![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Чтение стихотворения «Пара лошадей». Беседа.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Система уроков внеклассного чтения в 6 классе
Чекаурова Светлана Станиславовна, учитель русского языка и литературы, сош№71 г.Ярославль Урок внеклассного чтения Ю.С.Рытхэу «Хранитель огня» Ход урока Повторение понятия «герой литературного произведения». Беседа. ñ Обратимся к оглавлению учебника. Какие литературные произведения составили раздел «Герой литературного произведения»? ñ Кто из героев этих произведений вам запомнился? Почему? ñ Кого из них можно охарактеризовать как положительных, а кого как отрицательных? ñ Может ли характер героя меняться по ходу действия? Приведите примеры. ñ Как авторы относятся к своим героям? Что помогает нам определить авторское отношение к ним? ñ Вернемся к началу раздела, на стр. 133. Прочитайте слова И.А.Гончарова (эпиграф к разделу). Как вы их поняли? Слова Гончарова могли бы послужить эпиграфом к рассказу Ю.С.Рытхэу «Хранитель огня». Слово о писателе. Постановка цели урока. Работа с учебником. ñ Вспомните, что может оказать влияние на творчество писателя (воспитание, семья, жизненные впечатления). ñ Кто из известных вам писателей прошел суровую школу жизни? Как вы понимаете словосочетание «школа жизни»? ñ Чтение статьи на стр. 218-219. ñ Какую школу жизни прошел Юрий Рытхэу? Что стало источником его творчества? Как относится к своему народу? Почему? ñ Для человека, живущего «на краю света», среди суровой природы особенно важны такие качества, как взаимовыручка, умение думать о других. Какую роль сыграли они в жизни главного героя рассказа «Хранитель огня»? Об этом мы будем говорить на уроке. Беседа по тексту рассказа. ñ Где происходит действие рассказа? ñ Как жизнь Кэвэва связана с тайгой? О чем думает герой, бредя по лесу? Почему ему кажется, что деревья похожи на людей? Письменное задание. С помощью определений охарактеризуйте состояние главного героя в начале рассказа: В начале рассказа мы видим главного героя_______________(старый, уставший, сердитый, ворчливый и т.д.) Останется ли герой таким же в конце рассказа? Что изменится? Допишите характеристику героя: После встречи с геологами Кэвэв меняется. Он становится____________(энергичным, деятельным, щедрым, заботливым и т.д.) Какое событие стало причиной внутренних перемен в герое? Индивидуальное задание.(предварительное д/з). Чтение в лицах отрывка «Разговор с геологами» (от слов «Зачем так обидели?» до слов «Не сердись, старик, поужинай с нами» Задание: Обратите внимание на авторские ремарки, сопровождающие речь старика и геолога. Старик: кричал, выкрикивал, всхлипнул, с болью воскликнул Геолог: ласково сказал, сказал взволнованно, отозвался, сказал, виновато улыбаясь ñ Почему геологи не отвечают грубостью на крики и обвинения старика? ñ Что вы знаете о тайге и ее законах? Знает ли эти законы Кэвэв? Следуют ли им геологи? Докажите текстом. ñ Почему герои по-разному оценивают древний обычай кереков? ñ О чем думает герой, наблюдая за геологами? ñ Почему впоследствии Кэвэв никому не рассказывает о назначении дров? ñ Как по ходу действия рассказа изменяется значение словосочетания «священные дрова»? Подведение итогов беседы ñ В чем смысл названия рассказа? Как понимает это выражение Петров? Как автор? ñ Какой огонь хранит Кэвэв? (чтение финала рассказа). 5. Домашнее задание:письменно ответьте на вопрос А-6 на стр. 219. Цыганова Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы, сош №3 г.Тутаев Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.С.Рытхэу «Хранитель огня». Ход урока Слово учителя (с использованием презентации) о Ю.С.