Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как в литературе проявляется отношение к миру 1 страница




Класс

Часть 1

Уважаемые семиклассники!

 

Вы успешно преодолели первый этап постижения литературы. В 5 и 6 классах вы научились не просто читать литературные произведения, а действительно ЧИТАТЬ. Это значит, что вы не только умеете пересказывать сюжет произведения, характеризовать героев и учить стихотворения наизусть, а способны постичь авторский замысел, определить проблематику и идейное содержание произведения, объяснить, как с помощью специальных изобразительных средств автор передает читателю самые глубокие мысли, самые тонкие чувства и переживания. Вы уже умеете формулировать и доказывать собственные суждения на основе прочитанных текстов.

7 и 8 класс – это этап серьезной подготовки к постижению сложных классических произведений русской и зарубежной литературы, к изучению литературы как развивающегося явления. Насколько успешным будет изучение литературы в старших классах, во многом зависит от того, какой багаж знаний и умений вы приобретете на уроках литературы сейчас.

Поэтому в 7 классе вам предстоит читать и изучать еще более сложные, чем прежде, произведения, учиться применять при их анализе еще более сложные литературоведческие термины и понятия. Глубокое постижение произведений будет невозможно без использования знаний из области истории, языкознания и других областей науки и жизни.

А сами задания к текстам в большей степени будут нацелены на реализацию ваших интеллектуальных и творческих способностей, нацеливать вас на самостоятельное решение сложных познавательных задач.

Желаем успеха!

 

Условные обозначения:

А – задания перед текстом, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание

Б – вопросы, которые помогут выяснить, внимательно ли вы читали текст

В – вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию

Г – вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями

Д – специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений

Е – задания, развивающие речевые умения

Ж – задания-проекты

З – творческие задания.

Задания Ж и З адресованы в первую очередь тем, кто любит литературу, не хочет ограничивать свои знания рамками учебника, склонен к самостоятельной исследовательской деятельности, стремится использовать полученные знания и приобретенные умения в нестандартных ситуациях, кто готов проявлять свою индивидуальность и лидерские качества



Литература как искусство слова

А

Перед чтением текста вспомните, что такое художественный образ. Отвечая на вопрос, используйте тексты уже известных вам литературных произведений.

 

Создавая литературное произведение, писатель всегда выражает в нем свое отношение к миру. Книга, написанная человеком, не является бесстрастным собранием фактов и сведений – ее источник в размышлениях и переживаниях человека, его стремлении понять окружающий мир и самого себя. Это наблюдение в особенности справедливо для художественной литературы.

Писатель постигает жизнь, отображая ее в своих произведениях. Средством отображения действительности в литературе является художественное слово.На основе художественного слова возникает художественный образ.Благодаря художественному слову и художественному образу писатель создает художественный мир или художественную реальность. Это означает, что художественное произведение не является зеркальным отражением действительности: в нем автор не отражает, а отображает мир. Именно в отображении действительности и создании художественной реальности художник выражает свое отношение к миру.

Ведущими средствами создания художественного произведения являются выбор его темы, построение сюжета и композиция произведения, постановка его проблемы и выражение идеи. Содержание художественного произведения определяется эмоциональным отношением автора к теме. Так, например, героизм человека-защитника своей родины порождает произведение героического и патриотического характера (пафоса), неприятие и обличение уродства в жизни – произведение сатирического пафоса.

Писатель отображает действительность тремя основными способами, которые получили название родов литературы: эпос, лирика, драма. Роды литературы различаются тем, каким образом автор отображает действительность и создает художественный мир. Таким образом, все литературные произведения представляют тот или иной род литературы или их объединение. В истории развития литературы образовались устойчивые группы произведений, называемых жанрами. Жанры складывались исторически и отличаются, прежде всего, единством структуры произведений и общностью их литературных приемов. Существуют эпические, лирические и драматические жанры. Основные эпические жанры: рассказ, повесть, роман. К ним также относятся древние жанры, такие как поэма-эпопея или былина. Среди лирических жанров нам хорошо известны разные лирические стихотворения, такие как дружеское послание, любовное стихотворение, элегия, большинство народных песен. Произведения драматического рода литературы разделяются на три больших группы: комедия, трагедия, драма.

Б

1. Вспомните, что означают литературоведческие термины, выделенные в тексте жирным шрифтом. При ответе приводите примеры из известных вам произведений.

2. Объясните, почему в тексте утверждается, что художественное произведение не является зеркальным отражением действительности.

3. В прочитанном вами тексте употребляется термин «пафос», однако не дается его определение. Попробуйте догадаться, что означает это понятие.

 



Какими способами литература представляет мир

Роды литературы

А

Перед чтением текста вспомните, какими тремя способами писатели отражают мир в своих произведениях.

 

В предыдущих классах мы обращались к понятию род литературы и называли три рода: эпос, лирика, драма. Выделение трех родов литературы имеет давнюю историю: впервые их определил великий древнегреческий философ Аристотель в трактате «Поэтика» (355-347 гг. до н.э.), и было это почти две тысячи двести пятьдесят лет назад. Понятия «эпос», «лирика» и «драма» как роды литературы не только сохранились до наших дней, но и активно применяются при изучении истории литературы, развития жанров и анализа литературных произведений.

Род литературы представляет собой способ отображения действительности в литературном произведении. В эпическом произведении писатель повествует о событии или событиях, происходящих с героем; в лирическом – писатель передает чувство или переживание героя; в драматическом – герои литературного произведения сами представляют действительность. Например, в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» в основе сюжета лежит событие – спасение врачом Н.И. Пироговым семье от голода и смерти. В стихотворении же А.С. Пушкина «Зимняя дорога» передается печальное чувство – переживание лирическим героем чувства одиночества и бесприютности. В драме-сказке Е.Л. Шварца «Два клена» мальчики, их мать, собака, Баба Яга и другие герои делают мир литературного произведения живым и реальным, как сама действительность.

Обращает на себя внимание термин род.Он указывает, что литература не просто отображает действительность, а для отображения действительности автор создает литературное произведение, то есть создает художественный мир. Таким образом, род литературы является также способом порождения художественного мира. Итак, род литературы – это способ отображения действительности в литературном произведении и способ порождения художественного мира.

 

В

1. Объясните, опираясь на прочитанный текст, что такое «художественный мир».

2. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие различие в способах отображения действительности в произведениях, относящихся к трем родам литературы.

3. Найдите в прочитанном тексте слово, которое имеет тот же корень, что и слово «род». Являются ли однокоренными слова «род», «родной», «родственник»? Можно ли утверждать, что все литературные произведения – «родственники»? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Ж

Прочитайте в энциклопедии или Интернете и подготовьте доклад о том, чем еще знаменит Аристотель в истории мировой культуры и науки.

 

 



Эпос как род литературы

А

Перед чтением текста приведите примеры известных вам рассказов, повестей и романов. Что общего между ними? Почему они относятся к одному литературному роду?

 

Слово-понятие «эпос» происходит от греческого слова (έπος), что означает «слово», «повествование», «рассказ». Значение греческого слова показывает, что в основе эпоса лежит наиболее естественный способ отображения действительности, при котором повествователь передает события, поступки и отношения людей как явления окружающего его мира, то есть отдельно (отстраненно) от себя. К эпосу относится множество уже прочитанных вами произведений: сказка «Хрустальная гора», былина «Садко», рассказ А.С. Грина «Зеленая лампа», повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», роман А.С. Пушкина «Дубровский» и другие.

Может показаться, что к эпосу относятся только прозаические произведения, Это не так. Эпос выступает в обеих формах литературной речи – стихотворной и прозаической.

При этом в стихотворной форме бытовал в основном народный эпос: былины, героические поэмы, исторические песни. В основе сюжета таких произведений лежали реальные исторические или легендарные события народной жизни. Наряду со стихотворными формами народный эпос существовал и в прозаической форме, например как миф или сказка. Таким образом, первоначально эпос был повествованием о народной жизни и о народных взглядах на мир. Поэтому определение «эпический», помимо рода литературы употребляется в значении «повествующий о народной жизни».

С появлением авторской литературы эпос начинает выступать исключительно как род литературы.

В древности крупные эпические произведения, такие как поэмы-эпопеи древнегреческого поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея» объединили в себе черты народного эпоса и авторского произведения. В средние века самой известной эпический поэмой стала «Божественная комедия» итальянского поэта Данте Алигьери. В те же времена в Европе начала развиваться проза, примером чего может служить роман испанского писателя Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». В современной литературе эпос как род литературы представлен только авторскими произведениями.

Итак, эпос всегда выступает как род литературы. Эпос выражается в двух формах литературной речи – стихотворной и прозаической. Эпические произведения по своему происхождению бывают народными и авторскими. Основными эпическими жанрами литературы являются былина, героическая поэма, поэма-эпопея, историческая песня, басня, рассказ, повесть, роман.

 

Б

Закончите приведенные ниже утверждения:

Эпос – это ...

Эпос выражается в двух формах литературной речи – …

Эпические произведения по своему происхождению бывают … и …

Основными эпическими жанрами литературы являются: …

 

В

Объясните, почему определение «эпический» употребляется в значении «повествующий о народной жизни».

 

 

Гомер

А

Перед чтением текста вспомните, что такое легенда. Почему все народы имеют свои легенды и легендарных героев?

 

Гомер – величайший поэт древнего мира. Все, связанное с Гомером, легендарно: личность, имя, время жизни, город, где творил поэт, и само его творчество.

Согласно легенде, Гомер был слеп. Возможно, имя Гомер является не именем собственным, а нарицательным, и означает оно в переводе как раз «слепец», словно прозвище. Время жизни Гомера очень неопределенно, известно только, что жил он в древней Греции в период с XII по V века до нашей эры. Такая огромная по времени неопределенность – 7 веков – позволяет ученым связывать с Гомером столь же огромную эпоху жизни и культуры древней Греции. Именно поэтому Гомера считают автором большинства эпических песен, гимнов и поэм.

Имя Гомера навсегда вошло и поэзию благодаря авторству двух самых великих эпических поэм в истории мировой литературы – «Илиаде» и «Одиссеи». Первая поэма описывает крупное историческое событие античной истории – Троянскую войну, а «Одиссея» – повествование о долгом пути героя Троянской войны Одиссея домой, на остров Итаку. Обе поэмы можно назвать эпопеями, потому что они представляют собой рассказ о реальных событиях, переплетаясь с многочисленными мифами и сказаниями мира древних греков.

 

В

1. Чем знаменит Гомер в истории литературы?

2. Почему в тексте утверждается, что все, связанное с Гомером, легендарно?

3. Почему два великих произведения Гомера можно считать эпопеями?

 

Г

Какое устойчивое сочетание, связанное с именем Гомера, вам известно? Что оно означает? В каких ситуациях употребляется?

 

Ж

Прочитайте в энциклопедии или Интернете, что такое «гомеровский вопрос». Расскажите одноклассникам об этой загадке в литературе.

 

 

Поэма Гомера «Илиада»

А

Перед началом текста вспомните (перечитайте) и перескажите древнегреческий миф о начале Троянской войны. Расскажите, кто такие Парис, Гектор, Ахиллес, Елена.

 

«Илиада» является одной из двух эпических поэм Гомера. В поэме 24 песни (главы), в которых величавым, торжественным стихом, размеренно, неторопливо повествуется о войне греков против могущественного города-государства древней Азии – Трои. Согласно мифу, причиной войны явилось похищение троянским царевичем Парисом прекрасной спартанки Елены. В поэме описываются все основные события десятилетней осады Трои: от начала войны до гибели троянского героя царевича Гектора и его погребения. Захват и разрушение Трои открывают следующую поэму Гомера – «Одиссею».

«Илиада» сочетает в себе историю и миф: наравне с реальными историческими событиями в песнях поэмы звучат рассказы о древнегреческих богах и деяниях легендарных героев. В то же время, читая поэму, мы можем узнать о традициях и повседневной жизни людей, живших несколько тысячелетий назад. Таким образом, «Илиада» представляет собой древнее эпическое произведение. Мир Древней Греции и Малой Азии зримо и многообразно встает перед глазами слушателей и читателей. Характерный пример этому – описание главного эпизода войны, поединка легендарного греческого героя Ахиллеса и троянского героя, главного защитника Илиона[1] – царевича Гектора. Этот эпизод рассказан в 22 песне поэмы, он предшествует заключительным главам, описывающим выкуп тела Гектора и его погребение.

От исхода поединка зависит, кто победит в этой войне: греки или троянцы. Защитники города, укрывшись за стенами, в ужасе наблюдают сражение, от которого зависит их судьба; царь Трои – Приам и его жена Гекуба оплакивают своего сына Гектора; олимпийские боги Аполлон и Афина Паллада поддерживают каждый своего героя.

Величественность изображаемым событиям придает избранный Гомером мерный и протяжный стихотворный размер древнегреческих эпических песен – гекзаметр, строка, состоящая из 6 стоп трехсложного размера дактиля:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…

В русской литературе интерес к древнегреческим мифам и поэмам Гомера существовал с давних времен. Еще в «Повести временных лет» помещен рассказ о Троянской войне. В течение нескольких веков предпринимались попытки перевода на русский язык отдельных частей поэмы. Среди переводчиков был и великий русский ученый и поэт М.В.Ломоносов. Полностью же перевод «Илиады» выполнил в XIX веке поэт Николай Иванович Гнедич, посвятив этому титаническому труду более 18 лет, с 1808 по 1826 год.

 

Б

1. Вспомните и расскажите, что такое эпос. Стихотворная или прозаическая речь характерна для эпоса?

2. Как в «Илиаде» сочетаются рассказы об исторических событиях и мифологические сюжеты?

3. Что такое гекзаметр? При ответе используйте примеры из текста «Илиады».

 

 

Илиада

А

Прочитайте текст, обращая внимание на своеобразие ритмической организации поэмы.

 

Песнь двадцать вторая.

Убийство Гектора

 

В город вбежали троянцы, подобно испуганным ланям,

Пот осушили и пили и жажду свою утоляли,

Вдоль по стене прислонившись к зубцам. Приближались ахейцы[2], –

Двигались прямо к стене, щиты наклонив над плечами.

Гектора ж гибельный рок оковал, и остался один он

Тамже, близ Скейских ворот, перед крепкой стеной городскою.

 

Феб-Аполлон между тем обратился к Пелееву сыну[3]:

«Что ты на быстрых ногах так усердно, Пелид, меня гонишь,

Смертный – бессмертного бога! Как видно, того не узнал ты,

Что пред тобою бессмертный, и яро убить меня рвешься!

Против бегущих троянцев тебя уж борьба не заботит.

В городе скрылись они, а ты по равнине тут рыщешь!

Смерти я не подвержен: меня умертвить не надейся!»

 

Вспыхнувши гневом, емуотвечал Ахиллес быстроногий:

«Ты одурачил, Заступник, меня, меж богами вреднейший,

В поле отвлекший от стен! Не то еще много б троянцев

Землю глодало зубами, назад в Илион не вернувшись!

Славы великой меня ты лишил. Спасти же троянцев

Было не трудно тебе: не боялся ты в будущем мести!

Какя б тебе отомстил, если б это мне было возможно!»

 

Так он ответил и, жаром горя боевым, устремился

К городу снова, как конь с колесницей, награды берущий;

По полю быстро, легко он летит, над землей расстилаясь.

Так же стремительно двигал Пелид и ступни, и колени.

 

Первым старец Приам[4] Ахиллеса увидел глазами.

По полю несся он, словно звезда, снаряженьем сверкая, –

Словно звезда, что под осень восходит и ярким сияньем

В мраке ночном средь бесчисленных звезд выделяется в небе.

«Пес Ориона[5]» – такое названье звезде этой дали.

Всех она ярче блестит, но знаменьем грозным бывает

Илихорадки с собою тяжелые смертным приносит.

Так же и медь на груди у бегущего ярко сверкала.

Вскрикнул старик, и руки воздел, и бить себя начал

По голове. И, глубоко стеная, любезному сыну

Начал кричать, умоляя его. Но тот оставался

Пред воротами, пылая желаньем сразиться с Пелидом.

К Гектору руки старик протянул и жалостно молвил:

«Гектор! Не жди ты, дитя мое милое, этого мужа

Там, один, вдалеке от других! Ахиллесом сраженный,

Скоро ты гибель найдешь, ибо много тебя он сильнее,

Грозный! О, если б он так же, как мне, стал мил и бессмертным!

Скоро б собаки его и коршуны в клочья порвали,

В поле лежащего! Страшная скорбь мне покинула б сердце!

Доблестных много сынов он лишил мена в битвах кровавых,

Иль умертвив, иль пленив и продавши на остров далекий.

Да и сейчас я в числе воротившихся в город троянцев

Двух сыновей моих милых увидеть не мог, – Ликаона

И Полидора, рожденных владычицей жен Лаофоей[6].

Если же в лагере живы они, то, как время настанет,

Золотом выкуп и медью внесем мы; довольно их в доме:

Выдал мне Альт[7] престарелый за дочерью много сокровищ.

Если ж погибли они и спустились в жилище Аида[8],

Горе большое лишь мне да матери, их породившим.

Все остальные троянцы скорбеть о них будут не долго, –

Только бы ты не погиб, усмиренный копьем Ахиллеса!

Ну же, дитя мое, в стены войди, чтоб остаться спасеньем

Трои сынам и троянкам, чтоб славы большой не доставить

Сыну Пелея, чтоб милой ты жизни и сам не лишился.

Да и меня пожалей, – ведь еще я живу и в сознанье, –

Жалкий, несчастный! Родитель Кронид[9] мне пошлет на пороге

Старости жребий ужасный. О, много придется мне видеть!

Гибнущих видеть сынов, дочерей, увлекаемых в рабство,

Спальни громимые их, младенцев, еще несмышленых,

С ярою злобой в ужасной резне разбиваемых оземь,

В гибельных видеть ахейских руках невесток плененных!

Псы и меня самого перед дверью моей напоследок,

Алчные, будут терзать, когда кто-нибудь, поразивши

Острою медью меня, из членов дух мой исторгнет.

Сторожевые собаки, – их выкормил сам у столов я, –

Крови напившись моей, одурелые, лягут у двери.

Юноша, павший в бою, пронзенный губительной медью,

Выглядеть будет пристойно, лежи он хоть так, хоть иначе.

Весь он и мертвый прекрасен, где б тело его ни открылось.

Если ж седой подбородок и голову, если срамные

Части нагие у старца убитого псы оскверняют, –

Горестней зрелища нет для смертнорожденных несчастных».

 

Сыну он так говорил и, за волосы взявшись седые,

Из головы вырывал их. Но духа его не склонил он.

Мать, со своей стороны, заливалася в горе слезами,

Платье рукой распахнула, другою на грудь указала

И обратилась в слезах со словами крылатыми к сыну:

«Гектор, сын мой! Хоть это почти и над матерью сжалься!

Если когда-нибудь грудью я слезы твои прекращала,

Вспомни об этом, мой сын, и с врагом нападающим бейся

Из-за стены городской, а один впереди не сражайся!

Если тебя он, жестокий, убьет, то не будешь оплакан

Ты на постели ни мною, рожденье и отпрыск мой милый,

Ни многодарной женою, а будешь от нас ты далеко

Перед судами ахейцев собаками резвыми съеден!»

 

Так они к милому сыну, рыдая, слова обращали,

Жарко его умоляя. Но духа его не склонили.

Молча он ждал приближенья огромного сына Пелея.

Так же, как путника горный дракон выжидает в пещере,

Трав ядовитых наевшись, исполненный ярости страшной.

Грозным он взглядом глядит, извиваясь у входа в пещеру.

Так же и Гектор стоял, неугасным охваченный пылом,

К выступу башни внизу свой блистающий щит прислонивши.

И обратился, смутясь, к своему он отважному сердцу:

«Горе мне! Если отсюда в ворота и в стены я скроюсь,

Первый же Пулидамант[10] мне поставит в упрек, что троянцев

Он мне совет подавал назад отвести к Илиону

В ту злополучную ночь, как Пелид поднялся богоравный.

Я не послушал его. А на много б то было полезней!

Нынче ж, когда мой народ безрассудством своим погубил я,

Я и троянцев стыжусь, и длинноодеждных троянок,

Чтоб не сказал кто-нибудь, и родом, и доблестью худший:

«Гектор народ погубил, на свою понадеявшись силу!»

Так говорить они будут. Гораздо мне лучше тогда бы,

В схватке один на один умертвив Ахиллеса, вернуться

Иль под рукою его перед городом славно погибнуть.

Или, может быть, лучше и выпуклый щит мой, и крепкий

Шлем на землю сложить и, пику к стене прислонивши,

Прямо навстречу пойти безупречному сыну Пелея

И обещаться обратно отдать Атреидам[11] Елену,

Вместе же с ней и большие богатства, которые в Трою

В полых своих кораблях увез Александр[12], что и было

Ссоры началом. А кроме того предложу поделиться

С ними богатствами всеми, которые город хранит наш,

После ж с троянских старейшин я клятву бы взял, обязав их,

Чтоб ничего не скрывали, но, сколько богатств ни хранится

В городе нашем прекрасном, на две разделили бы части.

Но для чего мое сердце волнуют подобные думы?

Нечего мне к Ахиллесу идти! Мольбы не почтит он,

Не пожалеет меня и, совсем как женщину, тут же

Голого смерти предаст, едва лишь доспехи сниму я.

Нам невозможно уж речь начинать с ним от дуба иль камня[13],

Как это делают дева и юноша, встретясь друг с другом,

Дева и юноша, между собою ведя разговоры.

Лучше гораздо как можно скорее сойтись нам с оружьем.

Там уж увидим, кого из двоих Олимпиец[14] прославит».

 

Так рассуждал он и ждал. Ахиллес подошел к нему близко,

Грозный, как бог Эниалий[15], боец, потрясающий шлемом.

Ясень свой пелионский[16] на правом плече колебал он,

Страшный; и медь на доспехах сиянием ярким блистала,

Словно горящий костер иль лучи восходящего солнца.

Гектора трепет объял, как увидел его. Не решился

Ждать он; пустился бежать, назади оставляя ворота.

Ринулся следом Пелид, полагаясь на быстрые ноги,

Так же, как сокол в горах, между всеми быстрейшая птица,

Следом легко поспевает за робкой голубкою горной;

Мечется в стороны та, а сокол с пронзительным криком

Близко за нею летит. И схватить ее дух его рвется. Так

Ахиллес устремлялся за Гектором прямо, а Гектор

Вдоль стены убегал и проворными двигал ногами.

Мимо холма, мимо дикой смоковницы[17], ветру открытой,

Мчались все время они под стеною проезжей дорогой.

До родников добежали прекрасно струящихся. Два их

Бьет здесь ключа, образуя истоки пучинного Ксанфа[18].

Первый источник струится горячей водой. Постоянно

Паром густым он окутан, как будто бы дымом пожарным.

Что до второго, то даже и летом вода его схожа

Или со льдом водяным, иль со снегом холодным, иль градом.

Близко от них – водоемы, большие, прекрасные видом,

Гладким обложены камнем. Одежды блестящие мыли

Жены троянские там и прекрасные дочери прежде, –

В мирное время, когда не пришли еще к Трое ахейцы.

Мимо промчались – один убегая, другой нагоняя;

 

Сильный бежал впереди, но преследовал много сильнейший.

Быстро неслись: ведь не жертвенный бык и не шкура бычачья

Были их целью, – награда обычная мужу при беге, –

За душу Гектора, коней смирителя, оба бежали.

Как в состязании, столб огибая, стремительно мчатся

Однокопытные кони, награда ж готова большая, –

Женщина или треножник[19], – на тризне[20] по муже умершем.

Так они трижды кругом на проворных ногах обежали

Город великий владыки Приама. Все боги смотрели.

Начал меж них говорить родитель бессмертных и смертных[21]:

«Горе! Глазами я вижу вкруг Трои гонимого мужа,

Мне дорогого: о Гекторе дух мой печалится тяжко.

Много в честь мою бедер быков круторогих сжигал он

И на высоких вершинах ущелистой Иды[22], а также

И на акрополе[23] в Трое. Теперь Ахиллес богоравный

Гектора гонит на быстрых ногах вкруг Приамовой Трои.

Ну-ка, подумайте, боги, старательно все обсудите,

Что нам, – спасти ли от смерти его иль уже предоставить,

Как бы он доблестен ни был, его укротить Ахиллесу?»

 

И отвечала ему совоокая дева Афина[24]:

«Туч собиратель, отец яркомолненный, что говоришь ты!

Смертного мужа, издревле уже обреченного роком,

Ты совершенно избавить желаешь от смерти печальной!

Делай, как хочешь. Но боги тебя тут не все мы одобрим».

 

Ей отвечая, сказал собирающий тучи Кронион:

«Тритогенея[25], не бойся, дитя мое милое! Это

Я говорю не серьезно. К тебе я вполне благосклонен.

Делай свободно, что в мыслях своих ты имеешь, не медли!»

 

То, что сказал он Афине, давно и самой ей желалось.

Бросилась быстро богиня с высокой вершины Олимпа.

 

Яростно гнался за Гектором вслед Ахиллес быстроногий.

Как на горах молодого оленя, из логова выгнав,

Яро преследует пес, по оврагам несясь и ущельям;

Если и скроется тот, притаившись в кустах, то по следу

Все же его он находит и гонит, покуда не схватит.

Так же и Гектор не мог от быстрого скрыться Пелида.

Каждый раз, как к воротам Дарданским свой бег направлял он

И под защиту стены крепкозданной пытался укрыться,

Где бы троянцы могли защитить его сверху стрелами,

Раньше Пелид забегал стороною и гнал его к полю,

Сам же к стене городской все время держался поближе.

Как человек в сновиденье никак не поймает другого:

Тот убежать от него, а этот поймать неспособен.

Так же и Гектор не мог убежать. Ахиллес же – настигнуть.

Как же тут Гектору гибельных Кер[26] избежать удалось бы,

Если б в последний уж раз на помощь ему не явился

Феб-Аполлон, возбудив в нем и силу, и быстрые ноги?

 

Войску ахейцев кивал головой Ахиллес богоравный,

В Гектора горькие стрелы и копья пускать запрещая,

Чтобы кто славы не добыл, а он бы вторым не явился.

Как до ключей они оба в четвертый уж раз добежали,

Взял родитель Зевес золотые весы и на чашки

Бросил два жребия смерти, несущей страдания людям, –

Гектора жребий один, а другой Ахиллеса Пелида.

Взял в середине и поднял. И Гекторов жребий поникнул, –

Вниз, к Аиду, пошел. Аполлон от него удалился.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...