Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схема анализа логопедического занятия.




Анализ современного логопедического занятия

Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от

умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки.. Поэтому

важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего

занятия. Анализ собственной работы, — одна из самых продуктивных мер повышения

квалификации специалиста. Качество самоанализа зависит от многих факторов, и прежде

всего от привычки учителя-логопеда к обдумыванию и оценке своих действий и тех

результатов, к которым они привели или могут привести.

 

Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить

собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. По словам Ю А

Конаржевского, анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования

педагога [1]. С этим нельзя не согласиться, так как содержательная сторона процесса

самообразования учителя-логопеда в значительной мере формируется на основании

выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом,

профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем

образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий,

должны быть восполнены логопедом путем самопознания в основу содержания которого

ложатся полученные рекомендации

 

Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством

развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение путем

самоанализа. Именно через педагогический анализ у логопедов должно быть

сформировано умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из

важнейших качеств педагога. Но чтобы приобрести его, логопед должен быть не только

исключительно внимательным к своему труду, но у него должно быть обостренное

чувство самокритичности. А последнее необходимо не только воспитать, но и все время

поддерживать и развивать.

 

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока [2, 3 и др ].

При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа

логопедического занятия. Поэтому хотелось бы предложить наиболее оптимальную, на

наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.

 

Схема анализа логопедического занятия.

ФИО логопеда_____________________________________________________________

город (район)______________________________________________________________

№ ОУ дата________________________________________________________________

Этап работы_______________________________________________________________

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема_____________________________________________________________________

Возраст детей______________________________________________________________

Анализирующий_____________________________________________________________

Цель посещения_____________________________________________________________

 

Шкала оценки 1 балл — низкий уровень, 2 балла — средний уровень, 3 балла — высокий

уровень

1. Анализ целей занятия

• соответствие целей занятия особенностям учебного материала;

• место данного занятия в системе занятий по теме;

• уровень подготовленности группы (ребенка);

• постановка и доведение целей занятия до детей;

2. Степень достижения целей занятия

• образовательной;

• коррещионно-развивающей;

• воспитательной;

 

3. Анализ структуры и организации занятия

• соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его

структуры;

• логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;

• целесообразность распределения времени между этапами занятия;

• рациональность выбора форм обучения;

• наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;

• оборудование занятия;

• рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному;

4. Анализ содержания занятия

• соответствие содержания занятия требованиям государственных программ;

• полнота, достоверность доступность изложения;

• степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия;

• связь занятия с жизнью;

• подведение детей к восприятию новых знаний;

• формирование новых понятий;

• актуализация опорных знаний;

• организация самостоятельной работы детей;

• характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет

уровня подготовленности детей)

• инструкции и помощь логопеда;

• степень усвоения нового материала (эффективность);

• связь нового с ранее изученным;

• повторение (организация, формы приемы, объем);

5. Оценка коррекционной направленности занятия

• развитие понимания речи;

 

• воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей

действительности;

• формирование практических навыков словообразования и слово изменения;

• формирование правильного произношения звуков;

• развитие фонематического слуха и восприятия;

• закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;

• контроль за внятностью и выразительностью речи;

• подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;

• обучение самостоятельному высказыванию;

• усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении;

• включение заданий с опорой на несколько анализаторов;

• упражнения на развитие высших психических функций;

• упражнения на развитие общей и мелкой моторики;

6. Анализ методики проведения занятия

• определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств

обучения;

• соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала,

поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);

• разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;

• эмоциональность подачи материала;

• эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала;

• оценка методической вооруженности и педтехники логопеда;

7. Анализ работы и поведения детей на занятии

• общая оценка работы группы (ребенка);

• внимание и прилежание;

• интерес к занятию;

• активность детей (ребенка);

• формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков;

• выполнение единых требований;

• индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;

• качество знаний, умений и навыков;

• глубина, осознанность и прочность знаний;

• умение детей применять знания в различных ситуациях;

• степень овладения практическими навыками;

• характер проверки знаний детей логопедом;

• работа над ошибочными ответами;

8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия

• температурный режим;

• физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

• освещение;

• предупреждение утомления и переутомления;

• смена видов деятельности;

• своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;

• соблюдение правильной рабочей позы;

• соответствие мебели росту ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;

• посильность нагрузки речевого и дидактического материала;

• целесообразное ослабление напряженности в конце занятия;

9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные

проверяющим

10. Результаты занятия

• оптимальность обучающих действий логопеда;

• качество знаний, умений и навыков детей;

• тенденции в речевом развитии и коррекции детей;

11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы

других логопедов

12. Недостатки занятия

• диагностика причин;

• предложения по их устранению;

13. Личность логопеда

• собранность и внимательность логопеда на занятии;

• самообладание и самоорганизация ;

• стиль и тон в работе;

• речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);

• соотношение речи логопеда и детей (ребенка);

• доброжелательное отношение к детям;

• соблюдение норм педагогической этики;

• мастерство педагогического общения;

14. Общие выводы и предложения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...