Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Создание «интеллектуальной» техники.




ХIХ – ХХ вв. сложился цивилизационный, или культурологический подход к пониманию истории. Его главной чертой является утверждение идеи о существовании множества культур и цивилизаций. Этот подход отрицает однолинейную схему общественного прогресса. Одним из основоположников такого подхода был русский социолог Николай Данилевский, который выдвинул концепцию обособленно существующих культурно-исторических типов (цивилизаций), проявляющиеся через четыре важнейшие формы деятельности цивилизации – религиозную, культурную, политическую и экономическую. Культурно-исторические типы проходят стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. Смысл всемирной истории Данилевский видел в выявлении особенностей самопроявления культурно-исторических типов народов, которые развиваются по своим особым законам.

Продолжал и развивал взгляды Данилевского немецкий мыслитель Освальд Шпенглер. Основной категорией в его философии является культура, которую он понимал как особый «организм», обособленный от других, подобных ему, «организмов». Отсюда следовал вывод, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Поэтому Шпенглер отрицал целостность и единство всемирной истории, Он выделил в истории человечества восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую,китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую икультуру народов майя. Ожидал он и появления русско-сибирскойкультуры. Каждый культурный организм, по Шпенглеру, существует определенный жизненный срок (около тысячи лет), после чего перерождается в цивилизацию и погибает. Смысл же истории ученый видел в постижении судьбы, души и языка культур.

Еще одним сторонником теории локальных цивилизаций является английский историк и социолог Арнольд Тойнби, который, развивая мысли Данилевского и Шпенглера о цикличности истории, понимал её каксовокупность историй отдельных и относительно замкнутых цивилизаций. Тойнби выделял в каждой цивилизации основные стадии исторического существования: возникновение, развитие, надлом и разложение, после прохождения которых, как правило, погибает, уступая место другой цивилизации. Смысл истории Тойнби видел в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества. На современном этапе развития философии истории утверждается такое понимание истории, в котором делается попытка использовать положительные или альтернативные подходы, о которых говорилось выше, и компенсировать их недостатки. Такой подход получил название монадного.

Характерной четой такого подхода является рассмотрение всемирно-исторического процесса как единства, которое, в свою очередь, состоит из множества исторических социумов. Причем формационная составляющая монадного подхода фиксирует внимание на общих моментах для различных стран, переживших одну и ту же ступень исторического развития, а цивилизационная составляющая акцентирует внимание на особенностях социальных организмов, их неповторимости.

Выводы:

1. Философия историиэто раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, а также обосновывающий методы его познания.

2. Наиболее полно и глубоко направленность исторического процесса раскрывают формационный и цивилизационный подходы, на основании которых некоторые исследователи предполагают монадный подход.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...