Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

XV. Обзор политических преобразований




(гл. 41)

41. Это произошло позднее, а в тот момент народ, сделавшись владыкой государства, установил существующий поныне государственный строй, при архонте Пифодоре[241]. Кажется, народ имел полное право взять в свои руки государственную власть, так как он собственными силами добился своего возвращения.

(2) Это было по счету одиннадцатое преобразование. Первым с самого начала было преобразование, когда переселился Ион[242] со своими сподвижниками. Тогда впервые жители были распределены по четырем филам и учредили должность царей фил[243]. Вторым преобразованием, первым после этого, имевшим вид правильного государственного устройства, было преобразование, сделанное при Фесее[244]. Оно немного отклонялось от самодержавного[245] строя. После него было преобразование при Драконте – то самое, при котором впервые опубликовали законы[246]. Третьим было преобразование при Солоне после смуты, то самое, с которого началась демократия. Четвертым – тирания при Писистрате. Пятым было после низвержения тиранов преобразование при Клисфене, более демократичное, чем Солоново. Шестым было преобразование после мидийских войн, когда главенство принадлежало Совету Ареопага. Седьмым было следующее за ним преобразование, которое наметил Аристид, а осуществил Эфиальт, когда низверг Совет Ареопага. При этом устройстве государству пришлось совершать весьма часто ошибки под влиянием демагогов ради поддержания владычества на море. Восьмым преобразованием было установление власти Четырехсот и после этого девятым – восстановление демократии. Десятым – тирания Тридцати и Десяти. Одиннадцатым – преобразование после возвращения из-под Филы и из Пирея. Со времени возвращения этот порядок сохраняется и до сих пор, причем постоянно дает развиваться власти народных масс. Действительно, народ сам сделал себя владыкой всего, и все управляется его постановлениями и судами, в которых он является властелином. Надо иметь в виду, что судопроизводство Совета перешло к народу. И в этом отношении афиняне, кажется, поступают правильно, потому что немногие скорее поддаются соблазну корысти и личных симпатий, чем большое количество[247].

(3) Плату за посещение народных собраний первоначально[248] решили не вводить, но, когда на собрания не стал собираться народ и пританы[249] должны были придумывать разные ухищрения, чтобы явилось число, достаточное для действительности голосования, сперва Агиррий[250] изыскал средства для платы по одному оболу, а после него Гераклид Клазоменский, по прозвищу Царь[251], – по два обола; потом снова Агиррий – по три обола.


[1] Имеются в виду события около 640 г. до н. э. Начальная часть трактата, в которой, как видно из краткого резюме всей исторической части главы 41, излагался первоначальный строй царской эпохи – синойкизм Иона и «полития» Фесея (Тесея), – не сохранилась; от нее имеются только отдельные отрывки, сохраненные в цитатах поздних писателей (см. ниже). Из главы о Килоновой смуте до нас дошла только заключительная часть. Подробности этого события изложены Фукидидом и Плутархом.

[2] Полулегендарная личность. Одни (Плутарх, Диоген Лаэртский, Суда) считают его современником Солона, другие (Платон, Законы, 642D) относят приблизительно к 500 г. до н. э.

[3] Сами древние различно объясняли этот термин: люди, которые платили шестую долю урожая владельцу земли (Плутарх, Солон, 13; Гесихий, s.v. epimortos) или от урожая удерживали только шестую часть (Фотий, s.v. pelatai; Гесихий, s.v. hektemoroi, схолиаст к Платону, Евтифрон, 4, С; Евстафий ad Od. XIX, 28). Второе предположение в течение долгого времени считалось более предпочтительным. Однако современные исследования показали, что оно совершенно нереально, так как при тогдашней урожайности было невозможно просуществовать на шестую часть урожая.

[4] Простат – патрон, покровитель. Это – политический и юридический термин, обозначающий человека, который берет кого-нибудь под свое покровительство и отстаивает его интересы. Часто так называются вожди народной партии. Некоторые переводят это слово «представители», «предстоятели». Ввиду своеобразия этого термина мы сохраняем греческую форму.

[5] Ион – мифический царь, сын Аполлона и Креусы, дочери царя Эрехфея. Аристотель видел в нем историческую личность и приписывал ему первоначальное объединение Аттики в одно государство (см. гл. 41). По преданию он был призван в качестве военачальника (полемарха) во время войны Афин с Элевсином при мифическом царе Эрехфее.

[6] Медонт – сын последнего афинского царя Кодра, а Акаcт – преемник Медонта.

[7] Место не вполне ясное. Другие объясняют и переводят так: «в его царствование Кодриды отказались от привилегий, данных архонту».

[8] Имеются в виду, очевидно, культы (см. ниже, гл. 56).

[9] Буколий – храм Диониса, пастыря быков (boukolos). Дионис сам иногда представлялся в виде быка.

[10] По-видимому, эта личность является плодом домысла. Вернее всего, что название образовалось по месту нахождения, epi lykeio – близ святилища Аполлона Ликейского.

[11] Автор отсчитывает здесь время, по-видимому, от момента покушения Килона. Изложение таким образом не считается с тем, что рассказ о Килоне отделен двумя главами (2-й и 3-й).

[12] То есть в 621/620 г. до н. э.

[13] То есть шлем, панцирь, большой круглый щит, копье и меч. Иметь полное вооружение могли только люди зажиточные, так что это было признаком имущественного достатка.

[14] Замечательно, что расчет состояния ведется на деньги, тогда как у Солона доходы граждан исчисляются натурой.

[15] Очень значительная сумма по масштабам цен того времени.

[16] Описание драконтовского строя вызывает целый ряд недоумений. В «Политике» (II, 12, 1274b 15) Аристотель говорит, что Драконту принадлежат уголовные законы, а конституции он не создал. Ниже, в гл. 41, резюмируя политические перемены в Афинах, Аристотель не включает законодательство Драконта в их число. С другой стороны, есть целый ряд пунктов, не соответствующих по своему характеру ранней эпохе политической жизни: имущественные классы, определяемые по доходу (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты) и по денежному капиталу (условия для избрания на высшие должности), а также по обладанию тяжелым вооружением. Совет из 401 члена (ср. ниже, гл. 8, 4, согласно которой впервые Солон учреждает Совет четырехсот), обязанность всех граждан, удовлетворяющих известным условиям, исполнять высшие должности по очереди, штрафы за непосещение заседаний, упоминание должности стратегов, которая обычно считается учрежденной в эпоху Клисфена (см. ниже, гл. 22, 2). Эти данные близко напоминают проекты некоторых олигархов периода конца Пелопоннесской войны. Особой комиссии было поручено выяснить сущность драконто-солоновского устройства (см. ниже, гл. 29, 3). Одна надпись от 409 г., сохранившаяся в подлиннике на камне (Syll., ed. 3, n. Ill), содержит решение по этому вопросу, а также и новую публикацию упомянутых законов. Проблема эта, по-видимому, часто обсуждалась в олигархических кругах, и так как в афинском обществе было очень смутное представление о драконто-солоновских законах, то в политических памфлетах авторы пытались представить мало известное им законодательство в духе своих партий. Вероятно, Аристотель заимствовал из какого-нибудь памфлета такого рода содержание данной главы.

[17] В древности так называлось стихотворение, написанное двустишиями из гексаметра и пентаметра (элегическое двустишие), независимо от содержания. По-видимому, приводимые стихи являются началом поэмы, из которой отрывок сохранен у Демосфена (О преступном посольстве, 255). См. ниже.

[18] Слова «издал законы» – может быть, поздняя вставка, ср. 7, 1.

[19] Sisachtheia – букв.: встряхивание бремени». Уже сами древние по-разному объясняли эту меру: одни (в том числе Филохор и Аристотель) видели в этом полную отмену долгов, другие (в том числе Андротион) – лишь частичное облегчение путем сложения процентов или изменения монетной системы. См. ниже, гл. 10.

[20] Две версии в источниках Аристотеля. Мы не знаем имен авторов. Они характеризуются только по общему направлению: демократическая и олигархическая.

[21] Anasiois. Текст папируса неразборчив. Другие читают; fanerois – «явных».

[22] Деревянные выбеленные доски высотой приблизительно в рост человека, составленные в виде призмы, которая вращалась по оси для удобства чтения. Как видно из Плутарха, их было не менее 16 (Солон, 19, 23, 24).

[23] См. ниже, гл. 55,  5.

[24] Слова «каковое разделение было уже и раньше» некоторые считают позднейшей вставкой.

[25] Фет – букв.: «батрак», что и показывает социальное значение этой части граждан.

[26] О казначеях см. ниже, гл. 8,1 и 47, 1; о полетах – гл. 47, 2; о одиннадцати – гл. 52; колакреты – первоначально прислужники при общественных жертвоприношениях и обедах, потом – финансовая должность; казначеи навкрарий при Перикле заведовали раздачей жалованья судьям. После 403 г. об этой должности нет никаких упоминаний.

[27] Мерой сыпучих тел является медимн (51, 84 литра), мерой жидких тел – метрет (около 39 литров).

[28] То есть сын Дифила.

[29] Бобы служили в качестве баллотировочных шаров.

[30] Исконное деление Аттики на четыре филы: гелеонтов, гоплитов, эгикореев, аргадеев. Филобасилевс – то есть «царь филы». Триттия – треть.

[31] Polis в древнем значении – в смысле «акрополь».

[32] О так называемой «исангелии» см. ниже, гл. 43, 4.

[33] Ср. ниже, гл. 35, 2 и самый закон у Плутарха, Солон, 20.

[34] Фидон – тиран г. Аргоса VIII или VII в. до Р. X. Установленные им меры вошли в употребление в Пелопоннесе, через остров Эгину перешли и в Афины, где нередко называются «эгинскими». Начало чеканки монет в Греции относится приблизительно к VII в. до Р. X.

[35] Эгинская серебряная мина = 630 граммов, эвбейская = 436,7 грамма, следовательно, эгинская драхма = 6,3 грамма. Таким образом, 100 эвбейских драхм = 436,7 : 6,3 = 69 30/63 эгинских драхм, то есть приблизительно 70.

[36] Обычный талант = 60 минам. Статер = 1/50 мины, то есть 2 драхмы, 8,73 грамма. Другими словами, весовая единица увеличилась на 5%.

[37] Дело идет, по-видимому, о переделе земли (ср. 12,3).

[38] Так называемые horoi – пограничные столбы, на которых обозначалось, кому и в какой сумме заложено данное владение. Таких столбов немало сохранилось со времени конца V в. до н. э. О них см.: Finley М. I. Land and Credit in Ancient Athens, 500–200 В. С. The Horos-lnscriptions. New York, 1973.

[39] Текст этого стиха испорчен. Перевод дан только по общему смыслу.

[40] Хронологический расчет этих событий остается спорным. Наиболее правдоподобным С. И. Радцигу представляется расчет Кениона: 594 г. архонтство Солона; 594 – 591 или 593 – 590 – первое четырехлетие; 590 – первая анархия; 590 – 587 или 589 – 586 – второе четырехлетие; 586 – вторая анархия; 586 – 583 или 585 – 582 – третье четырехлетие; 582 – первый год архонтства Дамасия. Ср. Rhodes, р. 180 sq.

[41] Паралийцы– береговые жители; педиаки – жители равнины; диакрийцы – горные жители.

[42] Плутарх (Солон, 8) представляет дело так, что это была та самая война из-за Саламина, которая началась по инициативе Солона. Однако эта война должна была относиться приблизительно к 600 г., а Писистрат, который умер в 527 г., очевидно, не мог еще принимать активного участия в ней (см. ниже, гл. 17). Надо предполагать поэтому, что тут имеется в виду другая война с мегарцами, которая велась около 570 г. и во время которой Писистрат взял Нисею, гавань Мегар (ср. Геродот, 1, 59; см. ниже, гл. 22, 3). Ср. Rhodes, р. 199 sq.

[43] По Плутарху (Солон, 30, 2), Аристон. Подробнее рассказывает об этом событии Геродот (I, 59).

[44] В рукописи читается: «тридцать втором», но так как Комей был архонтом в 560 г., а Солон в 594 г., то приходится предполагать в рукописи ошибку.

[45] Этот анекдот рассказывают Плутарх (Солон, 30 и Moralia, р. 794Е) и Диодор (IX, 29).

[46] То есть в 555 г.

[47] То есть после его первой тирании. Другие, ведя счет со времени изгнания, предполагают здесь описку и читают: «на четвертый год».

[48] Геродот, 1, 60. Это единственный случай, где Аристотель называет свой источник, кроме Солона.

[49] Залив, образуемый Халкедонским полуостровом. Пангей – гора во Фракии вблизи устья реки Стримона, известная своими золотыми россыпями.

[50] По словам Геродота (1, 61), Писистрат после своего изгнания прежде всего обратился в Эретрию.

[51] Местечко по дороге из Марафона в Афины с храмом Афины Палленской.

[52] Храм Фесея, который, судя по описанию Павсания (I, 17, 2 и 18, 1 – 2), находился поблизости от площади у подножия святилища Аглавры (северный склон Акрополя). Не надо смешивать этот храм с сохранившимся до сих пор так называемым «храмом Фесея» на холме Колона (на самом деле, по-видимому, храм Гефеста). По другому источнику (Полиен – II в. по Р. X.), дело происходило у Анакия, храма Диоскуров (Кастора и Полидевка).

[53] В рукописи здесь пробел. Может быть, следует читать: «говорил тихо».

[54] См. выше, гл. 14, 3.

[55] Фукидид (VI, 54, 5) говорит, что при тиранах взимался налог в размере одной двадцатой части, но это снижение налога, вероятно, было сделано только при сыновьях Писистрата.

[56] Этих судей при Перикле было 30 (см. гл. 26, 5), позже 40 (см. гл. 53, 1). Они имели право самостоятельного решения гражданских дел, оцениваемых не свыше 10-ти драхм.

[57] Гиметт – гора в Аттике к юго-востоку от Афин.

[58] Об этом случае упоминает Аристотель и в «Политике» (V, 9, 21, 1315Ь 21; ср. Плутарх, Солон, 31).

[59] Архонт 528/527 г. Смерть Писистрата относится к весне 527 г. до Р.X.

[60] В «Политике» (V, 9, 23, 1315b 30) Аристотель определяет продолжительность его власти в 17 лет.

[61] Писистрат был предводителем в войне с мегарцами, но не в той, которая велась из-за Саламина, а в более поздней. См. выше, гл. 14, 1 и ниже, 22, 3.

[62] Солон умер вскоре после 560 г.

[63] Ср. такой же отзыв о начальном периоде их правления у Фукидида (VI, 54, 5 и сл).

[64] Иофонт больше нигде не называется сыном Писистрата. Фукидид (VI, 55) упоминает только троих: Гиппия, Гиппарха и Фессала. Геродот (V, 94) называет этих двух сыновей незаконными с точки зрения понятий V в., так как они происходили от матери-иностранки (см. ниже, гл. 42, 1). Фукидид (VI, 55 и I, 20, 2) считает Фессала законным сыном. Его прозвище свидетельствует о связях с фессалийцами (ср. ниже, гл. 19, 5).

[65] Подчеркивается, что отец ее был из Аргоса, так как она была замужем за ампракийцем (Ампракия – город в Эпире у так называемого Ампракийского залива).

[66] Кипсел – тиран города Коринфа с 658 или 655 г., около тридцати лет правивший городом и основавший целую династию в Коринфе и в Ампракии.

[67] Фукидид (VI, 54) главным виновником считает Гиппарха.

[68] Памятник дочерей мифического царя Леоса, которые будто бы добровольно согласились быть принесенными в жертву за спасение родины. Он находился в так называемом внутреннем Керамике, около площади. Тут впоследствии был поставлен памятник «тираноубийцам» после возвращения его из Персии, куда он был увезен Ксерксом.

[69] Обычная охрана тиранов.

[70] Мунихия – афинская гавань к востоку от Пирея, чрезвычайно важная в стратегическом отношении.

[71] После разрыва Писистрата с Мегаклом (см. выше гл. 15, 1) и утверждения

тирании в Афинах всему роду Алкмеонидов пришлось уйти в изгнание.

[72] Парнеф – лесистый горный кряж на севере от Афин, на границе между Аттикой и Беотией, являющийся продолжением Киферона.

[73] Сколий – застольная песня, строфы которой исполнялись отдельными пирующими по очереди.

