Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА и НПА
Разбор основных положений законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельностив части автоматизации процессов осуществления территориального планирования. ВВЕДЕНИЕ Основной и самый ограниченный ресурс, без которого невозможно строительство, Эффективное исполнение государством функций по планированию и контролю освоения территорий дает мощный стимул для комплексного социально-экономического развития. Территориальное планирование заключается в определении назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. Развитие территорий является главной целью градостроительной деятельности. Очевидно, эффективность развития зависит от качества планирования, которое в свою очередь должно опираться на достоверные и актуальные сведения, принятые к учету при выработке стратегии. Так или иначе, качественный процесс градорегулирования возможен только в правильно организованной информационной среде, учитывающей стремления: - федеральных органов власти к максимально возможному контролированию процессов; - органов власти субъектов Российской Федерации к систематизированию всего объема градостроительной информации для принятия оперативных управленческих решений; - органов местного самоуправления к созданию условий для обеспечения преемственности (последовательности) и исключения противоречий градостроительных решений на всех уровнях территориального планирования (по вертикали и по горизонтали), а также исключения дублирования хранения градостроительной документации и других сведений, необходимых для информационного обеспечения градостроительной деятельности. Всецело охватить указанные выше требования под силу трехуровневой информационной системе градостроительной деятельности. Однако в современной России ни в одной предметной области пока не удалось создать конструкцию информационных систем, обеспечивающую слаженную работу трех уровней власти с «элементами рынка», в том числе с ресурсоснабжающими компаниями.
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА и НПА
Основные принципы градорегулирования определены Градостроительным кодексом Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 29.12.2004 № 190-ФЗ Главой 7 ГрК РФ регулируется информационное обеспечение градостроительной деятельности, а именно Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ в ГрК РФ введена ФГИС ТП - информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.
Необходимо отметить, что ФГИС ТП находится в активной фазе разработкис 2011 года, а формирование функционала на начальных этапах осуществляло Минрегион России, упраздненное указом Президента РФ от 8 сентября 2014 года N 612, после чего кураторство приняло Минэкономразвития России, однако к настоящему времени данная геоинформационная система не смогла наполниться сведениями и материалами достаточными для того, чтобы отвечать требованиям федерального законодательства,существующего более шести лет. Вместе с тем, помимо федеральной информационной системы ГрК РФ указывает на необходимость ведения муниципальных информационных систем, именуемых информационными системами организации градостроительной деятельности (далее – ИСОГД). Сведения ИСОГД являются открытыми и общедоступным, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа. Орган, ведущий ИСОГД, обязан предоставлять сведения из системы по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Предоставление сведений ИСОГД осуществляется бесплатно или за плату · за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе ИСОГД (городского округа, муниципального района) — 1 000 рублей; · за предоставление копии одного документа, содержащегося в ИСОГД (городского округа, муниципального района) — 100 рублей. Однако организация имеющихся ИСОГД в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Единственным критерием, объединяющим ИСОГД в каждом муниципальном образовании, являлось то, что создавались они на основании Государственного градостроительного кадастра. Конфигурация и функционал ИСОГД практически в каждом муниципалитете на сегодняшний день имеет абсолютную индивидуальность, что в значительной степени затруднит интегрирование каждой ИСОГД в единую информационную систему, при возникновении такой необходимости. Кроме этого, ИСОГД работает автономно и не синхронизировано с ФГИС ТП, а принимая во внимание то обстоятельство, что комплектование указанных систем материалами и сведениями вменено в обязательства муниципалитетов, для последних сопровождение двух этих систем не оказывает полезного эффекта в выполнении задач и функций по осуществлению градорегулирования. Вместе с тем в соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 апреля 2013 года к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов отнесены обязательства по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (далее – ПКРСКИ). Согласно п.23 ст.1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), ПКРСКИ поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами. В соответствии с п.24 ст.1 ГрК РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов. Необходимо отметить, что на момент принятия ФЗ № 289 уже действовал и продолжает действовать в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, федеральный правовой акт, содержащий методические рекомендации для муниципальных образований по разработке ПКРСКИ. А именно, Приказ Министерства регионального развития РФ от 06.05.2011 № 204 Согласно п.3 Методических рекомендаций разработка ПКРСКИ может быть организована: 1. органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств бюджета муниципального образования; 2. органами местного самоуправления с привлечением по конкурсу разработчика за счет средств бюджета муниципального образования; 3. органами местного самоуправления с привлечением муниципальных унитарных предприятий, организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, сбытовых организаций, коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципалитета, любых юридических и (или) физических лиц, финансирующих разработку части или всей программы. Независимо от источников финансирования разработки программы, органам местного самоуправления рекомендуется организация взаимодействия исполнителей по разработке программы и представителей организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и других лиц, интересы которых затрагиваются при разработке программы (п.4, Гл.2).
РЕШЕНИЕ
При внимательном изучении градостроительного законодательства можно прийти к выводу, что в настоящее время в России организована двухуровневая система информационного сопровождения градостроительной деятельности, а именно Федеральный уровень (ФГИС ТП) и муниципальный уровень (ИСОГД). Пунктом 88 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2013 год была предусмотрена подготовка законопроекта «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части создания региональных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности)». Повсеместное ведение региональных геоинформационных систем территориального планирования (далее – РГИС ТП) в настоящее время ГрК РФ не регламентируется. Однако это не ограничивает субъекты Российской Федерации самостоятельно принимать нормативные акты регулирующие создание и ведение таких систем на региональном уровне. Согласно п. 4 Перечня типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации, подлежащих разработке в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)» на 2008 год, утверждённого приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 24 марта 2008 года № 34, Минэкономразвитию России было поручено создать типовое программно-технического решение региональной информатизации: «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности». На сегодняшний день ряд регионов самостоятельно разработали и внедрили · Волгоградская область (Региональная информационная система обеспечения территориального планирования и развития Волгоградской области); · Калининградская область; · Калужская область (Региональный комплекс обеспечения градостроительной деятельности Калужской области); · Оренбургская область (Региональная автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Оренбургской области); · Тюменская область; · Ярославская область (Закон Ярославской области от 11 октября 2006 г. № 66-з В некоторых регионах предпринимались тщетные попытки по внедрению РГИС ТП, как например, в Московской области (постановление Правительства Московской области от 30.12.2014 № 1200/52 «О ведении информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области», в рамках которого предполагалось до 15.03.2015 разработать и внедрить информационную систему организации градостроительной деятельности, однако до настоящего времени на просторах сети Internetотсутствует информация о каких-либо продвижениях в данном направлении и (или) достигнутых результатах). На целесообразность повсеместного внедрения РГИС ТП указывает то обстоятельство, что в соответствии с действующим законодательством РФ, полномочия по согласованию, а в некоторых случаях и утверждению инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территориях муниципальных образований, предоставлены органам исполнительной власти субъектов российской федерации. Отсутствие слаженной организованности во взаимодействии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с ресурсоснабжающими организациями при планировании и реализации мероприятий по изменению конфигурации сетей инженерно-технического обеспечения минимизирует качество утверждаемых и реализуемых инвестиционных программ в условиях секвестрования тарифов естественных монополий. Проще говоря, чтобы сделать всё и сразу,тарифных источников, как правило недостаточно, особенно в случае применения способа тарифного регулирования «Затраты+», а для того чтобы из всего объема, предлагаемых ресурсоснабжающими организациями мероприятий, выявить степень важности (значимости) отдельных титулов, Государственные службы и ведомства не имеют в своем арсенале действенный инструмент, которым может стать программная концепция инфраструктурного развития региона «ПК-ИРР». Безусловно, внедрение ПК-ИРР будет способствовать активному социально-экономическому развитию региона. Эффект синергии будет подкреплен активизацией инвесторов, небоящихся финансировать развитие коммунальной инфраструктуры в рамках применения тарифной модели «RAB-регулирование». ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН ВНЕДРЕНИЯ (составляется индивидуально для каждого региона, в зависимости от степени информатизации процессов градорегулирования) Примерный вариант, адаптированный для МО
15.12.2017 А.В. Харыба А.В. Харыба dronbarshow@mail.ru 8 (918) 953 10 10 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 156. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |