Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специализированные детские учреждения для детей с нарушениями ОДА. Основные направления работы учреждений.




Отношение к коррекционной работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это определенный индикатор: от того, как государство относится к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, можно судить и о государственной стратегии по обеспечению равных возможностей для инвалидов.

В настоящее время в нашей стране для воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата функционируют разнообразные учреждения государственного и частного характера. Это специальные детские сады и специальные группы при обычных детских садах, специальные школы и школы-интернаты, а также специальные классы, создаваемые при школах общего назначения.

Специальная школа для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающем нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта. Однако соответствие этому уровню может быть достигнуто при соблюдении особой содержательной и методической направленности учебного процесса, в основе которого заложен коррекционно-развивающий принцип.

Важно отметить существование в специализированных учебно-образовательных учреждениях для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, факторов, порождающих психо-эмоциональные проблемы ребенка, к которым относятся: сенсорная депривация, строгий ортопедический режим, замкнутая сфера общения и наличие основного и сопутствующих заболеваний, ограничивающих возможности ребенка, и некоторые другие. Названные выше факторы блокируют базовые потребности ребенка: в самореализации, независимости, свободе принятия решений и действий, в непосредственном поведении и общении, в понимании, любви, поддержке, эмоциональном комфорте.

Длительное пребывание в интернате может оказать неблагоприятное воздействие на развитие личности учащегося, осложнить социальную адаптацию, способствовать формированию комплекса неполноценности, искаженной «Я-концепции», связанной, прежде всего, с негативным восприятием своего физического «Я». Доминирующие эмоциональные состояния детей, связанные с повышенной тревожностью, ранимостью, страхами, подавленностью, могут усугублять течение основных и сопутствующих заболеваний, затруднять учебную деятельность воспитанников учреждения.

Решение данных проблем неразрывно связано с необходимостью оказания специфической социально-педагогической и психологической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, перестройки системы отношений к ним со стороны родителей, педагогов и медицинского персонала.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической и коррекционной работе, начиная с 1–3 летнего возраста.

Основные направления работы: развитие моторики, речи, развитие коммуникативного поведения.

Основными направлениями реабилитации детей с ДЦП являются:

1. Лечебно-оздоровительные:

- медикаментозное лечение;

- гомеопатия;

- различные виды массажа;

- физиотерапия;

- лечебная физкультура;

- ортопедическая помощь;

- водные процедуры.

2. Коррекционное обучение и воспитание (развитие двигательных, психических и речевых функций, подготовка к школе и обучение).

3. Социальная адаптация (формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации, навыков коммуникации).

Основными задачами психологической коррекции A. Aдлер считал:

- снижение чувства неполноценности;

- развитие социальных интересов;

- коррекцию жизненных целей;

- создание перспективы жизненных перемен.

 

Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением ОДА раннего возраста.

Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте — эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте — предметная деятельность; в дошкольном возрасте — игровая деятельность.

Для того чтобы тщательно изучить и выявить структуру психических и речевых нарушений, необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

Ø формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;

Ø формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);

Ø развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова)

Ø стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);

Ø формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...