Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет и содержание дисциплины «Компьютерные информационные технологии»
Технология в переводе с греческого (techno) означает искусство, мастерство, умение. Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Например, технологии варки стали, раскроя материала. Информационные технологии – это система методов и способов, которые ориентированы на получение, хранение, обработку, использование и распространение информации. Компьютерные информационные технологии (КИТ) – это совокупность методов и средств получения и использования информации на базе вычислительной техники, телекоммуникационных средств и математических методов. Цель изучения данной дисциплины – подготовка специалистов экономического профиля к использованию современных информационных технологий, базирующихся на применении средств вычислительной техники и сетевых технологий, в качестве инструмента для решения задач в конкретных предметных областях. Знание КИТ в настоящее время является объективно необходимым элементом подготовки кадров высшей квалификации. Дисциплина «Компьютерные информационные технологии» дает будущему специалисту широкий спектр знаний и умений в области КИТ, что позволит в дальнейшем эффективно использовать полученные знания в практической работе. Полученные знания и навыки будут также востребованы при изучении специальных дисциплин экономической направленности и станут инструментом для грамотного выполнения и оформления рефератов, курсовых и дипломных работ. Данная дисциплина дает базовые теоретические и практические знания, необходимые при подготовке специалистов по экономическим специальностям. Учебная программа состоит из трех основных разделов. В первом разделе программы «Техническое и программное обеспечение информационных технологий» приводится характеристика понятий «информация», «информатизация», «экономическая информация», «информационные технологии»; дается состав и характеристика технического и программного обеспечения информационных технологий; более подробно рассматриваются средства прикладного программного обеспечения. Во втором разделе «Технологии баз данных и знаний» предусматривается изучение организации обработки экономической информации, проектирования моделей и базы данных, базы знаний и моделей представления знаний; дается подробная характеристика СУБД Access; осуществляется знакомство с языком SQL, системами обработки многопользовательских баз данных и администрированием баз данных. В третьем разделе «Технологии баз данных и знаний» рассматриваются информационные ресурсы КИС, обеспечение их информационной безопасности; подробно изучается техническое и программное обеспечение КИС; осуществляется знакомство с системами искусственного интеллекта и процессом проектирования КИС. Цели изучения дисциплины «Компьютерные информационные технологии»: − подготовка к использованию современных информационных технологий, базирующихся на применении современных средств вычислительной техники и сетевых технологий, в качестве инструмента для решения задач в предметных областях; − приобретение теоретических сведений о современных технологиях организации, хранения и обработки данных в базах и практических навыков по созданию баз данных; − подготовка к участию в разработке и внедрении этих технологий в рамках корпоративных информационных систем на уровне постановки задачи и контроля за ее решением. В результате изучения дисциплины «Компьютерные информационные технологии» студенты должны: знать: − базовые понятия информационных технологий; − принципы действия и структурную организацию компьютеров и компьютерных сетей; − назначение и особенности функционирования программного обеспечения; − перспективы развития аппаратного и программного обеспечения КИТ; − принципы организации баз данных и их проектирования; − назначение, архитектуру, функциональные возможности СУБД и направления их развития; − возможности языка баз данных SQL; − технологии обработки многопользовательских баз данных; − принципы организации корпоративных информационных систем в предметной области, структуру и требования к КИС; − международные стандарты в области КИС; − виды обеспечений КИС; − моделирование бизнес-процессов; уметь: − формировать текстовые, табличные и графические документы, динамические презентации при решении задач; − проектировать, создавать и использовать базы данных; − моделировать бизнес-процессы; − формулировать задание на проектирование КИС; − применять функциональные возможности КИС при решении экономических и управленческих задач. Содержание дисциплины КИТ включает изучение следующих тем: Тема 1. Предмет и основные понятия КИТ Тема 2. Сетевые информационные технологии Тема 3. Техническое обеспечение КИТ Тема 4. Программное обеспечение КИТ Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время – это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. В наибольшей степени их рост наблюдается в промышленности, финансово-банковской и образовательной сфере. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологий, оборудования, расширением внутренних и внешних связей экономических объектов. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации. Без выполнения этих требований немыслима маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная и другие виды деятельности. В последнее десятилетие осуществляется переход от индустриального общества к информационному. Принято считать, что в своем развитии мир пережил несколько информационных революций: -Появление устной речи. Она выделила человека из мира животных и позволила хранить, передавать, совершенствовать и увеличивать приобретенную информацию. -Изобретение письменности. Зафиксированное в письменных текстах знание было ограниченным и мало доступным широкому кругу лиц. Так было до изобретения книгопечатания. -Изобретение печатного станка. Он удешевил книгу и сделал информацию более доступной. -Изобретение телеграфа, телефона, радио, телевидения. -Разработка компьютерных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Основные понятия КИТ: Информация, данные, знания. Для большей полноты раскрытия темы дадим также следующие определения: 1) информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Так как процесс познания во всех отраслях человеческих знаний происходит через информацию, остановимся на этом понятии более подробно. Все наше окружение свидетельствует о многообразии разновидностей, форм представления, источников возникновения, средств регистрации, передачи, размножения, обработки и хранения информации. Информация – это совокупность сведений, являющихся объектом хранения, передачи и преобразования. Информация – это отражение предметного мира, выражаемого в виде сигналов и знаков. Форма представления информации – сообщение. Информация может быть воплощена в звуки, текст, графику и т.п. Для каждой формы представления информации существуют свои приемы и методы по ее перемещению. Перемещение информации осуществляется по каналам связи, представляющим собой совокупность физических средств для передачи сигнала как материального носителя информации. Сигналы определяют физические характеристики различных процессов и объектов, а через знаки происходит восприятие предметного мира человеком. Представление информации может быть непрерывным (рис.1) и дискретным (рис.2). Если по каналу связи осуществляется передача сообщений, то говорят о наличии потоков информации. Поток информации представляет собой определенное количество информации, передаваемое по каналу связи в тот или иной период времени. Качественная сторона информации определяется конкретностью содержания и специфическим проявлением ее в разных областях знаний. К важнейшим свойствам информации следует отнести: полноту, достоверность, ценность, актуальность, ясность. Одним из наиболее важных видов информации является экономическая. Функционирование предприятий и отраслей народного хозяйства неотделимо от непрерывного кругооборота экономической информации. Объектом отражения экономической информации является производственно-хозяйственная и иная деятельность, a eе назначение состоит в использовании для нужд управления с целью совершенствования этой деятельности и вместе с тем улучшения экономических показателей системы или ее подразделений. Таким образом, экономическая информация представляет собой совокупность различных сведении экономического характера, возникающих при подготовке производства, в процессе производственно-хозяйственной деятельности и в управлении этой деятельностью, которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать, хранить и использовать для осуществления функций управления народным хозяйством и его отдельными звеньями различных уровней. Экономическая информация имеет ряд особенностей и свойств: 1) отражает разностороннюю деятельность предприятий организаций через систему натуральных, стоимостных и других показателей и обязательно содержит числовые сведения; 2) в основной массе дискретная (то есть подлежит разбиению на элементы (шаги), которые не вызывают сомнений при выполнении их человеком или компьютером); 3) отражается в тех или иных материальных носителях (в первичных или сводных документах, массивах данных и т. д.) и представляете в виде конечных результатов; 4) является цифровой, буквенно-цифровой и буквенной (алфaвитной); 5) имеет линейную форму, т. е. записывается построчно; 6) характеризуется большой массовостью и объемностью, а потому требует многократной группировки, арифметической и логической обработки в различных направлениях, «сжатия» (укрупнения показателей) при передаче из нижестоящего в вышестоящее управленческое звено; 7) характеризуется длительностью хранения; 8) характеризуется повторяемостью циклов возникновения и обработки в установленных временных пределах, а также большим удельным весом сравнительно стабильных (постоянных) элементов и совокупностей. Особенности и свойства экономической информации хорошо согласуются с возможностями современной компьютерной техники, использование которой позволяет эффективно обрабатывать эту информацию. 2) информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе образования и использования информационных ресурсов. 3) информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах. 4) информационная система – это организационно упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Классификация КИТ КИТ: базовые и прикладные -Прикладные: реализуют процедуры обработки информации в предметных областях. -военные; Основные КИТ в социологии: -БД и знания; -экспертные и интеллектуальные системы; -электронная почта и телекоммуникационные средства; -средства, технологии анализа данных социологического исследования с помощью электронных таблиц; -интегрированные пакеты прикладных программ., -средства, методы и технологии машинной графики и анимации; мультимедиа. -гипертекстовые технологии и веб-технологии и др. Таким образом, компьютерные информационные технологии являются неотъемлемой частью многих профессий, так же они влияют на многие аспекты жизни человека и облегчают его работу.
Ссылки:
1.http://pandia.ru/text/80/094/14905.php 2.https://studfiles.net/preview/2495298/ 3.Компьютерные информационные технологии для студентов экономических специальностей заочной формы обучения. Составитель: Вардомацкая Е.Ю. Этот документ с сайта it.vstu.by 4.О. Е. Корнеенко. - Учебно-методический комплекс Компьютерные Информационные Технологии, Часть 1: Техническое и программное обеспечение информационных технологий, вспомогательный раздел для студентов 1 курса экономических специальностей. Этот документ с сайта repo.gsu.by. 5. УО «Белорусский государственный экономический университет» информационные технологии (для специальности 1-23 01 04 «Психология»). - Опорный конспект лекций. – Минск, 2014- http://referatdb.ru/informatika/230160/index.html
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |