Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.
В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 90-х годах XX века произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики. К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести следующие (ст. 8, 9 Конституции РФ): - единство экономического пространства; - свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; - свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции; - многообразие и равенство форм собственности. Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики (хотя, бесспорно, государство вне политики быть не может). В качестве одной из основ конституционного строя статья 13 Конституции России закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Часть 2 статьи 13 Конституции РФ закрепляет, что в России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Важнейшая роль в общественно-политической деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях" (с последующими изменениями и дополнениями), а также в ряде других законов и иных правовых актов. Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, часть 5 статьи 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократия должна уметь защитить себя от распространения антидемократических идеологий и их организационных форм. Демократическое государство не должно допускать деятельности политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных идеологий. Поэтому и в России установлен ряд запретов на создание и деятельность общественных объединений. Их цели или действия не должны быть направлены: - на насильственное изменение основ конституционного строя; - на нарушение целостности Российской Федерации; - на подрыв безопасности государства; - на создание вооруженных формирований; - на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Особенности российского федерализма Правовые основы современного российского федерализма закреплены в главе 3 Конституции 1993 года. Во-первых, Россия на сегодняшний день - самая большая в мире федерация по числу субъектов: 83 субъектов федерации. При этом в составе субъектов присутствуют два вида: а) субъекты, созданные на основе территориального подхода. К ним относятся область, край, город федерального значения; б) субъекты, созданные на основе национального подхода. К ним относятся: республика, автономная область, автономный округ. Во-вторых, Россия является не национальным, а многонациональным государством."Национальным" называется такое государство, которое выражает интересы титульной нации; многонациональным - государство, которое выражает интересы многих наций и народностей. В России по данным последней переписи проживают порядка 160 наций и народностей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 182. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |