Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Утверждено на заседании кафедры языков массовых коммуникаций ИГУП




Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

Для студентов-заочников 2017/2018 уч.год

Срок сдачи контрольной работы–22 декабря 2017 г. (23:45)

E-mail:elenaisakova.prlmc@gmail.com

РАЗДЕЛ 1. Смысловая структура текста. Лексикология

«Заграница нам поможет!»

Андрей Нуйкин

Вполне ясно, что массовая культура формируется далеко не всегда под воздействием только внутренних причин. Давно ужеимплантация массовой культуры превратилась в мощнейшееоружие,способное не хуже других видов оружия массового пораженияодерживать победы над целыми странами и континентами.

И защититься от этого страшного оружия в век глобализации, в век всемогущества тотальных массмедийных систем почти невозможно.Некоторым странам, правда, удавалось на какой-то периодсдерживать духовно-идеологическое оболванивание их населения,но только за счёт жёсткого изоляционизма от внешнего мира.

В нашей стране во времена советской власти распространение западной модели массовой культуры тормозилось более-менее эффективно(своя модель, правда, внедрялась с размахом, но и её ощутимосдерживал многонациональный характер советской культуры).И даже мощная сознательная программа духовного растлениянарода СССР, взятая на вооружение США, до начала перестройки,снявшей все препоны на пути идеологической экспансии, глобальногоуспеха не приносила. Программа эта, увы, не миф. Полулегальнодолгое время уже фигурирует «секретный доклад», якобыпроизнесённый Аленом Даллесом в 1945 году. Авторство текстаяростно оспаривается. Но кто бы ни сочинил сей «документ» – Даллесили кто другой, – не так уж и важно. Важно, что программа,выраженная в нём, существует и воплощается в жизнь с моментаокончания Второй мировой войны и до наших дней!

Даже сегодня конгрессмены США своими решениями раз за разом выделяют десятки миллионов долларов на «поддержку всехформ независимых средств массовой информации в России», но (!) «при сохраненииза США соответствующих регулирующих и контролирующихфункций». И не случайно президент США и госсекретарь,приехав в Москву, первым делом спешат заглянуть в редакцию«Эха Москвы» –доверяй, но проверяй, как деньги тратятся!

Можем успокоить руководство США: «Тратятся весьма эффективно!» И газеты наши, и телевидение «программу Алена Даллеса» выполняют добросовестно. А если не верите, попросите прокрутитьхотя бы телевизионные плёнки с циклом «Про это». Смеломожете нашему Парфёнову и вашей Ханге по боевой награде выдать.За особое рвение при выполнении американской стратегическойпрограммы относительно СССР и России.

Целые каналы нашего телевидения продолжают успешно работать на отупление юношества, а в школьных программах по литературепродолжается вырезание всех произведений, развивающихдушу. При этом наши города наводнены совершенно идиотскимии непристойными молодёжно-подростковыми журналами, газетами,книгами. Как утверждают некоторые авторитетные психологи, уже сейчас многие наши четырнадцатилетние подростки по уровнюинтеллекта и социальной своей зрелости напоминают трёх-, четырёхлетнихдетишек. И это не финал!

ЗАДАНИЯ

1. Сформулируйте главную мысль текста, констатирующие, развивающие тезисы и аналитическую оценку ситуации. Укажите, какие иллюстрации и к каким тезисам приводятся в тексте. Оцените общую тональностьпубликации.

2. Определите, к какомуфункциональному стилю относится текст, аргументируйте свой ответ.

Работа со словарем

1.Какой стилистический прием использован автором в заголовке текста.Аргументируйте свой ответ, используя толковый словарь.

2.Пользуясь толковым словарем, сформулируйте лексическое значение слова доклад («Полулегально долгое время уже фигурирует ''секретный доклад'', якобыпроизнесённый Аленом Даллесом в 1945 году»), выделите категориальную (КС), лексико-грамматическую (ЛГС), интегральную (ИС) и дифференциальные (ДС) семы.

3.Объясните, какой тип лексического значения реализуется в контекстеу слов одерживать («одерживать победы над целыми странами»)и препоны («перестройки, снявшей все препоны на пути идеологическойэкспансии»).

4. Выпишите 3-4 слова, которые употреблены автором в переносном значении. Сформулируйте это значение, проверьте по словарю, есть лиу него помета переносное. Определите тип переноса.

5.Сформулируйте контекстуальное значение слова поражение. Сформулируйтедругое значение этого слова, к которому в тексте есть антоним (выпишитеего). Охарактеризуйте антонимическую пару.

6. Выпишите 2-3 оценочных слова, покажите, как оценка включена в их лексическое значение.

7. Выпишите слова с различной стилистической окраской (охарактеризуйтеих по словарю с учетом стилистических помет в словарном толковании).

8.Выпишите из текста любойфразеологизм и охарактеризуйте его по разным классификациям: структурной, семантической, функциональной.

9. Выпишите 8 заимствованных слов, укажите их формальные признаки; 4 слова из 8 должны быть старославянизмами. Не забудьте в этомслучае привести русские соответствия.

10. Выпишите из текста одно устаревшее слово (в словаре должна быть соответствующая помета), определите его тип.

РАЗДЕЛ 2. Морфемика и словообразование

Проведите морфемный анализ подчеркнутых в тексте слов* по следующей схеме:

1. Определите часть речи;

2. Определите, изменяемая часть речи или неизменяемая; если часть речи изменяемая, то изменяемая форма слова или неизменяемая;

3. У изменяемых слов выделите формообразующие аффиксы (окончание и/или формообразующий суффикс) и основу;

4. Подобрав однокоренные слова, выделите корень и словообразующие аффиксы;

5. Определите тип основы: производная или непроизводная; прерванная или непрерванная.

Проведите словообразовательный анализ этих слов по следующей схеме:

1. определите часть речи;

2. поставьте слово в начальную форму (и далее работайте только с ней);

3. сформулируйте словообразовательное значение слова, то есть дайте его толкование через однокоренное слово (типа учитель – тот, кто учит); найдите производящую единицу – слово или словосочетание, от которого образовано анализируемое;

4. для морфологического способа:

· укажите производящую основу – общую часть анализируемого слова или производящей единицы;

· наложив производящую основу на анализируемое слово, выделите словообразовательное средство;

5. определите способ словообразования (морфологический, морфолого-синтаксический или лексико-синтаксический).

*Подчеркнутые слова: ясно, мощнейшее, защититься, оболванивание, советской, многонациональный, доклад, приехав, прокрутить, совершенно, сейчас, зрелости.

 

РАЗДЕЛ 3. Орфография и пунктуация.

Задание: перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Написания объясните после каждого предложения, пользуясь справочником по орфографии и пунктуации.

Ответственный редактор это добрейший человек во всей редакции который и мухи не обид...т. Тем не менее его таскаютпо судам за каждое оскорбление личности в котором провинитсягазета. Он козёл отпущения попр...званию и стоически расплач .. .вается за чужие грехи. Если газета назовет кого (нибудь) политическимпроходимцем и (в)...обще выродком и этот кто (нибудь)вопреки ожиданиям почу...ствует что его честь и доброе имя подверглисьпубличному поруганию ответственного редактора вызываютв суд. И он или представит доказательство своей правоты илискромно заявит что статьи не читал не писал и не давал в печатьчто по большей части исти(н, нн)ая правда. После этого он даетобязательство напечатать опровержение заявив что обвинениябыли основа(н, нн)ы на (не) верных сведениях и ответственныйредактор отнюдь не имел (в) виду чернить репутацию господина ис...ца.

 

К. Чапек.

Составитель: Исакова Е. А.

Утверждено на заседании кафедры языков массовых коммуникаций ИГУП










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...