Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.БАРАНОВСКИЙ, И.ЗИАНБЕРДИН.




История ислама в Башкортостане

Как известно, ислам зародился в первой четверти VII века нашей эры на юго-западе Аравийского полуострова. К этому моменту общество в данном регионе вполне созрело для принятия монотеистической религии. Известно и то, что ислам появился не на пустом месте. Арабы и представители других народов Ближнего Востока к VII веку были довольно хорошо знакомы с иудаизмом и христианством. Ислам стал третьей по счету аврамистической религией, заимствовавшей многое и из иудаизма, и из христианства (включая такие ее веронаправления, как арианство и несторианство). Эта религия способствовала быстрой консолидации арабского этноса в единый социально-политический организм – Арабский халифат, который, впрочем, оказался не очень долговечным.


«Начало распространения ислама на территории современной России и знакомство с исламским вероучением относится к VII-X вв. Оно связано с формированием после распада Тюркского каганата двух новых тюркских государств в Поволжье и Причерноморье: Хазарского каганата и его вассала Волжско-Камской Булгарии».
Приблизительно так начинаются все публикации про историю ислама на современной территории РФ. Безусловно, роли государства Авари Ганвас («Хазарский каганат» в классической истории) и ее вассала Волжской Булгарии неоспоримы. Однако нам будет более интересно проследить эту историю по собственным документам народов, в том числе и башкирского народа тоже.
Авари Ганвас, или Хазарский каганат классической истории, на протяжении всего своего существования находился в постоянном контакте с халифатом: с середины VII в. до середины VIII в. – период военных действий, когда между халифатом и каганатом шла длившаяся почти сто лет (642–739) война за преобладание на Кавказе. Вторая половина VIII–IX вв. – это период мирных отношений, когда между ними установились торговые контакты. Сведения о событиях арабо-хазарских войн зафиксированы в хрониках арабских историков (IX–X вв.). А о событиях периода мирных отношений – в дипломатической переписке каганов, сочинениях арабских географов (X–XIII вв.), а также в башкирских шэжэрэ и на эпитафиях. Дополнительными источниками выступают найденные в нашей республике монеты, географические указатели и другие граффити. Проникновение ислама в страну хазар началось уже в VII в. Об этом свидетельствуют и золотые монеты из Стерлитамакских курганов, и эпитафия села Калкаман (Нижнее Кунакбаево) Ток-Соранского междуречья Оренбургской области.

Так как эпитафия села Калкаман принадлежит, по всей видимости, простому мусульманину, то можно предположить, что еще длительное время ислам оставался здесь религией социальных низов и арабско-хорезмийских торговцев.

Транскрипция надписи текста эпитафии села Калкаман такова: «Мргэид:81нчи хил: Гилмн Симмн угли». Глоссарий и перевод: «Мэргэит 81-нсе йыл Гилман Симон улы\\ Захоронение 81-го года хиджры Гилмана Симонова сына».
В результате нескольких арабо-хазарских войн второй половины VII – начала VIII вв. и успешного похода арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда 737 г. каган принял ислам, что ускорило распространение религии победителей в хазарском обществе. Ахмед-Заки Валиди Тоган в своей диссертации, посвященной путевым заметкам ибн Фадлана, приводит отрывок арабской рукописи рассказывающей об этом походе, об участниках этого похода.


Краткое содержание этой рукописи таково: «Говорят, якобы, во главе 120000-го войска Марван ибн Мухамед вышел из Шама (Дамаска) и дошел до Арменистана. Затем останавливается у местности под названием «Кэсак» (современный Казах)… Там его догоняют войска из Баб аль Абваба (современный Дербент) под командованием Зафира аль Сулами. Таким образом, под рукой Марвана оказывается 150000-е войско и Марван (под Самандаром) приводит его в порядок... (Марван) продвигаясь далее, доходит до ставки Хазарского кагана города Аль-Байда. Каган отступает от Марвана и достигает гор. …После этого он спустился к реке Саклава ( Оло Саклав и Кесе Саклав, истоки реки Минзаля) и, вызвав из личной гвардии богатыря Каусара ибн аль Асад ибн аль Анбари, который был родом из города Шама, сказал ему следующее: «Будь осторожен, Каусар! Мне разведка донесла, что хазарский царь против нас выслал 40- тысячное войско из угланов во главе с Хазар-тарханом. Однако ты переходи эту реку и иди к ним навстречу и устрой им засаду…» Затем Каусар выбрал из войска 40 тысяч конных воинов, перетянув через реку металлические цепи… перешел на тот берег… Ближе к обеду они встретили 20 всадников хазарских во главе с одним мужем, которые отправились со своими псами и кречетами на охоту. Каусар задержал и умертвил всю эту группу, никто не мог спастись. …Хазары (основное войско хазарское) заметили их только тогда, когда Каусар со своим войском навалился на них… Из хазар 10 тысяч было убито, 7 тысяч были взяты в плен, остальные рассеялись во все стороны. Потом Каусар, обращаясь к пленным, спросил: «Скажите, где ваш полководец?». Те ответили: «Он со своей свитой ушел на охоту, мы не знаем, что там случилось». Тогда Каусар понял, что ранее умерщвленный им муж и есть Хазар-тархан... На следующий день, до рассвета, голова Хазар- тархана и людей из его свиты были на концах копей воинов Марвана. Это известие дошло и до Хазарского кагана, он испугался и прислал посла с намерением обсудить условия сдачи… Марван сказал послу так: «Я хочу, чтоб он принял ислам, в противном случае я его уничтожу и посажу на его место другого»… Потом каган вернул Марвану посла со следующим ответом:«…Я с радостью и охотой согласен перейти в ислам, но ты отправь мне кого либо из своих друзей, чтоб они учили меня вере». Марван отправил ему двоих: Нуха ибн аль Саиба аль Асади и Габделрахмана ибн Зубаира (в рукописи ибн Фалан) аль Хулани».
Факты, изложенные в арабской рукописи, находят подтверждения и в башкирских шэжэрэ тоже. В частности, в шэжэрэ башкир племени юрматы рассказывается о нахождении ими на кладбище у истоков реки Саклава у ручья Каран-елга эпитафии хазар тархана Чилка-аты и манихейской иконы того времени.

В отрывке шэжэрэ на фото 3 читаем: Хан приказал – вскройте и посмотрите. И увидели, могила обложена кирпичом, ну вот что удивительно, (в гробу) лежал молодой муж с иконой вместо головы, отрубленной саблей».
Уже в конце VIII в. в столице Хазарии городе Итиле действовали большая соборная мечеть (Джума-мечеть) и тридцать квартальных мечетей. Мы думаем, что Джума-мечеть располагалась и в селе Кубаир (Мрясево) Ток-Соранского междуречья Оренбургской области. Поводом для такого нашего вывода является текст арабописьменного географического указателя, обнаруженного одним из авторов этой статьи на кладбище данного села.


Текст географического указателя гласит: «194. Мхмдэ мргб», или в переводе на русский язык «194 (год хиджры). Столица мусульман». Вероятно, имеется ввиду местный центр мусульманства.
Сразу же после перехода кагана Булана в ислам были выпущены в обращение новые золотые (мусульманские) монеты. Были в обороте на территории государства также и монеты халифа Али и Караханидского правителя Кари Бакра хана.


Следует отметить, что вынужденное обращение в мусульманство правящей верхушки государства не было прочным, и в качестве государственной религии ислам в Хазарии не утвердился. Хазарские правители рассматривали ислам как религию своих врагов арабов. Хазары, как известно, вскоре выбрали религию, которая обеспечивала им вхождение в круг средневековых цивилизаций и вместе с тем самостоятельное положение между борющимися сторонами, то есть Византией и Халифатом, а именно иудаизм. В своем письме визиру Кордовского халифа Хасдаю хазарский каган Иосиф пишет об этом событии так: «…После того утекли поколения, пока не явился один царь, которого имя было Булан. Он был человек мудрый и боящийся Бога, раб Господа, уповающий всем серцем на сего творца. Он удалил из страны гадателей и идолопоклонников и искал защиты и покровительства у Бога… После этих событий воцарился из сыновей его сыновей царь Обадия… Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израилских»...


Время принятия хазарами иудейской религии, по одним данным, относится к первой четверти VIII в., а по другим – к началу IX века. Вслед за этим в каганате начинаются антиисламские выступления. Так, в 913–914 гг. хазарский правитель в отместку за разрушение синагоги в принадлежащем арабам городе Дар-ал-Бабундже (современный Дербент) приказал разрушить минарет соборной мечети города Итиля и казнить муэдзинов. На территории современного Башкортостана же иудаизм хазаро-караитского толка, как известно из текстов башкирских эпитафий Караидельского, Учалинского, Баймакского, Зианчуринского, Давлекановского районов и Оренбургской области, не смог вытеснить ислам, начинающий проникать на эти территории и официально принятый в 737 году. В эпитафиях хотя и использована государственная хазаро-караитская письменность и числа, но летосчисление записано по хиджре, и даты читаются слева направо, как и во всем остальном исламском мире.

Текст эпитафии села Якупово Караидельского района. гласит: «180 жил», или по-русски «180-й год(хиджры)».
Хазаро-караитское письмо является видоизмененным вариантом письма иврит для местных языков. Письмо иврит принадлежит литературе иудейского религиозного толка. Как не удивительно, исламское литературное наследие, выполненное хазаро-караитским письмом, встречается в огромном количестве в башкирских эпитафиальных памятниках 639–1016 годов повсеместно. Например, эпитафия села Юлдыбай Зилаирского района.

Транскрипция – «Кршh», перевод на русский язык – «Чтец Корана; чтец писания».
Транскрипция эпитафиальной надписи села Первое Иткулово Баймакского района. – «Яб кэтэбм, тп зубэт», перевод – «Итоговая моя книга, мой последний хранитель».


Мы уже писали о хазаро-караитских памятниках села Якупово из Караидельского района («Истоки» № 47 от 27 ноября 2013 г., статья «В 831 году возвел я…»). Опубликовали и статью про наскальную надпись озера Асылыкуль у села Бурангулово Давлекановского района («Истоки» № 2 от 15 января 2014, статья «Юбилеи сел Кулушево и Кашкарово в 2014 году»).
Далее, – эпитафия села Байгускар Хайбуллинского района. Транскрипция – «405 жил», перевод – «405 год (хиджры)».


Эпитафия села Ахмерово Ток-Соранского междуречья Оренбургской области. Транскрипция – «Шру», перевод – «Шариф» (антропоним со значением «потомок пророка»).


Наскальная надпись горы Мечеть у села Исянгилде Ток-Соранского междуречья в Оренбургской области. Транскрипция – «Шргкт», перевод – «праведный путь».


В Учалинском же районе, на восточных отрогах сырта Узункыр, на границе с Челябинской областью, найден каменный географический указатель месторождения природного поташа (фото 14). Текст выполнен тюркскими рунами и хазарским письмом.

 Транскрипция – «Шмик(хазарское письмо), «тр тас (руника)», перевод – «природный поташ».
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что вся современная территория нашей республики в 639–1016 годах входила в состав государства Авари Ганвас (Официальное название хазарского государства, упомянутое в письме кагана Иосифа визиру Кордовского халифа Хасдаю).
Приводим еще один отрывок из этого письма в переводе Л.Н. Гумилева по книге «Открытие Хазарии» (Москва, издательство «Дидик», 1996 г.), внося свои исправления неточностей в переводе брахмиписьменной приписки и не переведенных Гумилевым слов. «Иудеев кагана письмо. …Я сообщаю тебе, что я от сынов Иафета (Яфета), из потомков Тогармы. Так я нашел в шэжэрэ (родословных) книгах моих предков, что у Тогарма было десять сыновей; вот их имена: первенец – Бэйлэр (у Гумилева «Авийор»); второй –Турис; третий – Авар (у Гумилева «Аваз»); четвертый – Угуз; пятый – аль Бурли (у Гумилева «Бизл»); шестой – Усэргэн (у Гумилева «Трна»); седьмой – Хазар; восьмой – Йэнэй (у Гумилева «Яну»); девятый – Болгар; десятый – Сувар (у Гумилева «Савир»). Я от сыновей Хазара, седьмого. …явился один царь, которого имя было Булан….Он совершил над самим собой, своими рабами и служителями и всем своим народом обрезание, и послал и доставил изо всех мест мудрецов израильских, и те объяснили ему закон и изложили ему в порядке заповеди. До настоящего дня мы держимся этой веры… После этих событий воцарился из сыновей его сыновей царь, по имени Обадия. Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу… После него воцарился его сын Езикия (Изукай) и сын того Манассия (Манас); после него воцарился Ханука, брат Обадьи, и сын того Исаак (Исхак), затем его сын Завулон (Йэбэлэк\\Кубэлэк), его сын Моисей (Муса), его сын Нисси (Инсан), его сын Аарон (Харун), его сын Менахем (Мунэгим), его сын Вениамин (Ибнеэмин), Аарон и я, Иосиф (Юсуф), сын царя Аарона (Харуна), царь сын царя, сын из царских сыновей. Чужой не может сидеть на престоле моих предков, но сын садится на престол своего отца…».
Таким образом у нас и появилось хазаро-караитское письмо. Но остается еще вопрос: почему хазарские числа читаются слева направо, а не наоборот? Причина этого явления, нам кажется, уже была объяснена в тексте Кембриджского документа, ведь всем и так ясно, что числа в исламе читаются слева направо.
В современной литературе, по мнению А.П. Новосельцева, есть определенная тенденция преувеличивать роль иудаизма в Хазарии и даже на Руси. Между тем, источники X в. дают совершенно ясный ответ. В Хазарии жили евреи (этнические) и часть хазар, принявших иудаизм. Одновременно известно, что сами хазары исповедали и ислам, и несторианство, и иудаизм хазаро-караитского толка, и манихеизм. Этот факт находит отражение в двухписьменных башкирских кумбазах, занков учителей. Тексты там выполнены письмом брахми и хазаро-караитским письмом и гласят: «Гасапhа субуг», то ест- «Его профессия учитель».

Новая религия, по мнению С.А. Плетневой, не объединяла, а наоборот, разъединяла и без того непрочное государственное образование, возглавляемое хазарами. Происходило отдаление царя от своих подданных, слабела связь провинций с центром
Хазарские несториане, мусульмане, манихеи оказались в оппозиции правительству и подчинялись только силе.
Во многих отечественных исследованиях указывается дата официального принятия Волжскими булгарами ислама – 12 мая 922 г. Думаем, что предки башкир, до перехода в ислам в 737 году, исповедовали несколько религий, в том числе и симбиоз манихейской религии и тенгрианства. Ее исповедовал, в частности, хазар тархан Чилка-ата в VIII веке. Об этом говорит факт нахождения манихейской иконы в его захоронении. Мы думаем, это та самая икона, которую называют сейчас «иконой Табынской божьей матери», и которая вторично была найдена на вотчинных землях башкир юрматинцев.
Потомок Чилки царь Алмуш был хорошо знаком с исламом старого толка (шиизмом) и понимал пользу распространения нового толка в исламе того времени среди булгар и башкир юрматинцев. Стремясь, освободиться от хазарской зависимости, он вступил в союз с Багдадским халифатом: в 921 г. ко двору абассидского халифа Джаффара ал-Муктадира прибыл посол царя Алмуша Абдаллах с просьбой прислать исламских вероучителей. В мае 922 г. ответное посольство прибыло на Волгу в резиденцию царя Алмуша. На созванном Алмушем всенародном курултае новый толк в исламе (суннизм) был всенародно признан официальной религией. Об обстоятельствах принятия ислама булгарами известно из путевых записок секретаря арабского посольства Ахмеда ибн Фадлана.
Следует отметить, что данные письменных источников и археологических материалов указывают на то, что башкиры до 922 г. находились в довольно тесных торгово-экономических и культурных контактах с народами уже исламизированной Средней Азии. Этим, видимо, объясняется тот факт, что ко времени прибытия в Булгар миссии Ибн-Фадлана у нас уже была определенная прослойка мусульманского населения.
Удивительно, но тоже факт: у башкир с принятием ислама ни руническое письмо, ни хазарское письмо, ни уйгурское письмо не заменялись сразу же арабским письмом. Еще долго на исторических территориях Башкортостана они сосуществовали. Если сосуществовали письменности, то мы предполагаем, что сосуществовали и религии.
Относительно медленное распространение ислама на исторических землях нашего народа, мы думаем, объясняется тем, что общество в социально-экономическом, политическом и культурных отношениях давно уже жило в условиях монотеистических религий, а именно – тенгрианства, манихеизма, несторианства, иудаизма хазарского толка. Тенгре стал синонимом Бога во всех названных выше религиях башкир. Его имя встречается и на башкирских мусульманских памятниках — надгробных эпитафиях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...