Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет и содержание дисциплины «Компьютерные информационные технологии»




Технология в переводе с греческого (techno) означает искусство, мастерство, умение. Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Например, технологии варки стали, раскроя материала.

Информационные технологии – это система методов и способов, которые ориентированы на получение, хранение, обработку, использование и распространение информации.

Компьютерные информационные технологии (КИТ) – это совокупность методов и средств получения и использования информации на базе вычислительной техники, телекоммуникационных средств и математических методов.

Цель изучения данной дисциплины – подготовка специалистов экономического профиля к использованию современных информационных технологий, базирующихся на применении средств вычислительной техники и сетевых технологий, в качестве инструмента для решения задач в конкретных предметных областях.

Знание КИТ в настоящее время является объективно необходимым элементом подготовки кадров высшей квалификации.

Дисциплина «Компьютерные информационные технологии» дает будущему специалисту широкий спектр знаний и умений в области КИТ, что позволит в дальнейшем эффективно использовать полученные знания в практической работе. Полученные знания и навыки будут также востребованы при изучении специальных дисциплин экономической направленности и станут инструментом для грамотного выполнения и оформления рефератов, курсовых и дипломных работ.

Данная дисциплина дает базовые теоретические и практические знания, необходимые при подготовке специалистов по экономическим специальностям. Учебная программа состоит из трех основных разделов.

В первом разделе программы «Техническое и программное обеспечение информационных технологий» приводится характеристика понятий «информация», «информатизация», «экономическая информация», «информационные технологии»; дается состав и характеристика технического и программного обеспечения информационных технологий; более подробно рассматриваются средства прикладного программного обеспечения.

Во втором разделе «Технологии баз данных и знаний» предусматривается изучение организации обработки экономической информации, проектирования моделей и базы данных, базы знаний и моделей представления знаний; дается подробная характеристика СУБД Access; осуществляется знакомство с языком SQL, системами обработки многопользовательских баз данных и администрированием баз данных.

В третьем разделе «Технологии баз данных и знаний» рассматриваются информационные ресурсы КИС, обеспечение их информационной безопасности; подробно изучается техническое и программное обеспечение КИС; осуществляется знакомство с системами искусственного интеллекта и процессом проектирования КИС.

Цели изучения дисциплины «Компьютерные информационные технологии»:

− подготовка к использованию современных информационных технологий, базирующихся на применении современных средств вычислительной техники и сетевых технологий, в качестве инструмента для решения задач в предметных областях;

− приобретение теоретических сведений о современных технологиях организации,

хранения и обработки данных в базах и практических навыков по созданию баз данных;

− подготовка к участию в разработке и внедрении этих технологий в рамках корпоративных информационных систем на уровне постановки задачи и контроля за ее решением.

В результате изучения дисциплины «Компьютерные информационные технологии» студенты должны:

 знать:

− базовые понятия информационных технологий;

− принципы действия и структурную организацию компьютеров и компьютерных сетей;

− назначение и особенности функционирования программного обеспечения;

− перспективы развития аппаратного и программного обеспечения КИТ;

− принципы организации баз данных и их проектирования;

− назначение, архитектуру, функциональные возможности СУБД и направления их

развития;

− возможности языка баз данных SQL;

− технологии обработки многопользовательских баз данных;

− принципы организации корпоративных информационных систем в предметной области, структуру и требования к КИС;

− международные стандарты в области КИС;

− виды обеспечений КИС;

− моделирование бизнес-процессов;

уметь:

− формировать текстовые, табличные и графические документы, динамические презентации при решении задач;

− проектировать, создавать и использовать базы данных;

− моделировать бизнес-процессы;

− формулировать задание на проектирование КИС;

− применять функциональные возможности КИС при решении экономических и

управленческих задач.

Содержание дисциплины КИТ включает изучение следующих тем:

Тема 1. Предмет и основные понятия КИТ     

Тема 2. Сетевые информационные технологии

Тема 3. Техническое обеспечение КИТ

Тема 4. Программное обеспечение КИТ

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы.

Настоящее время – это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. В наибольшей степени их рост наблюдается в промышленности, финансово-банковской и образовательной сфере. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологий, оборудования, расширением внутренних и внешних связей экономических объектов.

Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации. Без выполнения этих требований немыслима маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная и другие виды деятельности.

В последнее десятилетие осуществляется переход от индустриального общества к информационному. Принято считать, что в своем развитии мир пережил несколько информационных революций:

-Появление устной речи. Она выделила человека из мира животных и позволила хранить, передавать, совершенствовать и увеличивать приобретенную информацию.

-Изобретение письменности. Зафиксированное в письменных текстах знание было ограниченным и мало доступным широкому кругу лиц. Так было до изобретения книгопечатания.

-Изобретение печатного станка. Он удешевил книгу и сделал информацию более доступной.

-Изобретение телеграфа, телефона, радио, телевидения.

-Разработка компьютерных информационных технологий и средств телекоммуникаций.

Основные понятия КИТ: Информация, данные, знания.
Термин информация (И) происходит от латинского "informatio", что означает изложение сущности какого-либо факта или события.
Данные - сведения о состоянии любого объекта
Обработка данных – это систематизированная последовательность операций, приводящая данные к виду, удобному для получения из них информации.
Информация = Данные + Методы.
Информация - содержательная часть данных, интерпретированных человеком.
Знания - информация, на основе которой реализуется процесс логического вывода.
Схема получения информации и знаний:

Для большей полноты раскрытия темы дадим также следующие определения:

1) информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Так как процесс познания во всех отраслях человеческих знаний происходит через информацию, остановимся на этом понятии более подробно. Все наше окружение свидетельствует о многообразии разновидностей, форм представления, источников возникновения, средств регистрации, передачи, размножения, обработки и хранения информации.

Информация – это совокупность сведений, являющихся объектом хранения, передачи и преобразования. Информация – это отражение предметного мира, выражаемого в виде сигналов и знаков. Форма представления информации – сообщение. Информация может быть воплощена в звуки, текст, графику и т.п. Для каждой формы представления информации существуют свои приемы и методы по ее перемещению. Перемещение информации осуществляется по каналам связи, представляющим собой совокупность физических средств для передачи сигнала как материального носителя информации. Сигналы определяют физические характеристики различных процессов и объектов, а через знаки происходит восприятие предметного мира человеком. Представление информации может быть непрерывным (рис.1) и дискретным (рис.2).

Если по каналу связи осуществляется передача сообщений, то говорят о наличии потоков информации. Поток информации представляет собой определенное количество информации, передаваемое по каналу связи в тот или иной период времени.

Качественная сторона информации определяется конкретностью содержания и специфическим проявлением ее в разных областях знаний. К важнейшим свойствам информации следует отнести: полноту, достоверность, ценность, актуальность, ясность.

Одним из наиболее важных видов информации является экономическая. Функционирование предприятий и отраслей народного хозяйства неотделимо от непрерывного кругооборота экономической информации. Объектом отражения экономической информации является производственно-хозяйственная и иная деятельность, a eе назначение состоит в использовании для нужд управления с целью совершенствования этой деятельности и вместе с тем улучшения экономических показателей системы или ее подразделений.

Таким образом, экономическая информация представляет собой совокупность различных сведении экономического характера, возникающих при подготовке производства, в процессе производственно-хозяйственной деятельности и в управлении этой деятельностью, которые можно фиксировать, передавать, преобра­зовывать, хранить и использовать для осуществления функций управления народным хозяйством и его отдельными звеньями различных уровней.

Экономическая информация имеет ряд особенностей и свойств:

1) отражает разностороннюю деятельность предприятий организаций через систему натуральных, стоимостных и других показателей и обязательно содержит числовые сведения; 2) в основной массе дискретная (то есть подлежит разбиению на элементы (шаги), которые не вызывают сомнений при выполнении их человеком или компьютером); 3) отражается в тех или иных материальных носителях (в первичных или сводных документах, массивах данных и т. д.) и представляете в виде конечных результатов; 4) является цифровой, буквенно-цифровой и буквенной (алфaвитной); 5) имеет линейную форму, т. е. записывается построчно; 6) характеризуется большой массовостью и объемностью, а потому требует многократной группировки, арифметической и логической обработки в различных направлениях, «сжатия» (укрупнения показателей) при передаче из нижестоящего в вышестоящее управленческое звено; 7) характеризуется длительностью хранения; 8) характеризуется повторяемостью циклов возникновения и обработки в установленных временных пределах, а также большим удельным весом сравнительно стабильных (постоянных) элементов и совокупностей.

Особенности и свойства экономической информации хорошо согласуются с возможностями современной компьютерной техники, использование которой позволяет эффективно обрабатывать эту информацию.

2) информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе образования и использования информационных ресурсов.

3) информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.

4) информационная система – это организационно упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.








Классификация КИТ

КИТ: базовые и прикладные
       -Базовые: технологии INTERNET, СУБД, экспертные системы, технологии обработки различных типов информации (текстов, графики, таблиц …) и др.

-Прикладные: реализуют процедуры обработки информации в предметных областях.
       По области применения:
       -научные;
       -экономические;

-военные;
       -производственные и т.д.;

Основные КИТ в социологии:
       - математическое и компьютерное моделирование;

-БД и знания;

-экспертные и интеллектуальные системы;

-электронная почта и телекоммуникационные средства;

-средства, технологии анализа данных социологического исследования с помощью электронных таблиц;

-интегрированные пакеты прикладных программ.,

-средства, методы и технологии машинной графики и анимации; мультимедиа.

-гипертекстовые технологии и веб-технологии и др.

Таким образом, компьютерные информационные технологии являются неотъемлемой частью многих профессий, так же они влияют на многие аспекты жизни человека и облегчают его работу.

 

Ссылки:

 

1.http://pandia.ru/text/80/094/14905.php

2.https://studfiles.net/preview/2495298/

3.Компьютерные информационные технологии для студентов экономических специальностей заочной формы обучения. Составитель: Вардомацкая Е.Ю. Этот документ с сайта it.vstu.by

4.О. Е. Корнеенко. - Учебно-методический комплекс Компьютерные Информационные Технологии, Часть 1: Техническое и программное обеспечение информационных технологий, вспомогательный раздел для студентов 1 курса экономических специальностей. Этот документ с сайта repo.gsu.by.

5. УО «Белорусский государственный экономический университет» информационные технологии (для специальности 1-23 01 04 «Психология»). - Опорный конспект лекций. – Минск, 2014- http://referatdb.ru/informatika/230160/index.html

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...