Рытхэу. Беседа. Дополнительный материал. Юному Рытхэу было чему поучиться у родного народа. Ведь художественный опыт чукчей весьма велик, несмотря на то, что письменность у них появилась лишь в 3-х годах (первый букварь для чукчей, на основе латинской графики, был издан в 1932 году, а в1937 году чукотская письменность была переведена на новый алфавит – на основе русского). Большую часть легенд и преданий чукотского народа будущий писатель усвоил из уст своей бабушки Гивэвнэут и дяди Кмоля . Когда пришло время получать паспорт, рытхэу пришёл к знакомому геологу и попросил у него имя и отчество. (У чукчей не было традиции отчества и фамилии). Так он стал Юрием Сергеевичем, имя же Рытхэу стало фамилией. Кроме переводов, печатал свои очерки и стихи в газете своего края – «Советская Чукотка». Но в то время писал на чукотском языке, поэтому не пользовались популярностью среди русских. Позднее стал писать на русском языке. Первым сборником на русском языке стала книга «Друзья-товарищи». Было ему тогда 23 года. В этом же, 1953г., вышел второй сборник «Люди нашего берега», затем – «Имя человека». Имя Рытхэу стало известно не только в СССР, но и в мире. Широкая известность к писателю пришла с изданием автобиографического романа «Время таяния снегов». В трилогии повествуется о судьбе целого чукотского поколения. В 24года он стал членом Союза писателей СССР. Рассказы и повести переведены на 30 иностранных языков и активно издаётся за рубежом. На основе повестей поставлены художественные фильмы. Ю.Рытхеу награждён орденами «Знак почёта», «Дружбы народов», «Трудового Красного знамени», а в2005 году присвоено звание «Хранитель традиций» за большой вклад в сохранение и преумножение культурного и духовного наследия Чукотки. Анализ рассказа. Беседа. Пересказ сюжета рассказа. - Когда произошла эта история? - Что встревожило старика Кэвэва? - Прочитайте, как отреагировал Кэвэв на то, что его дрова сожгли? О чём это говорит? - О каких традициях кереков мы узнали, прочитав рассказ? (Судят о возрасте человека по его следам; свежесть морозного воздуха разглаживает морщины в лёгких; обычай запасать дрова для погребального костра; если в тайге предлагают еду – грех отказываться). - Чем геолог Петров сумел завоевать расположение старика? Расскажите об этом, используя текст. - Можно ли считать, что Кэвэв предал традиции своего народа, разрешив геологам пользоваться священными дровами? Обоснуйте свой ответ. - О чём спросил геолог Петров старика, когда они встретились во второй раз? - Прочитайте фразу, которой ответил Кэвэв на вопрос Петрова. Как вы её поняли? (Надо думать о жизни, а не о смерти). Так Рытхэу показывает, что смерти не стоит бояться, перед ней не стоит преклонять голову. - Как бы вы определили жанр этого произведения: рассказ, сказка, легенда, притча? Обоснуйте свою точку зрения. - Составьте синквейн, постарайтесь отразить в нём основные черты характера Кэвэва. Чтение и обсуждение синквейнов. Домашнее задание: с. 220-221 учебника, прочитать, ответить на вопросы. Чекаурова Светлана Станиславовна, учитель русского языка и литературы, сош№71 г.Ярославль Поэзия Абдуллы Тукая 1. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения «В горнице». Чтение и анализ работ по заданию Е на стр. 247. 2. Индивидуальное задание: Сообщение о татарском поэте Абдулле (в тат.-Габдулле) Тукае (учебник – стр. 248 – 249 и самостоятельно найденная информация). Чтение стихотворения «Пара лошадей». Беседа. ñ Определите тему этого стихотворения. ñ Какие произведения, посвященные этой теме, мы изучали? (Кольцов «Косарь», Рубцов «Звезда полей», «В горнице» и др.). ñ Каким настроением они наполнены? ñ О чем думает герой, совершая путешествие? ñ Какие образы усиливают настроение тревоги, грусти от расставания с родиной? ñ Почему он уезжает из родных мест? Что там оставил? Почему чувствует себя сиротой? ñ Что манит героя в Казань? Каким эпитетом поэт характеризует этот город? ñ Как меняется настроение во второй части произведения? ñ Зачем поэт четыре раза использует слово «здесь»? ñ С какими ранее изученными стихотворениями перекликается это произведение? ñ Почему в поэзии разных народов мы встречаем одинаковые образы и темы? ñ Почему стихотворение называется «Пара лошадей»? ñ Определите размер стихотворения. Почему поэт выбирает этот размер? (хорей – напевные интонации, длинная строка – топот копыт) ñ Каким вы представляете лирического героя этого стихотворения? |
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1185. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |