Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Часть II. ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ




ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Под редакцией И. В. Дубровиной

4-е издание, переработанное и дополненное

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»

300.piter.com Издательская программа

300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара ■ Новосибирск

Киев ■ Харьков ■ Минск

ББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075) П69

Рецензенты:

В. А. Иванников, докт. психол. наук, профессор В. Э. Чудновский, докт. психол. наук, профессор

Авторский коллектив:

И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук — ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд. психол. наук — ч. II, разд. 2 £. Е. Данилова, канд. психол. наук — ч. II, разд. 3 Д. В. Пубовский, канд. психол. наук — ч. II разд. 4, гл. 6 А. М. Прихожан, докт, психол. наук — ч. II разд. 4, гл. 1-5 Н. Н.Толстых, канд. психол. наук — ч. II разд. 5

 

П69 Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил.

ISBN 5-94723-870-5

 

Данное издание— первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031000 (педагогика и психология). На сегодняшний день это единственное издание, в котором дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов, входящих в содержание дисциплины предметной подготовки «Психологическая служба в образовании». Особое внимание в ней уделяется способам практической реализации научных знаний в работе с детьми. В основных разделах учебника представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми дошкольного и школьного возраста.

Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения квалификации. Он может быть также полезен педагогам, воспитателям, родителям — всем интересующимся проблемами развития и воспитания детей.

 

ББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075)

8 7 517 5 . ЛШ

Все права защищены Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-870-5

©ВАО Издательский дом «Питер», 2004

 

Оглавление

От редактора........................................................................................................................10

Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел I. Психологическая служба в системе образования........................... 16

Глава 1. История и современное состояние психологической службы

образования в нашей стране и за рубежом..............................................16

§ 1. Психологическая служба образования, или школьная

психология, за рубежом........................................................................... 16

§ 2. Практическая психология образования в России..........................25

Глава 2. Предмет и задачи психологической службы образования................30

§ 1. Определение психологической службы образования..................31

§ 2. Теоретические основания психологической службы

образования .................................................................................................33

§ 3. Цель психологической службы образования...................................43

§ 4. Задачи психологической службы образования..............................56

§ 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности

психологической службы........................................................................56

§ 6. Структура службы ....................................................................................58

Резюме ...................................................................................................................................60

Темы для самостоятельной работы..............................................................................61

Литература.............................................................................................................................61

Раздел  II. Деятельность практического психолога образования.................64

Глава 1. Практический психолог образования как профессионал..................64

§ 1. Профессиональное место психолога в образовательном

учреждении..................................................................................................64

§ 2. Кому подчиняется и с кем работает психолог ................................68

§ 3. Начало работы практического психолога в образовательном

учреждении..................................................................................................69

§ 4. Содержание работы психолога.............................................................70

§ 5. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения..................................................................................................71

'лава 2. Основные виды деятельности практического психолога

образования.........................................................................................................74

§ 1. Психологическое просвещение.............................................................74

§ 2. Психологическая профилактика..........................................................80

4

Оглавление

§ 3. Психолого-псдагогический консилиум.............................................94

§ 4. Психологическая консультация...........................................................97

§ 5. Психологическая диагностика............................................................103

§ 6. Ориентировочные нормы продолжительности различных

видов работы практического психолога образования................144

(§ 7. Кабинет психолога в учреждении образования............................147

Глава 3. Принципы деятельности практического психолога

образования .......................................................................................................154

§ 1. Понимание индивидуальности человека как ценности.............154

§ 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество

психолога с субъектами образовательного пространства.........160

Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность...........165

§ 1. Профессиональная позиция................................................................167

§ 2. Ум психолога.............................................................................................169

§ 3. Личностные особенности практического психолога.................. 171

§ 4. Права и обязанности психолога образования...............................172

Резюме .................................................................................................................................175

Темы для самостоятельной работы............................................................................175

Литература...........................................................................................................................176

Часть II. ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Раздел I. Дошкольное детство...................................................................................180

Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................180

§ 1. Особенности психического развития...............................................180

§ 2. Ценность дошкольного детства..........................................................187

Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми

дошкольного возраста....................................................................................190

§ 1. Практические проблемы социализации дошкольников............190

§ 2. Проблема развития и обучения в практической работе

с дошкольниками.....................................................................................199

§ 3. Развивающая работа с детьми преддошкольного

возраста (2-3 года)..................................................................................203

§ 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднего

дошкольного возраста (3-5 лет)........................................................208

§ 5. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного

возраста.......................................................................................................212

Глава 3. Дошкольники «группы риска»...................................................................220

§ 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка.........220

Оглавление_____________________________________________________________5

§ 2. Нарушения поведения...........................................................................223

§ 3. Отставание в психическом развитии................................................229

резюме .................................................................................................................................233

Темы для самостоятельной работы............................................................................233

Литература...........................................................................................................................234

Раздел II. Поступление ребенка в школу..............................................................237

Глава 1. Психологическая готовность к школе.....................................................237

§ 1. Понятие «психологическая готовность к школе»........................237

§ 2. Анализ существующих методов определения готовности

к школе........................................................................................................242

Глава 2. Диагностическая программа но определению психологической

готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.............................248

§ 1. Научные основания разработки диагностической

программы..................................................................................................248

§ 2. Составляющие диагностической программы................................249

§ 3. Процедура определения психологической готовности

к школе........................................................................................................260

Глава 3. Развивающая и коррекнионная работа...................................................264

§ 1. Коррекнионная работа...........................................................................264

§ 2. Развивающая работа...............................................................................265

Резюме .................................................................................................................................270

Темы для самостоятельной работы............................................................................270

Литература...........................................................................................................................270

Раздел III. Школьное детство, или младший школьный возраст...............274

Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................274

§ 1. Особенности психического развития...............................................274

§ 2. Ценность младшего школьного возраста........................................278

Глава 2. Что значит «уметь учиться»........................................................................279

Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших

школьников........................................................................................................293

§ I. Развитие внимания.................................................................................293

§ 2. Развитие памяти.......................................................................................298

§ 3. Умственное развитие..............................................................................301

'-''ава 4. Работа по развитию моторики....................................................................308

рлава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть

своим поведением............................................................................................311

6____________________________________________________________Оглавление

Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками

и взрослыми.......................................................................................................319

Глава 7. Младшие школьники «группы риска»....................................................327

§ 1. Неуспеваемость в начальных классах..............................................327

§ 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)........336

§ 3. Медлительные дети.................................................................................343

§ 4. Демонстративные дети..........................................................................349

§ 5. Тревожные дети........................................................................................353

§ 6. Леворукий ребенок в школе.................................................................358

Резюме .................................................................................................................................365

Темы для самостоятельной работы............................................................................365

Литература...........................................................................................................................366

Раздел IV. Отрочество..................................................................................................371

Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................371

§ 1. Особенности психического развития...............................................371

§ 2. Проблема подросткового кризиса.....................................................375

§ 3. Ценность отрочества...............................................................................379

Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми младшего

подросткового возраста.................................................................................380

§ 1. Задачи развития.......................................................................................380

§ 2. Начало обучения в средних классах школы...................................381

§ 3. Формирование умения учиться в средней школе........................385

§ 4. Психологическая помощь при трудностях в учении..................387

Глава 3. Основные направления работы психолога в среднем

подростковом возрасте..................................................................................393

§ 1. Задачи развития.......................................................................................393

§ 2. Развитие и укрепление чувства взрослости...................................394

§ 3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки,

чувства собственного достоинства....................................................404

§ 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации

образования ...............................................................................................412

§ 5. Развитие интересов.................................................................................415

Глава 4. Основные направления работы психолога в старшем

подростковом возрасте..................................................................................418

§ 1. Задачи развития.......................................................................................418

§ 2. Развитие общения со сверстниками.................................................419

§ 3. Развитие воли............................................................................................430

Оглавление_______|_____________________________________________________7

§ 4. Развитие мотивационной сферы. Овладение способами

регуляции эмоциональных состояний.............................................434

§ 5. Развитие воображения...........................................................................437

Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного

периода развития.............................................................................................439

§ 1. Созревание организма............................................................................439

§ 2. Функциональные возможности и состояния. Развитие

моторной и речевой сфер......................................................................439

§ 3. Самооценка внешности, «физическое я»........................................443

§ 4. Сексуальное развитие............................................................................444

Глава 6. Подростки «группы риска».........................................................................448

§ 1. Проблема «группы риска» среди подростков................................448

§ 2. Дебюты психических заболеваний у подростков.........................451

§ 3. Подростки с акцептуациями характера и психопатиями..........453

§ 4. Невротическое развитие личности у подростков.........................457

§ 5. Употребление психоактивных веществ и химическая

зависимость у подростков.....................................................................458

§ 6. Подростки с цсрсбрастеническими явлениями............................463

§ 7. Суицидальное поведение подростков..............................................464

§ 8. Подростки из дисфункциональных семей......................................467

§ 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием.........................469

Резюме .................................................................................................................................472

Темы для самостоятельной работы..........................................................................472

Литература...........................................................................................................................472

Раздел V. Ранняя юность.............................................................................................478

Глава 1. Общая характеристика возраста................................................................479 )

§ 1. Особенности психического развития...............................................479 г

§ 2. Ценность ранней юности и задачи развития..................................484 \

Глава 2. Проблемы личностного развития на разных этапах раннего

юношеского возраста......................................................................................486

§ 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском

возрасте.......................................................................................................486

§ 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе...........489

§ 3. Установка на продление моратория..................................................490

1 лава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное

самоопределение..............................................................................................491

§ 1. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни

в ранней юности.......................................................................................491

8____________________________________________________________Оглавление

§ 2. Жизненные цели и психологическое здоровье.............................493

§ 3. Временная перспектива будущего и профессиональное

самоопределение......................................................................................502

Глава 4. Юноши и девушки «группы риска».........................................................505

§ 1. Возможные вариации взросления.....................................................505

§ 2. Аддиктивное поведение.........................................................................506

§ 3. Юношеская сексуальность...................................................................511

§ 4. Асоциальное поведение.........................................................................518

Резюме .................................................................................................................................527

Темы для самостоятельной работы............................................................................528

Литература...........................................................................................................................528










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...