моторной систем. Увеличивается средний уровень двигательной активности. Возрастает двигательная реактивность на сенсорные стимулы. Индифферентные раздражители приобретают способность стимулировать животное к движению. Возрастание моторной активности свойственно голоду, ярости и страху, любопытству. Единственным исключением, по-видимому, является пассивный страх, когда животное замирает на месте.

2. Повышение тонуса симпатической системы, выражающееся в вегетативных реакциях: росте частоты сердцебиения, артериального давления, возникновении сосудистых реакций, изменении проводимости кожи. Активация симпатической системы расширяет сосуды в скелетных мышцах, что обеспечивает увеличение притока кислорода к работающим мышцам. Повышение симпатического тонуса осуществляется через нисходящие пути, идущие от лимбической системы, гипоталамуса.

3. Рост активации афферентных систем, позволяющий с большей легкостью выявлять биологически значимые и сигнальные раздражители в окружающей среде. Это выражается в снижении сенсорных порогов, в усилении ориентировочных реакций.

4. Возрастание поисковой активности (II фаза мотивации), которая носит целенаправленный характер.

5. Актуализация памятиявляется необходимым звеном для реализации поискового целенаправленного поведения, прежде всего образов цели и возможных способов их достижения.

6. Изменения в ЭЭГ, в которых отражается специфика мотивационного состояния.

7. Возникновение субъективных эмоциональных переживаний.Несмотря на то, что субъективные переживания страха, голода и других состояний различаются, их объединяет то, что все они относятся к переживанию с отрицательным эмоциональным знаком. Отрицательный эмоциональный тон — наиболее типичная форма субъективного отражения мотивации. Вместе с тем существует и другой класс субъективных переживаний с положительным знаком, который характеризует особую группу мотиваций: поведение любознательности, стремление к творческой активности.

Мотивация как доминанта

Доминирующая мотивация – это мотивационное возбуждение, которое реализуется в поведении.

Взаимодействие различных видов поведения строится на основе открытого A.A. Ухтомским принципа доминанты. В каждый данный момент времени деятельность организма определяется доминирующей в плане выживания и адаптации мотивацией. После завершения одного мотивированного поведения организмом завладевает следующая ведущая по социальной и биологической значимости мотивация. Ведущая мотивация подчиняет себе все другие. При формировании доминирующего поведения внутреннее состояние животного и человека и внешние стимулы нередко могут приходить в столкновение.

Мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, обнаруживает свойство инертности.Оно длительно сохраняется, пока не будет удовлетворена породившая его потребность. Все посторонние раздражители только усиливают его, тогда как все другие виды деятельности подавляются мотивацией, которая реализуется в данном поведении.

Во время мотивационного возбуждения и доминанты наблюдаются сходные изменения как в электрической активности мозга, так и в реакциях нейронов. У нейронов, охваченных мотивационным возбуждением, так же как и находящихся в центре доминанты, растет возбудимость и лабильность. Доминирующее мотивационное возбуждение существенно изменяет интегративные свойства нейронов различных структур мозга и прежде всего их конвергентные способности.Конвергентные свойства нейронов коры в значительной степени зависят от восходящих активирующих влияний гипоталамуса. Усиление конвергентных способностей нейронов объясняет такие свойства доминанты, как ее повышенная возбудимость и способность суммировать приходящие возбуждения. К.В. Судаков выделяет корково-подкорковый уровень интеграции мотивационного возбуждения. В этой интеграции одни структуры избирательно возбуждены, другие заторможены.

Интегративный корково-подкорковый комплекс Мотивационного возбуждения активируется либо метаболической потребностью, либо специальными (ключевыми) стимулами, а у человека и социально значимыми.На уровне нейронов интеграция различных образований мозга в единую систему определенной биологической мотивации проявляется в появлении у нейронов общего единого ритма.Согласно A.A. Ухтомскому, усвоение единого ритма нервными центрами (принцип изолабильности) является механизмом их объединения в единую функциональную констелляцию. Возрастание синхронизации электрической активности коры и подкорки было отмечено для ориентировочного рефлекса.

Поведение зависит и от той среды, в которой содержится животное.Т. е. возбуждение, возникающее на обстановку, может оказаться более сильным, нежели то, которое вызывается электрической стимуляциейк примеру «центра голода».

