Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Часть II. ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯСтр 1 из 36Следующая ⇒
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Под редакцией И. В. Дубровиной 4-е издание, переработанное и дополненное Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» 300.piter.com Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара ■ Новосибирск Киев ■ Харьков ■ Минск ББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075) П69 Рецензенты: В. А. Иванников, докт. психол. наук, профессор В. Э. Чудновский, докт. психол. наук, профессор Авторский коллектив: И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук — ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд. психол. наук — ч. II, разд. 2 £. Е. Данилова, канд. психол. наук — ч. II, разд. 3 Д. В. Пубовский, канд. психол. наук — ч. II разд. 4, гл. 6 А. М. Прихожан, докт, психол. наук — ч. II разд. 4, гл. 1-5 Н. Н.Толстых, канд. психол. наук — ч. II разд. 5
П69 Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил. ISBN 5-94723-870-5
Данное издание— первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031000 (педагогика и психология). На сегодняшний день это единственное издание, в котором дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов, входящих в содержание дисциплины предметной подготовки «Психологическая служба в образовании». Особое внимание в ней уделяется способам практической реализации научных знаний в работе с детьми. В основных разделах учебника представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми дошкольного и школьного возраста. Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения квалификации. Он может быть также полезен педагогам, воспитателям, родителям — всем интересующимся проблемами развития и воспитания детей.
ББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075) 8 7 517 5 . ЛШ Все права защищены Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-94723-870-5 ©ВАО Издательский дом «Питер», 2004
Оглавление От редактора........................................................................................................................10 Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ Раздел I. Психологическая служба в системе образования........................... 16 Глава 1. История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом..............................................16 § 1. Психологическая служба образования, или школьная психология, за рубежом........................................................................... 16 § 2. Практическая психология образования в России..........................25 Глава 2. Предмет и задачи психологической службы образования................30 § 1. Определение психологической службы образования..................31 § 2. Теоретические основания психологической службы образования .................................................................................................33 § 3. Цель психологической службы образования...................................43 § 4. Задачи психологической службы образования..............................56 § 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы........................................................................56 § 6. Структура службы ....................................................................................58 Резюме ...................................................................................................................................60 Темы для самостоятельной работы..............................................................................61 Литература.............................................................................................................................61 Раздел II. Деятельность практического психолога образования.................64 Глава 1. Практический психолог образования как профессионал..................64 § 1. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении..................................................................................................64 § 2. Кому подчиняется и с кем работает психолог ................................68 § 3. Начало работы практического психолога в образовательном учреждении..................................................................................................69 § 4. Содержание работы психолога.............................................................70 § 5. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения..................................................................................................71 'лава 2. Основные виды деятельности практического психолога образования.........................................................................................................74 § 1. Психологическое просвещение.............................................................74 § 2. Психологическая профилактика..........................................................80 4 Оглавление § 3. Психолого-псдагогический консилиум.............................................94 § 4. Психологическая консультация...........................................................97 § 5. Психологическая диагностика............................................................103 § 6. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования................144 (§ 7. Кабинет психолога в учреждении образования............................147 Глава 3. Принципы деятельности практического психолога образования .......................................................................................................154 § 1. Понимание индивидуальности человека как ценности.............154 § 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество психолога с субъектами образовательного пространства.........160 Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность...........165 § 1. Профессиональная позиция................................................................167 § 2. Ум психолога.............................................................................................169 § 3. Личностные особенности практического психолога.................. 171 § 4. Права и обязанности психолога образования...............................172 Резюме .................................................................................................................................175 Темы для самостоятельной работы............................................................................175 Литература...........................................................................................................................176 Часть II. ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Раздел I. Дошкольное детство...................................................................................180 Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................180 § 1. Особенности психического развития...............................................180 § 2. Ценность дошкольного детства..........................................................187 Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста....................................................................................190 § 1. Практические проблемы социализации дошкольников............190 § 2. Проблема развития и обучения в практической работе с дошкольниками.....................................................................................199 § 3. Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2-3 года)..................................................................................203 § 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)........................................................208 § 5. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста.......................................................................................................212 Глава 3. Дошкольники «группы риска»...................................................................220 § 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка.........220 Оглавление_____________________________________________________________5 § 2. Нарушения поведения...........................................................................223 § 3. Отставание в психическом развитии................................................229 резюме .................................................................................................................................233 Темы для самостоятельной работы............................................................................233 Литература...........................................................................................................................234 Раздел II. Поступление ребенка в школу..............................................................237 Глава 1. Психологическая готовность к школе.....................................................237 § 1. Понятие «психологическая готовность к школе»........................237 § 2. Анализ существующих методов определения готовности к школе........................................................................................................242 Глава 2. Диагностическая программа но определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.............................248 § 1. Научные основания разработки диагностической программы..................................................................................................248 § 2. Составляющие диагностической программы................................249 § 3. Процедура определения психологической готовности к школе........................................................................................................260 Глава 3. Развивающая и коррекнионная работа...................................................264 § 1. Коррекнионная работа...........................................................................264 § 2. Развивающая работа...............................................................................265 Резюме .................................................................................................................................270 Темы для самостоятельной работы............................................................................270 Литература...........................................................................................................................270 Раздел III. Школьное детство, или младший школьный возраст...............274 Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................274 § 1. Особенности психического развития...............................................274 § 2. Ценность младшего школьного возраста........................................278 Глава 2. Что значит «уметь учиться»........................................................................279 Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников........................................................................................................293 § I. Развитие внимания.................................................................................293 § 2. Развитие памяти.......................................................................................298 § 3. Умственное развитие..............................................................................301 '-''ава 4. Работа по развитию моторики....................................................................308 рлава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением............................................................................................311 6____________________________________________________________Оглавление Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.......................................................................................................319 Глава 7. Младшие школьники «группы риска»....................................................327 § 1. Неуспеваемость в начальных классах..............................................327 § 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)........336 § 3. Медлительные дети.................................................................................343 § 4. Демонстративные дети..........................................................................349 § 5. Тревожные дети........................................................................................353 § 6. Леворукий ребенок в школе.................................................................358 Резюме .................................................................................................................................365 Темы для самостоятельной работы............................................................................365 Литература...........................................................................................................................366 Раздел IV. Отрочество..................................................................................................371 Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................371 § 1. Особенности психического развития...............................................371 § 2. Проблема подросткового кризиса.....................................................375 § 3. Ценность отрочества...............................................................................379 Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми младшего подросткового возраста.................................................................................380 § 1. Задачи развития.......................................................................................380 § 2. Начало обучения в средних классах школы...................................381 § 3. Формирование умения учиться в средней школе........................385 § 4. Психологическая помощь при трудностях в учении..................387 Глава 3. Основные направления работы психолога в среднем подростковом возрасте..................................................................................393 § 1. Задачи развития.......................................................................................393 § 2. Развитие и укрепление чувства взрослости...................................394 § 3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки, чувства собственного достоинства....................................................404 § 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации образования ...............................................................................................412 § 5. Развитие интересов.................................................................................415 Глава 4. Основные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте..................................................................................418 § 1. Задачи развития.......................................................................................418 § 2. Развитие общения со сверстниками.................................................419 § 3. Развитие воли............................................................................................430 Оглавление_______|_____________________________________________________7 § 4. Развитие мотивационной сферы. Овладение способами регуляции эмоциональных состояний.............................................434 § 5. Развитие воображения...........................................................................437 Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития.............................................................................................439 § 1. Созревание организма............................................................................439 § 2. Функциональные возможности и состояния. Развитие моторной и речевой сфер......................................................................439 § 3. Самооценка внешности, «физическое я»........................................443 § 4. Сексуальное развитие............................................................................444 Глава 6. Подростки «группы риска».........................................................................448 § 1. Проблема «группы риска» среди подростков................................448 § 2. Дебюты психических заболеваний у подростков.........................451 § 3. Подростки с акцептуациями характера и психопатиями..........453 § 4. Невротическое развитие личности у подростков.........................457 § 5. Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков.....................................................................458 § 6. Подростки с цсрсбрастеническими явлениями............................463 § 7. Суицидальное поведение подростков..............................................464 § 8. Подростки из дисфункциональных семей......................................467 § 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием.........................469 Резюме .................................................................................................................................472 Темы для самостоятельной работы..........................................................................472 Литература...........................................................................................................................472 Раздел V. Ранняя юность.............................................................................................478 Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................479 ) § 1. Особенности психического развития...............................................479 г § 2. Ценность ранней юности и задачи развития..................................484 \ Глава 2. Проблемы личностного развития на разных этапах раннего юношеского возраста......................................................................................486 § 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском возрасте.......................................................................................................486 § 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе...........489 § 3. Установка на продление моратория..................................................490 1 лава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение..............................................................................................491 § 1. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни в ранней юности.......................................................................................491 8____________________________________________________________Оглавление § 2. Жизненные цели и психологическое здоровье.............................493 § 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение......................................................................................502 Глава 4. Юноши и девушки «группы риска».........................................................505 § 1. Возможные вариации взросления.....................................................505 § 2. Аддиктивное поведение.........................................................................506 § 3. Юношеская сексуальность...................................................................511 § 4. Асоциальное поведение.........................................................................518 Резюме .................................................................................................................................527 Темы для самостоятельной работы............................................................................528 Литература...........................................................................................................................528 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |