Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА




УТВЕРЖДАЮ

Директор Института журналистики

________________ _____________

  (подпись)    (И.О.Фамилия)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-______/баз.

Теория журналистики

Учебная программа

Для специальности 1-23 01 08 01 – Журналистика (печатные СМИ)

   
   

 

 

2011 г.


 

Составители:Нина Тихоновна Фрольцова – профессор кафедры теории и методологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, доктор филологических наук, профессор

 

 

Рецензенты:

Слука Олег Георгиевич – профессор кафедры истории журналистики и литературы Института журналистики Белорусского государственного университета, доктор исторических наук, профессор;

 

Александр Константинович Свороб – доцент кафедры периодической печати Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент.

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой теории и методологии журналистики

                        (протокол № ___ от ____________);

 

Научно-методической комиссией Института журналистики БГУ ___________________________                             

(протокол № ___ от ____________)

 

 

Ответственный за редакцию: Дубовик С. В.. кандидат филологических наук доцент

 

Ответственный за выпуск:  Фрольцова Н. Т., доктор филологических наук, профессор


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная журналистика представляет собой сложный и многоаспектный вид социально-творческой деятельности. Журналисту как творческой личности и, шире, общественному субъекту приходится иметь дело с различными сторонами жизни общества и человека, что, собственно, и служит исходным материалом для создания тех или иных произведений. Однако при огромном многообразии явлений, событий, фактов реальности и в этой связи их гипотетически неограниченном выборе журналистика не может выйти за рамки трех фундаментальных принципов. Первый состоит в том, что журналист лишен возможности писать о том, чего нет на самом деле. Содержание его творчества носит достоверный, документированный и избирательный характер. По этой причине возникает второй принцип, согласно которому конечный продукт журналистского творчества приобретает в обществе особую ценность по сравнению с результатами других видов творческой деятельности. Эта ценность обусловлена постоянной потребностью общества регулярно восполнять не воображаемое, а достоверное знание о самом себе с помощью журналистских произведений. Единицей измерения нового знания в этом случае выступает такая категория, как общественно значимая и доступная восприятию всех членов социума информация, что является третьим принципом журналистики, определяет ее роль, функции и динамику развития во времени и пространстве социальной жизнедеятельности. Поэтому журналистику (от лат. diurna–ежедневный и производного от него фр.jour—день) часто называют публицистикой (от лат. publicus—общественный).

Производство, распространение, циркуляция и потребление общественно значимой информации в современных условиях осуществляется на высоком индустриальном уровне с применением все более совершенных технических средств и соответствующих наукоемких технологий. За счет этого в сфере массовой информации не только происходят технологические и организационные преобразования, но возникают новые СМИ, расширяется их взаимопроникновение и взаимодействие с другими системами общества, а в целом меняется и сама журналистика, не изменяясь, однако, в своей фундаментальной сущности. Все это в комплексе подчеркивает необходимость приобретения студентами определенного минимума теоретических знаний, актуальных для развития журналистики и интегрированных в настоящем курсе.

 

Исходя из этого, целикурса состоят в следующем:

    -формирование у студентов концептуальных представлений о сущностных принципах журналистики, ее общности с другими видами деятельности и отличии от них;

    -освоение закономерной взаимозависимости качества журналистской практики и научного осмысления ее результатов в коллективной профессиональной среде и обществе в целом;

    -обучение студентов приемам самонаблюдения и развития творческих способностей, методике определения в этом связи общественной значимости деятельности журналиста в сочетании с интересами СМИ и жизненной программой творческой личности.

Для достижения указанных целей в ходе преподавания курса решаются такие задачи:

     -дать представление об основных научных подходах к изучению журналистики в комплексе социально-гуманитарных наук и показать роль теории журналистики как развивающейся дисциплины;

     -охарактеризовать использование научной методологии в практике современной журналистики и раскрыть единство творческой деятельности журналиста через особенности ее проявления в различных СМИ;

-научить студентов основам методики самоанализа творчества, совершенствованию индивидуальных способностей и инновационной организации профессиональной деятельности в соответствии с требованиями современных СМИ.

По окончании изучения курса студенты должны

знать:

-истоки и основные этапы формирования комплекса социально-гуманитарных наук, связанных с изучением журналистики и выделением ее в самостоятельный объект научных исследований;

    -основные методологические вопросы, решаемые в рамках развивающейся теории журналистики и направленные на осмысление сущностной целостности журналистики как социально-творческой деятельности;

     -основные методические приемы и рекомендации, использование которых способствует приобретению и совершенствованию профессионального журналистского мастерства;

  уметь:

-систематизировать основные направления социально-гуманитарных наук, связанных с изучением журналистики, и использовать системные принципы при определении личностных мотиваций в выборе и реализации профессиональной жизненной программы;

-применять инновационные методические приемы и рекомендации для повышения эффективности творческой деятельности, связывать теорию журналистики с необходимостью обновления личностной практики;

-самостоятельно работать со специальной литературой на различных носителях, проявлять готовность к осмыслению и анализу доминирующих тенденций в медиасфере и использовать передовой медиаопыт в СМИ Республики Беларусь.

Программа курса рассчитана на 70 учебных часов лекций, 104 учебных часа практических занятий, 22 учебных часа контролируемой самостоятельной работы. Дисциплина изучается студентами 1-го, 2-го и 3-го курсов факультета журналистики. Формами контроля знаний являются зачеты во 2-м, 3-м и 4-м семестрах, экзамен в 5-м семестре, а также рефераты и выпуски учебных газет, которые студенты выполняют в процессе изучения учебного материала.

Программа разработана в соответствии с утвержденным образовательным стандартом по специальности «Журналистика».

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов

всего

в том числе

Лек ции Практические занятия
1 Предмет, цели и задачи курса “Теория журналистики”. Причины, условия и этапы формирования научных подходов к осмыслению журналистики как специфического феномена творческой деятельности. Истоки и эволюция публицистического словесного творчества в исторической ретроспекции. Современная наука о прототипах феномена журналистики в ораторском искусстве и риторике античного периода. 4 4 0
2 Устные и письменные виды публицистической речи как предшественники профессиональной журналистики. Сходство и отличие журналистики от исторически сложившихся видов и форм литературно-художественного творчества. Документальная природа журналистики как генерирующее атрибутивное свойство творческой деятельности в сфере СМИ. 6 2 4
3 Средства массовой информации и журналистика. Причины возникновения, формирования и развития средств массовой информации. Сущность понятия массовой информации. Принцип системности в типологии СМИ. СМИ как развитый социальный институт и его сопоставление с другими институтами общества. 8 4 4
4 Обусловленность формирования социального института СМИ индустриальным и постиндустриальным типами цивилизации. Журналистика как общественно значимая творческая деятельность в сфере средств массовой информации. Сходство и различие понятий “средства массовой информации”, “средства массовой коммуникации”, “журналистика”. Аналитический обзор современной научной и учебно-методической литературы по журналистике. 10 4 6
5 Научное и практическое содержание понятия массовой информации. Характеристика основных подходов к понятию массовой информации. Атрибутивный и функциональный подходы к пониманию массовой информации в современной научной и учебно-методической литературе. Информация как общенаучная категория. Понимание информации в естественных и социально-гуманитарных науках. Массовая информация как основная форма социальной информации. 10 4 6
6 Система производства массовой информации. Особенности развития материально-технических средств производства массовой информации. Формирование инфраструктуры и технологий производства массовой информации. Взаимосвязь освоения материально-технических средств производства массовой информации с возрастающими потребностями общества в социальной информации различного назначения. Сравнительная характеристика основных этапов развития материально-технических средств производства массовой информации в современном мире. 10 4 6
7 Каналы распространения, тиражирования и сохранения массовой информации. Возникновение и развитие теории коммуникации во второй половине ХХ века. Основные направления развития научной мысли в понимании взаимосвязи коммуникации и информации. Осмысление общественно-исторического процесса применительно к совершенствованию способов, форм и видов коммуникации. Первичные и вторичные каналы коммуникации. Идентификация средств массовой информации с известными современной науке каналами коммуникации. Аналитический обзор основных работ западных и русскоязычных ученых по вопросам коммуникации и информации. 10 4       6
8 Научно-понятийный аппарат науки о коммуникации и информации и его использование в теории журналистики. Характеристика основных понятий и категорий. Представление об «информационном пространстве», «медиасфере», «виртуальном пространстве», «гиперреальности» и других новейших терминах и категориях. Научное и обыденное толкование новейших обозначений. Осмысление опыта развития журналистики и средств производства массовой информации за рубежом и в русскоязычной научной и учебно-методической литературе. 8 4 4
9. Информационное пространство Республики Беларусь. Национальные средства массовой информации в глобальном информационном пространстве. Национальная журналистика и производство массовой информации в современных условиях. Традиции и новаторство в белорусской журналистике. Особенности развития и совершенствования профессиональной деятельности белорусских журналистов. Центры подготовки журналистов в Республике Беларусь. Центры научного исследования производства и потребления массовой информации в Республике Беларусь.        6 2 4
10. Теоретические основания журналистской деятельности. Основные концепции журналистики в современном мире. Теория социальной ответственности, теория социально-ролевой деятельности, теория либеральной журналистики, структурно-функциональная теория журналистики. Сравнительная характеристика особенностей развития научных принципов исследования журналистики. Междисциплинарный характер изучения СМИ, СМК, журналистики. Практическая ценность научных исследований.     8 4 4
11. Журналистика как форма познания действительности. Субъект и объект познания в журналистике. Понятие о субъекте и объекте в философии, в прагматике, социологии. Особенности субъектно-объектных отношений в журналистике. Концепции субъектно-объектных отношений в теории коммуникации и информации. Формирование современного понимания субъектно-объектных отношений в журналистике. Характеристика основных тенденций практического освоения субъект-субъектных отношений средствами массовой информации.    6 2 4
12. Индивидуальное,массовое, общественное сознание. Формы воздействия массовой информации на указанные формы сознания. Сознание человека как важнейший объект журналистики. Средства массовой информации в процессе формирования общественного сознания. Информационная безопасность и этические нормы в журналистике. Приемы и способы манипуляции сознанием с помощью СМИ. Механизмы правовой регуляции деятельности СМИ. Основные принципы информационной безопасности и законодательные документы о деятельности СМИ в Республике Беларусь.    6 2 4
13. Взаимодействие журналистики с родственными видами общественно значимой деятельности. Средства массовой информации и рекламная коммуникация. Средства массовой информации и PR-деятельность. Сходство и отличие между данными видами социальной деятельности. Рекламная и PR-информация как виды социальной информации. Отличие массовой информации от указанных видов. Принцип соблюдения профессиональных ограничений при взаимодействии СМИ с рекламой и PR. Основная характеристика рекламных и PR-организаций в Республике Беларусь. Рекламные и PR-кампании и их освещение в СМИ.     6 2 4
14. Журналистика и публицистика. Общественно-исторические особенности развития публицистики. Концепция публицистики в теории советской журналистики. Традиции публицистики в литературе и риторике эпохи Просвещения. Публицистика и политическое предназначение средств массовой информации. Средства массовой информации как политический институт. Специфика политической пропаганды и политической коммуникации. Политика и освещение политической тематики в СМИ. Воздействие СМИ на политические процессы. Роль и задачи политической журналистики.    6 2 4
15. Журналистика и культура. Новые подходы к определению понятия «культура». Влияние средств массовой информации на структуру культуры ХХ века. Изменение подходов к пониманию массовой культуры. Характеристика основных концепций изучения и анализа культуры в науке ХХ века. Журналистика и инструменты генерирования культуры. Средства массовой информации и их роль в культуротворчестве. Типология культуротворчества и медиасфера. Журналистика, культура и искусство в современном мире.    8 4 4
16. Функции журналистики и методы творческой деятельности журналиста. Характеристика понятия функции как мотивированного действия, вызывающего ответную реакцию. Системный принцип в определении функциональности журналистики в рамках ее сравнения с такими формами познания и отражения реальности, как философия, искусство, наука, повседневный опыт жизни людей. Функции журналистики как оперативной, актуальной формы познавательной (когнитивной) деятельности.    6 2 4
17. Влияние функциональности журналистики на методы творческой деятельности. Характеристика метода как способа познания явлений, фактов, событий реальности и метода как способа изложения на этой основе общественно значимой информации, определяющей новизну и суть журналистского произведения. Особенности функционирования общенаучных методов (эксперимента, наблюдения, анализа, моделирования, прогнозирования, сравнения, аналогии, обобщения, индукции и дедукции) и развитие профессиональных методик (технологий) в журналистике.    6 2 4
18. Междисциплинарное взаимодействие журналистики с социологией, политологией, литературоведением, языкознанием, искусствоведением и другими смежными областями познания и практической деятельности. Двухуровневый характер использования методов социально-гуманитарных наук. Практический уровень овладения смежной методологией и ее роль в профессиональной специализации и творческой карьере журналиста. Теоретический уровень взаимодействия журналистики со смежными науками и его значение для разработки современных подходов к эффективной организации творческой деятельности и функционированию СМИ.    6 2 4
19. Особенности развития современной теории журналистики, основанной на обобщении апробированных в мировой практике концепций журналистского творчества. Характеристика основных научных школ теоретического осмысления журналистики, изучение их влияния на белорусскую теоретико-методологическую школу журналистики.     6 2 4
20. Основные проблемы и перспективы теоретического осмысления журналистики на современном этапе. Дискуссии о составных частях и элементах науки о журналистике в работах белорусских, российских и зарубежных ученых. Историческое выделение филологического направления в качестве доминирующего в белорусской исследовательской школе и трактующего журналистику как деятельность по созданию текстов, распространяемых системой СМИ. Специфика теоретического обоснования журналистики в российской, французской, немецкой, американской научных школах.     8 4 4
21. Изменение научного осмысления журналистики в связи с изменением структуры СМИ, их конвергенцией и новыми задачами журналистики в глобальном мире XXI века. Перспективы развития белорусской журналистики как эффективной общественно-творческой деятельности в новых условиях. Информационная политика белорусского государства и идеологические задачи журналистики.     6 2 4
22. Типология журналистики в современной системе СМИ. Содержательно-тематическая характеристика видов творческой специализации журналиста.Влияние фактора обратной связи на дифференциацию аудитории СМИ и в этом контексте выделения адресных, или целевых групп по определенным интересам.     6 2 4
23. Воздействие фактора обратной связи на формирование наиболее устоявшихся содержательно-тематических видов специализированной журналистики: детской, молодежной, женской, спортивной, деловой, политической, парламентской, развлекательной. Компетенция журналиста и условия ее востребованности в современных СМИ. Совмещение границ компетентности и универсальности как индикатор профессионализма в журналистике. Методика моделирования в определении необходимых профессиональных качеств журналиста в условиях содержательно-тематической специализации современных СМИ.     6 2 4
24. Методики развития и совершенствования журналистского мастерства. Современная медиасфера и ее особенности в процессе обучения мастерству журналиста и воспроизводства принятых образцов. Положительное значение принятых образцов и необходимость их критической оценки. Инновация и подражание в контексте современной науки. Творческая индивидуальность—часть от целого и целое от части. Методика структурирования мотивации, целеполагания и путей достижения ожидаемого результата. Приемы создания журналистских произведений.     6 2 4
25. Методика оценки качества журналистских произведений. Социологические приемы измерения эффективности: тиражность, рейтинг популярности, контент-анализ, устное интервьюирование, телефонный опрос, письменное анкетирование, голосование с применением web - и sms технологий. Использование фокус- и экспертных групп. Инновационные техники в системе измерения.     6 2 4
  Всего   174 70 104

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1.Предмет, цели и задачи курса “Теория журналистики”. Причины, условия и этапы формирования научных подходов к осмыслению журналистики как специфического феномена творческой деятельности. Истоки и эволюция публицистического словесного творчества в исторической ретроспекции. Современная наука о прототипах феномена журналистики в ораторском искусстве и риторике античного периода.

Тема 2.Устные и письменные виды публицистической речи как предшественники профессиональной журналистики. Сходство и отличие журналистики от исторически сложившихся видов и форм литературно-художественного творчества. Документальная природа журналистики как генерирующее атрибутивное свойство творческой деятельности в сфере СМИ.

Тема 3.Средства массовой информации и журналистика. Причины возникновения, формирования и развития средств массовой информации. Сущность понятия массовой информации. Принцип системности в типологии СМИ. СМИ как развитый социальный институт и его сопоставление с другими институтами общества.

Тема 4. Обусловленность формирования социального института СМИ индустриальным и постиндустриальным типами цивилизации. Журналистика как общественно значимая творческая деятельность в сфере средств массовой информации. Сходство и различие понятий “средства массовой информации”, “средства массовой коммуникации”, “журналистика”. Аналитический обзор современной научной и учебно-методической литературы по журналистике.

Тема 5.Научное и практическое содержание понятия массовой информации. Характеристика основных подходов к понятию массовой информации. Атрибутивный и функциональный подходы к пониманию массовой информации в современной научной и учебно-методической литературе. Информация как общенаучная категория. Понимание информации в естественных и социально-гуманитарных науках. Массовая информация как основная форма социальной информации.

Тема 6.Система производства массовой информации. Особенности развития материально-технических средств производства массовой информации. Формирование инфраструктуры и технологий производства массовой информации. Взаимосвязь освоения материально-технических средств производства массовой информации с возрастающими потребностями общества в социальной информации различного назначения. Сравнительная характеристика основных этапов развития материально-технических средств производства массовой информации в современном мире.

Тема 7.Каналы распространения, тиражирования и сохранения массовой информации. Возникновение и развитие теории коммуникации во второй половине ХХ века. Основные направления развития научной мысли в понимании взаимосвязи коммуникации и информации. Осмысление общественно-исторического процесса применительно к совершенствованию способов, форм и видов коммуникации. Первичные и вторичные каналы коммуникации. Идентификация средств массовой информации с известными современной науке каналами коммуникации. Аналитический обзор основных работ западных и русскоязычных ученых по вопросам коммуникации и информации.

Тема 8.Научно-понятийный аппарат науки о коммуникации и информации и его использование в теории журналистики. Характеристика основных понятий и категорий. Представление об «информационном пространстве», «медиасфере», «виртуальном пространстве», «гиперреальности» и других новейших терминах и категориях. Научное и обыденное толкование новейших обозначений. Осмысление опыта развития журналистики и средств производства массовой информации за рубежом и в русскоязычной научной и учебно-методической литературе.

Тема 9.Информационное пространство Республики Беларусь. Национальные средства массовой информации в глобальном информационном пространстве. Национальная журналистика и производство массовой информации в современных условиях. Традиции и новаторство в белорусской журналистике. Особенности развития и совершенствования профессиональной деятельности белорусских журналистов. Центры подготовки журналистов в Республике Беларусь. Центры научного исследования производства и потребления массовой информации в Республике Беларусь.

Тема 10.Теоретические основания журналистской деятельности. Основные концепции журналистики в современном мире. Теория социальной ответственности, теория социально-ролевой деятельности, теория либеральной журналистики, структурно-функциональная теория журналистики. Сравнительная характеристика особенностей развития научных принципов исследования журналистики. Междисциплинарный характер изучения СМИ, СМК, журналистики. Практическая ценность научных исследований.

Тема 11.Журналистика как форма познания действительности. Субъект и объект познания в журналистике. Понятие о субъекте и объекте в философии, в прагматике, социологии. Особенности субъектно-объектных отношений в журналистике. Концепции субъектно-объектных отношений в теории коммуникации и информации. Формирование современного понимания субъектно-объектных отношений в журналистике. Характеристика основных тенденций практического освоения субъект-субъектных отношений средствами массовой информации.

Тема 12.Индивидуальное,массовое, общественное сознание. Формы воздействия массовой информации на указанные формы сознания. Сознание человека как важнейший объект журналистики. Средства массовой информации в процессе формирования общественного сознания. Информационная безопасность и этические нормы в журналистике. Приемы и способы манипуляции сознанием с помощью СМИ. Механизмы правовой регуляции деятельности СМИ. Основные принципы информационной безопасности и законодательные документы о деятельности СМИ в Республике Беларусь.

Тема 13. Взаимодействие журналистики с родственными видами общественно значимой деятельности. Средства массовой информации и рекламная коммуникация. Средства массовой информации и PR-деятельность. Сходство и отличие между данными видами социальной деятельности. Рекламная и PR-информация как виды социальной информации. Отличие массовой информации от указанных видов. Принцип соблюдения профессиональных ограничений при взаимодействии СМИ с рекламой и PR. Основная характеристика рекламных и PR-организаций в Республике Беларусь. Рекламные и PR-кампании и их освещение в СМИ.

Тема 14. Журналистика и публицистика. Общественно-исторические особенности развития публицистики. Концепция публицистики в теории советской журналистики. Традиции публицистики в литературе и риторике эпохи Просвещения. Публицистика и политическое предназначение средств массовой информации. Средства массовой информации как политический институт. Специфика политической пропаганды и политической коммуникации. Политика и освещение политической тематики в СМИ. Воздействие СМИ на политические процессы. Роль и задачи политической журналистики.

Тема 15. Журналистика и культура. Новые подходы к определению понятия «культура». Влияние средств массовой информации на структуру культуры ХХ века. Изменение подходов к пониманию массовой культуры. Характеристика основных концепций изучения и анализа культуры в науке ХХ века. Журналистика и инструменты генерирования культуры. Средства массовой информации и их роль в культуротворчестве. Типология культуротворчества и медиасфера. Журналистика, культура и искусство в современном мире.

Тема 16. Функции журналистики и методы творческой деятельности журналиста. Характеристика понятия функции как мотивированного действия, вызывающего ответную реакцию. Системный принцип в определении функциональности журналистики в рамках ее сравнения с такими формами познания и отражения реальности, как философия, искусство, наука, повседневный опыт жизни людей. Функции журналистики как оперативной, актуальной формы познавательной (когнитивной) деятельности.

Тема 17. Влияние функциональности журналистики на методы творческой деятельности. Характеристика метода как способа познания явлений, фактов, событий реальности и метода как способа изложения на этой основе общественно значимой информации, определяющей новизну и суть журналистского произведения. Особенности функционирования общенаучных методов (эксперимента, наблюдения, анализа, моделирования, прогнозирования, сравнения, аналогии, обобщения, индукции и дедукции) и развитие профессиональных методик (технологий) в журналистике.

Тема 18.Междисциплинарное взаимодействие журналистики с социологией, политологией, литературоведением, языкознанием, искусствоведением и другими смежными областями познания и практической деятельности. Двухуровневый характер использования методов социально-гуманитарных наук. Практический уровень овладения смежной методологией и ее роль в профессиональной специализации и творческой карьере журналиста. Теоретический уровень взаимодействия журналистики со смежными науками и его значение для разработки современных подходов к эффективной организации творческой деятельности и функционированию СМИ.

Тема 19. Особенности развития современной теории журналистики, основанной на обобщении апробированных в мировой практике концепций журналистского творчества. Характеристика основных научных школ теоретического осмысления журналистики, изучение их влияния на белорусскую теоретико-методологическую школу журналистики.

Тема 20.Основные проблемы и перспективы теоретического осмысления журналистики на современном этапе. Дискуссии о составных частях и элементах науки о журналистике в работах белорусских, российских и зарубежных ученых. Историческое выделение филологического направления в качестве доминирующего в белорусской исследовательской школе и трактующего журналистику как деятельность по созданию текстов, распространяемых системой СМИ. Специфика теоретического обоснования журналистики в российской, французской, немецкой, американской научных школах.

Тема 21. Изменение научного осмысления журналистики в связи с изменением структуры СМИ, их конвергенцией и новыми задачами журналистики в глобальном мире XXI века. Перспективы развития белорусской журналистики как эффективной общественно-творческой деятельности в новых условиях. Информационная политика белорусского государства и идеологические задачи журналистики.

Тема 22.Типология журналистики в современной системе СМИ. Содержательно-тематическая характеристика видов творческой специализации журналиста.Влияние фактора обратной связи на дифференциацию аудитории СМИ и в этом контексте выделения адресных, или целевых групп по определенным интересам.

Тема 23.Воздействие фактора обратной связи на формирование наиболее устоявшихся содержательно-тематических видов специализированной журналистики: детской, молодежной, женской, спортивной, деловой, политической, парламентской, развлекательной. Компетенция журналиста и условия ее востребованности в современных СМИ. Совмещение границ компетентности и универсальности как индикатор профессионализма в журналистике. Методика моделирования в определении необходимых профессиональных качеств журналиста в условиях содержательно-тематической специализации современных СМИ.

Тема 24.Методики развития и совершенствования журналистского мастерства. Современная медиасфера и ее особенности в процессе обучения мастерству журналиста и воспроизводства принятых образцов. Положительное значение принятых образцов и необходимость их критической оценки. Инновация и подражание в контексте современной науки. Творческая индивидуальность—часть от целого и целое от части. Методика структурирования мотивации, целеполагания и путей достижения ожидаемого результата. Приемы создания журналистских произведений.

Тема 25.Методика оценки качества журналистских произведений. Социологические приемы измерения эффективности: тиражность, рейтинг популярности, контент-анализ, устное интервьюирование, телефонный опрос, письменное анкетирование, голосование с применением web - и sms технологий. Использование фокус- и экспертных групп. Инновационные техники в системе измерения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 494.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...