Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧУВСТВО ЮМОРА МОЖЕТ БЫТЬ НЕПОНЯТНЫМ, ЭМОЦИИ — УНИВЕРСАЛЬНЫ.




Почему пытаться быть смешным — несмешно?

¨ Чувство юмора — твое личное дело, эмоции — универсальны. То, что вам кажется смешным, может оказаться слишком мрачным или странным, слишком злым или предсказуемым. Заставить целый зал незнакомых людей согласиться с вашим чувством юмора крайне сложно, потому что вы совсем по-разному мыслите. Вы навязываете аудитории свое чувство юмора.

¨ В своей компании вы можете быть смешным, потому что они вас знают, и у вас есть общее прошлое.

¨ Те, кто пытаются быть смешными на сцене, не интересны и не притягательны. Они выглядит унылыми и убогими.

¨ Зрители не будут смеяться над убогим комиком.

¨ В погоне за «смешным» материалом вы будете выбирать темы, вас не волнующие: «Спаривающиеся на людях собачки смешные; пуки очень смешные; различия между пьяными мужчинами и женщинами».

¨ Если вы говорите о «смешных» темах, зрители не узнают вас. Между вами не будет никакой связи, потому что вы говорите об общих темах. Фактически вы прячетесь за своим материалом.

¨ Если вам плевать на то, о чем вы говорите, зрителям будет плевать на вас. Если тема вам безразлична, не стоит рассказывать о ней зрителям. Страсть (злость, смятение, сожаление, ненависть, взбешенность по поводу чего-либо и т. д.) — вот что делает выступающего интересным. Быть честным, говорить о том, что вас задевает — вот что может связать вас с толпой незнакомых людей. Вы направили их на ложный след — и никто не будет ожидать шутки.

¨ Если у вас есть только «смешные наблюдения», вы можете стать очень предсказуемым, можете делать все время одно и то же.

¨ Нельзя быть смешным без эмоций. Эмоции на сцене можно испытывать только если вы говорите о том, что вас тревожит, о том/что вы пережили.

¨ Здорово уметь подмечать странности и несоответствия, но для того, чтобы заинтересовать целый зал незнакомых вам людей, этого недостаточно.

Наблюдения без страсти ведут в никуда. В итоге вы заканчиваете фразами типа «Такие дела / Ну и люди! / Что это? / Странно это» и т.д.

¨ «Собакам нравится, когда их выгуливают, а еще они любят жевать ботинки? Это что же получается: ты хочешь, чтоб я тебя выгулял, но мне не в чем — ты все сжевал!»

¨ «Что за фруктовый лед такой, «Popsicle»! Он без льда, и там даже палочки нет...»

¨ «Старики странно пахнут... Что это с ними?»

Материал без страсти — это как песня без задающей настроение музыки, бита и исполнителя. Даже самая простая песенка невозможно скучна без музыки:

С днем рождения тебя,

С днем рождения тебя,

С днем рождения, (вставьте имя),

С днем рождения тебя

Но если добавить музыку (а еще подарки, торт, в котором затаилась стриптизерша, которая смотрит на часы, так как ваши друзья раскошелились лишь на 38 минут ее услуг), это становится одной из лучших песен в мире!

Все дело в страсти!

ЧУВСТВО ЮМОРА МОЖЕТ БЫТЬ НЕПОНЯТНЫМ, ЭМОЦИИ — УНИВЕРСАЛЬНЫ.

Говоря о том, что, по-вашему, будет смешно зрителю, вы делаете стендап сложнее, чем он есть. Говоря о том, что вас в действительности волнует, вы будете вызывать больший отклик

 

Как устроен материал в стендапе?

Сетап

Сетап — это информативная, несмешная часть шутки. Сетап должен быстро вести к цели. Слишком длинную подводку зрители просто не дослушают.

В идеале сетап должен быть не длиннее. 30 слов. За 30 слов вы не успеваете наскучить зрителю, зато рассказываете большее количество шуток за меньшее время.

Сильный сетап включает в себя несколько составляющих. Есть хорошие шутки без некоторых этих составляющих (или вообще без них), но мы будем стараться включать эти элементы, потому что они действительно приводят к хорошим результатам.

1. Эмоции

¨ Зрителям нужно знать, как комик относится к тому, о чем говорит. Эмоции можно объяснить словами или показать (отыграть). Нельзя относиться к своему материалу нейтрально — зрители должны чувствовать, что комика берет на себя обязательства по отношению к тому, что он говорит. Если у вас нет никаких обязательств, то нет и никаких причин вас слушать.

¨ Эмоциональная оценка почти всегда окажется негативной: ненавижу, странный, тупой, страшный, стыдный, сумасшедший, сложный, тяжелый.

¨ Нужно использовать в сетапе одно из этих слов и подавать его с соответствующими эмоциями.

¨ Если вам плевать на вашу тему, то, как она заинтересует зрителей?

¨ «Зрительный зал подобен девке: проявишь равнодушие — пиши пропало!» . Фрэнк Синатра

2.Конкретная тема

¨ Тема должна быть конкретной.

¨ Типичный посетитель комедийного клуба слегка поддат, легко отвлекается и не слишком внимательно следит за комиком. Если говорить слишком долго, можно потерять его интерес.

¨ Ваша задача — как можно лаконичнее объяснить зрителям, о чем вы говорите. Быть конкретным — лучший для этого способ.

«Или вот походы в кино... Блин, как много там всего такого странного, да? Найти место на парковке, потом выстоять длинную очередь за билетами... Потом попкорн, и цены там вообще улет. И работают там либо старики, либо школьники... И перед фильмом всегда реклама, причем даже не трейлеры, а просто реклама — недвижимости, ТВ- шоу, всего такого...»

Это — пример плохого сет-апа. Слишком многословно, нет конкретной темы, нет личного отношения. А вот этот сет-ап уже намного лучше:     

«Меня бесит, какие в кинотеатрах дорогие М&М's»

Почему лучше? По трем причинам: краткость, конкретность и эмоциональность.

3. Личный опыт

¨ Лучший способ отличаться от других комиков — использование личных, персональных тем. Благодаря этому вы всегда будете оригинальны.

¨ «Личными темы» — о том, что что вы пережили и это вас задело.

¨ Все смотрели идиотские телемагазины, но мало кого это лично затронуло. Но если жена дарит вам какую-нибудь ерунду оттуда на юбилей — такое точно не забудется, и поэтому это хорошая тема для сетапа.

¨ Личный опыт дает вам моральное право говорить об этом со сцены и делает ваш материал уникальным.

¨ Все могут пошутить про пластические операции Майкла Джексона, но как это связано с вашей жизнью и вашим опытом? Вы можете придумать очень смешную шутку, но эту шутку сможет рассказать любой. Шутка не уникальна и, скорее всего, ничего не скажет о самом комике. Было бы намного интереснее послушать комика, который сам готовится к операции.

¨ Зрители хотят знать о вас, о комике. Говорите о своем личном опыте — и зрители поймут, кто вы и почему вы уникальны.        

Попроси мы группу начинающих комиков составить монологи о, скажем, фильмах с двусмысленными названиями (Snatch, Free Willy, Octopussy, Deep Impact, Mr. Woodcock, Blow, Shaft, Pee Wee's Big Adventure, Are We Done Yet, и т. д.) — мы бы получили море общих шуток. Может, и смешных, но общих.

Попроси мы составить монологи о чем-то более личном, например, об отцах, мы бы получили массу очень разного и личного материала.

«Странно, что мой папа мог болтать с незнакомцами на улицах часами, а с мамой и пять минут поговорить никогда не мог».

«Сложно, когда твой отец — гомофоб?».

«Меня бесит, что отец домогается моей девушки!».

4. Нестандартная точка зрения

Нестандартная точка зрения (НТЗ) бросает вызов здравому смыслу и общей системе ценностей. Она не может быть ординарной, прямолинейной и банальной.

«Между мужчинами и женщинами огромная разница! Посмотрите, как они ходят по «Икее»!».

«В «Старбаксе» странные названия для размеров напитков!». «Как же сложно отказаться от сахара...».

Это неинтересные наблюдения, которые не идут в разрез с привычными взглядами на мир. Те же самые мысли пролетают в головах у многих других, и поэтому в них нет ничего удивительного. Нестандартная точка зрения — это то, что доселе никто не слышал.

«Главная причина разводов — это «Икея»!»

«Мне стыдно в «Старбаксе»

«Героин бросить легко, потому что его не везде встретишь...» НТЗ — это то, как комик видит мир.

Смех возникает, когда комик оправдывает свою точку зрения, доказывает ее право на существование. Это идет наперекор с тем, что и как другие люди привыкли видеть.

Крис Рок рассказывал о том, что пуль должны стоить 5000$. Каждый его панчлайны были основаны на том, что хорошего в этой идее. Во время этого монолога часто слышится или подразумевается вопрос «А что, если?..»

НТЗ хороша, если начинается с вопроса почему люди делают так, а не иначе, почему мы во что-то верим или какими-то правилами руководствуемся. Вопросы, как правило, очень конкретны.

НТЗ может быть также выражена как мнение.

Отойти от того, что люди обычно думают — это приводит к появлению интересных идей и сюжетов. Можно заставить зрителей взглянуть на мир по-иному, и с помощью этого по- настоящему удивить.

Отыгрыш

Отыгрыш —это когда комик использует движения, жесты, физические действия, разные голоса, пародии, мимику, звуки, отношение к сказанному или эмоции при подаче материала.

Сыграть можно и сетап, и панчлайн, и обе части шутки сразу. Как правило, чем больше в выступлении Отыгрышей, тем сильнее, в итоге, материал.

Как правило, Отыгрыши намного эффективней, если они немного преувеличены.

Не стесняйтесь переигрывать и перебарщивать с эмоциями во время выступлений. За вялыми отыгрышами следует вялая реакция зала. Если зрители увидят, что вы не полностью выкладываетесь, вместо смеха будет одна неловкость.

Отыгрыш — самое мощное оружие в арсенале любого комика, способное сделать материал интереснее и смешнее. Скучно, предсказуемо и неприятно выглядят комики, которые монотонно рассказывают о случившихся с ними историями, или вставляют «умные идеи», которые чаще всего либо слишком банальны, либо слишком непонятны, чтобы вызывать хоть какое-то сочувствие.

Отыгрыши — важная вещь. Некоторые комики довели свое актерское мастерство до таких высот, что им больше не нужны не определенная точка зрения, не явные панчлайны. Люди будут охотнее смеяться над комиком, показывающим другого человека, животного или вещь, чем над тем, что просто стоит на сцене и рассказывает шутки.

Комик, отыгрывающий свое выступление — увлекательный, интересный и непредсказуемый. И скорее всего, — более смешной. Отыгрыш превращает комика в артиста.

Отыгрывать нужно в следующих ситуациях:

¨ В сетапе, когда высказываются эмоции комика по поводу Темы, с использованием одного из соответствующих слов. Фразы типа «Я ненавижу что-то» лучше говорить не тихим голосом, а искренне и эмоционально. Не нужно переигрывать, выходить из себя, гневно кричать и бегать по сцене. Если не похоже, что комик действительно испытывает те эмоции, о которых он говорит, то с аудиторией будет сложно установить контакт, потому что комик выглядит вруном.

¨ Во время раскрытия темы. Независимо от места — будь то сетап или панчлайн — тема будет лучше принята зрителями, если будет не только рассказана, но и показана (отыграна).

Каждый упущенный шанс отыграть тему — упущенный шанс улучшить материал и заставить зрителей смеяться.

Метод, работающий в 1 000 000% случаев — это отыгрывать все, на что вы ссылаетесь.

Если есть хоть малейшая эмоциональная реакция — отыграйте ее!

Как только сделан сетап — вас пугает сестра, потому что она постоянно, везде говорит, что хочет убить своего мужа — сразу же отыграйте: «Господи, просто отравить ему завтрак — и зажить новой жизнью!».

Если ненавидите свою овчарку за то, что она подглядывает за вами в душе — тут же отыграйте: «Ну, я просто тут постою и посмотрю, как ты мылишь свое лысое тело...».

Зачем заводить конкретную тему — и не показывать, что именно вы имеете в виду?

¨ Движения. Лучше показать, что вы водите машину или, например, накладываете макияж, чем просто сказать.

Помимо того, что на это интереснее смотреть, вы можете избавиться от длинных вступлений и объяснений.

Вот три примера сетапов, в которых есть все необходимые элементы:

Я боюсь выходить замуж. Друзья стараются подбодрить. Говорят, что брак — это договор. Ничего подобного. К договору прилагаются гарантии. (Ванда Сайке)

Я боюсь выходить замуж. (Эмоция + Тема + Показ эмоции)

Друзья стараются подбодрить. (Личный опыт)

Говорят, что брак — это договор. (Отыгрыш друзей)

Ничего подобного. К договору прилагаются гарантии. (НТЗ)

Ненавижу ходить на свидания. Это такое напряжение, такой стресс... Если подумать, то свидание — это всего лишь собеседование, которое длится целый вечер. (Джерри Сайнфелд)

Ненавижу ходить на свидания. (Эмоция + Тема + Показ эмоции)

Это такое напряжение, такой стресс (Личный опыт)

Если подумать, то свидание — это всего лишь собеседование, которое длится целый вечер? (НТЗ/Наблюдение)

Я ненавижу худых людей! Они вообще не понимают проблем толстых. Есть, например, у вас худой друг, и вы ему говорите: «Хотел бы я съесть один пончик — и просто уйти». А он вам: «Ну, просто съешь один, в чем проблема? Расслабься и съешь пончик, если они тебе нравятся». Пошел ты! Тебе не понять! Тут целый заколдованный круг, который начинается с пончика... (Луи Си Кей).

Я ненавижу худых людей! Они вообще не понимают проблем толстых. (Эмоция +Тема)

Есть, например, у вас худой друг, и вы ему говорите: «Хотел бы я съесть один пончик — и просто уйти». А он вам: «Ну, просто съешь один, в чем проблема? Расслабься и съешь пончик, если они тебе нравятся» (Изображение худого друга + Личный опыт)

Пошел ты! Тебе не понять! Тут целый заколдованный круг, который начинается с пончика... (НТЗ)

А вот и окончания этих кусочков выступления (битов). Обратите внимание, как доказывается нетрадиционная точка зрения и как обыгрывается наблюдение.

Говорят, что брак — это договор. Ничего подобного. К договору прилагаются гарантии. Что-то сломалось — идешь к производителю. Если муж начал косячить, его уже не вернешь маме: «Да, знаете, вдруг взял и перестал работать — все время лежит, и издает странные звуки.

Ненавижу ходить на свидания. Это такое напряжение, такой стресс... Если подумать, то свидание — это всего лишь собеседование, которое длится целый вечер. Разница только в том, что в конце собеседования ты обычно не голый. «Что ж, Билл, босс считает, что вы нам подходите. Пожалуйста, снимите одежду, я познакомлю вас с коллегами»

Пошел ты! Тебе не понять! Тут целый заколдованный круг, который начинается с пончика.., а в конце я убиваю шлюх и даже не помню как так получилось.

Теперь вы знаете, на что именно обращать внимание. Эти гайдлайны к созданию сет-апов помогут вам в будущем при работе над материалом.

ПАНЧЛАЙН

Смешная часть шутки. В ней комик реагирует на информацию, данную в сетапе. Реакция либо неожиданная, либо преувеличенная, либо рисует смешной образ. Сильный прием — поставить в сетапе вопрос и дать (а лучше — отыграть) ответ в панчлайне».

Сосредоточиться нужно на реакции на сетап и отыгрывании точки зрения.

ТЭГ

Дополнительный панчлайн, основанный на том же сетапе.

 

 

Повторение элементов

¨ Используйте слова-эмоции и обыгрывайте свои чувства: зрителям должно быть понятен ваш интерес и отношение к этой теме. Если тема вас задевает, вы более интересны зрителям. Отношение к теме делает вас интересным, равнодушие — скучным.

¨ Будьте конкретными: сетапы должны быть короткими. Чем корчое сетапы, тем больше концентрация панчлайнов. Быть конкретным — значит не утомлять аудиторию. Если в сетапе больше 30 слов, - это длинный сетап. Шутка должна быть посвящена одной конкретной теме.

¨ Будьте собой: говорите о том, что знаете, и зрители вам поверят. Единственный способ быть уникальным и не похожим на других — использовать персональные темы, говорит о личном опыте. У всех есть мамы, но такой, как ваша, нет ни у кого.

¨ Имейте необычную точку зрения: сказать, что у вас есть проблема — недостаточно. Нужно предложить новый, доселе невиданный способ ее решения. Смотреть на вещи иначе — вот работа комика.

¨ Отыгрывайте материал, не рассказывайте: 95% успеха зависит от того, как вы выступаете. Зрители не будут смеяться над шутками или мыслями. Только вы можете вызвать их смех: своими эмоциями, голосами, движениями. Играй, а не рассказывай.

 

 

Написать свой первый сетап

Заполните бланки. Если вы пытаетесь придумать смешные идеи —значит вы делаете это неправильно. Будьте откровенны. Не нужно и обозначать нестандартную точку зрения — мы сделаем это позже. Пишите коротко, пару небольших предложений. Испортить все можно только пытаясь придумать что-нибудь смешное и рассказывая истории. Помните, сетап — это несмешная часть шутки.

¨ 1) Сложно выбрать подарок своему (партнеры, бывшему или нынешнему), потому что:

__________________________________________________________

_____________________________________________________________

¨ 2) Босс / коллега пугает меня:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отыгрыш босса / коллеги:

__________________________________________________________________________________________________________________________

¨ 3) На выходных ненавижу магазин:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Потому что:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Отыгрыш проблемы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

¨ 4) Животное / птица / насекомое, которого я боюсь:

__________________________________________________________________________________________________________________________

 

Потому что:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Отыгрыш зверя:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

¨ 5) Купил в отпуске дурацкую вещь:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Потому что:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Отыгрыш причины:

__________________________________________________________________________________________________________________________

¨ 6) Глупо, что сосед в самолете:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Отыгрыш соседа:

__________________________________________________________________________________________________________________________

¨ 7) Странно, что на первом свидании девушка / парень начала говорить о:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Отыгрыш свидания:

__________________________________________________________________________________________________________________________

¨ 8) Моя машина/мотоцикл выводит меня, потому что:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Отыгрыш машины/мотоцикла:

__________________________________________________________________________________________________________________________

¨ 9) Меня бесит, что когда моя девушка / парень ведет машина, она (что делает?):

______________________________________________________________________________________________________________________

Отыгрыш девушки / парня:

__________________________________________________________________________________________________________________________

¨ 10) Мне сложно встречаться с папой, потому что:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Отыгрыш отца:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Здесь нет тем слишком сложных для понимания, и они довольно общие, им легко сопереживать. Понятные эмоции и конкретные, всем знакомые темы.

Ищите простые, повседневные темы для сетапов. Если пытаться искать «смешные темы», зрители вас либо не поймут, либо раскусят вашу неискренность.

 

Нестандартная точка зрения

¨ НТЗ — это нетрадиционный, свежий взгляд на конкретную личную тему. Она может следовать из того, как должен быть устроен мир, по мнению комика.

¨ Найти НТЗ не сложно! Нужно научиться задавать такие вопросы, которые заставили бы вас взглянуть на проблему под другим углом: «А что, если сделать это по-другому?», или «Возможно, это не плохо, а, наоборот, хорошо?».

¨ Легче всего найти НТЗ, идя против здравого смысла или общепринятого мнения.

¨ Юмор во многом построен на неожиданности. Когда смотришь за тем, как комик выдвигает свою нестандартную точку зрения и доказывает ее, это всегда неожиданно и иногда даже кажется логичным. Часто бывает, что во время выступления зрителям приходит в голову: «Я никогда об этом так не думал!» — и именно это заставляет их смеяться.

Пример: спроси мы у некоторого количества людей, что они думают о сутенерах, большинство бы ответило что-то типа:

То, что они делают с женщинами, ужасно!

Гореть им в аду синим пламенем!

Не понимаю, что заставляет женщин обращаться к таким мужчинам...

Все эти точки зрения имеют право на существование. Прочитаем, что говорит об этой же теме Крис Рок.

У всех есть любимый вид преступников. У меня это сутенеры. Любой может грабить банки или торговать наркотов. Но быть сутенером нужно уметь. Почему? Сутенеры круты. Они очень круто общаются с женщинами. Редко увидишь за столиком в клубе сутенера, которого второй уговаривает: «Да ладно, просто подойди к ней и начни разговор, ты ей нравишься...»

Сутенеры круты по стольким показателям! Вот самый большой: они заставляют женщину продавать свое тело и отдавать заработанные деньги им. Это даже не преступление, а настоящий подарок Суперсила!

Противоречие тут в том, что Крис не против сутенеров — он ими поражается. Они для него — супергерои. Это пример отличного материала: заявляется точка зрения, расходящаяся с общепринятой, а потом приводятся доказательства.

Добиться такого результата несложно: возьмите здравый смысл или общепринятую точку зрения и задайте следующие вопросы:

¨ Что, если правильно было бы обратное?

¨Что, если бы это делали представители других профессий?

¨Что, если плохая идея оказалась на самом деле хорошей?

¨Что, если заменить X на Y?

¨Что, если бы это произошло в другое время или в другом месте?

¨Что, если бы это делали животные/дети?

Примеры НТЗ:

Меры безопасности в аэропортах правильные

Мне не нравятся новые меры безопасности. Они ведь основаны на личных подозрениях охранников. По мне, было бы лучше, если бы пилот объявлял по громкой связи (Отыгрыш пилота): «Дамы и господа, мы готовы к отлету в Лас-Вегас... если только кто-нибудь из вас не считает рядом сидящего подозрительным. По мне, так мужик с места 14F выглядит довольно странно».

Вопрос, который был задан: «Что, если бы это делали люди другой профессии?»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 533.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...