Нейроанатомия мотиваций

Ø Регуляция пищевой, питьевой, оборонительной мотивации осуществляется взаимодействием латерального и вентромедиального отделов в задней области гипоталамуса.

· Пищевая мотивация

Пищевая мотивация на уровне гипоталамуса регулируется реципрокными механизмами двух центров в латеральном и вентромедиальном отделах гипоталамуса. Пищевое поведение регулируется гуморальными и нервными механизмами. Их интеграция осуществляется в хемочувствительных нейронах гипоталамуса: глюкозочувствительных и глюкозореактивных нейронах.Эти нейроны обладают мультимодальной чувствительностью: к глюкозе,сахарным кислотам, свободным жирным кислотам, катехоламину, опиатам, инсулину, глюкогенуи другим эндогенным химическим соединениям, кроме того, они реагируют на внешние сенсорные раздражения. Нейроны двух областей гипоталамуса одинаково нужны для нормального пищевого поведения.

Мотивационная теория двух центров (существования в гипоталамусе двух центров), контролирующих пищевое поведение:

1) центра голода (латеральный гипоталамус) -при его раздражении возникает двигательное беспокойство и поисковое поведение еды. В нем обнаружены нейроны:

-глюкозоЧувствительные нейроны -в ответ на подведение к ним глюкозы, пропорционально дозе, тормозят свою активность без изменения сопротивления мембраны.Их активность модулируется пищевой мотивацией.Эти нейроны вовлекаются в процессе пищедобывательного поведения.Полагают, что эти нейроны участвуют в интеграции внутренней информации и восприятии подкрепления.

- глюкозоНечувствительные нейроны - активируются во время пищедобывательного поведения, однако их реакции совпадают с движениями, а не предшествуют им.Принимают участие в реализации движений.Полагают, что эти нейроны играют роль в интеграции внешней информации.

2) центр насыщения (вентромедиальный гипоталамус) - при раздражении животное перестает есть. Найдены глюкозоРецептивные нейроны, которые на глюкозу реагируют в соответствии с величиной дозы увеличивают частоту разрядов, при этом сопротивление мембраны нейронов растет.

· Оборонительной мотивации

Реакции агрессивно-оборонительного типа также регулируются взаимодействием вентромедиальной и латеральной областей гипоталамуса через центральное серое вещество среднего мозга.В этой структуре обнаружены командные нейроны, запускающие реакцию агрессии и не возбуждающиеся при других реакциях.

Различные виды агрессивного поведения в зависимости от направленности (борьбу за самку, за место в групповой иерархии, за территорию, за самосохранение) обеспечивается различными участками в гипоталамусе.

· Поведение бодрствование—сон

Поведение бодрствование—сон также обеспечивается системой двух центров гипоталамуса:

- центр бодрствования- локализован в заднем отделе.Раздражение задней области гипоталамуса вызывает симптомы, характерные для активации симпатической нервной системы (эрготропная система).

- центр сна- локализован в его переднем отделе.На раздражение зоны в преоптической области и переднем гипоталамусе возникают симптомы, характерные для активации парасимпатической нервной системы (трофотропная система).

В настоящее время считают, что гипоталамус является критической зоной для регулирования цикла бодрствование—сон. Существует реципрокное(лат. reciprocus –движущийся взад и вперед, взаимный, возвратный) взаимоотношение между передней и задней областями гипоталамуса (мультинейронная активность ретикулярной формации (активирующей системы) и преоптической области гипоталамуса (тормозной системы)); его значение: для регуляции чередования различных фаз цикла бодрствование—сон.

Ø Однако гипоталамус занимает низший уровень в лимбической системе, обеспечивающей регуляцию мотивационного поведения.Он находится, под контролем миндалины (амигдалы).

- Базолатеральная область миндалины тормозит пищевое поведение, по-видимому, через вентромедиальный гипоталамус (центр насыщения).

- Дорзомедиальная миндалина оказывает на пищевое поведение облегчающее влияние прямо через активацию латерального гипоталамуса(центра голода),либо через торможение вентромедиального гипоталамуса (центр насыщения).В результате высвобождается латеральный гипоталамус от тормозящего влияния со стороны вентромедиального ядра.

Функции, осуществляемые миндалиной, в большей мере зависят от факторов внешней среды и ситуации удовлетворения потребностей, чем функции гипоталамуса.Миндалина скорее важна для различения вкусной и невкусной, новой и знакомой пищи, т. е. для формирования ответов на экстероцептивные пищевые стимулы. Согласно П.В. Симонову, главная функция миндалины — выделение доминирующей потребности, подлежащей первоочередному удовлетворению.

П.В. Симонов полагает, что выбор поведения осуществляется «взвешиванием» конкурирующих эмоций, порожденных конкурирующими потребностями. Гипоталамус имеет тесные связи с лобной корой, которую, по-видимому, можно рассматривать как продолжение лимбической системы на корковом уровне. Во фронтальной коре найдены нейроны, по своим функциям сходные с глюкозочувствительными и глюкозонечувствительными нейронами латерального гипоталамуса. Нейроны ростральной дорзолатеральной префронтальной коры у обезьян преимущественно участвуют в процессах мотивации, а нейроны каудальной части — в сенсорном анализе вкуса и качества пищевого подкрепления.

Нейрохимия мотиваций

Объединение различных структур мозга в функциональную систему, обеспечивающую реализацию определенной мотивации, имеет свою нейрохимическую основу.

Биохимической основой формирования мотиваций является несколько групп биологически активных веществ:

-нейромедиаторы (ацетилхолин, серотонин, дофамин, норадреналин и др.) -которые выделяются нервными окончаниями и служат посредниками в процессе синаптической передачи.

- гормоны -секретируемые железами внутренней секреции и нейрогормоны -вырабатываемые нейросекреторными клетками нервной ткани. Гормоны и нейрогормоны поступают в кровь, гемолимфу, в тканевую и спиномозговую жидкость и оказывают дистантное длительное регулирующее действие на ЦНС и висцеральные органы.К последним относятся катехоламины (дофамин, норадреналин), серотонин, а также вещества полипептидной природы (вазопресин, окситоцин и др.).

- нейропептиды - привлекают большое внимание исследователей.Они обладают исключительно высокой биологической активностью. Нейропептиды —простые по своему строению, состоящие из нескольких остатков аминокислот (от двух до нескольких десятков), синтезируются мозговой тканью (но и не только ею). Их главная особенность — полифункциональность: каждый нейропептид имеет необычайно широкий спектр действий, одновременно участвуя в регуляции множества мозговых функций. Полифункциональность, многоадресность пептидов позволяют им оказывать регулирующее влияние на организм в целом, обеспечивая тем самым организацию целостных поведенческих актов. Частично это их свойство обусловлено способностью взаимодействовать с «классическими» нейромедиаторами и информационными макромолекулами (ДНК, РНК и белками). Отсюда нейропептиды, по-видимому, могут быть универсальными механизмами интеграции, возникшими на самых ранних этапах эволюции. Длительность их жизни после высвобождения из мест синтеза или хранения измеряется минутами. По-видимому, пептиды могут запускать цепь процессов, которые развертываются уже без их участия, т. е. в этих случаях пептиды выполняют лишь пусковую функцию.

Роль нейропептида в интеграции нервных образований в функциональную систему пищевого поведения:исследователи полагают, что раздражение «центра голода» латерального отдела гипоталамуса и естественное пищевое возбуждение, по-видимому, активируют аппарат генетической памяти различных отделов ЦНС, в результате чего из клеток этих структур в межклеточное пространство выделяется пептидный фактор, имеющий структуру, близкую к гастрину. И этот нейропептид, по-видимому, играет роль «тригера» для функциональной системы питания. Т.е.возбуждение гипоталамуса с возникновением пищевой потребности активирует генный аппарат нейронов. В результате этого выделенный в межклеточную среду нейропептид (пентогастрин) вызывает пищедобывательное поведение.

Высокая концентрация вещества пептидной природы обнаружена у человека и животных в области гипоталамуса и в структурах лимбической системы, что тоже указывает на участие нейропептидов в центральных механизмах биологических мотиваций:оборонительные реакции, пищевая и питьевая мотивация.

ЭМОЦИИ

Функции эмоций

Эмоция—особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.

А.Н. Леонтьев различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства:

Аффекты —это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.

Собственно эмоции—это более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации.

Предметные чувства —возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Основное биологическое значение эмоционального переживания в том, что только оно позволяет быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, а также возможности ее удовлетворения в результате уже совершенных действий. Удовлетворение потребности также отражается и оценивается в эмоции. Например, в ощущении сытости. В процессе деятельности эмоциональные переживания закономерно сменяют друг друга.

В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения. Эмоции успеха—неуспеха обладают способностью побуждать человека к переключению от одних действий к другим.

Движения животных управляются самостоятельным нейрофизиологическим механизмом. Обнаружили два типа агрессивного поведения у кошки: «аффективную агрессию» и «хладнокровное» нападение. Реакции животных, выражающие эмоциональное состояние, могут быть включены в поведение животного, а могут и не быть использованы. Центры или группа центров, ответственных за выражение эмоций, находятся в гипоталамусе.

Выделяют несколько функций эмоций -отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную:

1) отражательная (оценочная)—выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Пример:при боли найти такое положение, которое уменьшает болевые ощущения. Эмоциональные оценочные способности формируются на основе опыта индивидуальных переживаний и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. Т. е. эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. И это один из факторов развития эмоциональной сферы человека.

Изучение отражательной функции эмоции привело П.В. Симонова к разработке потребностно-информационной теории, согласно которой «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта».Согласно информационной теории эмоций положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с ранее существующим прогнозом или в ситуации возрастания вероятности достижения цели. Отрицательные эмоции представляют реакцию на дефицит информации или на падение вероятности достижения цели в процессе деятельности субъекта.

2) побуждающая оценочная или отражательная функция эмоций непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Слово «эмоция» произошло от французского глагола «mouvoir», означающего «приводить в движение». Его начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радости, желании, боли и т. д.) в отличие от мыслей. С.Л. Рубинштейн писал, что «...Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него». Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности.

Два класса эмоций несут функцию побуждения:

- ведущее эмоциональное переживание, направленное на предмет — цель поведения, удовлетворяющего потребность, инициирует само адаптивное поведение.

- ситуативные (или производные) эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают субъект действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения, само поведение, средства достижения цели.

Анализируя ситуативные эмоции у человека, В.К. Вилюнас выделяет класс эмоций успеха неуспеха с тремя подгруппами.Онивыполняют регулирующую функцию в отношении деятельности. На основе эмоциональных оценок они побуждают человека к завершению выбранных действий или к отказу от них и поиску новых:

I. констатируемый успех—неуспех - отвечают на смену проб в поведении;

II. предвосхищающий успех — неуспех -формируются на основе констатирующих в результате ассоциации их с деталями ситуации, которая при повторном столкновении с ситуацией воспроизводится уже в качестве эмоций, предвосхищающих возможные удачи или затруднения. Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания, догадки, появлением идеи решения, которая еще не вербализована. Им соответствует резкое падение сопротивления кожи. Рост кожного сопротивления — эмоциональное предвосхищение перестройки в деятельности, требующей остановки, изменений деятельности, тогда как падение кожного сопротивления — эмоциональное предвосхищение правильного выбора направления поисков, действий;

III. обобщенный успех — неуспех -возникает в результате оценки деятельности в целом.

3) подкрепляющяяэмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти.Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, к примеру отражающегося в чувстве голода.Реальным подкреплением для выработки условного рефлекса (классического и инструментального) является награда. Получение награды ассоциируется с возникновением положительных эмоций. Т.е. механизм, генерирующий положительную эмоцию, обеспечивает выработку условного рефлекса.Социальные взаимоотношения: эмоциональные реакции одних животных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других особей.

4) переключательная —обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

5) коммуникативная—мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.Между эмоциями существует полярность. Например, радость и печаль, гнев и страх, интерес и отвращение, стыд и презрение. Согласно Ч. Дарвину, противоположные эмоции (например, антипатии и симпатии) могут выражаться противоположными движениями. Мимика возникла в эволюционном процессе и выполняет важную адаптивную функцию. В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать информацию о «намерениях» или состоянии индивида и таким образом повышающую бдительность другого существа в окружающей его среде. Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.

Коммуникативная функция эмоций предполагает наличие механизма позволяющего читать смысл выразительных движений.В основе идентификации эмоций по мимике лица лежит активность отдельных нейронов, селективно реагирующих на эмоциональное выражение. Легче распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). Наибольшую информацию об эмоции содержит выражение рта. Идентификация эмоций возрастает вследствие научения. 50% детей в возрасте до 3 лет распознавали реакцию смеха на фотографиях актеров, а эмоцию боли в возрасте 5-6 лет.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...