Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет синтаксиса. Вопрос о синтаксических единицах. Синтаксис в системе языка.




Синтаксис — это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т. е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов. Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметомсинтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис(гр. syntaxis — составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

Предмет синтаксиса – изучение правил связывания слов и форм слов в словосочетания и предложения и анализ всех тех языковых единиц, в пределах которых эти правила реализуются.

Синтаксис имеет свою основную единицу изучения. Единица синтаксиса – от 1 – 5 синт.ед.=> спорный вопрос. Одни считают, что есть 1 СЕ, а другие, что 5. В школе изучаются 2 СЕ- сл/сч и предложение.

Система СЕ(5):

1.Словоформа. это единица языка и речи, которая характеризуется принадлежностью к определенной части речи и ее морфологическими категориями. Словоформа имеет и категориальное, и лексическое значение. Словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе. В синтаксисе словоформа рассматривается как строевой элемент синтаксических единиц.

Золотова предлагает, что словоформа – min СЕ. Слово важно с т.з. функциональной нагрузки. Звезды одиноко горели над черными соснами. (над соснами- словоформа) 6 слов, 4 словоформы.

Соединение словоформ происходит по законам логики. Синтаксис- коммуникативный уровень, а словоформа- доккомуникативная единица, вспомогательная часть синтаксиса.

2. Сл/сч. это синтаксическая единица, состоящая из двух или более знаменательных слов, объединенных подчинительной грамматической связью (согласованием, управлением или примыканием).Дискуссионный вопрос. Впервые появился термин у Ломоносова и Востокова. С т.з. Фортунатова( формальн.линг) – это глав.ед. Предложением считается законченное сл/сч. Шахматов разграничил сл/сч и предложение. Теорию Шахматова развил и закрепил В.В.Виноградов Позже стали выступать против теории В.В.В., говорили, что оно не может являться основой ед.синтаксиса.

Сторонники Противники
1.рассматривают статично. Это нечто данное, сущест.вне предлож. 2.ВВВ считал сл.сч строительным мат.предлож. 3.ВВВ считал, что сл.сч. выполняет номинат f. 1. Существ.вне предлож не сл.сч, а слово. Нельзя составить словарь сл.сч. 2.Предлож могут быть однословные, а сл.сч -нет. Лурия доказал, что человек составляет предложения из слов, а не из сл.сч. 3.Не номинат f. Она у слова.Одни говорят, что у сл.сч. нет своей f, другие(киприянов)- номинативно-регулятивная. Сл.сч. не = предлож.->вспомогат.

Стоит ли изучать школе? Изучение помогает понять структуру предложения (в метод.плане).

Что считать сл.сч? Сл.сч- это сочетание знаменательных слов. Фразеол, предложе-не сл.сч.

ВВВ сл.сч- это сочетание 2х и > знам слов на основе подчин.связи.

Белошапкова– сочетание 2= и > знам.слов на основе любой непредикат.связи.

Шведова- сочетание 2х и > зн.слов на основе предсказуемой подчин.связи. (Читать книгу,статью, газетуВП без предлога)

3,4. Предложение: ПП, СП

это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Центр.ед.синтаксиса. Единств.коммуник.ед.

ПП – min ед.чел.речи, представл.собой граматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной завершенностью и является средством формирования и сообщения мысли.

СП- это не сумма 2х ПП, это особая СЕ. Части сп структ зависимы др от друга.

>100определений предложения. Это многоаспектная ед.

Признаки предложения:

1) Обязат содержательным признаком предложения является семант.завершенность(законч.мысль)

2) Предикативность –это соотнесенность высказывания с объективной действительностью.

Значение предикативности выражается ч/з ряд категорий:

1)модальность - одна из основных категорий предложения, выражающая отношение говорящего к сообщаемому, его оценку отношения сообщаемого к объективной действительности. Содержание сообщаемого может мыслиться как реальное (Он спит) или ирреальное (Поспал бы он), возможное (Теперь он может поспать) или невозможное (Ему нельзя спать на дежурстве), необходимое (Ему нужно поспать) или вероятное (Может быть, он уже спит), желательное (Вот бы сейчас поспать!) или нежелательное (Ему не хочется спать) и т. д.

Модальность выражается грамматическими и лексическими средствами (формами наклонений, модальными словами и частицами, интонацией).

 

Реальная: из.накл., синт.время, синт.лицо /ирреальная: условн, повел. ; категории времени нет.

2) синт.время

3) синт.лицо( 1 СЛ-Я-выск( о говорящем); 2 – ты-выск ( о собес),3-он-выск, о не уча.коммун.)

3) Функц.признак.С какой целью говорящий высказывается. Повест-передача инф; вопрос-получ инф; побуд-побудить, воздейсвие; фатические- размыкание, установление контакта; оптативные-выразить пожелание; оценочные-оценочное высказывание, выраж желания.

4) Формальный признак.

А) интон.заверш. Интон.выполн разн.f.(фраз уд, выпол.заверш.предл). В разных повеств предлож восход-нисхд интон. Это национальная черта.

Б) смыслоразл.f. (логическое ударение) Намеренное выделение слова

В) граммат.организов.предлож. Проявляется в наличии грам.сязей слов в составе предложения, которые перестают действовать в конце предложения. Поэтому слова и словоформы выст. min структ элем.предложения и они образуют стр.схему предлож. Стр.схема-это отвлеч.образец, состоящий из min членов предлож, необх для создания предложения.

1- Шведова считает min пред минимум – стр.схемой- только из гр.членов. Это неверно, т.к. пред. Центра недостаточно.

2+ Стр.схема как номинат минимум. Агутюнова, Золотова. Стремятся связать форм орган с типовым значением предложения.

! Предложение/ПЕ – отношения разные ! СП состоит из нескольких пред.ед. Возникают дополнительные смысловые связи м/у ПЕ.

5.ССЦ (сложное синт.целое)

Это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов.

Текст– это совокупность.

Выделили во 2/2 XXв. Связано с тем, что возрос интерес к изуч.связ.текста

ССЦ –группа различных по строению самост.предложений, объед.при помощи разнообразных яз.ед. в одну микросистему текста.

Под ССЦ понимается синтаксическая единица, большая, чем предложение. Это наиболее крупная единица синтаксиса, представляющая собой структурно-смысловое единство. Сложное синтаксическое целое обнаруживается в связном тексте.

От сложного предложения (в том числе и многочленного) сложное синтаксическое целое отличается менее тесной связью между частями, их формально-синтаксической самостоятельностью. Однако эти качества не мешают компонентам сложного синтаксического целого объединяться в смысловое и даже структурное единство, что и позволяет выделять эту единицу в синтаксисе.

Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложного синтаксического целого являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия; обстоятельственные сочетания в роли детерминантов, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видовременных форм глаголов и возможная неполнота отдельных предложений; существенную роль играет и общее интонационное оформление. В смысловом отношении сложное синтаксическое целое характеризуется лексической преемственностью, широтой охвата содержания излагаемой темы, вплоть до полного ее раскрытия (каждое из последующих звеньев сложного синтаксического целого расширяет и развивает содержание предыдущих).

Признаки: Это несколько предложений ; Связаны м/у собой по смыслу; Микротема.

Объед 1 микротему осущ на разных уровнях:

Лексика: 1.слова одного тем группы; 2.наличие синонимов/антонимов; 3.лексический потор.

Морфология: 1.Частотность ЧР;2. Анафор.f местоим. ;3.Мод-врем план.

Синтаксис: 1. Сходсто в строении предлож(синт.параллел); 2. Все предл можно объед.в 1;3.Сцепление внутри ССЦ(цепочное, кольц., пралл.).

Кроме ССЦ могут встречаться изолированные предложения. Они не входят ни в одно ССЦ. Могут быть в абсолютном начале, в конце(вывод), в середине( для перехода от 1 ссц к другому).Выполняют текстообр f.

ССЦ не = Абзац. Это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Такое совпадение хотя и не случайно, но отнюдь не обязательно. Не случайно, потому что абзацное членение текста подчинено прежде всего его смысловому членению, а сложное синтаксическое целое, хотя и является синтаксической единицей, свои формальные показатели объединенности отдельных компонентов приобретает тоже на основе их семантической спаянности. Но совпадение это необязательно потому, что абзац композиционно организует текст, он выполняет не только логико-смысловую функцию, но и выделительную, эмоционально-экспрессивную. Кроме того, абзацное членение текста в большей мере субъективно, нежели синтаксическое,более зависит от индивидуальности пишущего.

Поскольку абзац может подчеркнуть эмоционально-экспрессивные качества текста, он способен разорвать единое сложное синтаксическое целое. Особенно это свойственно художественным текстам в отличие от научных, где совпадений между сложным синтаксическим целым и абзацем гораздо больше, так как они всецело ориентированы на логическую организацию речи.

Границы абзаца и сложного синтаксического целого могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение (и даже часть предложения, например в официально-деловой литературе: в текстах законов, уставов, дипломатических документов и т.д.), а сложное синтаксическое целое — это, как правило, минимум два предложения (чаще — больше двух); в одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических целых, когда отдельные микротемы связываются друг с другом.

Синтаксис в системе.

Язык – это система систем. Синтаксис представляет собой одну из центральных подсистем языка, так как позволяет показать связи между всеми подсистемами языка. Синтаксис пронизан лексикой. В образовании словосочетаний и предложений грамматические правила неотделимы от особенностей лексико-семантической организации соответствующих конструкций. Абстрактные синтаксические образцы, или синтаксические схемы, модели, лексически не свободны.

 Связь синтаксиса с лексикой прослеживается в целом в следующем:

1. Лексика влияет на грамматическое значение синтаксических единиц. Так, в повествовательных предложениях употребляются глаголы, объединенные общей семой «сообщить», в вопросительных используются глаголы, содержащие сему «спрашивать», а в побудительных предложениях присутствуют глаголы, которые объединяет сема «приказать».

2. В зависимости от лексического наполнения одна и та же структурная схема предложения может получить разную структурно-семантическую характеристику.

3. От лексического значения слова зависит его синтаксическая функция.

_________

Единицами морфологии являются словоформы, которые функционируют в составе синтаксических единиц. Морфология располагает тем арсеналом средств, без которых синтаксис практически существовать не может.

Связь синтаксиса с морфологией в общих чертах прослеживается в следующем:

1. В синтаксисе складывается система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении.

2. Синтаксис определяет основные и служебные функции частей речи.

3. Союзы помогают различать типы союзных сложных предложений.

4. Местоимения, служебные слова выступают в роли средств связи синтаксических единиц и выражения их грамматического значения.

5. Грамматические категории частей речи участвуют в формировании грамматических категорий предложения (например, морфологические категории глагола как наклонение, лицо, время являются основными средствами выражения синтаксических категорий модальности, синтаксического времени и синтаксического лица).

6. Грамматические формы слов предопределяют их синтаксическую функцию в предложении (например, личные формы глагола, как правило, выполняют в предложении функцию сказуемого).

7. Явление омонимии частей речи, переходные явления в системе частей речи можно изучать только на синтаксическом материале.

 8. Словоизменение знаменательных частей речи помогает при определении грамматического значения, грамматической формы, вида подчинительной связи в словосочетаниях; в разграничении членов предложения и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 430.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...