Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные субъекты массовой коммуникации.




Правовые основы журналистики

Преп: Сапунов В.И.

 

Тема№ 1.  Законы и практика СМИ в Америке, Европе и Австралии.

Проблемы свободы слова субъектов массовой коммуникации.

 

Любая правовая система может быть уложена в треугольник:

· право,

· санкция,

· свобода.

Последняя относится к философии права, а не философии свободы в юриспруденции.

Свобода- это осознанная необходимость.

Есть 2 основных понимания свободы:

1. Либерально - элитарное. Свобода - это свобода дела. Чем больше делаешь, тем больше свободы. Чем меньше ограничений, тем больше свободы.

2. Религиозное. Свобода - это свобода от грехов и пороков. Свобода - осознание всех пороков и борьба с ними.

НО: Абсолютной свободы не бывает. Так как у человека есть конечное число возможностей для действий, и есть социальные ограничения.

Свобода всегда ограничивается необходимостью. Как бы человек не хотел ничего не делать, ему нужно работать, чтобы жить.

Свобода, в конечном счете, это свобода деятельности какого-либо субъекта, который реализует в ней свои цели, контролируя условия своего существования для обеспечения, реализации присущих ему потребностей.

 

В 19 веке поставлена проблема публичного сообщения.

Свобода сообщения - это свобода субъекта и должна относиться к субъективному праву, человек может делать то, что хочет. Свобода - это не свобода в рамках закона, а гарантированная законом свобода. Степень этой свободы зависит от законодательства, а оно зависит от государственного строя.

Теоретики естественно права говорили о том, что законодательство - это результат естественной договоренности между людьми. Концепция общественного договора.

В ХХ веке структурный функционализм (Парксонс).

Человек занимает в обществе то место, которое он заслуживает. Марксисты говорят о том, что право - это возведенная в закон воля правящего класса.

(Ницше) Закон - это право сильного. Элитаризм. Теократический подход к праву. Все права от бога.

 

Основные субъекты массовой коммуникации.

Носители социальных ценностей - те, кто решает, о чем будут говорить СМИ.

Основной субъект - капитал. Деньги решают все в мире СМИ.

Владельцы СМИ, те, кто получают экономическую и идеологическую прибыль.

 

Журналисты. Реализуют свои творческие замыслы. НО: они субъекты идеологии тогда, когда они согласны с владельцами СМИ.

Аудитория. Является субъектом коммуникации из-за своих когнитивных потребностей. Является объектом коммуникации, на которой действуют 3 предыдущих субъекта.

 

Тема№ 2.История правовых отношений журналистики

Расцвет греческой культуры:

1. Афинский период

2. Римский период: 1 этап - республика; 2 этап - империя.

3. Период Средневековья. Был отмечен цензурой. Никейского собора в 1325 году. Он велел сжигать юридические книги, и, в дальнейшем, католическая церковь боролась со свободомыслием.

· В 1524 году король Франции Франциск I издал Эдит по которому

1) сжигались все книги;

 2) сжигались те, кто печатал юридические книги;

3) закрыть все типографии во Франции.

· Патент Генриха II1547 год форма цензуры.

· Людовик 13 в 1629 году создает институт государственного консула, который занимался цензурой. Людовик 15 в 1723 году принимает первый цензурный кодекс во Франции. В то время в основном боролись с книгами, газеты были мало распространены.

 

Германия. Тоже была цензура. Наиболее жесткая цензура была в землях Базель и Кённисберг.

В 1649 году был принят устав католицизма, по которой книги подвергались теологической (церковной) цензуре.

В конце 18 века при короле Фридрихе Великом в Германии был принят цензурный кодекс, который определял права на издательства книг.

 

Англия. Сначала звездная палата парламента 1637 год разграничила государственную и теологическую цензуру. В 1648 году долгий парламент принял постановление, ужесточившее цензуру.

 

В средние века было 3 этапа цензуры:

1. Церковный. Сама церковь определила кого наказать, кого сжечь и тд.

2. Теологический. Церковь не сама боролась с книгопечатанием, а церковные философы (теологи).

3. Государственный. Ограничивать свободу слова книгопечатания.

 

Во второй половине 18 века в отношении свободы слова происходят фундаментальные изменения.

· В 1766 году в Швеции был принят первый в истории закон о свободе прессы. До этого была только цензура. Закон объявил документы шведского парламента свободными для шведской прессы.

В конце 18 века произошли два важнейших события:

· образование США, была подписана феодосийская(?) декларация в 1778 году; в 1787 году была принята первая в мире конституция (в США).

Первая поправка конституции: "Конгресс не должен принимать законы, ограничивающие свободу слова, религии и прессы".

· 1789 год ВФБР, в 1792 году была принята декларация прав человека и гражданина. В этой декларации была статья  №8: "каждый имеет право свободно передавать, распространять информацию, делать публикации любым законным способом, если готов отвечать за это формально".

Данные документы и соответствующие юридические нормы систематизировали свободу слова. Если в США в дальнейшем процесс либерализации прессы происходил поступательно. В 19 веке динамика была неоднозначной, было больше цензуры. В частности во Франции буржуазная революция закончилась либеральной диктатурой Наполеона.

· В 1800 году был подписан консульский указ по которому были закрыты 60 из 73 газет.

· В 1804 году было создано консульское бюро, которое собирало около четверти доходов в газетах.

· В 1809 году был императорский указ, по которому осталось 4 газеты и все были в Париже.

 

Во второй трети 19 века в большинстве европейских странах происходят две революции. По итогам этих революций было некое послабление в цензурах.

После июльской революции 1830 года финансовая аристократия, которая перешла к власти во главе с Луи Филиппом, принимает закон о снятии ограничений на передачу новостей во Франции. Агентство первое информационное HAVAS во Франции появилось именно по этой причине

В 1837 году в Германии были закрыты все газеты на полгода. После революции в Германии в 1848 году произошли изменения: франкфуртской парламент принял некоторые ослабление в цензуре. В Германии агентство ВОЛЬФ.

 

Проект закона о печати.

· В Англии в 1851 году был частично, а в 53 году полностью отменен гербовый сбор. Агентство РЕЙТЕР.

· Во Франции в 62 году появилась кодекс Тьера, качели продолжались.

 

Основные механизмы цензуры в середине 19 века в Европе

Усилился экономический прессинг на тех, кто занимался издательством.

1. Высокие налоги

2. Залоги. В Германии была политика концессии

3. Штрафы

4. Обыски

5. Арест тиража

6. Арест техники

7. Арест помещения

8. Арест главного редактора

 

Законодательство европейских стран оформляется в современном виде в конце 19 века. Закон о прессе принят:

· В Германии в 1874 года

· Во Франции в 1881 года (он действует до сих пор, правда с многочисленными поправками).

 

На рубеже 19-20 веков принимаются первые международные документы в области журналистики:

· 1870 год. Соглашение между информационными агентствами о разделе сфер влияния;

· 1886 год. Бернская(?) конвенция о защите прав;

· 1926 год. Создание международной ассоциации журналистов;

Международный закон рекламной деятельности 1937 год;

· 1961 год. Международный кодекс работников PR.

 

После 2МВ принимаются три основных международных документа, которые в рамочном порядке устанавливаются принципы свободы и информации.

 

· Европейская конвенция по правам человека в 1950 была принята. Статья 10.

· Международный пакт о свободных и политических правах в 1966 году был подписан, а в 1976 поступил в силу. Статья 19 и 20.

 

Можно обозначить два основных положения этих статей:

1. Каждый имеет право искать, получать, распространять, передавать информацию.

2. Данные свободы могут быть ограничены для защиты прав личности, охраны общественного порядка, общественной безопасности, территориальной целостности государств. Чтобы информация не использовалась во вредоносных целях.

 

· В конце 20 века в основном принимаются законы в сфере электронных СМИ. Первый закон был принят в США 1927 в году, а в 1934 году его сменил закон о коммуникациях. Последний раз в 2003 году.

· В Великобритании: в 90-м, 96 и 2003 году.

· В Италии: в1990, 97.

 

 

Медиа право в США

· Основной регулирующий механизм в США - это первая поправка в конституции, она была принята в 1787 году.

· 12 поправка конституции запрещает штатам принимать законы противоречащие первой поправке.

· В 1972 году США против штата Миннесота закон "ограничивающий злобные клеветнические публикации", закон не был поддержан.

· В США существует прецедентное право (англосаксонская модель права) - право основывается на решении верховного суда и других судов низшей инстанции, право формируется прецедентами.

·  Законов в США очень мало, система законодательства компактная и в основном главную роль играют решения судов.

· Не смотря на то что первая поправка абсолютизирует свободу, узаконодательства США существуют ограничения на свободу слова.

Эти ограничения касаются:

 1. Если нация находится в состоянии войны;

2. Если сведения касаются призыва на военную службу.

В США призыв контрактный, сведения засекречены;

 3. Если информация содержит призывы к свержению правительства (имеется в виду изменения конституционного строя);

4. Если сведения могут представлять угрозу участникам судебного процесса.

 

В 79 году было судебное разбирательство по поводу материала под названием "H-bomb secret" (водородная бомба), статья раскрывают сведения о том как делалась водородная бомба.

Наиболее частыми в США делами, касающимися масс-медиа, являются дела о клевете (около 500 случаев в год рассматриваются и в основном проигрываются журналистами). В США иск о клевете могут подавать только физические лица. Нет такого понятия как клевета на компанию. Компанию могут только подавать иски об уроне репутации.

В США различается случай клеветы на политиков и общественных деятелей и на простых людей. Прецедент был 1964 года New York Times против Салливана. Решение верховного суда было, что слишком широкое толкование термина "клевета" противоречит первой поправке конституции, если это касается политиков или общественных деятелей. С тех пор при рассмотрении дел о клевете в отношении политиков и общественных деятелей необходимо доказать либо злой умысел, либо небрежность или халатность.

За клевету в США кроме штрафа возможно тюремное заключение сроком до 10 лет. В среднем дела о клевете стоят 100-250 тысяч.

 

По поводу оскорбления обычно судятся в США если не удается доказать факт клеветы. И в США нет такого понятия как оскорбления государственных символов. В основном в США дела об оскорблении рассматриваются на фоне расовых.

В 1969 году прецедент Бранденбург против Огайо.

 

В США существует закон "Правительство в солнечном свете" он во многом ограничивает свободу разговор о власти. В частности запрещается распространять информацию, которая может представлять угрозу для агентов американских спец служб, которые работают за рубежом под прикрытием.

В 1972 году верховный суд США принял прецедентное решение по которому журналисты не обладают иммунитетом перед судом. Имеется в виду, что если журналист хочет сохранить конфиденциальность источника, то он может быть отправлен в тюрьму.

 

!!!!(часть лекции отсутствует)

 

В США иностранцы не имеют право владеть более чем 20% американских СМИ. На рынке распространения одному лицу или одной группе запрещается иметь аудиторию более 39%.

До 2003 года в США запрещалось перекрестное владение каналом и газеты. Это ограничение было снято.

 

Реклама в США.

· Законодательство очень либеральное, нет ограничения по времени, время рекламы за час около 20 минут.

· Разрешена реклама спиртных напитков любой крепости в любое время.

· Запрещена реклама сигарет.

· Разрешено сравнение одного субъекта с другим.

· Запрещено в рекламе не только распространять недостоверную информацию, но и запрещено возбуждать неоправданные надежды.

До конца 80-х годов в США существовала "доктрина справедливости"- означала, что республиканцы и демократы должны были получать одинаковое количество времени на телевидении. Доктрину отменили, но в планах этики каналы стараются давать равное количество времени кандидатам.

Политическая реклама не ограничена, преобладает имиджевая реклама.

В США в 1927 году был принят первый в истории закон о радио. В 1934 году его заменил закон о коммуникациях, который должен был регулировать и ТВ. Последний закон был принят в 2003 году - закон о коммуникациях. Регулятором в области электронных СМИ - FCC федеральная комиссия по коммуникациям.

Основные функции:

1. Контроль за качеством, в том числе карательные меры (штрафы);

 2. Выдача лицензий;

 3. Распределение частот и вещательных мощностей.

Частоты в США распределяются на аукционах и они являются платными. На местное вещание тоже являются платными. Интернет попадает под общие нормы регулирования. ICCAN - организация которая занимается техническим регулированием интернета.

 

 

Медиа право Великобритании

У них нет конституции.

 Так же как в США в Великобритании существует прецедентное право, но в отличии от США, законов больше, а решения судов играют менее важную роль, чем в США.

Великобритания относится к англо-саксонской модели права.

Характерны черта британского законодательства - в Великобритании судебная запретительная модель права (Великобритания и Норвегия только). В большинстве странах существует разрешительная.

 Есть законы, которые так или иначе касаются массовой информации:

· закон о противодействии терроризму 1989 год;

· закон о конкуренции, который устанавливает определенные антимонопольные ограничения, их несколько смягчили по последнему закону в 2003 году.

 Великобритания одна из немногих крупных стран, где нет ограничения на присутствие иностранцев в местных СМИ.

· Очень важным является закон о клевете 1952 года- иски о клевете могут подавать не только физические лица, как в США, но и компании. По сути иски от компаний представляют собой дела об уроне репутации.

Клевета в Великобритании бывает 4 видов:

1. Богохульство;

2. Диффамационный пасквиль (именно эти дела чаще всего касаются СМИ);

3. Непристойный пасквиль (близко к оскорблению);

4. Пасквиль с призывом смены власти.

Наказания - штрафы (меньше, чем в США) и тюремные сроки (больше 5 лет за клевету не дадут).

В любой момент судебного заседания одна из сторон может предложить другой пойти на мировую. Другая сторона может отказаться от этого предложения, а может его принять, но в случае если она отказывается от мировой, то с момента подачи предложения она оплачивает все издержки, в случае если проигрывает дело.

Существует презумпция истца - если кого-то обвиняют в клевете, то он должен доказывать, что он прав.

Существует гласность (условная): запрещена любая съемка в здании суда. Вместо этого и в США, и в Великобритании существуют судебные художники.

Закрытыми так же являются семейные дела, касающиеся несовершенно летних и половых преступлений.

Закон о неуважении к суду. В 92 году был случай, когда газета Сан была оштрафована за неуважительное отношение.

Закон об оскорблении суда 1981 года. Во многом это обусловлено тем, что в 77 году был процесс против сандей таймс.

Существует презумпция государственной тайны по закону 1911 года.

Агентство рекламных стандартов, которое следит, чтобы реклама не выходила за рамки приличия и хорошего вкуса. Они могут, в случае если находят рекламу ненадлежащей, передать информацию генеральному директору ассоциации по защите торговли и честной конкуренции, они имеют полномочия ходатайства перед судом.

С 1992 года существует организация OFCOM, которая компетентна за принятия решений во всех сферах общественных коммуникаций. В их компетенции входит так же контроль за качество продукции, выдачи лицензии и распределения частот.

· Первый закон о вещании 1990 год узаконил спутниковое телевидение.

· Второй закон 1996 года был посвящен внедрению цифрового телевидения.

· Третий закон 2003 год, вводился для смягчения процедур иностранного участия британских массмедия и для смягчения антимонопольного законодательства.

 

Медиа право ФРГ

В Германии функционирует континентальная система права, которая характеризуется объемностью законодательства. Законов много и прецедентного права как такового нет.

Основной закон - 1949 года

 

Статья 5 - 5 статья основного закона была написана по подобию первой поправки конституции США, она в рамочном порядке устанавливает принципы свободы слова и информации, также устанавливает недопустимости цензуры.

Статьи 70 и 72 позволяют землям принимать собственное законодательство в сфере СМИ. Но эти законы в землях не должны противоречить основным принципам конституции.

В каждой земле есть земле земельное ведомство по делам СМИ. Есть еще такая структура как ZAK- комиссия по доступу и наблюдению за эфиром.

· Закон о защите молодежи.

· Закон об ограничении рекламы и защите целостности произведений.

· Закон о конкуренции. Любая сделка на сумму более чем 250000 евро должна быть согласована с правительством.

Суды в Германии открыты, ограничения стандартные.

· Снимать разрешено до начала заседания.

· Запрещается дословное цитирование судебных документов, в частности приговоров и исков.

 Наиболее частотные дела относительно масс-медиа- это дела о клевете.

· Согласно статье 823 гражданского кодекса, разрешаются дела о защите свободы и самовыражение личности.

· 824 статья- о защите деловой репутации.

· Статья 826 уголовного кодекса запрещает злобную и аморальную клевету. Нужно доказывать, что журналист по крайней мере проявил халатность и небрежность в уголовных делах. Штрафы за клевету, лишение свободы до 5 лет (если клевета на власть).

Иногда суд может постановить, что СМИ не должны излишне подробно освещать дело. Выпад в ответ на оскорбление не считается за оскорбление.

 

В 1991 году был принят федеральный договор о вещании в объединенной Германии, который имеет там силу закона. Достаточно жесткие ограничения на рекламу на тв. На двух главных гос каналах ARD и ZDF Реклама не может занимать более 20 минут в сутки. Реклама полностью запрещена после 8 вечера, а так же в выходных и праздничные дни. На других общественных каналах реклама запрещена вообще. На частных каналах реклама не может превышать 15 минут эфира в сутки и 20% в час.

 

Медиа право Франции

· В 1958 году была принята конституция пятой республики.

В преамбуле - статья 8 декларация прав человека и гражданина.

 Закона о тв не существует.

Закон о прессе1881 года , последняя серьезная модификация была в 86 году.

Закон о прессе:

· одна группа не может контролировать более 20 процентов коммуникационных ресурсов на рынке распространения,

· иностранцы могут иметь не более 20 процентов всего объема медиа-ресурсов.

· В этом законе есть статья 14, которая разрешает министерству иностранных дел Франции запрещать любую публикацию на иностранном языке, любую публикацию иностранного автора, а так же публикацию инспирированную иностранцем.

 

Две ветви судов - обычные и административные.

 Обычные судят обычных людей, а административные служат чиновников и административных людей.

Высший орган по первой линии - кассационный суд, а по второй - государственный совет.

Частотны дела о клевете. Нарушение- лишение свободы до 5 лет.

 

Отличительная особенность- существует карта/лицензия журналиста, которую выдает федерация журналистов. Без нее человек не имеет права заниматься журналистикой.

 

Реклама на государственном телевидении запрещена с февраля 2011 года. Это компенсирует государство. Плюс 5 процентов бюджета выделают каналы. CSA состоит из 5 членов, из них 3 назначаются президентом на 8 лет, 3 назначают сенатом на 6 лет, 3 назначается национальной ассамблеи на 4 года.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...