Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация учений и учебных тревог




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА»

ВЕЛИКО-УСТЮГСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Тема: «Организация работы теплохода ……..проекта ……..»

 

Пояснительная записка

 

 

Руководитель

Преподаватель                                                  ____________________ А. В. Загородский

подпись дата

Рецензент

_____________________________________________________________________________

Консультант

Преподаватель                                                 _____________________ А. Н. Морозков

                                                                                                        подпись дата

 

Студент ____________________________________

 

Дата защиты ________________________________

 

Оценка ГЭК ________________________________

 

Председатель ГЭК

Первый заместитель руководителя                                                         

Капитан Северо-Двинского бассейна ВВП РФ

ФБУ «Администрация «Севводпуть»            _________________________ В. Л. Есенеев

подпись дата

 

 

Г. Великий Устюг

2018г.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

Велико-Устюгский филиал

 



ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией профессионального учебного цикла специальности 26.02.03 Протокол № ______ от __ __________ 201__г.

Председатель ЦК_______________

УТВЕРЖДАЮ

И. О. зам. директора по УМР

 

___________Е. А Яхлакова

 «____»____________201__ г.


 

ЗАДАНИЕ

на выпускную квалификационную работу

 

курсант 4 курса      группы 4_ СВ

 

специальности 26.02.03Судовождение

 

___________________________________________________________фамилия, имя, отчество полностью

 

Тема:Организация работы теплохода ……..проекта ……..

 

закреплена приказом от «____»______________20___г. №_______ 

 

Зав. отделениемГришина Наталья Геннадьевна

 

РуководительЗагородский Александр Вячеславович

 

Рецензент ______________________________________________________

фамилия, имя, отчество полностью

 

КонсультантМорозков Андрей Николаевич

 

 

Срок сдачи законченной работы: «8» июня 2018 года.

 

Место преддипломной практики_____________________________________

 

Идентификационный код ВКР_______________________________________

 

Исходные данные к работе: теплоход ……… проекта ……

 

Содержание текстовой части (перечень подлежащих разработке вопросов):

1. Введение

2. Теоретическая часть работы:

2.1. Организация службы на самоходных судах

2.2. Судовые расписания

2.3. Организация учений и учебных тревог

3. Практическая часть работы:

3.1. Основные сведения о судне

3.2. Индивидуальные и коллективные спасательные средства судна

3.3. Штурманская подготовка к рейсу

3.4. Управление составом на сложном участке внутренних водных путей

4. Заключение

 

Перечень графических и демонстрационных материалов:

Судовые расписания

Схемы расположения спасательного и противопожарного оборудования судна

Схемы участков внутренних водных путей

Схема движения судна по участку внутренних водных путей

Презентация к защите ВКР

 

Дата выдачи задания: «29» марта 2018 года 

Руководитель выпускной квалификационной работы:

преподаватель Загородский Александр Вячеславович____________

(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество)            (подпись)

 

Задание принял(а) к исполнению «___»____________201__года 

 

Курсант    

 _____________________________________ __________________ (фамилия, имя, отчество, учебная группа)                               (подпись)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

1.1. Организация службы на самоходных судах…………..……7

1.2. Судовые расписания………………………………………..12

1.3. Организация учений и учебных тревог……………………16

ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

2.1. Основные сведения судне…………………………..….….…30

2.2. Индивидуальные и коллективные спасательные средства судна……………………………………………………………….33

2.3. Штурманская подготовка к рейсу……………………..…….35

2.5. Управление составом на сложном участке внутренних водных путей……………..………………………………………..42

Заключение………………………………………………………...44

Список использованной литературы…………….……………….50

Приложение………………………………………………………..51

 

 

Введение

Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища).

Главным преимуществом речного транспорта является низкая себестоимость перевозок; благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости.

Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки — стройматериалы. Например: песок , зерно , уголь и т. п. Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобиливместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы.

Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром.

Баржи используются в основном для насыпных грузов.

Самые крупные грузовые речные суда могут иметь длину более ста метров и брать на борт около пяти тысяч тонн грузов.

 

Судоводитель большого или малого судна, скоростного или тихоходного в морском или речном плавании должен принимать правильные решения по управлению судном на базе хорошей теоретической подготовки и практического опыта.

Управление любым судном – живое дело. По шаблону невозможно выполнять маневры, которые всё время корректируются окружающей навигационной обстановкой и различными стихийными факторами.

Судоводителю нужно уметь ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, учитывать все факторы, которые могут повлиять на движение управляемого им судна. Важно предусмотреть время и место действия неблагоприятных факторов. Это возможно лишь при твердом знании теоретических основ судовождения и судовой практики, а если таких знаний и практик судовождения не будет, то это может привести к любым последствиям. Например: транспортное происшествие в результате которого погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, Или столкновение 2 судов получившие тяжелые повреждения , Отказ рулевого устройства при не работающем аварийном , Посадка судна на мель , разрушение судна ,которое не целесообразно и не возможно восстановить путем замены или ремонта и тому подобное.

Я рассмотрю с вами как теплоход РТ «Перевал» того же проекта что и «Михаил Драйцун» «ООО СК Сухона»

После погрузки лесом в Аненском. мосту , судоводитель не имея достаточного опытавыполняя маневр оборота на задний ход , груженого состава ,не рассчитал инерцию .В результате , судно зацепилось рулевыми насадками за каменистый берег канала. Был перекрыт судовой ход ,сверху и снизу подходили суда. Вахтенным начальником было принято решение , увеличением оборотов на максимум, попытаться освободить корму. Действия имели успех , состав слез с камней , не затруднив движений других судов , но как следствие был сильно поврежден двигательно-рулевой комплекс. Судну пришлось идти своим ходом на одном двигателе , мощность которого была 150л/с , удивительно что дошли до порта , благо что погода была благоприятной для судовождения.

при подъеме судна на слип выявили следующие повреждения: порвана нижняя часть правой насадки , на ней же отсутствует стабилизатор , сильно погнуты все лопасти правого винта. Левая насадка не имела повреждений , дефекты левого винта были устранены на месте.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ


Организацияслужбынасамоходныхсудах

Экипаж судна

Экипажем судна называется коллектив лиц, служащих на судне и занимающих на нем должности согласно штатному расписанию. Он состоит из капитана, других лиц командного состава судна и лиц рядового состава.

Зачисление в экипаж судна производится на основании приказа судовладельца и приказа капитана по судну. Все члены экипажа назначаются на судно и перемещаются по должности только с согласия капитана.

Лица, зачисленные в экипаж судна и отправляющиеся в рейс, вносятся в судовую роль. В командный состав входят кроме капитана судна помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Уставы службы на судах к командному составу относят и других судовых специалистов. Это зависит от вида деятельности судов (торговые, рыбопромысловые, научно-исследовательские и другие суда) и выполняемых членами экипажа функций. Судовая команда состоит из палубной команды, машинной команды и других служащих на судне, которые не относятся к командному составу судна. На судне должен быть экипаж, полностью обеспечивающий безопасность плавания.
Судовой экипаж должен быть укомплектован квалифицированными служащими, прошедшими специальное обучение. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Примечание. Студенты, курсанты и учащиеся высших учебных заведений, речных училищ и техникумов допускаются (по направлению учебных заведений) к занятию штатных должностей рядового состава в соответствии с профилем обучения.

 

Капитан судна обязан:

следить за всеми изменениями обстоятельств и условий плавания и заблаговременно

принимать должные меры предосторожности,

осуществлять постоянный контроль за получением навигационной, гидрометеорологической и других видов установленной информации;

при движении судна по участкам внутренних судоходных путей с особо сложными или опасными для судовождения условиями по вызову вахтенного начальника немедленно выходить на мостик и находиться там до тех пор, пока этого требуют обстоятельства;

изучать специальную лоцию района плавания и требовать этого от       штурманов;

при падении человека за борт принять меры по его спасению и организовать поиск; капитан может покинуть район поиска только после того, как убедится, что поиск безрезультатен;

в случае подъема кабеля якорем немедленно сообщить об этом в ближайший порт с указанием места и времени его подъема и действовать в соответствии с полученными указаниями.

 

Командный состав обязан:

- правильно организовать труд своих подчиненных, создавать условия для роста производительности труда, а также условия, обеспечивающие участие членов экипажа в решении производственных задач на судне;

- своим трудом и поведением служит примером для всех членов экипажа, поддерживать на судне дисциплину;

- всесторонне знать и изучать личные и деловые качества своих подчинённых, передавать им свои профессиональные знания и опыт;

- заботится о подчиненных и повседневно воспитывать в них мужество, честность, трудолюбие, сознательную дисциплину, инициативу, стремление к овладению техникой.

- при назначении на судно новых членов экипажа ознакомить подчиненных лиц с их обязанностями по работе и тревогам, судовыми расписаниями, правилами и инструкциями по безопасности труда, пожарной безопасности и санитарии;

- знать обязанности подчиненных по судовым расписаниям;

- требовать от подчиненных точного выполнять настоящего устава, своих обязанностей, действующих правил, наставлений, приказов, инструкций и распоряжений в части, их касающейся и контролировать это выполнение;

- информировать своих подчинённых о задачах и особенностях предстоящего рейса;

- составлять и представлять на утверждение календарные графики проведения плановых технических обслуживаний судовой техники и обеспечивать их выполнение;

 

 

Вахтенная служба

На судах, находящихся в эксплуатации, должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба (вахта). Общее руководство по организации вахты возлагается на капитана. Вахта является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и постоянного нахождения необходимого количества членов экипажа на ходовом мостике, в машинном помещении, радиорубке или на ином рабочем месте. Продолжительность и условия несения вахты должны быть организованы таким образом, чтобы усталость всего вахтенного персонала не влияла на ее эффективность, а члены экипажа, заступающие на вахту, имели достаточный отдых и были способны надлежащим образом выполнять свои обязанности. Вахты разделяются на ходовые и стояночные.

Ходовая вахта должна обеспечить:

- безаварийную работу главных двигателей, механизмов, систем и устройств, обеспечивающих движение судна и выполнение задач по предназначению,

постоянную готовность к использованию средств борьбы за живучесть.

 

-постоянную и устойчивую радиосвязь с берегом (пунктом управления), прием информации об изменениях навигационной и оперативной обстановки.

 

-поддержание постоянной готовности судна к любым значительным изменениям оперативной обстановки путем визуального, слухового и технического наблюдения всеми имеющимися на судне средствами.

 

-всестороннюю полную оценку обстановки и риска столкновения с другими судами, касания грунта, посадки на мель или возникновения иной навигационной опасности.


Стояночная вахта должна обеспечить:

 

-безопасность судна и охрану жизни людей, находящихся на нем.

 

-безаварийную эксплуатацию устройств, механизмов и оборудования, обеспечивающих выполнение грузовых и иных работ на судне.

 

-готовность к использованию средств борьбы за живучесть судна, поддержание порядка и нормальной жизнедеятельности экипажа.

 

Организация борьбы за живучесть

 

Основными документами по организации и ведению борьбы за живучесть судна являются судовые расписания по тревогам и личные карточки членов экипажа, где указаны должности или судовые номера и обязанности последних по тревогам, а также Наставление по борьбе за живучесть судов речного флота РСФСР.

 

Организация обеспечения живучести судна должна предусматривать:

-постоянное наличие на борту необходимого количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть.

 

- подготовку экипажа к борьбе за живучесть

-постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность.

 

-постоянную готовность средств борьбы за живучесть судна.

 

-надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой.

 

Аварийно-спасательное и противопожарное снабжение и инвентарь должны быть расписаны в заведование лицам судового экипажа, храниться на штатных местах и иметь опись.

Использование указанного снабжения и инвентаря не по прямому назначению категорически запрещается.

На всех судах должны неукоснительно соблюдаться требования по обеспечению остойчивости и непотопляемости судна, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса.

Заполнение, сушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних емкостей в другие допускаются только по указанию или с разрешения капитана. Выполнение этого требования контролирует вахтенный начальник.

Общее руководство борьбой за живучесть осуществляет капитан. Капитан имеет право привлечь к борьбе за живучесть судна лиц, не входящих в состав экипажа, но находящихся на судне.

На судне устанавливается следующий примерный распорядок дня (табл. 1)

Капитану предоставляется право применительно к конкретным условиям работы судна изменять вышеприведенный распорядок дня.

 

Таблица 1

┌────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐

│ Распорядок дня   │ Время судовое, ч, мин.  │

│                       ├─────────────────┬─────────────────┤

│                       │ на ходу │ на стоянке │

├────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│Подъем                 │ 07.00     │ 07.00     │

│                       │            │            │

│Завтрак                │ 07.30 - 08.30 │ 07.30 - 08.30 │

│                       │            │            │

│Работы по судну        │ 08.00 - 12.00 │ 08.00 - 12.00 │

│                       │            │            │

│Обед                   │ 11.30 - 12.30 │ 11.30 - 12.30 │

│                       │            │                 │

│Работы по судну        │ 13.00 - 17.00 │ 13.00 - 17.00 │

│                       │            │            │

│Ужин                   │ 19.30 - 20.30 │ 17.30 - 18.00 │

│                       │            │            │

│Политическая, экономическая │ 17.00 - 19.30 │ 18.00 - 23.00 │

│и техническая учеба, куль- │            │            │

│турно-массовые мероприя- │ 20.30 - 23.00 │            │

│тия, личное время      │            │            │

│                       │            │            │

│Отбой                  │ 23.00     │ 23.00     │

     

Увольнение на берег

 Порядок и очередность увольнения на берег членов экипажа устанавливается капитаном.

При увольнении на берег на судне должна оставаться часть экипажа, способная обеспечивать безопасность судна и выполнение необходимых работ. При этом на судах транспортного флота разрешается увольнение при стоянке у причала не более двух третей, а при стоянке на рейде не более одной трети экипажа.

 В случае наличия на судне опасного груза, при стоянке на рейде или в неблагоприятных условиях, а также когда имеется (или предполагается) опасность для судна или необходимость перемены места его стоянки, на судне должен присутствовать капитан или первый штурман (первый помощник командира), механик или первый помощник механика.

Капитаны судов рейдово-маневрового, местного, технического и служебно-вспомогательного флота оставляют судно согласно порядку, установленному судовладельцем.

 Все лица судового экипажа могут отлучаться с судна только с разрешения своих непосредственных начальников.

Лица судового экипажа, получившие разрешение на увольнение, обязаны перед уходом с судна и по возвращении на судно докладывать об этом вахтенному начальнику.

 

Судовые правила

 

 На судне запрещается:

1. перевозить без разрешения капитана посторонних лиц, их грузы и багаж, а также грузы, принадлежащие членам экипажа;

2. выносить какие-либо вещи без разрешения вахтенного начальника;

3. распивать спиртные напитки и быть в нетрезвом виде, играть в азартные игры;

4. курить в не отведенных для этого местах и в постели, а также во время тревог, учений;

5. отвлекать разговорами лиц, несущих вахту;

6. держать на источниках света, видимых снаружи, цветные абажуры, либо закрывать их цветными шторами;

7. выбрасывать за борт мусор, окурки, пищевые отходы;

8. стирать, просушивать и гладить белье в не отведенных для этого местах;

9. купаться с борта судна.

 Спортивные мероприятия (плавание, хождение на шлюпках и т.п.) могут проводиться только с разрешения капитана и с назначением лица для обеспечения безопасности участников.

 

 



Судовые расписания

Расписание вахт: (Таблица №2)

Должность Расписание вахт при работе на 3 смены Расписание вахт при работе на 2 смены
1 Капитан-механик, см. механик, 1 пом.механика 00:00-04:00 12:00-16:00 00:00-06:00 12:00-18:00
2 Механик-см капитан, ст.пом.капитана   08:00-12:00 20:00-24:00 06:00-12:00 18:00-24:00   00:00-06:00 12:00-18:00
3 См. капитан, старший пом. Капитана-см. механик, 1 пом. механика     04:00-08:00 16:00-20:00 00:00-06:00 12:00-18:00   06:00-12:00 18:00-24:00
4 Моторист-рулевой   00:00-04:00 12:00-16:00   00:00-06:00 12:00-18:00   06:00-12:00 18:00-24:00
5 Моторист-рулевой   04:00-08:00 16:00-20:00   06:00-12:00 18:00-24:00   00:00-06:00 12:00-18:00
6 Моторист-рулевой   08:00-12:00 20:00-24:00   00:00-06:00 12:00-18:00   06:00-12:00 18:00-24:00
7 Повар 8-часовой рабочий день 8-часовой рабочий день

                                                                                      Таблица№2

 

Все расписания кроме штатного разрабатывает штурман, утверждает капитан. Штатное у капитана хранится. расписание по тревогам вешается в рубке и в наиболее посещаемом месте(у нас в каюткомпании)

штатное расписание выдает судовладелец ,на основании свидетельства о минимальном составе членов экипажа , которое выдает администрация бассейна

 

Расписания по заведованиям: (Таблица №3)

Должность Суд. Ном. Заведования
Капитан-механик, см. механик, 1 пом. механика 1 Корпус судна, надстройки, верхняя палуба. Общее техническое состояние судна
Механик-см капитан, ст. пом. капитана 2 Главные и вспомогательные двигатели и механизмы. Балластные, осушительные, пожарные, и другие системы Якорные ус-ва, рулевая машина и общее состояние механизмов
См. капитан, старший пом. Капитана-см. механик, 1 пом. механика 3   Навигационное оборудование, карты, пособия, инструменты, аварийное и спасательное имущество. Буксирное, швартовное устройства, форпик  
Моторист-рулевой 4 Правый главный двигатель, редуктор, валолиния, топливоперекачивающий насос, верстак с инструментом , аккумуляторы, компрессор, помывочный насос
Моторист-рулевой 5 Левый главный двигатель, Редуктор, валолиния, аварийный насос рулевой машины, гидрофор забортной воды, насосы осушения и отопления, котёл с оборудованием.
Моторист-рулевой 6 Дизель-генератор, пожарный насос, водяные фильтры, вентиляция машинного отделения, забортный ящик, наждак
Повар 7 Камбуз, провизионная кладовая , столовая-красный уголок, холодильники, электроплита ,кухонный инвентарь

 

 

Расписание по заведованию: (таблица №4)

Должность Заведования
Капитан Общее техническое и санитарное содержание судна
Механик Содержание машинно-котельного отделения а так же главных двигателей, всех систем и оборудования движетелей и электрооборудования
Ст. пом. капитана Отвечает за исправное состояние механизмов на главной палубе, надстройки судна жил. помещений
Моторист №1 Палуба носовая часть, брашпиль, форпик, кап мостик
Моторист №2 Палуба кормовая часть, лебедка, румпельная, баластка
Моторист №3 Палуба проходы правый и левый борт, кофердам, мачты
Повар Санитарное состояние: камбуза, каюткомпании

                                                                                               Таблица№4

Расписание по приборкам: (таблица №5)

00:00-06:00 Гальюн, котельное отделение
12:00-18:00 Палуба нос, рубка, тент
06:00-12:00 Палуба корма, КАП, жилые помещения
18:00-24:00 Душ, машинное отделение

                                                                                               Таблица № 5

Примечание: при сдаче вахты производится влажная уборка в рубке и жилых помещениях.

Перед отходом в отгулы не позднее чем за 24 часа производится внеочередная-генеральная уборка закрепленных за работником объектов.

 

 

Расписание судовых тревог: (таблица №6)

 

Обязанности Судовой № Поборьбеспожаром Поборьбе с водой Человекзабортом Шлюпочная(объявляетсятолькокапитаном Обязанности по борьбе с розливом нефтепродуктов и защите окружающей среды Оказаниепомощиповрежденномусудну
Капитан 1 Руководит тушением пожара Маневрирует судном. Руководит заделкой пробоины Маневрирует судном Подаст сигнал бедствия, дает команду «Остановить судно» руководит эвакуацией экипажа. Покидает судно последним Управляет судном, сообщает судовладельцу и диспетчеру ГБУВиС. Руководит действиями экипажа Капитан управляет судном , отдает приказ о подготовке аварийной группы
Механик 2 Пускает в действие пожарный насос, подключает пенотушение. Задраивает иллюминаторы, двери, заслонки Пускает в действие водоотливные средства, обеспечивает их работу Бросает спасательный круг и наблюдает за пострадавшими Спасает судовые документы Обеспечивает работу насосов по перекачке топлива и другие отсеки Входит в состав аварийной группы
Старший помощник капитана 3 Организует прокладку пожарных рукавов, подключает их к кранам. Спасает судовые документы Заделывает пробоину Спускает шлюпку на воду. Управляет шлюпкой во время движения Руководит спуском шлюпки и посадкой в нее команды, командир шлюпки Руководит работами по заделке пробоины топливной цистерны Командир аварийной группы
Рулевой- моторист 4 Прокладывает пожарные рукава, работает со стволом Подносит к пробоине инструмент, Задраивает иллюминаторы правого борта Работаетнавеслах   Действует по указанию старшего помощника капитана Подносит аварийный материал , заводит пластырь на место пробоины. Работает с аварийным материалом по предотвращению попадания нефтепродуктов в водоем   Входит в состав аварийной группы
Рулевой- моторист 5 Работает с огнетушителем , находящимся в районе очага пожара Подносит к пробоине аварийно-спасательный материал , Задраивает иллюминаторы левого борта   Работаетнавеслах Спускает шлюпку занимает место в ней и работает на веслах Подносит аварийный материал , заводит пластырь на место пробоины. Работает с аварийным материалом по предотвращению попадания нефтепродуктов в водоем Входит в состав аварийной группы
Рулевой- моторист 6 Работаетпоуказаниюкапитана Готовит к подводке пластырь , закрывает на барже люки, крышки Отправляет шлюпку от борта и принимает ее. Подает шторм-трап Проверяет отсутствие людей в судовых помещениях, работает под руководством старшего помощника В зависимости от характера пробоины работает с аварийным материалом по предотвращению попадания нефтепродуктов в водоем Входит в состав аварийной группы
Повар 7 Оказывает первую медпомощь пострадавшим Находится в распоряжении капитана для связи Готовит душ и оказывает первую медпомощь Берет мед. Аптечку и занимает место в шлюпке Выполняет распоряжения капитана. Обеспечивает связь с аварийной группой Развертывает пункт первой медицинской помощи

Таблица № 6

 

 

Организация учений и учебных тревог

Живучесть судна - это способность судна противостоять аварийным             повреждениям, сохраняя, поддерживая или восстанавливая при этом в возможной мере мореходные качества. Основные виды аварийных повреждений, как правило, связаны с поступлениями воды в корпус, с  пожарами и повреждениями технических средств. Живучесть судна обеспечивается конструктивными элементами, организационно-  техническими мероприятиями, осуществляемыми при эксплуатации, и борьбой за живучесть судна, проводимой экипажем при аварии.

 

Безопасность судна обеспечивается его живучестью, то есть способностью противостоять аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою способность использования по предназначению.

 

Элементами живучести судна являются:

-пожаровзрывобезопасность.

 

-непотопляемость.

 

-живучесть технических средств.

 

Живучесть судна обеспечивается:

-конструктивными мероприятиями при его проектировании.

-строительстве, модернизации и переоборудовании.

-организационно-техническими мероприятиями, выполняемыми при эксплуатации судна.

-действиями членов экипажа по борьбе за живучесть поврежденного судна.

 

 Организация борьбы за живучесть судна предусматривает четкое распределение обязанностей и наиболее рациональное использование всего личного состава, технических средств и аварийно-спасательного имущества при получении судном аварийных повреждений.

В основу организации борьбы за живучесть судна должен быть положен принцип максимальной централизации руководства, сочетающийся с инициативными, оперативными и решительными действиями личного состава.

 Организация обеспечения живучести судна, способы борьбы с пожарами, поступлением забортной воды, ликвидации повреждений технических средств, а также порядок проведения предупредительных мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций на судне.

 

Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. Непосредственное руководство по локализации районов повреждений, распространения огня возлагается на старшего помощника капитана, а по борьбе за непотопляемость судна - на старшего механика.

При отсутствии на судне капитана или старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана (сменный помощник капитана).

Основными судовыми документами по организации борьбы за живучесть судна являются расписания по судовым тревогам, которые определяют обязанности и порядок действий каждого члена экипажа.

Для ликвидации пожаров, герметизации корпуса судна при поступлении забортной воды на судах предусмотрено формирование аварийных партий (групп) из числа специалистов палубной и машинной команд. Командирами аварийных партий (групп), как правило, должны назначаться второй помощник капитана и один из механиков (электромехаников) судна.

Привлечь к борьбе за живучесть судна лиц, не входящих в состав экипажа, но находящихся на судне.

Количество аварийных партий (групп) и состав специалистов в них устанавливает капитан в зависимости от численности экипажа, конструктивных особенностей и технической оснащенности судна.

  Не реже одного раза в месяц, а на пассажирских судах - перед каждым выходом в море должно проводиться судовое учение (тренировка) по борьбе за живучесть судна с проверкой готовности к действию всех противопожарных, водоотливных и других технических средств судна, обеспечивающих его безопасность.

Выучка и натренированность экипажа по борьбе за живучесть судна должны обеспечивать уверенное и точное выполнение всех действий по борьбе за живучесть судна с учетом максимально сложных условий аварийной обстановки.

  При аварийных повреждениях технических средств немедленному восстановлению подлежат освещение и средства внутрисудовой связи, управления и сигнализации.

В первую очередь должны быть восстановлены механизмы, устройства и системы, от которых зависит живучесть судна, а при невозможности их восстановления силами экипажа капитан обязан доложить руководителю (командиру) вышестоящего органа военного управления о необходимости принятия срочных мер для поддержания готовности судна к действиям в случае возникновения на нем пожара или иной аварийной ситуации.

  При повреждениях работающих механизмов, систем и устройств обслуживающие их члены экипажа должны, не ожидая приказания, остановить их работу (отключить), изменить режим работы или включить резервные (дублирующие) средства для обеспечения движения и управляемости судна с немедленным докладом вахтенному помощнику капитана.

Самостоятельное отключение технических средств, обеспечивающих движение и управляемость судна, недопустимо, даже если им угрожает полный выход из строя. Остановка главных двигателей и отключение указанных технических средств допускается только с разрешения вахтенного помощника капитана.

В исключительных случаях капитан может принять решение о продолжении использования поврежденных (неисправных) технических средств, обеспечивающих движение, управление и борьбу за живучесть судна при возникновении угрозы гибели судна, жизни и здоровью людей.

  При авариях, связанных с затоплением помещений электростанций или пожаром в них, подача электроэнергии не должна прекращаться до тех пор, пока это возможно.

Напряжение с распределительных щитов следует снимать лишь тогда, когда затопление или пожар могут вызвать короткое замыкание и послужить причиной более тяжелой аварии.

  При стоянке судна у причала или на рейде и предоставлении членам экипажа отдыха на берегу на нем должна оставаться часть экипажа (без выполнения основных работ), способная обеспечить контроль за его состоянием и безопасностью, а также борьбу за живучесть судна при возникновении аварийной ситуации.

  При уходе с судна капитан должен оставить старшему (вахтенному) помощнику капитана распоряжение о соблюдении в его отсутствие необходимых мер, обеспечивающих безопасность стоянки судна, а также сообщить место своего пребывания на берегу и время возвращения на судно.

Расписаниепотревогам

Основной организацией борьбы за живучесть судна является Расписание по тревогам. В нем определены обязанности членов экипажа при аварии и место их сбора по тревогам.

-при численности 15 чел – борьба за живучесть ведется всем экипажем.

Все расписания кроме штатного разрабатывает штурман, утверждает капитан. Штатное у капитана хранится. расписание по тревогам вешается в рубке и в наиболее посещаемом месте(у нас в каюткомпании)

штатное расписание выдает судовладелец ,на основании свидетельства о минимальном составе членов экипажа , которое выдает администрация бассейна

Над койками каждого члена экипажа должна быть табличка в которой указывают:

-Судовой номер.

-Сигналы тревог.

-Места сбора и обязанности.

Кроме того каждый член экипажа (кроме капитана) должен иметь книжку «Судовой номер» в которой указывают место и обязанности по всем судовым требованиям, а также номера закрепленного за ним средства защиты.

Каждый член экипажа должен уметь:

 - докладывать обстановку

 - применять основы и технику выживания на море

- исполнять команды и распоряжения командиров

 - различать сигналы тревог

- устройство и конструктивные особенности судна, помещения по заведованию и вахтенного места

 - наличие и расположение всех спасательных средств, противопожарного оборудования и инвентаря, пиротехнических средств.

- Обязанности по заведованию и тревогам - Способы использования противопожарных средств и систем

Виды тревог:

Человек за бортом Сигнал – три продолжительных сигнала.

Причина – человек за бортом.

Действия – все не занятые в вахте, независимо от места нахождения и действий, обязаны встать по местам штатного расписания по шлюпочной тревоге. Лица не занятые в штатном расписании должны максимально быстро, не создавая паники, подняться в место сбора, и ждать распоряжений от старшего помощника капитана о помощи другим. Исключение составляет человек который первым увидел человека за бортом, сразу бросил ему спасательный круг, после чего смотрит на него и постоянно указывает на него рукой, что бы не потерять его из вида.

 

Шлюпочная тревога.

Сигнал – не менее семи коротких, один длинный

Причина – оставление корабля экипажем.

Действия – все не занятые в вахте, в независимости от места нахождения и действий, обязаны встать по местам штатного расписания по шлюпочной тревоге. Лица не занятые в штатном расписании должны максимально быстро, не создавая паники, подняться в место сбора , и ждать распоряжений от старшего помощника капитана о помощи другим. При себе иметь свои документы упакованные в водонепроницаемую упаковку, быть тепло одетым и иметь надетый спасательный жилет.

Общесудовая тревога.

 Сигнал – непрерывный сигнал громкого боя в течение 25 – 30 сек.

Подается в случаях не оговоренных в предыдущих тревогах (пожар, поступление воды, и др.). Действия – все не занятые в вахте, в независимости от места нахождения и действий, обязаны встать по местам штатного расписания Лица не занятые в штатном расписании должны максимально быстро, не создавая  паники, подняться в место сбора и ждать распоряжений от старшего помощника капитана о помощи другим. Все аварийные действия будут начаты аварийной партией (АП), в связи с чем Вы не должны создавать помех тем кто входит в состав АП передвигаться по теплоходу

 

Спуск на воду спасательного плота
 Перед сбрасыванием плота необходимо:
1) проверить крепление пускового линя;
2) нажатием педали освободить найтов и откинуть его,
3) сбросить контейнер за борт;
4) вывалить штормтрап.
При крене судна более 15е сбрасывать плоты с борта в сторону крена.

Порядок объявления судовых тревог следующий

Общесудовую тревогу объявляет вахтенный помощник в аварийных случаях (пробоина, взрыв, пожар и т. п.) и в случае необходимости своевременной подготовки судна к отражению какой-либо опасности.

 

Тревогу «Человек за бортом» объявляет вахтенный помощник при падении человека за борт или обнаружении его за бортом.

Шлюпочную тревогу объявляют по указанию капитана в случае угрозы гибели судна.

Учебные тревоги объявляют только по указанию капитана с предварительным оповещением пассажиров по трансляции. При этом вид тревоги должен предваряться словом «Учебная», например «Учебная общесудовая тревога».

Обязательным условием подготовки к борьбе за непотопляемость является отличное знание каждым членом экипажа своего судна, а также умение применить на практике средства и способы борьбы с водой.
Это может быть достигнуто путем систематического проведения занятий, тренировок и учений, в результате которых выучка экипажа должна стать такой, чтобы в самой сложной аварийной обстановке (ночь, шторм, отсутствие освещения) все действия по борьбе за непотопляемость приносили бы максимальный эффект.
На занятиях изучают устройство судна, организацию и средства борьбы с водой на других судах и т. п. Очень важное значение придается тренировкам экипажа по борьбе с водой, которые должны проводиться в разное время суток.

Этим же целям, но в большем масштабе и в более сложных условиях служат учения, которые могут быть частными и общесудовыми.

Частные проводят непосредственно командиры аварийных звеньев, обычно без объявления учебной тревоги. После твердого усвоения экипажем обязанностей по тревогам проводят общесудовые учения, всегда предваряемые объявлением учебной общесудовой тревоги.

Учения по общесудовой и шлюпочной тревогам должны проводиться не реже одного раза в неделю на пассажирских судах и не менее одного раза в месяц - на остальных. На учениях по шлюпочной тревоге, проводимых как в море, так и на рейде, шлюпки спускают на воду поочередно, чтобы каждая из них спускалась не реже раза в 4 мес.

Учения по тревоге «Человек за бортом» на всех судах проводят в море или на рейде не реже раза в месяц. По этой тревоге на воду спускают полностью укомплектованную спасательную шлюпку. По всем тревогам, кроме шлюпочной и «Человек за бортом,», экипаж жилеты не надевает, но обязательно подносит их к месту сбора. После каждой учебной тревоги проводят ее детальный разбор. Обо всех учениях делают записи в судовом журнале.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 894.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...