Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Схема анализа логопедического занятия.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Анализ современного логопедического занятия Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки.. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия. Анализ собственной работы, — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации специалиста. Качество самоанализа зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя-логопеда к обдумыванию и оценке своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.
Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. По словам Ю А Конаржевского, анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога [1]. С этим нельзя не согласиться, так как содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в значительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознания в основу содержания которого ложатся полученные рекомендации
Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение путем самоанализа. Именно через педагогический анализ у логопедов должно быть сформировано умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога. Но чтобы приобрести его, логопед должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но у него должно быть обостренное чувство самокритичности. А последнее необходимо не только воспитать, но и все время поддерживать и развивать.
В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока [2, 3 и др ]. При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия. Поэтому хотелось бы предложить наиболее оптимальную, на наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.
Схема анализа логопедического занятия. ФИО логопеда_____________________________________________________________ город (район)______________________________________________________________ № ОУ дата________________________________________________________________ Этап работы_______________________________________________________________ Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое) Тема_____________________________________________________________________ Возраст детей______________________________________________________________ Анализирующий_____________________________________________________________ Цель посещения_____________________________________________________________
Шкала оценки 1 балл — низкий уровень, 2 балла — средний уровень, 3 балла — высокий уровень 1. Анализ целей занятия • соответствие целей занятия особенностям учебного материала; • место данного занятия в системе занятий по теме; • уровень подготовленности группы (ребенка); • постановка и доведение целей занятия до детей; 2. Степень достижения целей занятия • образовательной; • коррещионно-развивающей; • воспитательной;
3. Анализ структуры и организации занятия • соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры; • логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия; • целесообразность распределения времени между этапами занятия; • рациональность выбора форм обучения; • наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом; • оборудование занятия; • рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному; 4. Анализ содержания занятия • соответствие содержания занятия требованиям государственных программ; • полнота, достоверность доступность изложения; • степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия; • связь занятия с жизнью; • подведение детей к восприятию новых знаний; • формирование новых понятий; • актуализация опорных знаний; • организация самостоятельной работы детей; • характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей) • инструкции и помощь логопеда; • степень усвоения нового материала (эффективность); • связь нового с ранее изученным; • повторение (организация, формы приемы, объем); 5. Оценка коррекционной направленности занятия • развитие понимания речи;
• воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; • формирование практических навыков словообразования и слово изменения; • формирование правильного произношения звуков; • развитие фонематического слуха и восприятия; • закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; • контроль за внятностью и выразительностью речи; • подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза; • обучение самостоятельному высказыванию; • усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении; • включение заданий с опорой на несколько анализаторов; • упражнения на развитие высших психических функций; • упражнения на развитие общей и мелкой моторики; 6. Анализ методики проведения занятия • определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения; • соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка); • разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом; • эмоциональность подачи материала; • эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала; • оценка методической вооруженности и педтехники логопеда; 7. Анализ работы и поведения детей на занятии • общая оценка работы группы (ребенка); • внимание и прилежание; • интерес к занятию; • активность детей (ребенка); • формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков; • выполнение единых требований; • индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми; • качество знаний, умений и навыков; • глубина, осознанность и прочность знаний; • умение детей применять знания в различных ситуациях; • степень овладения практическими навыками; • характер проверки знаний детей логопедом; • работа над ошибочными ответами; 8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия • температурный режим; • физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); • освещение; • предупреждение утомления и переутомления; • смена видов деятельности; • своевременное и качественное проведение физкультурных пауз; • соблюдение правильной рабочей позы; • соответствие мебели росту ребенка; • создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания; • посильность нагрузки речевого и дидактического материала; • целесообразное ослабление напряженности в конце занятия; 9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим 10. Результаты занятия • оптимальность обучающих действий логопеда; • качество знаний, умений и навыков детей; • тенденции в речевом развитии и коррекции детей; 11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов 12. Недостатки занятия • диагностика причин; • предложения по их устранению; 13. Личность логопеда • собранность и внимательность логопеда на занятии; • самообладание и самоорганизация ; • стиль и тон в работе; • речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность); • соотношение речи логопеда и детей (ребенка); • доброжелательное отношение к детям; • соблюдение норм педагогической этики; • мастерство педагогического общения; 14. Общие выводы и предложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 15.Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |