Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА,ЕЕ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Происходящие изменения в международной обстановке положили начало новым подходам в сфере политических, экономических и военных отношений стран мирового сообщества. В этих условиях обеспечение национальной безопасности тесно связано с решением экономических вопросов. Вместе с тем, поскольку угроза войны в современном мире окончательно не снята, с особой остротой встает проблема обеспечения экономической безопасности государстваи практических шагов в этом направлении. Одной из главных угроз национальной стабильности и безопасности стал международный терроризм. Международный терроризм – активная разрушительная сила, широко использующая финансовую и организационную поддержку извне. Действия его скоординированы. Борьба с международным терроризмом требует укрепления межгосударственного сотрудничества, развития как военно-политической, так и военно-экономической интеграции.В Концепции национальной безопасности РФ вполне определенно сформулированы реальные угрозы российской безопасности, к числу которых отнесены: • состояние российской экономики, экономическая дезинтеграция, ослабление научно-технического и технологического потенциала страны; • несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества; • социально-политическая поляризация российского общества, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы; • криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, увеличение масштабов терроризма; • размывание единого правового пространства РФ, несовершенство правовой базы, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров и т. д.; • обострение межнациональных отношений (этноэгоизм, этноцентризм, шовинизм, неконтролируемая миграция), способствующее усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создающее условия для возникновения конфликтов; • угроза физическому здоровью народа, вызванная кризисом системы здравоохранения и социальной защиты населения, ростом потребления алкоголя и наркотиков; • сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов, ослабление семьи; • снижение духовного, нравственного и творческого потенциала народа; • угроза личной безопасности граждан и пр.; • угрозы в международной сфере, связанные с продвижением НАТО на восток, притязаниями на российскую территорию, возникновением и эскалацией конфликтов вблизи границ РФ, международным терроризмом и пр.; • угрозы в информационной сфере – попытки вытеснить Россию как с внешнего, так и с внутреннего информационного рынка, разработка рядом государств концепции информационных войн и т. д.; • возрастание уровня и масштабов угроз в военной сфере, обусловленное переходом США и НАТО к практике силовых действий без санкции Совета Безопасности ООН; • угрозы в пограничной сфере, связанные с экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией, активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций; • активизация на территории РФ деятельности иностранных спецслужб и используемых ими организаций; • экологические, техногенные угрозы.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена также рядом обстоятельств внутреннего и внешнего характера. ВО-ПЕРВЫХ, осложнение внутриэкономических и социально- политических проблем в ряде стран: дефицит госбюджета, безработица, разгул "теневой экономики" и другие негативные явления спада производства, политической нестабильности и обострения социальной напряженности в обществе. В результате этого происходит разрушение экономических основ обеспечения национальной безопасности. ВО-ВТОРЫХ, в условиях ослабления одних стран усиливается стремление других держав к военно-технологическому превосходству над ними, использованию "экономических рычагов" давления для достижения своих политических интересов. В-ТРЕТЬИХ, жизненно важными становятся вопросы соблюдения определенного баланса между позитивными и негативными сторонами воздействия внешнеэкономических связей на ход и темпы социально- экономических преобразований, а также обеспечение обороноспособности государства. Таким образом, одной из важнейших первоочередных задач любого государства мира в настоящее время является достижение такого уровня экономической безопасности, который обеспечивал бы внутреннюю стабильность, активное участие страны в международном разделении труда и одновременно гарантировал ее национальную безопасность. I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА,ЕЕ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА Экономическая безопасность государства является неотъемлемой частью национальной безопасности. Национальная безопасность – этосостояние защищенности общества, государства и личностиот внутренних и внешних угроз. Наряду с экономической безопасностью, национальная безопасность включает в себя: Подэкономической безопасностью государства(ЭБ) понимаетсясостояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность в условиях наличия неблагоприятных внешних и внутренних факторов. Экономическая безопасность государства– сложное социально- экономическое явление, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз (опасностей) экономике страны. Экономическая безопасность государстваопределяется: Материальную основу экономической безопасностисоставляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство, цивилизованный уровень жизни граждан и экономическую независимость государства. Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями "РАЗВИТИЕ" и "УСТОЙЧИВОСТЬ". Развитие национального хозяйства– один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у государства резко сокращаются возможности сопротивляемости негативным внешним и внутренним воздействиям на национальное хозяйство. Устойчивость национального хозяйства– важнейшая характеристика экономики как единой системы. Она отражает прочность и надежность ее элементов, экономических и организационных связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Содержание категории "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА" может быть рассмотрено с различных сторон. Экономическая безопасность может быть представлена как состояние экономики, то есть как состояние национального хозяйства, при котором комплекс экономических, производственных и технологических факторов позволяет осуществлять воспроизводственный цикл. Экономическая безопасность может быть также рассмотрена как процесс создания и упрочения условий, обеспечивающих надежное функционирование национальной экономики в ходе ее развития. И, наконец, система экономической безопасности государства может быть определена как совокупность взаимосвязанных структурных элементов: Компонентами(слагаемыми) экономической безопасности государства являются: США, Россия, Япония, Китай, Евросоюз и ряд других государств мира занимают лидирующее положение в мире по промышленному потенциалу, уровню сельскохозяйственного производства, запасам природных ресурсов, имеют выгодное географическое положение, что способствует обеспечению экономической безопасности этих стран. Вместе с тем, они порой резко отличаются по промышленному потенциалу, запасам полезных ископаемых, уровню социально-демографического развития, а также степенью государственного регулирования экономики. В этой связи, остановимся несколько подробнее на проблемеЗАЩИТЫ национальных экономических интересов иРЕГУЛИРОВАНИЯэкономики страны со стороны государства. Экономическая безопасность государства обусловливает не только успешное экономическое развитие, но и необходимость создания механизмов защиты национальных экономических интересов. Стратегияэкономической безопасности государства должна быть ориентирована не толькона обеспечение социально-экономической и социально-политической стабильности общества, но и на обеспечение национального хозяйства необходимыми ресурсами, защищенность экспорта производимой продукции, поддержание достаточного уровня жизни населения и пр. При этом одним из главных приоритетов реализации стратегии экономической безопасности выступаетпостроение системы государственного регулированияв этой области, что имеет принципиальное значение для предотвращения распада общества. Существуют несколько моделей рыночной экономики, которые отличаются, прежде всего, уровнем государственного регулирования национального хозяйства. В общем случае, деятельность государства по укреплению экономических основ национальной безопасности должна предусматривать: Остановимся далее на рассмотрении структурных элементов экономической безопасности. Составными структурными элементамиэкономической безопасности являются: технологическая,технико-производственная, валютно-кредитная, сырьевая, энергетическая,экологическая, информационная и экологическая составляющие. Технологическая составляющаяэкономической безопасности предполагает состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ееТЕХНИКО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯсоставляющая. Под ней понимается способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. Особую опасность для национальной безопасности государства представляет зависимость от внешних поставок. В случае обострения экономического или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное производство машинно-технической продукции высокого качества и в достаточном количестве. Валютно-кредитную составляющуюможно определить как возможность государства получать, размещать и использовать зарубежные кредиты и инвестиции, а также рассчитываться по ним в пределах, обеспечивающих устойчивое функционирование своей валютно-финансовой системы и удовлетворение общественных потребностей в неблагоприятных внешних и внутренних экономических условиях. Продовольственная и сырьевая составляющиепредполагают обеспеченность экономики страны соответственно продовольствием и сырьем в размерах необходимых для эффективного функционирования национального хозяйства.Проблемным вопросом обеспечения продовольственной и сырьевой безопасности является зависимость национального хозяйства от импорта продовольственных и сырьевых ресурсов. Энергетическая составляющаяпредполагает обеспечение стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления или адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них. Энергетическая безопасность предполагает определение, выявление и систематизацию событий, наступление которых прямо или косвенно может нанести ущерб развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК). К числу проблем, снижающих энергетическую безопасность государства, можно отнести: Экологическая составляющаяпредусматривает такое состояние национальной экономики, при котором предотвращаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и средой обитания, не допускается нанесение ущерба экономическому потенциалу государства. Информационная составляющаяпредполагает такой порядок взаимного обмена производственными, научно-техническими сведениями внутри хозяйственного комплекса страны и с зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться тайна технологии производства. Аксиомой является положение о том, что страна, имеющая превосходство в информационном обеспечении национального хозяйства, силах и средствах информационного противоборства, может рассчитывать на лидерство в экономической и военно-политической областях, иметь стратегическое и экономическое преимущество. Очевидно, что ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА. Как специфическое направление государственной экономической политики, оно охватывает систему отношений между хозяйствующими субъектами по удовлетворению экономических потребностей общества и имеет целью поиск оптимальных путей решения всего комплекса экономических проблем. Решение задач укрепления экономических основ обеспечения национальной безопасности государства невозможно без проведения всестороннего теоретического анализа факторов, критериев и показателей, объективно отражающих состояние национальной экономики и указывающих на возможные опасности для ее нормального развития. В этой связи, рассмотрим далеевнутренние и внешние факторы, влияющие на экономическую безопасность ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, влияющие на материальные основы экономической безопасности, можно классифицировать следующим образом. Экономические факторы- это, прежде всего: Организационные факторывключают в себя, как правило: Кправовым фактораммогут быть отнесены: Социальные факторывключают в себя: ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, оказывающие влияние на состояние экономической безопасности государства, включают в себя следующие факторы. Торгово-экономический фактор, элементами которого являются: Валютно-финансовый фактор, включающий: Маркетинговый фактор, учитывающий: Еще одним важным вопросом, на котором хотелось бы остановиться, являетсявзаимосвязь экономической безопасности с другими составными частями национальной безопасности. Экономическая безопасность государства, как составная часть национальной безопасности, может быть в полной мере обеспечена лишь при обеспечении других видов безопасности личности, общества и государства. В этом плане экономическую безопасность государства целесообразно рассматривать в единстве и во взаимодействии с различными видами безопасности. Например, экономическую безопасность, непосредственно связанную с проблемой обеспечения обороноспособности государства, можно рассматривать как военно-экономическую безопасность. Военно-экономическая безопасность государства(ВЭБ) предполагает такое состояние военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления в мирное время и в период вооруженного противоборства. Ее можно также охарактеризовать как способность военно-промышленного комплекса страны в любых условиях парировать внешние и внутренние угрозы военно-экономического характера. Военно-экономическая безопасность включает в себя следующие важнейшиеКОМПОНЕНТЫ: Например, оптимальный вариант, предусматривающий возможность мобилизационного развертывания промышленности, предполагает осуществление ряда организационно-технических мероприятий. К их числу можно отнести: В этой связи, структурно-логическая схема определения целевых программ обеспечения военно-экономической безопасности должна предусматривать обоснование стратегии военно-экономической безопасности с учетом как программы экономического развития государства, так и положений проводимой им военной политики. Таким образом, концепция военно-экономической безопасности базируется, с одной стороны, на положениях военной доктрины государства, а, с другой - на принятой стратегии обеспечения его экономической безопасности. Возвращаясь к экономической безопасности государства, следует отметить, что она может быть охарактеризована по определенным качественным критериям, которые могут отражать: В этой связи, критериальная оценка экономической безопасностипредполагает учет и определение значений следующих параметров: 1. Состояния ресурсного потенциала государства и возможностей его развития, в том числе: 2. Способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, прежде всего: 3. Состояния научно-технического потенциала страны, сохранения и развития ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость государства на стратегически важных направлениях НТП. 4. Устойчивости финансовой системы, определяемой стабильностью цен, состоянием государственного бюджета, направленностью финансовых потоков, степенью защищенности вкладчиков, конвертируемостью национальной валюты, стратегическим золотым запасом. 5. Сбалансированности внешнеэкономической политики, предполагающей как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей, в том числе: 6. Уровня жизни населения, а также уровней бедности, безработицы и имущественной дифференциации. 7. Наличия экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности. 8. Уровня государственного регулирования экономикой, обеспечивающего ее оптимальное функционирование как в мирных условиях, так и в период военного противоборства. В этой связи,система показателейэкономической безопасности может включать:
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ Развитие национальной экономики всякого государства в современных условиях происходит в условиях существования различных угроз его экономической безопасности. Основными из них являются: Таким образом, одной из главных задач в решении проблем обеспечения национальной безопасности является преодоление спада производства и обеспечение экономической стабилизации. Хроника экономической жизни России 90-х гг. прошлого столетия подводит к выводу об исключительной важности для страны решения проблемы перехода к стабильному развитию. Экономический подъем в современных условиях - это не просто наращивание ВВП. Необходимо обеспечить перевод всей экономики станы на новую современную технико- технологическую базу. Для этого необходимо: Еще одним важным направлением укрепления экономической безопасности государства является укрепление его экономического потенциала. Мощный экономический потенциал составляет материальную основу поступательного развития общества. Он обеспечивает удовлетворение всей гаммы экономических потребностей общества и личности. От степени его развития зависит не только экономическое благосостояние общества и его членов, но и его обороноспособность. К числу важнейших направлений укрепления экономической безопасности государства можно отнести также научно-технические преобразования в экономике. В этом плане одно из главных мест для обеспечения экономической безопасности государства занимают стандартизация и унификация производственных и технологических процессов. Разработка единых стандартов, технологических условий и элементной базы, унификация узлов и деталей становятся ощутимой предпосылкой специализации и кооперации, а также эффективным средством сокращения расходов при производстве гражданской и военной продукции. Укрепление экономических основ безопасности страны напрямую зависит от государственной промышленной политики. Ее императив – создание многоотраслевого высокотехнологичного и конкурентоспособного промышленного комплекса. В настоящее время новейшие технологии являются определяющими в качестве и динамике экономического роста. Вот почему технологическая безопасность выступает доминирующей составляющей экономических основ безопасности государства в целом. Укрепление технологической безопасности предусматривает защиту научно-технического комплекса страны. Недопустимо строить систему национальной технологической безопасности на принципах технологической автаркии*, тотальной закрытости своего научно-технического потенциала. Стержневым принципом сохранения и укрепления технологической безопасности выступает равная технологическая зависимость с партнерами по международному сотрудничеству. Важным направлением укрепления материальных основ безопасности страны является рациональное проведение конверсии военного производства. Мировой опыт проведения конверсионных мероприятий позволяет выделить следующие основные формы наиболее рационального проведения этого процесса. Во-первых, использование для гражданского производства действующих военных заводов. Актуальным направлением укрепления экономических основ обеспечения безопасности государства является ее экономическое сотрудничество с зарубежными странами. С учетом современных реалий интересы безопасности стран мирового сообщества требуют не просто поддержания хозяйственных связей, а формирования новых, способствующих технологическому, институциональному и социальному прогрессу. Формой экономического сотрудничества с зарубежными странами является инвестирование в экономику других государств. Важное место в системе обеспечения национальной безопасности государства занимает военно-экономическое сотрудничество с зарубежными странами. Расширение и углубление этого сотрудничества позволяют более эффективно использовать выделяемые на военные цели финансовые средства, расширяют технологическую базу военного производства, способствуют разработке и принятию на вооружение сложнейших систем оружия, увеличивают мобилизационные возможности экономики, обеспечивают повышение уровня стандартизации вооружения. Таким образом, могут быть выделены как внутриэкономический механизмобеспечения экономической безопасности государства, так и внешнеэкономический механизм. Главными направлениями реализации ВНУТРИЭКОНОМИЧЕСКОГО механизма являются: Основными направлениями реализацииВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГОмеханизма обеспечения экономической безопасности государства являются:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ тенденций развития мирохозяйственных связей, научно- технических преобразований в экономике, опыта проведения конверсии, мировых интеграционных процессов и воздействия этих факторов на экономические основы национальной безопасности государств мирового сообщества позволяет сделать ряд принципиальных выводов. 1. Укрепление экономических основ безопасности государства обусловливает глубокие структурные преобразования в хозяйственном комплексе страны и его военном секторе, ускорение научно-технического прогресса, массового внедрения в производство новейших технологий. 2. Экономическая безопасность государства предполагает всестороннее совершенствование внутриэкономического и внешнеэкономического механизмов ее обеспечения. 3. Укрепление экономической безопасности страны возможно лишь при условии рационально организованной конверсии. Чрезвычайно важным в ходе ее проведения является сохранение достаточно высокой мобилизационной готовности промышленности. 4. Важнейшим рычагом укрепления национальной безопасности стран мирового сообщества являются экономическая и военно-экономическая интеграция, совершенствование системы коллективной безопасности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 177. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |