Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что же мешает работе ума, процессу постижения истины?




Тема 8: Основное содержание познавательной деятельности

 

План лекции:

1. Основное содержание познавательной деятельности.

2. Формы и методы научного познания.

I

Важнейшим разделом философии является гносеология (от греч gnosis – знание, logos- учение) – учение о познаваемости мира, рассматривающее проблемы человеческого познания, возможности и границы познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека. Центральной проблемой гносеологии является проблема познаваемости мира.

Наряду с термином гносеология, современная философия, часто использует понятие эпистемология (от греч. episteme – знание, учение, наука), т.е. этот термин используется как точное знание, теория, наука. В узком смысле гносеология исследует природу «готового знания», а не методов его получения. Этим занята эпистемология. Таким образом, эпистемологияэто знание о знании*, а гносеология – теория познания.

Но познаваем ли мир вообще и, если да, то, как и насколько? В вопросах о познаваемости мира в философии определились три основных линии:

· агностицизм(от греческого aģnotos - непознаваемый) утверждает, что люди не могут знать, каков мир на самом деле, ибо человеческие чувства и мышление неизбежно искажают объект познания. Он не отрицает самого факта познания, а делает акцент на трудностях и сложностях познания, невозможности полного постижения вечно изменяющегося бытия.

 «Все наши знания – прошлые, настоящие, будущие – ничто по                    сравнению с тем, что мы никогда не узнаем»

                                                                       (Константин Циолковский)

· скептицизм не отрицает принцип познаваемости мира, но сомневается в  возможности получения достоверных знаний.

«Не блуждает ли наша мысль не среди реальных вещей, а среди видений?» - спрашивают скептики.

· оптимизм  считает, что мир познаваем, и люди могут относительно верно отражать действительность, неограниченно углублять свои знания.

Выделение этих линий это все-таки упрощение. Ведь если агностики отрицают познаваемость мира, то это не голое, ни на чем не основанное отрицание.

Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. А в разумной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием он выступает в форме сомнения, а это шаг к истине. Сомнение– это червь, подтачивающий и разрушающий устаревшие догмы. при развитии науки сомнение необходимо. Нет познания без проблемы. но нет и проблемы без сомнения. Невежество утверждает и отрицает; «знание – сомневается». «Сомнение – полпути к мудрости» утверждал философ Публий Сир.

Так что же такое познание и знание?

Познание –активный целенаправленный процесс постижениячеловеком объективного мира и приобретения им всё новых и новыхзнаний.Он имеет общественно-исторический характер.

Знание это та информация, которая переработана, преобразована человеком, определенным образом сформулирована и выражена тем илиинымязыком(речь, график, формула и т.д.)

Переход от незнания к знанию, а от него к новым знаниям и есть основное содержание познавательной деятельности.

В процессе познания задействованы все способности человека, в том числечувства (живое созерцание) и разум (мышление). В вопросе о роли и месте чувственного и рационального в познании существуют две прямо противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм.

Сенсуалисты(от латинского «sensus” – чувство) считают, что решающая роль в познании принадлежит органам чувств. Таких взглядов придерживались Д. Локк, Л .Фейербах и другие.

Рационалисты(от латинского «ratio» – разум, мышление) главной ступенью познания считалимышление (Декарт, Гегель и другие)

Такой подход односторонен. Важны и чувства и разум. Первые доставляют разуму информацию. Разум ее обобщает и делает выводы.

Каковы же ступени познания?

Чувственное познание– это познание действительности с помощью органов чувств, нервной системы и мозга на основе их непосредственного контакта с объектами познания. Оно осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах:

- Ощущения отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Они являются компонентами более сложной формы.

- Восприятиеэто целостный образ предмета, явления, непосредственно данный в живом созерцании. Это синтез отдельных ощущений.

- Представлениеобразное воспроизведение в человеческом сознании ранее воспринятого им объекта.

Рациональное познание – это познание действительности на основе абстрактного мышления и логических рассуждений.

Понятиеформа мышления, обобщенно выражающая наиболее общие и существенные черты той или иной группы объектов (дерево).

Суждениеформа мышления, в которой посредством логических соединений соответствующих понятий что-либо утверждается или отрицается (Москва– столица России).

Умозаключениеформа мышления, в процессе которого из одних суждений выводятся другие, новые суждения. (Например, - кислород газ. Все газы сжижаемы. Следовательно - кислород сжижаем.)

Рациональное связано не только с чувственным, но и с другими – внерациональными формами познания, такими как воображение, фантазия, интуиция.

Формами умозаключения являются теории и гипотезы.

Познание неразрывно связано с практикой. Она является основой познания.Практика является и целью познания.

«Великая цель образования не знания, а действия на основе полученных знаний». Г. Спенсер.

Практика – источник познания, так как дает ему фактический материал для обобщения и исследования, вооружает познание необходимой материальной базой. И, наконец, практика – критерий истины, путь к которой сложен, труден и противоречив. Постоянный спутник истины – заблуждение, то есть знание не соответствующее своему предмету.

Истина –правильное, адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она есть, независимо от нашего сознания, то есть она всегда объективна. Например, - «Все тела состоят из атомов»объективная истина. Но полная ли? В связи с этим различают две формы объективной истины: абсолютнуюиотносительную.

Перваяэто предельно точное, полное, законченное знание объекта. Обладать ею целиком невозможно, ибо объективный мир, который она могла бы отражать, неисчерпаем и не остановим в своих изменениях.

Вторая, то есть относительная истина, -тоже объективное, но не полное знание, которое впоследствии может дополняться. Она отражает объективную истину на определенном этапе исторического развития общества. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной.

Что же мешает работе ума, процессу постижения истины?

Во-первых, собственные ошибки и заблуждения разума человека. Размышляя над природой сознания, Бэкон пришел к выводу, что разум постоянно преодолевает некие помехи. Он назвал их идолами сознания.

По мнению Бэкона, «идолы рода» - это особенности разума человека ичеловечества, т.е. рода. В процессе познания человеческий разум примешивает к сущности вещей собственную природу. Каждое живое существо имеет собственный мир: собака – собачий, пчела – пчелиный, человек – человеческий. Но мы, познавая мир, не можем оценивать его глазами собаки или пчелы. У нас собственный, человеческий взгляд на всё. При этом мы исходим из ложного убеждения, будто он и есть правильный взгляд на мир.

(Напр., как принято в судебной практике, если собака напала на человека и искусала его, то её обычно усыпляют. Но вправе ли человек наказывать собаку за то, что она нарушает человеческие нормы?)

Следующий род предрассудков, о которых писал Бэкон, составляют «идолы пещеры». Человек как бы заперт в пещере собственной индивидуальности и судит об остальном мире только со своей личной точки зрения, «со своей колокольни». Люди разные: одни консервативны, другие, напротив креативны. В сознании многих людей существуют упрощенные стандарты – «плохие», «хорошие», «друг» - «враг» не осознавая, что между плохими и хорошими есть много оттенков. Люди не могут преодолеть собственные иллюзии.

Оценки реальности у людей различны. Однако они пытаются понять друг друга. И часто помехи сознания возникают именно на путях поиска взаимопонимания. В поисках истины люди нередко спорят. И здесь огромную играютслова. Напр., есть в русском языке слово «преданный». Оно имеет два совершенно разных значения: верность и предательство. Отсюда следует, что если вы хотите, чтобы собеседник вас понял правильно, то должны тщательно подбирать слова именно об этом говорил английский философ, когда утверждал, что познание затрудняют «идолы площади или рынка».

Идолы театра или теорий, по Бэкону, отражают тот несомненный факт, что наше сознание нередко передоверяет авторитетам, уже сложившимсясистемам мышления. Мы способны недоверчиво относится к собственному разуму, если он противоречит утверждениям авторитета или утверждавшимся взглядам.

Таким образом, познание способно не только прорываться к истине, нои создавать иллюзии, блуждать в них.

Познание можно сравнить с самой жизнью. Мы живём, и великая философская система живёт. Но наступает момент смерти, и мы умираем. Так же и философские системы. Разница в том, что духовные произведения не исчезают, а подвергаются сомнению. Умирает вера в них как в абсолютную истину. Это относится к конкретным произведениям, как смерть относится к конкретному индивиду. Но само понятие абсолютной истины остаётся, как остаётся смерть, убивающая всё живое. В объективной реальности имеет место диалектика жизни и смерти, а в познании – диалектика относительной и абсолютной истины. И если неизбежность смерти не даёт оснований говорить, что жизни нет, то и неизбежность сомнения в абсолютной истине не даёт оснований говорить, что абсолютная истина отсутствует или что она недостижима. Как момент смерти содержится в жизни, так и момент гибели содержится в претензиях философии на абсолютную истину. Таким образом,

Человеческие знания всегда относительны. Познание – это процесс смены одних относительных истин другими, более точными и полными. Абсолютная истина складывается из множества относительных, и, чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот бесконечен. Диалектика познания – от «живого созерцания» к абстрактному мышлению, а от него к практике – таков путь постижения истины.

 

II

Высшей и основной формой познания является наука.Наука – это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная производству знаний. Её главной целью является объяснение мира и производство нового знания:фундаментального и прикладного. Выявление закономерностей изучаемых феноменов обычно происходит по схеме: проблема – гипотеза – теория.

Проблема –это то, что ещё неизвестно, но требует познания.

Гипотеза –это форма знания, содержащая обоснованное предположение относительно сущности объекта. Она проходит проверку практикой, которая и служит критерием её истинности. Научное познание венчает теория. Теория –это форма научного знания, которая даётвсестороннее отображение закономерных и существенных связей исследуемогообъекта.

Научное познание не может обойтись без методов. Метод представляет собой систему принципов, приёмов и требований, которыми руководствуются в процессе познания. В арсенал методов и приёмов научного познания входят:

- абстрагирование –мысленное отвлечение от несущественных сторон и свойств предмета, процесса или явления и сосредоточение внимания на главном, существенном. Например, чтобы сформулировать понятие «товар», необходимо во-первых – отвлечься от несущественных конкретных черт (веса, цвета и т.д.), во-вторых – выделить то общее и существенное, а именно, что эти продукты труда изготовлены для продажи;

- анализ – разложение изучаемого объекта на составные части. Например, действие рыночного механизма рассматривают через спрос, предложение, цену и конкуренцию, т.е. через основные атрибуты рынка;

- синтез – операция, объединяющая в целое части и тенденции объекта;

- индукция – движение мысли от частного к общему. Например, - вода, нефть, спирт – упруги. Все они являются жидкостями. Значит жидкости – упруги;

- дедукция – от общего к частному. Например, все металлы электропроводны. Медь – металл. Значит медь – проводник;

- аналогия – установлениесходства между объектами на основаниинекоторых признаков свойств;

- моделирование – метод исследования, при котором объект исследованиязамещается другим объектом, находящимся в отношенииподобия с первым;

- наблюдение– это систематическое восприятие предметов и явлений, опирающееся на чувственные формы познания;

- эксперимент – прием исследования, при котором объект ставится в точноучитываемые условия или искусственно воспроизводится с цельювыяснения тех или иных свойств.

В научном познании существуют два основных уровня: эмпирический – преобладает живое созерцание, и теоретический, при котором преобладают рациональные, абстрактно-логические формы.

Основными методами познания на эмпирическом уровне являются наблюдение и эксперимент, а на теоретическом – дедукция, индукция, аналогия и др.

Таковы основные формы и методы научного познания.

Общество ХХI века, судя по всему, будет поляризованным, ибо уровень знаний у разных людей станет различным. В связи с этим огромное значение приобретает самообразование. Не физический труд, а интеллектуальная осведомленность будет обеспечивать место человека в постиндустриальной цивилизации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 436.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...