Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и сущность стратегических решений в менеджменте организации
Основной функцией риск-менеджмента является функция прогнозирования и планирования. Прогнозирование в риск-менеджменте представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование – это предвидение определенного события. В динамике риска прогнозирование может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденций изменения, так и на основе прямого предвидения изменений. Эти изменения, как правило, возникают неожиданно. Управление на основе предвидения этих изменений требует выработки у менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений. Сравнительная характеристика оперативных и стратегических решений приведена в таблице 2 [9, 45]. Решения, принимаемые в процессе деятельности любого руководителя можно разделить, руководствуясь критериями области действия решения, времени его действия, иерархического уровня принятия решения, на стратегические и оперативные решения. Оперативный риск-менеджмент – это процесс систематического и текущего анализа риска предприятия и жизнедеятельности. Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Считается, что формулировка стратегии и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании. Таблица 2. Сравнительная характеристика оперативных и стратегических решений
Таким образом, стратегия – это образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации, а стратегическое управление – область деятельности высшего руководства организации, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и перспектив развития организации, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что дает организации конкурентные преимущества.[4, 29] В настоящее время стратегическое управление развивается как самостоятельная область научных знаний и имеет следующие составляющие:[22, 164] - функциональная (управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов). - процессная (управление рассматривается как действие по выявлению и разрешению проблем, т.е. процесс подготовки и принятия решений). - элементная (управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов). Так как стратегические решения принимаются на длительную перспективу, в условиях часто меняющейся конъюнктуры и зависят от множества действующих факторов, часто трудно предсказуемых, они связаны с определенным риском и поэтому являются сферой деятельности риск-менеджмента. Поэтому в современной теории управления существует термин стратегический риск-менеджмент. Стратегический риск-менеджмент – это целенаправленный поиск и работа по снижению степени риска, ориентированная на получение и увеличение прибыли в неопределённой хозяйственной ситуации. Конечная цель заключается в получении максимальной прибыли при оптимальном соотношении для предпринимателя прибыли и риска.[28, 87] Стратегический риск-менеджмент образовывает основу и интегрирует процесс риск-менеджмента в целом. Схема такого процесса показана на рисунке 2. Для планомерного осуществления поставленных целей организации формируется стратегический план, который включает в себя определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели.
Рисунок 2. Процесс риск-менеджмента в организации [30,3]
На формирование стратегии компании оказывают влияние многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. Факторы, определяющие стратегию, всегда отличаются один от другого. Поэтому менеджеру необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов, прежде чем принимать решение о выборе той или иной стратегии. К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести следующие: - социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы; - привлекательность отрасли и условия конкуренции; специфические рыночные возможности и угрозы; - сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности; - личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров; - ценности и культура компании [25, 6]. Они представлены на рисунке 3. Главными компонентами процесса стратегического риск-менеджмента являются: - определение назначения и главных целей организации; - анализ внешней и внутренней среды организации; - выбор стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) организации в соответствии с ее сильными и слабыми сторонами и внешними опасностями и благоприятными возможностями; - приспособление организационных систем управления к выбранной организацией стратегии.
Рисунок 3 - Факторы, определяющие стратегический выбор компании
Таким образом, основной целью стратегического риск-менеджмента является достижение значительных конкурентных преимуществ в сфере управления рисками. С точки зрения риск-менеджмента, под конкурентным преимуществом понимается более выгодное положение фирмы в ситуациях риска относительно конкурирующих организаций. Такое преимущество может выражаться в двух основных вариантах: - первый вариант связан с минимизацией потенциальной возможности возникновения рисков, и, соответственно, снижением уровня возможных потерь; - второй – с максимизацией потенциальной выгоды, которую можно получить в ситуации риска. Иными словами, чем ниже размер потерь и выше уровень доходов, возникающих в ситуациях, связанных с риском, тем более выгодным и устойчивым будет положение фирмы на рынке относительно ее конкурентов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |