Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АТАВИСТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ ЧЕЛОВЕКА




а) редкая аномалия - гомодонтная зубная система все зубы конической формы;

б) трехбугорчатые коренные зубы;

в) прорезывание сверхкомплектных зубов, т.е. у человек возможно образование большего, чем 32, количества зубных зачатков;

г) отсутствие "зубов мудрости";

д) весьма редкий порок развития языка - раздвоенность его конца, как результат несращения парных зачатков в эмбриогенезе;

е) нарушение срастания (оно должно произойти к концу восьмой недели эмбриогенеза) костных горизонтальных складок которые образуют твердое небо, приводит к незаращению твердого неба и формированию порока, известного под названием "волчья пасть";

ж) расщелина верхней губы ("заячья губа") возникает за счет не полного срастания формирующих верхнюю губу кожно-мезодермальный выростов, два из которых (латеральные) растут от верхней челюсти, а один (центральный) - от лобно-носового отростка

Ротовая полость (cavumoris), передний отдел пищеварительного тракта, начинающийся ротовым отверстием и переходящий в глотку, а при её отсутствии — в пищевод. СР. п. беспозвоночных нередко связаны спец. приспособления: колющие и режущие образования у свободноживущих нематод, челюсти у мн. моллюсков, ротовые части у членистоногих. У рыб и наземных позвоночных Р. п. ограничена челюстями, на дне её находится язык. В крыше Р. п. у некоторых рыб и у земноводных открываются хоаны. У амниот твёрдое нёбо разделяет Р. п. на верхний (дыхательный) и нижний (вторичная Р. п.) отделы. У млекопитающих с развитием мягких подвижных губ и мускулистых щёк между ними и собственно Р. п. возникает преддверие Р. п., в к-ром иногда образуются защёчные мешки. В Р. п. позвоночных открываются слюнные железы.

К болезням ротовой полости относятся также различные заболевания зубов, челюстей, слюнных желёз, пороки развития губ - «заячья губа», нёба - «волчья пасть»

Компоненты зуба имеют разное происхождение: эктодермальное (эмаль) и мезодермальное (дентин, пульпа, цемент). Процесс развитиия зубов включает следующие этапы: закладку, формирование и обызвествление эмали, формирование и обызвествление дентина коронки, прорезывание зуба, формирование дентина и цемента корня, резорбцию корня (для временных зубов), созревание тканей зуба после прорезывания.

Аномалии строения и пороки развития зуба могут быть результатом наследственных и приобретенных пороков строения первичной ткани (эктодермы и мезодермы), из которой формируется эмаль, дентин, цемент, а также могут возникать в результате нарушения механизма формирования эмали и дентина коронки зуба, дентина и цемента корня, механизма прорезывания зуба и резорбции корней, механизма созревания зуба после прорезывания и т. д.

Пороки развития. Значительное место среди пороков развития занимают врожденные расщелины губ, обусловленные как наследственными факторами, так и нарушениями внутриутробного развития. Образование расщелины может быть связано с нарушениями срастания нижнечелюстных отростков (срединная расщелина нижней губы), верхнечелюстных и срединного носового отростков (так называемая заячья губа двусторонними; примерно в половине случаев они сочетаются с расщелинами альвеолярного отростка верхней челюсти и неба. Полные расщелины сопровождаются затруднением сосания, а также нарушениями дыхания (частое, поверхностное), что нередко приводит к пневмонии.

Возможны отсутствие губ (ахейлия), срастание губ в боковых отделах (синхейлия), укорочение средней части верхней губы (брахихейлия), утолщение и укорочение уздечки, ограничивающее подвижность верхней губы. Гипертрофия слизистых желез и клетчатки приводит к образованию складки слизистой оболочки (так называемая двойная губа). Лечение при пороках развития губ оперативное.

Наиболее частыми пороками развития неба являются врожденные расщелины (так называемая волчья пасть), часто сочетающиеся с расщелинами губ. Они могут быть сквозными (проходят через альвеолярный отросток верхней челюсти, твердое и мягкое небо) и несквозными, при которых альвеолярный отросток имеет нормальное строение. Расщелины неба, особенно сквозные, резко нарушают у новорожденных функцию дыхания и сосания (при сосании молоко попадает в носовые ходы, в результате чего происходит его аспирация). С возрастом развиваются нарушения речи, появляется гнусавость, изменяется форма отдельных частей лица. Лечение расщелин неба оперативное, однако, в отличие от расщелин губ, его следует проводить в возрасте 4—7 лет.

Встречаются также узкое высокое небо, при котором проводят ортодонтическое или (при неэффективности) оперативное лечение; недоразвитие мягкого неба, требующее пластической операции.

 

Таблица 2. Онтофилогенетические предпосылки пороков развития пищеварительной и дыхательной систем у человека.

Порок развития       Филогенетическая предпосылка Онтогенетические предпосылки и механизмы

1. «Волчья пасть» - незаращение твердого неба В классе рептилий начинается дифференциация ротовой полости и дыхательного отдела: на верхнечелюстных и небных костях появляются горизонтальные складки       Рекапитуляция парных складок в эмбриогенезе человека. Нарушение адгезии клеток примерно на 8 неделе развития

2. Прорезывание дополнительных зубов в альвеолярном ряду или позади зубного ряда                      

3. Раздвоенность языка                      

4. Недоразвитие слепой кишки и аппендикса                      

5. Гетеротопия поджелудочной железы                  

6. Персистирование (сохранение) клоаки                

7. Латеральные шейные свищи                     

8. Эзофаготрахеальные свищи                      

9. Кистозная гипоплазия легких                   

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Изучить строение пищеварительной системы различных классов позвоночных животных (табл.4а,б,в,г).

а) РЫБЫ 1. Рассмотрите макропрепарат пищеварительной системы рыбы. 2. Определите, какие отделы системы пищеварения у них наиболее развиты. 3. Отметить: 1 — рот; 4 — печень; 5— желчный пузырь; 6— желудок; 8 — кишечник; 9— головной мозг; 16— анальное отверстие.
  б) АМФИБИИ (ЛЯГУШКИ)  1. На макропрепарате лягушки проследить дальнейшее развитие органов пищеварения. 2. Отметить увеличение общей длины кишечника и отчетливое разделение на толстый и тонкий отделы, печень и компактность поджелудочной железы. 3. Зарисовать схему в альбом и отметить: 1 – язык; 2 – глотка; 3 – печень; 4 – желудок; 5 – поджелудочная железа; 6 - тонкая кишка; 7 – толстая кишка; 8 – клоака.
2 3  4    5 8 10

 


1     6 7 9

в) РЕПТИЛИИ (ЯЩЕРИЦЫ) 1. Рассмотреть строение зубов и языка, отметить образование вторичного неба. 2. При изучении желудочно-кишечного тракта отметить: 1 – язык; 2 – глотка; 3 – пищевод; 4 – желудок; 5 – тонкая кишка; 6 – печень; 7 – поджелудочная железа; 8 – толстая кишка; 9 - слепая кишка; 10 - клоака.
г) МЛЕКОПИТАЮЩЕГО 1. Изучить влажный препарат пищеварительной системы крысы. 2. Рассмотреть строение гетеродонтной зубной системы. 3. Обратить внимание на высокую степень дифференцировки кишечника и его длину. 4. Используя таблицу, зарисовать в альбом основные отделы пищеварительной системы млекопитающего. 5. На рисунке отметить: 1 — слюнные железы; 2 — полость рта; 3 — пищевод; 4 — желудок; 5 — двенадцатиперстная кишка; 6 — поджелудочная железа; 7 — печень; 8 — желчный пузырь; 9 — тонкий кишечник; 10 — толстый кишечник; 11 — аппендикс; 12 — прямая кишка.

Табл. 4. Строение пищеварительной системы различных классов позвоночных животных.

 

 

Задание 2.Изучить развитие выделительной системы беспозвоночных позвоночных.

 

  1. Зарисуйте схему строения протонефридиальной системы выделения в альбом. 2. На рисунке отметить: 1 - выводящий выделительный канал, 2 - разветвления канальцев, 3 - циртоциты ("звездчатые клетки"), 4 - реснички ("мерцательное пламя").
  1. Изучите схему строения метанефридия. 2. Зарисуйте в альбом и на рисунке отметьте: 1 – воронка метанефридия; 2 – канал метанефридия; 3 – часть канала несущая мерцательные реснички; 4 – выделительная пора;  
  1. Внимательно изучить таблицу развития нефрона. Отметить его основные ароморфозы. 2. Зарисовать в альбом схемы строения: I – предпочки; II - первичной почки;III - вторичной почки. 3. На рисунке отметить: 1 - аорта; 2 - капилляры; 3 – мальпигиево тельце; 4 - нефростом; 5 - клоака; 6 – мюллеров канал (яйцевод); 7 – предпочка; 8 – первичная поачка; 9 – почечная лоханка вторичной почки; 10 – вольфов канал (первичный мочеточник); 11 – вторичный мочеточник; 12 – клоака.

 

Задание 3.Изучить схему развития нефрона.Отметить его основные ароморфозы.Зарисовать а альбом схемы строения: предпочки, первичной почки, вторичной почки (рис.2).

 

Задание 4.Рассмотреть и зарисовать «Эволюция почки и мочеполовых каналов».(рис.3).

 

Рис.3. Эволюция почки и мочеполовых каналов.

А —нейтральное зародышевое состояние;Б —анамнии;В —амниоты:

I—самки, II—самцы; 1—предпочка, 2—первичная почка, 3—канал предпочки, 4—половая железа, 5—мюллеров канал, 6—вольфов канал, 7—мочевой пузырь, 8—клоака, 9—вторичная почка,10—матка, 11—мочеполовой синус, 12—задняя кишка, 13—половой член,14—мочеточник вторичной почки, 15—мужская «маточка».

 

Задание 5. Заполнить табл. 4. «Филогенез выделительной и половой систем хордовых животных».

 

  Рыбы Амфибии Рептилии Млекопитающие  
1. Тип почки во взрослом состоянии          
2. Место расположения почки          
3. Строение нефрона: а) связь с целомом б) наличие сосудистого клубочка в) отделы извитого канальца          
4. К-во нефронов в почках          
5. Название канала, выполняющего функцию мочеточника у самцов; у самок          
6. Название канала, выполняющего функцию выведения половых продуктов у самцов; у самок          
7. Наличие матки и влагалища          
8. Дифференцировка клоаки          

 

Задание 6.Ознакомиться с табл.5.Онтофилогенетические предпосылки пороков развития мочеполовой системы у человека

 

Порок развития Филогенетическая предпосылка Онтогенетическая предпосылка
1. Персистирование клоаки Наличие клоаки у рептилий Нарушение механизмов дифференцировки клоаки после 8-й недели эмбриогенеза
2. Тазовая эктопия почки    
3. Сегментированная почка    
4.Крипторхизм (неопущение яичек в мошонку)    
5. Двойной половой член    
6. Двурогая и двойная матка    
7. Нарушение редукции вольфовых каналов (у плодов женского пола)    

 

Табл. 5. Онтофилогенетические предпосылки пороков развития мочеполовой системы у человека

 

 


ЗАНЯТИЕ №24.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 740.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...