Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 6. Гендер в разных культурах.




Панкультурные гендерные сходства. Разделение труда, обусловленное полом. Гендерное стереотипизирование. Дифференциальная гендерная социализация. Более низкий статус и меньшая власть женщины. Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии. Заключительные замечания. Резюме

Культура — это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения, разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или другого средства коммуникации (Matsumoto, 1994). Воспринимают ли мужчин и женщин в других странах таким же образом, как в нашей культуре? Во всех ли культурах существуют гендерные роли, и если да, то почему это так? Существуют ли в гендерных ролях панкультурные универсальные сходства? В начале книги я отметила, что психологические исследования пола по большей части проводились среди белых американцев, представителей среднего класса. Социальные психолога все больше осознают потребность кросс-культурного подхода. Одна из причин этого состоит в том, что наука стремится быть универсальной и нам необходимы кросс-культурные исследования, чтобы выяснить, верны ли наши открытия для иных культур (Moghaddam et al., 1993; Triandis, 1994). Другая причина — желание избежать этноцентризма и предположения, что если что-то распространено в нашей культуре, то оно является «нормальным» и типичным для всего человечества. Третья причина связана со значением культуры: ведь и наше поведение и наши мысли подвержены ее влиянию, а кросс-культурная психология может помочь определить, до какой степени психологические процессы меняются под влиянием разных культур (Williams & Best, 1990 b). Кросс-культурное исследование гендера также позволяет нам глубже изучить роль, которую играет культура в создании и поддержании гендера и гендерных различий.

Некоторые ученые считают кросс-культурное исследование пола важным, потому что полагают, что на стыке межкультурных различий выяснится, какие черты гендера определяются биологическими характеристиками, а какие культуральными. Другими словами, если конкретное гендерное различие наблюдается в культурах, которые довольно сильно отличаются в других аспектах, можно предположить, что у этого различия есть биологическая основа.

Тем не менее сложно определить, указывают ли сходства на эволюционные факторы (и, таким образом, заложены генетически), или же они отражают общие способы разрешения проблем выживания, с которыми сталкиваются люди во всех культурах (и, таким образом, являются результатом культурного научения). Например, почти в каждом сообществе существует чашка для питья с ручкой. И тем не менее это не означает, что существует «ген чашки с ручкой». Скорее это говорит о том, что люди испытывали общую потребность в такой чашке и ответили на нее изготовлением похожих предметов. Подобным образом практически в каждом сообществе уход за детьми предоставлен женщинам, в то время как охота и ведение войны являются мужскими занятиями. Хотя такое разделение ролей может иметь под собой эволюционную основу, оно могло возникнуть потому, что кормление грудью делало другие упомянутые занятия слишком сложными для женщин (Singleton, 1987).

Кросс-культурные изыскания — относительно новая область психологического исследования гендера, и то, что ей посвящена довольно короткая глава, является отражением новизны темы, а не степени ее важности. Многие из цитируемых здесь исследований были проведены психологами из других стран или при их участии. Насколько мне известно, никто еще не занимался систематическим обзором психологических исследований гендера по всем странам мира. К сожалению, в силу языкового барьера я, вероятно, упустила некоторое количество важных исследований, опубликованных не на английском языке.

Панкультурные гендерные сходства.

Психологи, занимающиеся кросс-культурными вопросами, часто говорят об «этике» и «эмике». Этика — общие, универсальные аспекты обществ, в то время как эмика — уникальные для данной культуры характеристики. По мнению Берри (Berry, 1980), эти термины были впервые предложены Пайком (Pike, 1954) и происходят от лингвистических терминов «фонетика» и «фонемика». Фонемика фокусируется на звуках, которые являются уникальными для определенной языковой системы, в то время как фонетика обращается к общим или универсальным аспектам. Если отбросить корень (фон-), то оставшиеся суффиксы (-этика и -эмика) можно использовать для обозначения различия между локальным и универсальным.

Литература, посвященная кросс-культурным аспектам гендера, наводит на мысль о том, что существует четыре аспекта гендерной этики, в которых сходятся различные по другим показателям культуры. Это: 1) разделение труда по половому признаку (гендерные роли), 2) убеждения или стереотипы, связанные с различиями между женщинами и мужчинами (гендерные стереотипы), 3) дифференциальная социализация мальчиков и девочек, и 4) меньшая власть и более низкий статус женщин.

Как уже упоминалось ранее в этой книге, физические различия между женщинами и мужчинами породили разделение труда по половому признаку и способствовали развитию разных форм поведения на основе гендера. Как отмечала Бем (Bem, 1993), когда-то ни в одной из культур не было ни средств контроля рождаемости, ни искусственного вскармливания, и было совсем немного приспособлений, уменьшающих значение физической силы. Представляется, что гендерные стереотипы возникли, чтобы обосновать появившееся разделение труда (Hoffman & Hurst, 1990), и гендерные роли оказались встроенными в культуру, так как «социально полезные системы убеждений становятся частью культурного уклада» (Williams & Best, 1990 а). Соответственно и детей по-разному социализируют, так чтобы приготовить их к разным гендерным ролям (Williams & Best, 1990 а).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 392.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...