Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интервалы гармонического мажора и гармонического минора




В гармоническом мажоре в связи с понижением на полтона VI ступени, а в гармоническом миноре — вследствие повышения на полтона VII ступени изменяется интервальная структура лада: целый ряд интервалов из-за альтерации указанных выше ступеней, непременно входящих в данный интервал в качестве его основания и вершины, приобретают новую тоновую величину, превращаясь при этом из больших в малые (и наоборот) или увеличенные, из чистых — в увеличенные и уменьшенные и т.д. Соответственно изменяется и количество в ладе интервалов того или иного вида. Наконец, возникают некоторые новые модификации интервалов, совершенно не свойственные натуральным видам мажора и минора, как, например, ув. 2 или ум. 4 и их обращения.

Нижеследующая таблица дает полную картину интервального состава гармонических видов мажора и минора:

Наименования интервалов

Основные виды интервалов

На каких ступенях встречаются

Количество интервалов данного вида

в гармоническом мажоре в гармоническом миноре
прима чистая на любой ступени на любой ступени 7
секунда малая III, V, VII II, V, VII 3
— »— большая I, II, IV I, III, IV 3
— »— увеличенная VI VI 1
терция малая II, III, IV, VII I, II, IV, VII 4
— »— большая I, V, VI III, V, VI 3
кварта уменьшенная III VII 1
— »— чистая I, II, V. VII I, II, III, V 4
— »— увеличенная IV, VI IV, VI 2
квинта уменьшенная II, VII II, VII 2
— »— чистая I, III, IV, V I, IV, V, VI 4
— »— увеличенная VI III 1
секста малая I, III, VII, I, V, VII 3
— »— большая II, IV, V, VI II, III, IV, VI 4
септима уменьшенная VII VII 1
— »— малая II, III, V, II, IV, V 3
— »— большая I, IV, VI I, III, VI 3
октава чистая на любой ступени на любой ступени 7

Примечание: Здесь, как и в дальнейшем, повышение ступени обозначается знаком , а понижение — знаком .

 

Интервалы мелодического мажора и мелодического минора

Аналогичные изменения происходят и в интервальном составе мелодических видов мажора и минора в связи с понижением VI и VII ступеней в мелодическом мажоре или с повышением (на полтона) этих же ступеней в мелодическом миноре. При этом изменяются только те интервалы, которые содержат в своем составе альтерированные ступени мелодического мажора или минора. Наглядное представление об этом дает приводимая ниже таблица:

Наименования интервалов

Основные виды интервалов

На каких ступенях встречаются

Количество интервалов данного вида

в мелодическом мажоре в мелодическом миноре
прима чистая на любой ступени на любой ступени 7
секунда малая III, V II, VII 2
— »— большая I, II, IV, VI , VII I, III, IV, V, VI 5
терция малая II, III, IV, V I, II, VI , VII 4
— »— большая I, VI , VII III, IV, V 3
кварта уменьшенная III VII 1
— »— чистая I, IIIV, V I, II, V, VI 4
— »— увеличенная VI III 2
квинта уменьшенная II, III VI , VII 2
— »— чистая I, IV, V, VII I, II, IV, V 4
— »— увеличенная VI III 1
секста малая I,II, III V, VI , VII 3
— »— большая IV, V, VI , VII I, II, III, IV 4
септима малая I, II, Ш, V, VII II, IV, V, VI , VII 5
— »— большая IV, VI I, III 2
октава чистая на любой ступени на любой ступени 7

 

Характерные интервалы

Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и гармонического минора (за исключением тритонов), образовавшиеся в результате понижения на полтона VI ступени мажорного лада или повышения на полтона VII ступени минорного лада. Их всего четыре:

ув. 2 и ее обращение — ум. 7,

ув. 5 и ее обращение — ум, 4.

По своей сути все характерные интервалы, встречающиеся только в гармонических видах мажорного и минорного ладов, являются хроматическими, чем, собственно, и определяется их х а-рактерность по сравнению с диатоническими интервалами мажора и минора* [Заметим, что гармонический мажор или минор нельзя считать «чистой* диатоникой. Не случайно поэтому в свое время проф. И. В. Способин очень метко называл такой вид лада полудиатоническим. Называют их также «условно-диатоннческими» ладами.] Отсюда и проистекает само название данной группы интервалов. Возникающая же дополнительно в гармоническом мажоре или миноре пара новых тритонов (ув. 4 и ее обращение — ум. 5) не может быть отнесена к характерным интервалам, ибо тритоны имеются и в натуральных видах мажорного и минорного ладов и, следовательно, не являются характерной особенностью гармонических мажора и минора.

Твердое знание ступеней гармонических мажора и минора, на которых строятся характерные интервалы, значительно облегчает их построение и нахождение в тональностях. Ниже приводятся две таблицы: одна из них включает только характерные интервалы; в другой приведены обе пары тритонов, встречающихся в гармонических видах лада (в скобках указаны ступени, на которых данный тритон встречается и в натуральном виде лада):

Характерные интервалы

Наименование интервалов

На каких ступенях встречаются

Количество интервалов данного вида

в гармоническом мажоре в гармоническом миноре
ув. 2 ум. 7 ув. 5 ум. 4 VI VII VI III VI VII III VII 1 1 1 1

 

Тритоны

Наименование интервалов

На каких ступенях встречаются

Количество интервалов данного вида

в гармоническом мажоре в гармоническом миноре
ув. 4 ум. 5 (IV) VI II (VII) IV (VI) (II) VII 2 2

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...