[74] Геродот (V, 62; VI, 125) говорит о больших богатствах Алкмеонидов, что и позволило им взять на себя подряд.

[75] Так называемая ксения – фамильная дружба между гражданами разных государств, требовавшая взаимной поддержки как в личных, так и в политических делах.

[76] Ср. о женитьбе Писистрата на аргивянке Тимонассе (выше, гл. 17, 4).

[77] Ср.: Геродот, V, 63. 22.

[78] Ср.: Геродот, V, 64.

[79] Так назывались остатки древнейших укреплений вокруг Акрополя, сооружение которых приписывалось преданием первоначальному населению Аттики – пеласгам.

[80] Выше (гл. 17, 1) было упомянуто, что со времени первой тирании Писистрат прожил 33 года. Таким образом, весь период правления Писистрата должен был составить 50 лет (17 + 33) или, если тут были неполные годы, 49. В «Политике» (V, 9, 23, 1315Ь 32) правление сыновей Аристотель исчисляет в 18 лет. По Геродоту (V, 65), фактическое правление Писистрата и Писистратидов длилось 36 лет, то есть 19+17, что соответствует показаниям данного сочинения. Расхождение с «Политикой» объясняется, по-видимому, счетом неполных лет за целые годы.

[81] Аристотель выражается языком более позднего времени: гетерии – олигархические клубы, игравшие важную роль в политических переворотах V в.

[82] Имеется в виду участие Алкмеонидов в так называемой «килоновой скверне» (см. примеч. к гл. 1).

[83] Геродот (V, 72) говорит, что афиняне отпустили только Клеомена с его спартанцами, а захваченных там афинян перебили, причем, однако, некоторым и в том числе Исагору удалось ускользнуть.

[84] Личность нам неизвестная. Некоторые иначе толкуют эту фразу: «Но еще раньше пытался вести борьбу с тиранами Кедон из рода Алкмеонидов». Но тогда пропадает противопоставление с предыдущей фразой, а грамматические основания для этого слабы.

[85] В 508/507 г. Хотя Исагор был изгнан и первым архонтом на его место был избран кто-то другой, по-видимому, сам Клисфен, но обозначение года остается по имени того, кто был в этой должности вначале.

[86] Эти слова указывают на увеличение состава граждан. В «Политике» (III, 2, 10. 1275Ь 36 и VI, 4, II, 1319 b 6) Аристотель определенно говорит о принятии в число граждан иностранцев (метеков) и рабов.

[87] Смысл этой реформы становится ясным после рассмотрения роли крупных аристократических родов. Эти роды естественно группировались каждый в определенном месте; поэтому в некоторых районах, особенно с наиболее плодородной почвой, как в так называемой «равнине», во внутренней полосе Аттики, аристократическое население было особенно плотно сосредоточено и располагало большим политическим влиянием. Даже те отрывочные и далеко не полные документальные данные, которые сохранились в надписях, дают наглядное представление о силе и значении этих родов. Когда проведено было разделение на демы, оказалось, что, например, род Аминандридов размещался в 26 демах, род Кериков – в 19-ти, род Эвмолпидов – в 10-ти и т. д. В действительности, конечно, это распространение было еще значительнее, и есть основание думать, что род Аминандридов располагался, по крайней мере, в 40 демах.

[88] Позднее при официальном именовании граждан обычно соединялись оба способа – по отчеству и по дему, например Перикл, сын Ксантиппа, холаргиец, Демосфен, сын Демосфена, пеаниец и т. д.

[89] Демарх – старшина дема.

[90] Некоторые названия местечек были вытеснены фамильными названиями, в других случаях при учреждении дема его нельзя было приурочить ни к какому из ранее существовавших местечек. Во всяком случае, многие из названий демов имеют характер фамильных обозначений, как Лакиады, Бутады, Скамбониды и т. п.

[91] Эпонимы – герои, по именам которых названы отдельные филы, например Эрехфей, Эгей, Пандион и т. д., по именам которых названы филы Эрехфеида, Эгеида, Пандионида и т. д. Ср. ниже, гл. 43, 4.

[92] Архегеты – герои-родоначальники.

[93] Остракизм (от ostrakon – черепок) – специальное голосование путем подачи черепков, посредством которых можно было удалить в десятилетнее изгнание казавшегося опасным политического деятеля.

[94] В рукописи: «на пятом году», что не вяжется с дальнейшим расчетом (время Марафонской битвы) и другими хронологическими данными. Восьмой год после реформы (508/507) – 501/500 г.

[95] Во время написания сочинения. См. Введение к данной Части. Эта присяга известна нам только в общих чертах по отрывочным цитатам, например у Демосфена (XXIV, 144).

[96] О стратегах в IV в. – см. ниже, гл. 61.

[97] 490/489 г.

[98] Харм был тестем Гиппия.

[99] В 487/486 г.

[100] Имеется в виду только период со времени низвержения тирании. Солонов-ский же порядок избрания был такой же двухстепенный (см. гл. 8, 1).

[101] Сохранился относящийся к этому числу черепок с надписью: «Мегакл, сын Гиппократа, из Алопеки». Подобных черепков найдено при раскопках на Акрополе свыше пятидесяти с именами Ксанфиппа, Фемистокла, Фукидида и др. (ср. ниже, к гл. 28, 2). Надо отметить, что со времени после издания перевода С. И. Радцига число остраконов увеличилось во много раз, причем найдены они были не только на Акрополе.

[102] 487–485 гг.

[103] 483/482 г.

[104] Местечко на юге Аттики, в 3 милях к северу от мыса Суния, поблизости от Лаврийских рудников.

[105] Об этой хитрости Фемистокла рассказывается еще у Полизна (II в. н. э.). Геродот (VII, 144) говорит просто о постройке кораблей для войны с островом Эгиной.

[106] В 484/483 г.

[107] Весной 480 г.

[108] Герест – юго-восточная оконечность острова Эвбеи. Скиллей – восточная оконечность Арголиды (около города Трезена). Этими пунктами намечается линия, которую было воспрещено переступать изгнанным.

[109] Только у Плутарха (Аристид, 23) приводятся сведения, будто это делалось с согласия спартанцев.

[110] Имеются в виду стены вокруг Афин и так называемые «длинные стены», соединявшие Афины с их гаванью Пиреем (см.: Фукидид, 1, 89 и сл.).

[111] В 478/477 г. Размер первоначальных взносов со всех членов союза Фукидид (1, 96), Плутарх (Аристид, 24) и Корнелий Непот (Аристид, 3) исчисляют в 460 талантов. Позднее эта сумма была увеличена.

[112] Это же рассказывается у Плутарха (Аристид, 25): «Аристид привел к присяге греков и сам присягнул от имени афинян, причем, произнося клятву, бросил в море куски металла». Смысл этого акта тот, что договор остается нерушимым, пока эти куски не всплывут на поверхность воды (ср. Геродот, I, 165).

[113] Остров Самое лишился своего исключительного положения после восстания 440 г., остров Лесбос – в 428 г., а Хиос сначала – в 425 г. и окончательно – в 412 г.

[114] С. И. Радциг пропускает слова «и от союзников», как вставку, содержащую только объяснение предыдущих слов. Толкование этого места неясно, и возможны другие объяснения (см. Rhodes, р. 300 sq.).

[115] Имеется в виду суд присяжных – «Гелиэя», однако оплата судьям стала даваться лишь позднее (см. гл. 27, 3).

[116] Пелопоннесская война, 431 – 404 гг.

[117] С. И. Радциг считает, что расчет ведется по мирному времени.

[118] Люди, которые за разные заслуги (государственную деятельность, победу на общегреческих состязаниях и т. п.) или за заслуги предков (например потомки Гармодия и Аристогитона) получали содержание в Пританее (см. гл. 3, 5).

[119] Дети воинов, павших на войне. Их воспитывали на казенный счет, а по достижении совершеннолетия они получали казенное вооружение.

[120] Имеются в виду так называемые «одиннадцать», заведовавшие тюрьмой Я исполнением приговоров (см. ниже, гл. 52, 1).

[121] В 462/461 г.

[122] В «Политике» (II, 9, 3, р. 1274а 8) Аристотель приписывает это делоПериклу. Весь этот рассказ о Фемистокле носит характер анекдота и несовместим с его деятельностью, так как в это время (около 462 г.) его в Афинах не было (подвергнут остракизму в 471 г.).

[123] Садясь у домашнего алтаря, он оказывался под защитой святыни.

[124] За Ареопагом сохранилась судебная компетенция в некоторых делах.

[125] Пропуск в тексте. По-видимому, речь шла о судьбе Фемистокла.

[126] Кимон родился, вероятно, ранее 504 г., так как в 476 г. был стратегом в битве при Энионе (Фукидид, 1, 98) и, следовательно, имел уже около тридцати лет от роду. Но деятели этой эпохи вообще поздно начинали свои политические выступления. Впрочем, может быть, здесь ошибка в тексте и надо читать: «слишком нерешительный».

[127] Разумеется список «гоплитов», то есть граждан трех высших классов, в который не входили феты, служившие во флоте.

[128] Сохранившиеся документальные данные от 459/458 г. показывают, что убитых из одной филы Эрехфеиды было 177. Таким образом, по всем 10 филам число может действительно приближалось к 2-м тыс. Однако вернее всего такое число было исключительным.

[129] То есть в 457/456 г.

[130] По законам Солона (см. выше, гл. 8, 1) должность архонта предоставлялась только гражданам 1-го класса. Когда открыт был доступ гражданам 2-го класса, так называемым «всадникам», сведений у нас нет. Для 4-го класса (фетов) формально доступ оставался всегда закрытым (см. выше, гл. 7, 4).

[131] Enkyklioi archai – низшие должности, противополагаемые высшим должностям архонтов, стратегов, казначеев и т. д.  

[132] 453/542 г.

[133] См. выше, гл. 16, 5, и ниже, гл. 53, 1.

[134] 451/450 г.

[135] После экспедиции на остров Фасос в 465 – 463 или 459 – 457 гг. Кимона обвинили в том, что он не использовал результатов своей победы и не вторгся в Македонию, подкупленный будто бы македонским царем Александром. Дело кончилось оправданием Кимона.

[136] Ср. гл. 25, 3 об Эфиальте.

[137] 432/431 г. Война началась весной, следовательно, в мае – июне 431 г.

[138] Литургии – крупные денежные повинности, которые возлагались на богатейших граждан. Сюда принадлежит, например, триерархия – оснащение военного корабля, хорегия – постановка драматических или лирических произведений.

[139] Лакиады – родной дем Кимона.

[140] Сначала, по-видимому, было вознаграждение по 1-му оболу в день, позднее,

около 428 г., плата повышена до 3-х оболов (см. гл. 62, 2).

[141] Пилос – гавань в западной части Пелопоннеса (современный Наварин), занятая в 425 г. афинянами, в 409 г. была взята спартанцами. Тогда на выручку был послан Анит (впоследствии – обвинитель Сократа).

[142] Приблизительно с 450 по 429 г.

[143] Ксанфипп – отец Перикла (см. выше, гл. 22, 6).

[144] Фукидид – сын Мелесия, государственный деятель (не историк; Фукидид-историк – сын Олора), подвергся остракизму в 443 г. Известно 64 черепка, относящихся к этому остракизму (см. выше, к гл. 22, 4).

[145] Hormais – «своими прерывистыми движениями»; может быть, вместо этого правильнее читать: dianomais – «своими раздачами». Это как раз подходило бы к введенному по его предложению повышению платы судьям до3-хоболов, о чем говорит, например, Аристофан («Осы», 609).

[146] То есть подвязав плащ (гиматий), как ремесленник, фартуком.

[147] Раздача начиная с 410 г. так называемых «зрелищных денег», которые раздавались беднейшим для посещения театра.

[148] Текст в этом месте, по-видимому, испорчен.

[149] Относительно Калликрата у нас нет сведений. Клеофонт же был осужден в 404 г. под тем предлогом, что не явился на военный пост. Это была месть олигархической партии за его протест против требования спартанцев о срытии так называемых «длинных стен» после победы спартанцев.

[150] Kaloi kai agathoi – идеал физической и нравственной красоты, термин, которым пользовалась аристократия, выражая свой политический идеал.

[151] Полный разгром афинской армии, которым закончился поход в Сицилию 415–412 гг.

[152] В 412 г. спартанцы заключили договор с персами, признав за ними власть над малоазиатскими греками, и получили за это обещание помощи против Афин.

[153] Подробное изложение событий дает Фукидид (VIII, 54 – 97).

[154] Позднее участник «тирании Тридцати» в 404 г.

[155] По-видимому, тот самый, который был архонтом в 404/403 г.

[156] По-видимому, та самая комиссия, которая была избрана после сицилийской катастрофы (Фукидид, VIII, 67) и имела целью ограничить демократию.

[157] Эта смутность представлений о прежнем государственном устройстве дает возможность каждой партии представлять его по-своему, а идеализация «строя отцов» становится лозунгом олигархических кружков.

[158] Дежурная часть Совета (см. ниже, гл. 43, 2).

[159] Graphe paranomon – обвинение лица, внесшего псефисму, противоречащую законам. Это средство считалось оплотом существующего строя против попыток его изменения, так как всякий автор подлежал личной ответственности за то, что ввел в заблуждение народ, если обнаруживалось какое-нибудь несогласие с существующим законодательством (см. Эсхин, III, 5 – 8).

[160] Eisangelia – заявление пританам (Совету) о каком-нибудь чрезвычайном преступлении государственного или общественного характера.

[161] Proklesis – требование явиться на суд или к должностному лицу для ответа.

[162] Endeixis – заявление должностному лицу о важном преступлении и требование немедленного ареста.

[163] Так как дежурство членов Совета в течение года распределяется между группами представителей отдельных фил и каждая такая группа несет дежурство в течение 1/10 года, то и оплату прятаны должны получать только за этот срок.

[164] При жертвоприношениях отбор животных был очень строгим, соблюдались в разных случаях различные требования. При принятии присяги полагалось в жертву приносить взрослых особей.

[165] Гиеромнемон – должность вроде нотариуса, к которому поступали записи о частных сделках, судебные решения и т. п. Таксиархи, числом десять, – помощники стратегов, командовавшие пешими отрядами отдельных фил (см. ниже, гл. 61, 3). Гиппархи, числом 2, – начальники конницы (см. ниже, гл. 61, 4). О филархах (числом 10) см. ниже, гл. 61, 5.

[166] Эти крепости следующие: Элевсин, Анафлист, Суний, Форик, Панакт, Эноя, Фила, Афидна, Рамнунт.

[167] То есть Афины. См. ниже, гл. 47, 1.

[168] В Афинах различались казначеи священной казны богини Афины и эллинотамии – казначеи союзной казны (ср. выше, гл. 23, 5). Последние существовали до конца Пелопоннесской войны, когда кончил свое существование и морской союз.

[169] Гиеропеи – священнослужители. См. ниже, гл. 54, 6. Разумеются попечители, наблюдающие за сохранностью и ремонтом храмовых зданий.

[170] Коллегия казначеев союзной казны (эллинотамиев) разделялась, по-видимому, на две группы, одна из которых несла активную финансовую работу, другая занималась теоретическими вопросами. Только последняя могла принимать участие в заседаниях Совета. Место трудно для толкования (см. Rhodes, р. 392 sq).

[171] То есть четыре смены.

[172] То есть пять тысяч.

[173] То есть пять тысяч.

[174] То есть свыше тридцати лет (ср. выше, параграф 2).

[175] При прежнем демократическом порядке ежедневно, кроме праздничных или нерабочих дней (см. ниже, гл. 43, 3).

[176] Текст здесь не вполне ясен. Возможно и другое понимание: «Совет выбирает по жребию девятерых архонтов».

[177] Он является, таким образом, председателем собрания (ср. ниже, гл. 44, 2).

[178] О порядке рассмотрения дел при демократическом строе см. гл. 43, 6.

[179] Фукидид (VIII, 67, 3) описывает дело иначе: в Народном собрании избрано 5 лиц, которые затем избирают 100 членов, а эти последние кооптируют каждый троих.

[180] Некоторые исследователи в этих «десятерых избранных лицах» видят стратегов. Но правильнее будет отличать их от стратегов и видеть в них только что упомянутую коллегию десятерых лиц.

[181] См. выше, гл. 30, 2, и ниже, гл. 61, 4 – 5.

[182] См. выше, гл. 30, 2.

[183] Смысл этого неясного места, по мнению С. И. Радцига, по-видимому, тот, что, как выше (гл. 30, 3) было указано, в дальнейшем образуются 4 смены Совета и все 5 тысяч граждан должны поочередно заседать в этих сменах, а настоящий Совет четырехсот тоже делится на 4 смены, из которых каждая войдет как основное ядро в будущий состав Совета. Впрочем, возможно, что текст здесь испорчен – отсюда и неясности прочтения. Ср. другое восстановление (astois вместо autois) и, соответственно, толкование: Rhodes, р. 404.

[184] Личность нам неизвестная.

[185] 412/411 г.

[186] Месяц фаргелион соответствует маю – июню, 14 фаргелиона приходится на конец мая, 29 фаргелиона – приблизительно 8 июня. Это уже конец аттического года и, следовательно, 411 год. Ср. Rhodes, р. 403 sq.

[187] Бобы вместо баллотировочных шаров – обычный способ избрания, и,такимобразом, Совет, избранный этим обычным способом, противополагается новому.

[188] Скирофорион – июнь – июль, и 14 скирофориона – конец июня (ср. Rhodes, р. 406 sq.: 14 скирофориона – 9 июля).

[189] То есть в 411 г.

[190] Позднее Писандр бежал к спартанцам. Антифонт был казнен, Ферамен играл роль и в дальнейших событиях (см. ниже, гл. 33 – 37; ср. выше, гл. . 28,5).

[191] То есть 411/410 г. Переворот начался приблизительно в апреле, причем старый Совет некоторое время исполнял свои обязанности; низвергнут Совет четырехсот в августе. О Мнесилохе см.: Rhodes, р. 411.

[192] Город в средней части острова Эвбеи со стороны пролива.

[193] Город в северной части Эвбеи.

[194] Впоследствии один из полководцев-победителей при Аргинусских островах в 406 г.

[195] Вероятно, после победы при Кизике в 410 г.

[196] В 406/405 г. Этого Каллия не следует путать с одноименным архонтом 412/411 г. (ср. выше, гл. 32, 1).

[197] Крепость в северо-восточной части Аттики, которую заняли спартанцы в 413 г. и удерживали до конца войны.

[198] Разумеются города афинских союзников, перешедших на сторону спартанцев.

[199] 405/404 г.

[200] Гетерия (hetaireia) – политический клуб. См. примеч. к гл. 20, 1.

[201] Обращает на себя внимание тот факт, что Алкивиад, ушедший вторично в изгнание в 407 г., не возвратился в это время.

[202] Об Архине – см. ниже, гл. 40. Об Аните – см. выше, гл. 27, 5. О Клитофонте – см. выше, гл. 29, 3.

[203] Впоследствии член правительства Тридцати. См. ниже, гл. 36 и 37; ср. выше, гл. 28, 5; 32, 2; 33, 2.

[204] В дальнейшем, вероятнее всего, член правительства Тридцати (Ксенскронт, Греческая история, II, 3, 2).

[205] Числовое обозначение – обычная форма названия коллегиальных должностей. Название «тиранов» утвердилось за этим правительством только много позднее (впервые встречается в литературе у Диодора, XIV, 32). Имена их приводит Ксенофонт (Греческая история, II, 3, 2).

[206] 404/403 г. Обычно этот год не называется по имени архонта, а обозначается как «год анархии» (Ксенофонт, Греческая история, II, 3, 1).

[207] Они были назначены Лисандром и позднее, по восстановлении демократии, вместе с другими членами правительства Тридцати изъяты из общей амнистии. См. ниже, гл. 39, 6.

[208] Об этой коллегии – см. ниже, гл. 52, 1. Они также были изъяты из амнистии. См. ниже, гл. 39, 6.

[209] Ксенофонт не упоминает об этих биченосцах, но говорит только о молодых людях, исполнявших распоряжения Тридцати, числа же их не обозначает (Греческая история, II, 3, 23).

[210] По-видимому, он был сотрудником Эфиальта. См. выше, гл. 25.

[211] Выше (гл. 9) Аристотель указывал, что демократичность законодательства Солона состояла именно в том, что он дал широкие полномочия суду (гелиэе), предоставляя ему толкование законов, а кроме того, суду подлежало рассмотрение таких важных в политическом отношении вопросов, как отчетность должностных лиц, проверка прав кандидатов на должность (докимасия) и т. д.

[212] Древнейшее право признавало только родовую собственность. Впервые Солон допустил право свободного распоряжения имуществом и передачу его по завещанию посторонним лицам. См. выше, гл. 9, 2.

[213] Сикофанты – мошенники, занимавшиеся вымогательством и шантажом. Вовсю пользовались доносами и кляузничеством. Ср. ниже, гл. 43, 5.

[214] Подробно об этом рассказывает Ксенофонт (Греческая история, II, 3, 15–17).

[215] Фила – местечко на южной стороне горы Парное, на пути из Аттики в Беотию. Здесь под начальством Фрасибула сосредоточилась небольшая группа эмигрантов и недовольных, не насчитывавшая первоначально и ста человек. Но по мере продвижения она постепенно возрастала, пополняясь беглецами из Афин, так что наконец составилась внушительная армия, способная противостоять правительственному войску. Судя по рассказу Аристотеля, занятие Филы произошло вскоре после утверждения власти Тридцати, то есть приблизительно в мае 404 г. (взятие Афин произошло 16 мунихио-на – конец апреля). Правление Тридцати продолжалось около восьми месяцев, следовательно, приблизительно до конца декабря. Остатки укреплений, сделанных Фрасибулом в Филе, сохранились до сих пор.

[216] По рассказу Ксенофонта (Греческая история, II, 3, 23–56), оппозиция и смерть Ферамена предшествовали занятию Филы Фрасибулом. Ср. Rhodes, р. 450 sq.

[217] Эта стена – вроде мола, служила прикрытием с северной стороны входа в Пирей. Она была возведена во время правления Четырехсот. После низвержения этого правительства демократы разрушили ее из боязни, что это место может послужить опорным пунктом для действий олигархов с помощью спартанского флота.

[218] См. выше, гл. 29 и сл.

[219] Автор, по-видимому, хочет сказать, что Тридцать свалили вину за свои неудачи на Ферамена. Правда, несколько странно это обвинение Ферамена после его смерти. Может быть, справедливо мнение, что вся эта часть от фразы «Отправив послов...» до конца главы должна быть отнесена к концу гл. 36.

[220] Гармост – командир спартанского гарнизонаи наместник в подчиненном городе.

[221] Гавань Афин восточнее Пирея. О событиях подробнее рассказывают Ксенофонт (Греческая история, II, 4, II – 19) и Андокид (1, 80).

[222] По рассказу Ксенофонта (Греческая история, II, 4, 10 и сл.), сражение произошло в самом Пирсе. Тут были убиты самый жестокий из Тридцати – Критий и с ним еще много олигархов.

[223] Об их действиях рассказывает подробнее Лисий (XII, 59 – 60).

[224] Об этих десятерых не упоминают ни Ксенофонт, ни Лисий.

[225] Оратор Исократ (XVIII, 5–6) упоминает о Риноне как об одном из десяти, которые встали у власти после свержения Тридцати. Фаилл – триерарх 330 г. (IG, II, 1624, 71–2).

[226] Спартанский царь Павсаний из соперничества с Лисандром явился с войском в Афины, вступил в переговоры с обеими партиями и добился заключения общего мира.

[227] Ксенофонт (Греческая история, II, 4, 38) называет их 15 – может быть, здесь в тексте простая описка и следует принять соответствующую поправку.

[228] В 403/402 г. События относятся к концу лета 403 г.

[229] Элевсин – одно из крупнейших местечек Аттики, знаменитое своими мистериями Деметры и Коры. Расположенный в наиболее плодородной части «равнины», Элевсин с древнейших времен был главным средоточием землевладельческой аристократии.

[230] Храм Деметры и Коры (Персефоны).

[231] Керики и Эвмолпиды – два древних знатных рода, представители которых несли главные жреческие обязанности в культе великих элевсинских мистерий. См. ниже, гл. 57, 1.

[232] После победы спартанцев Афины были вынуждены вступить в союз под главенством Спарты и соответственно этому вносить членские взносы в союзную казну.

[233] Присяга на соблюдение условий мирного договора.

[234] Это замечание показывает, что в правление Тридцати сделаны были кое-какие изменения в порядке судопроизводства.

[235] Архин – представитель умеренной демократии. По его предложению в 403 г. в Афинах введен ионийский алфавит.

[236] Афинский закон предоставлял право каждому гражданину, заставшему преступника на месте преступления, схватить его и привести в Совет к пританам. По важнейшим политическим и уголовным делам в этом случае назначалось разбирательство в экстренном порядке. См. ниже, гл. 45, 1.

[237] Аристотель ранее не упоминал об этом займе Тридцати, но говорил о займе, заключенном коллегией Десяти (глава 38, 1). Вероятнее всего здесь перепутаны оба эти займа.

[238] См. выше, глава 39, 6.

[239] Аристотель, вероятно, имеет в виду события на острове Самосе в 412 г. См. Фукидид, VIII, 21.

[240] В 401/400 г. Ксенофонт говорит о том, что перед этим перемирием едва не произошло серьезного столкновения (Греческая история, II, 4, 43).

[241] В 404/403 г. Возвращение демократов произошло приблизительно в январе 403 г., окончательный же договор был заключен при архонте Эвклиде (403/402 г.).

[242] Этот мифический период афинской истории, так называемый «синойкизм» Иона (объединение в едином государстве разрозненных первоначально общин), был изложен Аристотелем в начальной, не дошедшей до нас части трактата (см. фрагмент 1).

[243] Philobasileis – «цари фил» – должность, остававшаяся и в позднейшие времена (см. выше, гл. 8, 3, и ниже, гл. 57, 4), но уже почти исключительно с религиозным значением, в противоположность филархам (см. ниже, гл. 61, 5).

[244] Эпизод из мифического прошлого, рассказанный Аристотелем в недошедшей начальной части трактата. См. фрагменты 3 – 6.

[245] По-гречески basilikes.

[246] См. выше, гл. 4. Характерно, что здесь это «преобразование» не берется в счет по порядку. Это дает основание предполагать, что как рассказ об этом преобразовании в гл. 4, так и вся фраза здесь, относящаяся к Драконту, являются позднейшим добавлением к тексту Аристотеля. См. примеч. к гл. 4.

[247] Эта мысль встречается и в «Политике» (III, 15, р. 1286а 30); ср. также у Псевдо-Ксенофонта, III, 7.

[248] То есть после восстановления демократии.

[249] Дежурная часть Совета, которая должна созывать народное собрание и руководить им. См. ниже, гл. 43, 2 и сл.

[250] Агиррий – государственный деятель, игравший видную роль как финансист в начале IV в.

[251] Иностранец по происхождению (из малоазиатского города Клазомен), он получил права гражданства в Афинах и занимал даже ответственные должности (по-видимому, был стратегом). Ср.: Rhodes, р. 492 sq.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...