Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Чтение стихотворения «Пара лошадей». Беседа.




Система уроков внеклассного чтения в 6 классе

Название раздела Произведение Количество часов
Классические образцы поэзии и прозы Л.Н.Толстой «Юность» (гл.XLV) «Я проваливаюсь» 1
О чём и о ком рассказывает литературное произведение Ю.С.Рытхэу «Хранитель огня» 1
Тема литературного произведения А.Тукай «Пара лошадей», «Совет» 1
Литература: мир вопросов и ответов В.Гюго. Стихотворение «Впустите всех детей…» (пер.А.А.Ахматовой) 1
Как человек относится к людям и ко всему живому И.С.Тургенев «Муму» 1
Отражение социальных проблем в литературе «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) 1

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель русского языка и литературы,

сош№71 г.Ярославль

Урок внеклассного чтения

Ю.С.Рытхэу «Хранитель огня»

Ход урока

Повторение понятия «герой литературного произведения». Беседа.

ñ Обратимся к оглавлению учебника. Какие литературные произведения составили раздел «Герой литературного произведения»?

ñ Кто из героев этих произведений вам запомнился? Почему?

ñ Кого из них можно охарактеризовать как положительных, а кого как отрицательных?

ñ Может ли характер героя меняться по ходу действия? Приведите примеры.

ñ Как авторы относятся к своим героям? Что помогает нам определить авторское отношение к ним?

ñ Вернемся к началу раздела, на стр. 133. Прочитайте слова И.А.Гончарова (эпиграф к разделу). Как вы их поняли? Слова Гончарова могли бы послужить эпиграфом к рассказу Ю.С.Рытхэу «Хранитель огня».

Слово о писателе. Постановка цели урока. Работа с учебником.

ñ Вспомните, что может оказать влияние на творчество писателя (воспитание, семья, жизненные впечатления).

ñ Кто из известных вам писателей прошел суровую школу жизни? Как вы понимаете словосочетание «школа жизни»?

ñ Чтение статьи на стр. 218-219.

ñ Какую школу жизни прошел Юрий Рытхэу? Что стало источником его творчества? Как относится к своему народу? Почему?

ñ Для человека, живущего «на краю света», среди суровой природы особенно важны такие качества, как взаимовыручка, умение думать о других. Какую роль сыграли они в жизни главного героя рассказа «Хранитель огня»? Об этом мы будем говорить на уроке.

Беседа по тексту рассказа.

ñ Где происходит действие рассказа?

ñ Как жизнь Кэвэва связана с тайгой? О чем думает герой, бредя по лесу? Почему ему кажется, что деревья похожи на людей?

Письменное задание. С помощью определений охарактеризуйте состояние главного героя в начале рассказа: В начале рассказа мы видим главного героя_______________(старый, уставший, сердитый, ворчливый и т.д.)

Останется ли герой таким же в конце рассказа? Что изменится?

Допишите характеристику героя: После встречи с геологами Кэвэв меняется. Он становится____________(энергичным, деятельным, щедрым, заботливым и т.д.)

Какое событие стало причиной внутренних перемен в герое?

Индивидуальное задание.(предварительное д/з). Чтение в лицах отрывка «Разговор с геологами» (от слов «Зачем так обидели?» до слов «Не сердись, старик, поужинай с нами»

Задание: Обратите внимание на авторские ремарки, сопровождающие речь старика и геолога.

Старик: кричал, выкрикивал, всхлипнул, с болью воскликнул

Геолог: ласково сказал, сказал взволнованно, отозвался, сказал, виновато улыбаясь

ñ Почему геологи не отвечают грубостью на крики и обвинения старика?

ñ Что вы знаете о тайге и ее законах? Знает ли эти законы Кэвэв? Следуют ли им геологи? Докажите текстом.

ñ Почему герои по-разному оценивают древний обычай кереков?

ñ О чем думает герой, наблюдая за геологами?

ñ Почему впоследствии Кэвэв никому не рассказывает о назначении дров?

ñ Как по ходу действия рассказа изменяется значение словосочетания «священные дрова»?

Подведение итогов беседы

ñ В чем смысл названия рассказа? Как понимает это выражение Петров? Как автор?

ñ Какой огонь хранит Кэвэв? (чтение финала рассказа).

5. Домашнее задание:письменно ответьте на вопрос А-6 на стр. 219.

Цыганова Вера Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

сош №3 г.Тутаев

Урок внеклассного чтения

 по рассказу Ю.С.Рытхэу «Хранитель огня».

Ход урока

Слово учителя (с использованием презентации) о Ю.С.Рытхэу. Беседа.

Дополнительный материал.

Юному Рытхэу было чему поучиться у родного народа. Ведь художественный опыт чукчей весьма велик, несмотря на то, что письменность у них появилась лишь в 3-х годах (первый букварь для чукчей, на основе латинской графики, был издан в 1932 году, а в1937 году чукотская письменность была переведена на новый алфавит – на основе русского).

Большую часть легенд и преданий чукотского народа будущий писатель усвоил из уст своей бабушки Гивэвнэут и дяди Кмоля . Когда пришло время получать паспорт, рытхэу пришёл к знакомому геологу и попросил у него имя и отчество. (У чукчей не было традиции отчества и фамилии). Так он стал Юрием Сергеевичем, имя же Рытхэу стало фамилией.

Кроме переводов, печатал свои очерки и стихи в газете своего края – «Советская Чукотка». Но в то время писал на чукотском языке, поэтому не пользовались популярностью среди русских. Позднее стал писать на русском языке. Первым сборником на русском языке стала книга «Друзья-товарищи». Было ему тогда 23 года. В этом же, 1953г., вышел второй сборник «Люди нашего берега», затем – «Имя человека». Имя Рытхэу стало известно не только в СССР, но и в мире. Широкая известность к писателю пришла с изданием автобиографического романа «Время таяния снегов». В трилогии повествуется о судьбе целого чукотского поколения. В 24года он стал членом Союза писателей СССР. Рассказы и повести переведены на 30 иностранных языков и активно издаётся за рубежом. На основе повестей поставлены художественные фильмы.

Ю.Рытхеу награждён орденами «Знак почёта», «Дружбы народов», «Трудового Красного знамени», а в2005 году присвоено звание «Хранитель традиций» за большой вклад в сохранение и преумножение культурного и духовного наследия Чукотки.

Анализ рассказа. Беседа. Пересказ сюжета рассказа.

- Когда произошла эта история?

- Что встревожило старика Кэвэва?

- Прочитайте, как отреагировал Кэвэв на то, что его дрова сожгли? О чём это говорит?

- О каких традициях кереков мы узнали, прочитав рассказ? (Судят о возрасте человека по его следам; свежесть морозного воздуха разглаживает морщины в лёгких; обычай запасать дрова для погребального костра; если в тайге предлагают еду – грех отказываться).

- Чем геолог Петров сумел завоевать расположение старика? Расскажите об этом, используя текст.

- Можно ли считать, что Кэвэв предал традиции своего народа, разрешив геологам пользоваться священными дровами? Обоснуйте свой ответ.

- О чём спросил геолог Петров старика, когда они встретились во второй раз?

- Прочитайте фразу, которой ответил Кэвэв на вопрос Петрова. Как вы её поняли? (Надо думать о жизни, а не о смерти). Так Рытхэу показывает, что смерти не стоит бояться, перед ней не стоит преклонять голову.

- Как бы вы определили жанр этого произведения: рассказ, сказка, легенда, притча? Обоснуйте свою точку зрения.

- Составьте синквейн, постарайтесь отразить в нём основные черты характера Кэвэва. Чтение и обсуждение синквейнов.

Домашнее задание: с. 220-221 учебника, прочитать, ответить на вопросы.

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель русского языка и литературы,

сош№71 г.Ярославль

Поэзия Абдуллы Тукая

1. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения «В горнице».

Чтение и анализ работ по заданию Е на стр. 247.

2. Индивидуальное задание: Сообщение о татарском поэте Абдулле (в тат.-Габдулле) Тукае (учебник – стр. 248 – 249 и самостоятельно найденная информация).

Чтение стихотворения «Пара лошадей». Беседа.

ñ Определите тему этого стихотворения.

ñ Какие произведения, посвященные этой теме, мы изучали? (Кольцов «Косарь», Рубцов «Звезда полей», «В горнице» и др.).

ñ Каким настроением они наполнены?

ñ О чем думает герой, совершая путешествие?

ñ Какие образы усиливают настроение тревоги, грусти от расставания с родиной?

ñ Почему он уезжает из родных мест? Что там оставил? Почему чувствует себя сиротой?

ñ Что манит героя в Казань? Каким эпитетом поэт характеризует этот город?

ñ Как меняется настроение во второй части произведения?

ñ Зачем поэт четыре раза использует слово «здесь»?

ñ С какими ранее изученными стихотворениями перекликается это произведение?

ñ Почему в поэзии разных народов мы встречаем одинаковые образы и темы?

ñ Почему стихотворение называется «Пара лошадей»?

ñ Определите размер стихотворения. Почему поэт выбирает этот размер? (хорей – напевные интонации, длинная строка – топот копыт)

ñ Каким вы представляете лирического героя этого стихотворения?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1048.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...