Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА




Личные окончания действительного залога

Sing.

Plur.

1 2 3 -o/-m -s -t 1 2 3 -mus -tis -nt
       

 

Praesens indicatīvi actīvi

     Образуется от основы инфекта путем прибавления личных окончаний действительного залога.

Чис ло Лицо I спр. II спр. III спр. IV спр.
Sing. 1 2 3 orn-o orna-s orna-t tace-o tace-s tace-t leg-o leg-i-s leg-i-t audi-o audi-s audi-t
Plur. 1 2 3 ornā-mus ornā-tis orna-nt tacē-mus tacē-tis tace-nt leg-ĭ-mus leg-ĭ-tis leg-u-nt audī-mus audī-tis audi-u-nt

Praesens indicatīvi глагола esse (быть)

Число Лицо   Sing. Plur.
1 2 3 sum es est sumus estis sunt

Повелительное наклонение настоящего времени действительного залога (imperatīvus praesentis actīvi)

Спря-

жение

Infinitivus

Imperativus

2 л. ед. ч. 2 л. мн. ч.
I II III IIIa IIIб IV ornāre tacēre  legĕre   statuĕre capĕre  audīre ornā! украшай! tacē! молчи! legĕ! читай! statuĕ! ставь! capĕ! бери! audī! слушай! ornā-te! украшайте! tacē-te! молчите! leg-ĭ-te! читайте! statu-ĭ-te! ставьте! сap-ĭ-te! берите! аudī-te! слушайте!

Отрицательная форма повелительного наклонения

2 л. ед. ч. 2 л. мн. ч.
noli ornāre! не украшай! noli tacēre! не молчи! nolīte ornāre! не украшайте! nolīte tacēre! не молчите!

Упражнения

1. Образуйте по форме 1-го л. ед. ч. инфинитив следующих глаголов.

I спр.: amo, clamo, erro, paro, labōro, curo, monstro, nomĭno, voco;

II спр.: debeo, doceo, habeo, moveo, teneo, video, studeo;

III спр.: ago, credo, duco, mitto, scribo, condo, dico, lego, vinco, capio, jacio;

IV спр.: finio, sentio, servio, punio.

 

     2. Образуйте по форме инфинитива 1-е л. ед. ч. следующих глаголов.

I спр.: portāre, negāre, sperāre, acccusāre, numerāre, mutāre, dubitāre;

II спр.: monēre, respondēre, sedēre, florēre, valēre;

III спр.: colĕre, discĕre, tradĕre, tangĕre, currĕre, pellĕre, gerĕre, dividĕre;

IIIб спр.: fugĕre, cupĕre, rapĕre;

IV спр.: munīre, dormīre, venīre, reperīre, scīre.

 

     3. A. Выпишите из словаря основные формы следующих глаголов, переведите каждую форму, выделите основы.

Movēre, respondēre, absolvĕre, claudĕre, deponĕre, venīre, debēre, destruĕre, vincĕre, sentīre.

     B. Образуйте основные формы стандартных глаголов, переведите, выделите основы.

Donāre, bellāre, narrāre, mollīre, punīre, declarāre, examināre, erudīre.

         

4. Определите спряжение и проспрягайте в praesens ind. act. глаголы: habēre (иметь), declarāre (провозглашать), absolvěre (освобождать), comperīre (узнавать), constituěre (постановлять), erudīre (обучать) facěre (делать), possidēre (владеть), corrumpĕre (вредить, наносить ущерб), convenīre (предъявлять иск), domāre (покорять).

     От данных глаголов образуйте imperativus praesentis.

     5. Определите основу инфекта и спряжение глагола, переведите глагольные формы на латинский язык.

Например: amāre – 1 спр., ты любишь – amas.

Ornāre (они украшают), vincěre (они побеждают), habēre (он имеет), credĕre (вы верите), sentīre (мы чувствуем), ducěre (ты ведешь), indicāre (они указывают), timēre (вы боитесь), partīre (они делят).

 

6. Переведите на русский язык.

А. 1. Bene laborāmus. 2. Cur male labōras. 3. Bene laborāre debētis. 4. Si tacet, consentit. 5. Si tacent, consentiunt. 6. Cur male scribis? 7. Quid legis? 8. Legisne bene? 9. Bene legěre debent. 10. Scribitne bene? 11. Bene scriběre debet. 12. Cur male legis et scribis? 13. Cur male audis? 14. Semper bene discěre debēmus. 15. Cur legĕre non amātis? 16. Quis respondet? 17. Quis interrŏgat? 18. Interrogātis. 19. Respondēmus. 20. Valēmus. 21. Valēre cupĭmus. 22. Semper valēre debētis. 23. Quid ibi struis? 24. Quid struunt? 25. Si bene discis, laudo. 26. Si bene laborātis, laudāmus. 27. Veto. 28. Vetāre non debes. 29. Vivĕre est cogitāre. 30. Bis dat, qui cito dat. 31. Cum tacent, clamant (Cic.). 32. Dum docēmus, discĭmus.

B. 1. Bene labōra! 2. Bene discĕ! 3. Audi, scribĕ, legĕ! 4. Divĭdĕ et impĕra. 5. Noli male legĕre. 6. Nolīte male scribĕre. 7. Quod legis, bene legĕ. 8. Aut discĕ, aut discēdĕ! 9. Valē! Valēte! 10. Salvē! Salvēte! 11. Dic, quod sensis, fac, quod dicis. 12. Audī et tacē!

C. 1. Aquila non captat muscas. 2. Turbam agricolārum in via video. 3. Herba mala cito crescit. 4. Divitiae pariunt curas. 5. Terra variārum herbārum plena est.

De Italia

Italia est terra Eurōpae. Italia habet insulas. Sicilia est insula Italiae. In ora Siciliae est Aetna. Aetnam ornant silvae. Incolae Italiae sunt nautae. Nautae procellas non timent. Stellae noctu nautis viam indicant. Italia est patria poētārum. Italiae parant poētae gloriam. In Italia est Roma. Vias Romae statuae ornant. In viis Romae sunt arae et statuae deārum.

 

7. Переведите предложения на русский язык. Произведите грамматический анализ глаголов по схеме.

А. 1. Amicitia vitam ornat. 2. Etiam bestiae memoriam habent. 3. Ubi hodie cenātis? 4. Debēmus amāre patriam.

B. 1. Nolīte tacēre, si dicĕre debētis. 2. Festinā lente! 3. Credĕ, amā, sperā! 4. Bene audīte, quod narrāmus.

Схема грамматического разбора глагольных форм

Разбираемое слово Нач. форма (inf.) Время Накло нение Залог Лицо Чис ло Спряже ние Перевод
legis legĕre praes. indic. act. 2 sing. 3 ты читаешь
ornate ornāre praes. impe- rativus act. 2 plur. 1 укра- шайте

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ II СКЛОНЕНИЯ

Образец II склонения

(amīcus, -i  m друг; ager, agri m  поле, пашня)

Падеж Sing. Plur.
Nom. Gen. Dat. Acc. Abl. Voc. аmīcus                ager amīc-ī                 agr-ī amīc-ō                agr-ō amīc-um             agr-um amīc-ō                agr-ō amīc-ĕ                ager amīc-ī                         agr-ī amīc-ōrum                  agr-ōrum amīc-īs                        agr-īs amīc-ōs                       agr-ōs amīc-īs                        agr-īs amīc-ī                          agr-ī

 

Склонение существительных среднего рода

(consilium, ii n совещание, совет)

Падеж Sing. Plur.
Nom.-Voc. Gen. Dat. Acc. Abl. сonsilium consili-ī consili-ō consili-um consili-ō consili-ă consili-ōrum consili-īs consili-ă consili-īs

     Сравн.: рус. окно (И.п. ед.ч.) – окно (В.п. ед.ч.)

                    окна (И.п. мн.ч.) – окна (В.п. мн.ч.)

Упражнения

1. Определите склонение следующих существительных, существительные II склонения просклоняйте.

     Civĭtas, ātis f  государство, minister, tri m помощник, patria, ae f  родина, exercĭtus, us m войско, patrōnus, i m покровитель, dies, ei, f, m день, edictum, i n эдикт, consultus, i m правовед, debĭtum, i n долг.

 

     2. Определите грамматические формы существительных, переведите на русский язык. Образуйте от них nom. sing.

     Popŭlo, astra, mundi, arbitrōrum, campum, (in) loco, pericŭla, vallo, equos, asinōrum, auxilii, praesidiis, domĭnĕ.

 

     3. Переведите предложения на русский язык.

А.1. Discipŭli parent praeceptis magistri. 2. Femĭnae et libĕri in oppĭdo sunt, viri in castris. 3. Inimicitiae populōrum sunt causa pugnārum. 4. Viris proelia et victoriae gloriam praebent, puellis modestia et industria (industria, ae f трудолюбие; modestia, ae f скромность). 5. Lacaena filio: “Aut cum scuto”, - inquit, - “aut in scuto”. 6. Ab equis ad asĭnos. 7. Barba non facit philosŏphum. 8. Lupus non mordet lupum. 9. Salve, amicĕ! 10. Verba volant, scripta manent. 11.Ignorantia non est argumentum. 12. Verba movent, exempla trahunt. 13. Elephantum e musca facis (elephantus, i m слон). 14. Nolīte clamāre, dum in schola estis! 15. Demonstro vitia: tollĭte! (Cicero). 16. Aedificia urbāna praedia appellāmus (praedium, ii n поместье).

     B. 1. Мы любим читать книги о жизни поэтов. 2. Ученики приходят к учителю. 3. Мы всегда должны трудиться. 4. Любите книгу и учитесь хорошо. 5. Не ошибайтесь.

 

4. Произведите грамматический разбор имен существительных (по схеме):

muros, viris, scuta, hastae, pueri, portas, gladii, (in) gymnasiis, dei, disciplinae, (in) tutēla.

 

De Graecōrum et Romanōrum deis

     Graeci et Romani antiqui non unum deum, sed multos deos deasque colunt. Primus in numĕro deōrum Iuppĭter est, Saturni filius, domĭnus mundi. Locus, ubi Iuppĭter solio sedet et mundi imperium tenet, est Olympus. Inde deus deōrum tonat et fulmĭnat.

     Neptūnus secundus filius Saturni est. Neptunus in Oceăno regnat. Ubi ventos et procellas et excĭtat et mitĭgat.

     Pluto, Saturni tertius filius, horrĭdus est umbrārum domĭnus, deus inferōrum. Pluto sub terrā regnat.

 

De Sparta

     Sparta est oppidum Graeciae. Lacedaemonii sive Spartāni incolae Spartae sunt. Sparta muros et portas non habet, nam in viris est praesidium. Arma Lacedaemoniōrum scuta et hastae et gladii sunt. In gymnasiis Spartae pueri ludunt; gymnasium est schola disciplīnae et patientiae. Corōna est praemium victoriae puerōrum. Simulacra Mercurii dei gymnasia ornant, nam in tutēla Mercurii sunt.

             










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...