Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Последовательность выполнения работы




Практическая работа № 1

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Цели работы:I. Составить характеристику Печорского угольного бассейна.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (текстовые карты, текст учебника, до­полнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1. Познакомьтесь с планом характеристики угольного бас­сейна.

2. Изучив текст учебника «Угольная промышленность» на с. 131-132 и рис. 33 на с. 130, подберите информацию для харак­теристики Печорского угольного бассейна.

Справочная информация

Угольная промышленность России находится в состоянии экономи­ческого кризиса. Какие общие экономические, социальные, экологичес­кие проблемы стоят перед регионами, в которых угольная промышлен­ность имеет важное значение? Как решать эти проблемы? Давайте совер­шим небольшое путешествие за Полярный круг, в район Воркуты...

Печорский угольный бассейн расположен на севере Республики Коми, в районе Воркуты. Начал активно разрабатываться во время Великой Отечественной войны. После войны мощности угледобычи здесь были увеличены, возведены новые шахты, но в целом бассейн требует уже боль­ших средств на модернизацию. Здесь добывается около 8% российского угля, причем высокого качества. Однако больших перспектив бассейн не имеет из-за высокой себестоимости угля (поскольку он находится за По­лярным кругом, шахтеры получают «северные надбавки», их зарплата в 2-3 раза выше, чем в других угольных бассейнах).

Но и сокращение добычи угля здесь осуществить сложнее. Если зак­рываются угольные шахты в каких-либо других угольных бассейнах, то в тех же городах и поселках можно создать новые производства, чтобы за­нять потерявших работу шахтеров. Создавать же новые производства в Заполярье экономически нецелесообразно - они будут убыточны.

3. Дайте характеристику Печорского угольного бассейна, офор­мив результаты работы в виде таблицы.

 

План характеристики угольного бассейна Краткие записи результатов работы  
1. Название бассейна. Вид добываемого угля (каменный, бурый)    
2. Географическое положение  
3. Запасы угля: а) общегеологические; б) промышленные    
4. Условия залегания (близко к поверхности или глубоко, мощность пластов)    
5. Объем добычи  
6. Способ добычи  
7. Качество добываемого угля  
8. Себестоимость      
9. Направление перевозок  
10. Эффективность перевозок  
11. Перспективы развития  

Сделайте вывод:какие показатели наиболее существенно влия­ют на эксплуатацию и перспективность Печорского угольного бас­сейна?

Практическая работа № 2

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

Цели работы:1. Познакомиться с основными металлургически­ми базами страны, закрепить знания о факторах размещения ме­таллургических предприятий.

2. На основе анализа карт и статистических материалов учиться составлять экономико-географические характеристики, оформлять результаты работы в знаковой форме.

Последовательность выполнения работы

1. Используя текстовую карту учебника на с. 149, назовите ос­новные металлургические базы страны.

2. Дайте характеристику каждой из них по плану:

а) географическое положение базы;

б) доля базы в общероссийском производстве проката;

в) основные месторождения железных руд и бассейны камен­ного угля, находящиеся на территории базы;

г) основные направления перевозок недостающего сырья;

д) главные центры производства металла.

На контурной карте

1. Пользуясь текстовой картой учебника на с. 149, обозначьте границы уральской металлургической базы.

2. Используя текст учебника на с. 148, карты атласа на с. 42-45, нанесите на контурную карту основные месторождения исполь­зуемого сырья.

3. Стрелками покажите основные направления перевозок недо­стающего сырья.

4. С помощью круговых диаграмм укажите главные центры про­изводства металла, отразите их специализацию.

Сделайте вывод:какие факторы размещения предприятий ме­таллургического комплекса оказались наиболее действенными при формировании уральской металлургической базы?

Практическая работа № 3

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

Цели работы:1. Познакомиться с основными химическими ба­зами страны, закрепить знания о факторах размещения химичес­ких предприятий.

2. Проверить и оценить умение составлять экономико-геогра­фические характеристики на основе анализа карт и статистичес­ких материалов.

Последовательность выполнения работы фронтально, устно

1. Используя текстовую карту учебника на с. 158 и рис. 42, на­зовите основные химико-лесные базы страны.

2. Дайте характеристику каждой из них по плану:

а) географическое положение;

б) база развивается на собственных запасах сырья или ввозит химическое сырье для последующей переработки;

в) используемое сырье;

г) доля базы (%) в химической и лесной промышленности Рос­сии;

д) основные производства.

На контурной карте

1. Нанесите границы сибирской химико-лесной базы.

2. Укажите основные месторождения используемого химичес­кого сырья.

3. С помощью круговых диаграмм укажите крупнейшие цент­ры химической и лесной промышленности, отразите их специали­зацию.

Сделайте вывод:какие факторы размещения химической про­мышленности оказались наиболее действенными при формирова­нии сибирской химико-лесной базы?

Практическая работа № 4

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

Цели работы:1. Определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. Сделать вывод, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства.

2. Проверить и оценить умение анализировать экономические карты, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

1. Для работы необходимы экономические карты атласа на ! с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 51. На основе их анализа выделите ос­новные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Основные культуры и направления животноводства Основные районы производства  
Зерновые культуры: рожь пшеница кукуруза рис    
Технические культуры: лен сахарная свекла подсолнечник    
Оленеводство  
Скотоводство: молочное скотоводство молочно-мясное скотоводство мясо-молочное скотоводство    
Свиноводство  
Овцеводство  

 

Сделайте вывод:от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства?

 

Практическая работа № 5     

Составление схемы производственных связей района (Урал).

Цели работы:1. Установить производственные связи Централь­ной России с другими районами как внутри нашей страны, так и за рубежом, отразить выявленные производственные связи с по­мощью картосхемы.

2. Проверить и оценить умение работать с различными форма­ми предъявленного учебного материала, отражать результаты ра­боты в знаковой форме.

Последовательность выполнения работы

1. Нанесите на контурную карту границы района.

2. Используя карты атласа и текст учебника, имеющиеся спра­вочные материалы, нанесите на контурную карту (знаки легенды

карты придумайте самостоятельно) те природные ресурсы, кото­рыми богат район.

3. С помощью круговых диаграмм укажите крупные промыш­ленные центры и отразите специализацию этих промышленных центров.

4. Нанесите крупные предприятия, имеющие общероссийское значение.

5. Пользуясь текстом учебника, картами атласа, установите, от­куда район получает недостающие природные ресурсы, потребность в которых при данном уровне развития производства очень велика.

6. Стрелками различного цвета покажите ввозимую и вывози­мую продукцию, сырьевые материалы. При характеристике произ­водственных связей постарайтесь точнее показать районы постав­ки топлива, сырья, продовольствия.

Сделайте выводы:1. В чем можно видеть перспективы развития производственных связей данного района?

2. Какое влияние производственные связи оказывают на разви­тие экономики района? Приведите конкретные примеры.

 

Практическая работа № 6










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 958.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...