Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Параграф 1. 1 диссертации «Сущность, содержание и механизм осуществления внешней политики государства»




 

Политическая картина мира на фоне меняющихся политических процессов представляет собой совокупность отношений различных государств со своими интересами, со своей культурой, политическими целями и идеями. Современный мир представляет собой макросистему, в которой функционируют в противоречивом единстве и взаимодействии разные субъекты: народы, государства, общественные движения и объединения, международные правительственные и неправительственные организации.

Международные отношения представляют собой совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств. Международная политика – это деятельность государств на международной арене и политические отношения между ними на надгосударственном и наднациональном уровне (например, в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), Европейского Союза и др.) [93, c. 132].

С точки зрения геополитических процессов необходимо уделять особое внимание механизмам принятия решений, роли и функциям важнейших институтов при решении международных конфликтов и достижении консенсуса между государствами. Можно сказать, что главная функция международных отношений состоит в том, чтобы найти пути и способы разрешения конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов государств. Крайним выражением конфликтов является война. Средством реализации международных отношений государств в мировом сообществе является внешняя политика.

Внешняя политика представляет собой деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов. В основе международного сотрудничества государств (в рамках осуществления внешней политики), как уровня международных отношений, лежат пять принципов мирного сосуществования: уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, мирное сосуществование, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода.

О. В. Сафонова под внешней политикой понимает общий курс государства в международных делах, который призван регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами на основе определенного комплекса общепризнанных принципов и в соответствии с его национальными интересами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами [73, c. 211].

С. Ф. Сафин отмечает, что «внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешней политики деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей…» [72, c. 117].

Следует согласиться с мнением П. А. Цыганкова в том, что внешняя политика теснейшим образом связана с внутренней политикой государства. С этой позиции задача внешней политики состоит в обеспечении наиболее благоприятных международных условий для достижения целей и интересов государства [94].

Геополитическое положение государства исторически доминировало в выборе государством партнеров и развитии взаимоотношений с его противниками.

Механизмами осуществления внешней политики являются:

– установление дипломатических отношений между государствами; 

– открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них;

– сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями;

– осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге, с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.

Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств внешнеполитической деятельности:

– обмен информацией и делегациями на разных уровнях;

– заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов, включая соглашения конфиденциального и секретного характера;

– способствование развитию возможностей внутри- и внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других;

– предотвращение ракетно-ядерной войны;

– организация превентивных мер по предотвращению локальных конфликтов и их локализации;

– предотвращение техногенных катастроф и сотрудничество в целях скорейшей ликвидации их последствий;

– борьба с голодом, болезнями, охрана окружающей среды;

– подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий внешнеполитической обстановки и др.

Внешняя политика отражает в своих целях, в выборе средств и методов внутриполитическую ситуацию в государстве, опирается на имеющиеся у него ресурсы и кадровый потенциал. Внешняя политика осуществляется специально созданными для этого государственными органами. Большое значение для формирования внешнеполитического курса имеет теория внешней политики. На её основе разрабатываются наиболее эффективные механизмы, методы и средства достижения внешнеполитических целей.

В государственных структурах подавляющего большинства современных государств существуют:

– специализированные органы по осуществлению внешней политики и контролю над этой деятельностью – министерства иностранных дел (или внешних сношений) и парламентские комитеты по вопросам внешней политики;

– посольства и представительства, в составе которых работают специалисты по военным вопросам (военный атташе) и вопросам экономического (торговые представители), культурного сотрудничества;

– научные и культурные центры за рубежом, работающие под контролем посольств и представительств по относительно самостоятельным программам;

– официальные и полуофициальные миссии (например, «Корпус мира» в США) и др. [96].

Общепризнанным принципом международных отношений является взаимность. В соответствии с ним государства должны строить отношения друг с другом на равноправной, взаимовыгодной основе, особенно в вопросах, касающихся обеспечения международной безопасности.

Главным средством реализации внешней политики является дипломатия. Понятие «дипломатия» связано с искусством ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и международного сотрудничества.

Для реализации дипломатических отношений создаются специальные представительства: посольство, миссии, консульства, торговые и др. Их правовое положение регулируется международно-правовыми документами и в первую очередь Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., разного рода двусторонними договорами и внутренним законодательством страны пребывания [74, c. 25].

Дипломатия представляет собой совокупность практических мероприятий, приемов и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач. Важнейшая функция дипломатических представительств состоит в информировании своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а правительства страны пребывания – о политике представляемого дипломатическим представительством государства.

Основными задачами дипломатии являются:

– продвижение интересов государства и разрешение возникающих проблем с помощью дипломатических каналов и неформальных связей;

– регулирование экономических, политических и иных отношений между государствами.

Отношения государств регулируются разного рода дву- и многосторонними договорами и соглашениями, уставами, хартиями, основанными на международно-правовых нормах и общепринятых правилах поведения государств. Наиболее распространенными формами сотрудничества государств являются дву- и многосторонние договоры и союзы. Союзы представляют собой формальные или неформальные договоренности между государствами по вопросу сотрудничества или взаимопомощи в военной, экономической или политической сфере. Договоры имеют те же цели, но носят более формальный и правовой характер. Они могут варьироваться от соглашений по культурному и торгово-экономическому сотрудничеству до сложных договоров о безопасности и ограничении стратегических ядерных вооружений между двумя и более великими державами. Дипломаты решают вопросы предоставления политического убежища и выдачи преступников, защиты прав человека, разрабатывают и устанавливают соглашения о торговле, таможенных пошлинах, транспорте, почте и телеграфе, валютных расчетах и
т. д. Примером многостороннего международного соглашения является женевское Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ)
от 01.01.1948 г., которое содержит комплекс (свод) правовых норм, регулирующих торговые соглашения между странами-участниками. Другим примером служит Европейская конвенция по правам человека от 04.11.1950 г. Государства, подписавшие эту конвенцию, взяли на себя обязательства разрешать своим гражданам обращаться с жалобой в Европейскую комиссию по правам человека в случае нарушения их прав и свобод.[59, c. 72].

Каждое суверенное государство как субъект международных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов, включая уровни социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т. д. Все они в переложении на внешнюю политику фокусируются в концепции национального интереса.

Одной из основных характеристик современной мировой системы является взаимозависимость государств и целостность мира, его единство. Основу международной политики составляет национальный государственный интерес любой страны. Интерес – это реальная причина социальных действий, лежащая в основе мотивов, идей и т. п.

Применительно к государству, национальный интерес – это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивают устойчивое существование и прогрессивное развитие государств. Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны.

Национальные интересы страны – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства[32, c. 151].

Различают интересы:

– личности, общества, государства и национальные;

– внутриполитические и внешнеполитические;

– краткосрочные и долгосрочные;

– общие и региональные;

– главные и второстепенные;

– постоянные и переменные;

– политические, экономические, военные, экологические, гуманитарные, культурные и др.

З. А. Назирбекова классифицирует национальные интересы на интересы личности, интересы общества и интересы государства.

Интересы личности могут состоять из следующих компонентов:

– реализация конституционных прав и свобод;

– обеспечение личной безопасности;

– повышение качества и уровня жизни;

– физическое, духовное и интеллектуальное развитие человека и гражданина.

Интересы общества формируются исходя из следующих аспектов:

– упрочение политического строя государства:

– создание социального, правового государства;

– достижение и поддержание общественного согласия;

– духовное обновление страны [55, c. 32].

Интересы государства формируются исходя из следующих аспектов:

– незыблемость конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны;

– политическая, экономическая и социальная стабильность;

– безусловное обеспечение законности и поддержании правопорядка;

– развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Национальные интересы различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. По данному признаку они подразделяются на главные (или жизненно важные) и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные.

Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников и т. д.

Второстепенные и переменные интересы носят производный от первых характер. Изменяясь в зависимости от внешнеполитических факторов, они могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства.

Внешняя политика государства определяется уровнем социально-экономического и общественно-политического развития, географическим положением страны, её национально-историческими традициями, целями и потребностями обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все это во внешней политике фокусируется в концепции национального интереса. Представители политического реализма рассматривают национальный интерес в качестве главной составляющей внешней политики любого государства. Термин «национальный интерес» в 1935 г. был включен в Окфордскую энциклопедию социальных наук и тем самым получил официальный политический статус. Приоритет в разработке понятия «национальный интерес», принадлежит американским ученым – теологу Р. Нибуру и историку Ч. Бирдуc [27, c.58].

Г. Моргентау определил понятие интереса с помощью категорий власти. Понятие национального интереса в его концепции состоит из трех элементов:

– природы интереса, который должен быть защищен;

– политического окружения, в котором действует интерес;

– рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики [51, c. 501].

Национальные интересы – интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности. Гомогенность представляет собой однородность, однотипность, внутреннюю неразличимость, степень сходства членов некоторой совокупности между собой.

Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной национальности к объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении, а также в одежде и украшениях. Национальные интересы служат сохранению национальной общности как целого и проявляются в чувствах симпатии по отношению к членам своей национальной общности, отличных от чувств, питаемых к другим национальностям. Национальные интересы – одна из движущих сил поведения и деятельности личности, национальности, нации, общества или государства; они присутствуют во многих формах борьбы и сотрудничества между людьми. Попытка ущемления национальных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои национальной группы или общности, а также государства.

Национальные интересы редко выступали в истории в чистом виде. Они облекались в те или иные этико-религиозные (идеологические) формы, реализовались в ходе религиозных войн и национально-освободительных движений. Идеология поднимала частный национальный интерес до уровня «общего». Социальная общность с развитым национальным самосознанием, как правило, не поступается своими национальными интересами добровольно, на основе нравственных соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны – других национальных групп и общностей. Конфликт национальных интересов часто выливается в вооруженные столкновения и военные конфронтации. В этих условиях важнейшей задачей политиков является умение сочетать национальные интересы с перспективой сохранения мира на земле [27, c. 58].

В то же время отметим, что национальный интерес является категорией абстрактной и субъективной, поскольку параметры изучаемого явления определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Политику можно рассматривать как средство реализации национальных интересов. Нередко государственные интересы противопоставляют национальным и общественным (интересам гражданского общества), признавая их взаимосвязь.

В лексиконе международной политики, говоря о национальном интересе, как правило, имеют в виду государственный интерес и, наоборот, под государственным интересом подразумевают национальный интерес. Национально-государственные интересы формируются в соответствии с геополитическими параметрами, ресурсными возможностями, национально-культурными традициями государства. Формирование национальных интересов представляет собой постепенный и длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, национально-психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данного народа или страны. Главная составляющая национального интереса – это императив самосохранения государства. Концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием. Это особенно верно в отношении ложно понятых и превратно сформулированных национальных интересов (война США во Вьетнаме и др.).

Внешнюю политику любого государства можно считать реалистичной в той мере, в какой она построена с учетом интересов других сторон, вовлеченных в систему международных отношений. Этот момент приобретает особую значимость в современном мире, где определение национальных интересов любого отдельно взятого государства предполагает обязательный учет интересов других государств, а в чем-то и интересов всего мирового сообщества [38, c. 20].

Успех внешней политики государства зависит от четкости формулирования национальных интересов и от понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей государства на международной арене, на первом месте стоит обеспечение безопасности страны или национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях. Различают безопасность общественную и государственную, экономическую, социальную, политическую, экологическую, военную и т. д.

В широком смысле безопасность – это обеспечение гражданам государства нормальных условий для самореализации, защита их жизни, свободы и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, организации или самого государства. Безопасность – это такое состояние отношений между государствами, при котором им не угрожает опасность войны, либо другое посягательство извне.

С этих позиций безопасность рассматривают неделимо в различных масштабах:

– национальная безопасность – в границах одного государства;

– региональная безопасность – в рамках того или иного региона мира;

международная, всеобщая безопасность – в глобальных, мировых рамках.

П. А. Цыганков отмечает, что национальная безопасность является категорией политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, а также обеспечивает их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества [93, c. 131].

Впервые в политическом лексиконе понятие «национальная безопасность» было употреблено в 1904 г. в послании Президента США
Т. Рузвельта Конгрессу страны, где он обосновал присоединенные зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности». В последующие годы эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов. Источник понятия «национальная безопасность» американские авторы видят в теории «национальных интересов». Более углубленное изучение данной проблемы началось после II мировой войны американскими политологами. И уже в 1947 году конгресс США принял закон о национальной безопасности, направленный на то, чтобы обеспечить «утверждение интегрированной политики и процедур для департаментов, агентств и функций правительства, связанных с национальной безопасностью» (часть 2). Закон учредил Совет национальной безопасности (СНБ), которому вменялось в обязанность «давать советы президенту в вопросах, касающихся интеграции внутренней, внешней и военной политики в области национальной безопасности» (часть 101, а). В то же время была учреждена должность специального советника Президента по вопросам национальной безопасности. Оба института приобрели в дальнейшем большое влияние. Под эгидой военно-воздушных сил, армии, военно-морских сил, министерства обороны были созданы специальные организации, призванные вести исследования по вопросам национальной безопасности [38, c. 22].

В теории международных отношений в данное время существуют две основополагающие концепции о национальной безопасности: подход политического реализма (неореализма) и либеральный подход.

В концепции реалистов структура национальной безопасности рассматривается как производная от системы национальных интересов. Понятие «национальная безопасность» ассоциируется с понятием «государственная безопасность», т. е., по их мнению, только государство должно осуществлять политику по обеспечению национальной безопасности.

Под «национальной безопасностью» данная школа понимает меры, направленные на обеспечение физического выживания государства как некой системы в рамках системы международных отношений (защита суверенитета, территориальная целостность, адекватная реакция на внутренние и внешние угрозы и т. д.).

В рамках структуры безопасности выделяются четыре направления политики безопасности: безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства, международная безопасность.

Под безопасностью личности понимается формирование определенного комплекса правовых и нравственных норм и создание соответствующих государственных и национальных институтов и организаций. Это позволило бы личности развивать и реализовывать свои политические, экономические и культурные способности и потребности, при этом гарантировало бы личности защиту от противодействия со стороны как общества и государства, так и негативных внешних факторов.

Безопасность общества предполагает наличие общественных и государственных институтов, правовых норм, развития определенных норм общественного сознания, позволяющих реализовать права, потребности и свободы для всех социальных групп населения страны и противостоять при этом негативному воздействию внутренних и внешних факторов. Безопасность государства в понимании данной школы была нами уже рассмотрена выше.

Под международной безопасностью реалисты подразумевают такое состояние международных отношений, при котором создаются условия, необходимые для обеспечения фундаментальных национальных интересов государств-участников данной системы международных отношений, то есть их непосредственное выживание. Международная безопасность, по мнению данной школы, тесно связана с обеспечением национальных интересов государств и строится на балансе сил акторов международных отношений.

Либеральный подход (идеалисты и глобалисты) по основным положениям близок к реалистам. Однако при рассмотрении политики безопасности идеалисты и глобалисты расставляют здесь совсем иные акценты. С их точки зрения, личность является высшей целью функционирования общества и государства. Последние должны обеспечивать ее права и свободы. Государство, по мнению либеральной школы, находится на службе личности и общества: отношения между ними должны строиться на договорной основе. Само общество рассматривается как результат механического сложения личностей, поэтому личность противопоставляется и обществу, и государству. Следовательно, обеспечение безопасности государства и общества оценивается не как самоцель, а как функция, направленная на обеспечение безопасности отдельной личности [93, c. 131].

Безопасность государства, с точки зрения либералов, должна строиться на основе международной безопасности, должна быть производной от последней. Она основывается не на балансе сил государств-участников системы международных отношений, а на основе обеспечения между ними баланса интересов, на основе международного права, норм нравственности и справедливости.

Под национальной безопасностью подразумевается, прежде всего, физическое выживание данного государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы. Национальная безопасность тесно связана с безопасностью общественно-политической системы страны. Национальная безопасность как категория политической науки отражает связь безопасности с нацией, то есть с определенной территориально-государственной общностью, основанной на устойчивых социально-политических, экономических, культурных и иных связях.

Национальная безопасность характеризует состояние нации как целостной системы, включающей общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность, способствующие и препятствующие реализации национальных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке. Суть национальных интересов состоит, в первую очередь, в противодействии и компенсации любых деструктивных возмущений, формируемых внутри общества или за его пределами, которые препятствуют потребностям жизнедеятельности и развития личности и общества [11, c. 151].

Структурными элементами системы национальной безопасности являются: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации.   

Политическая безопасность состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества на позициях устойчивого политического суверенитета.

Экономическая безопасность характеризуется независимостью и неподчиненностью внешним силам, уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества, наличием развитой инфраструктуры и полезных ископаемых, квалифицированной рабочей силы и системы её подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей
[32, c. 154].

Военная безопасность характеризует возможность обеспечения интересов национальной безопасности средствами вооруженного насилия. Внешний аспект военной безопасности отражает способность нации противодействовать или сдерживать воздействие военной силы из-за рубежа. Внутренний аспект связан с деструктивным проявлением гонки вооружения, милитаризации общественного сознания, усилением политической роли армии внутри страны.

Важное место в концепции национальной безопасности занимают проблемы безопасности культурного развития нации, экологической, информационной безопасности, поскольку связаны с потребностями общества и личности. На основе концепции формируется система национальной безопасности, представляющая совокупность законодательных и исполнительных органов, правовых норм, обеспечивающих оптимальные и стабильные условия для жизнедеятельности и развития личности и общества. Концепция национальной безопасности, так же как внешнеполитические и геополитические концепции, представляет собой производную от концепции национальных интересов. Концепция национальной безопасности строится с учетом как внешних угроз, исходящих извне и связанных с попытками поработить или подчинить государство, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества и коренящихся в самом обществе. Различают угрозы реальные и потенциальные; глобальные, региональные и локальные.

Понятие безопасности включает следующие аспекты:

– обеспечение физического существования, территориальной неприкосновенности и целостности государства от внешних и внутренних угроз;

– гарантии от внешнего вмешательства во внутренние дела;

– предотвращение потенциальных и непредвиденных угроз самому образу жизни [53, c. 32].

Концепция национальной безопасности строится с учетом всех геополитических факторов, влияющих на пути, формы и средства реализации национальных целей. Первостепенная задача концепции национальной безопасности – это определение и разработка приоритетных направлений, комплекса мер и средств предотвращения, прежде всего крайних форм внешней и внутренней угроз – войны с другими государствами и гражданской войны. Государство располагает разными средствами и путями реализации этой цели. Один из самых очевидных из них – применение или угроза применения насилия.

С развитием научно-технического прогресса национальная безопасность отдельного государства стала зависимой от международной безопасности, безопасности всего мирового сообщества. В современных условиях национальная безопасность государства зависит не только от мощи и боеспособности вооруженных сил, но и от целого ряда других факторов – экономического могущества, конкурентоспособности индустрии, качества системы образования, благосостояния граждан, состояния их умонастроений и т. д.

Среди современных источников реальной угрозы для безопасности государств можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические и межконфессиональные конфликты, деградацию окружающей среды, замедление или остановку экономического роста.

В свете этих обстоятельств все большее признание получает стратегия коллективной безопасности. Указанная стратегия подразумевает создание системы, в которой каждое входящее в неё государство согласно с тем, что его безопасность является делом всех, и присоединяется к коллективным действиям по отражению агрессии. Возникает проблема интегрирования военно-политической безопасности и социально-экономической политики в глобальном масштабе. Безопасность и благосостояние – два аспекта, которые взаимосвязаны, постоянно влияют друг на друга и на эффективность самого социально-экономического порядка на всем земном шаре.

Изначально большинство исследований определяли национальную безопасность через силу, то есть преобладание мощи над другими государствами, либо с позиций взаимодействия государств, то есть создания оптимальных условий развития всей системы международных отношений. Однако, как справедливо отмечает О. Г. Леонова, в XXI в. каналы воздействия государства на международные процессы и другие страны расширяются. Сегодня более важным фактором воздействия, чем военная мощь и обладание ядерным оружием, являются экономический успех, идеологическая убедительность и культурная привлекательность страны. Еще недавно чуть ли не главным инструментом внешней политики считалась жесткая сила – политика принуждения, которая опирается на угрозу применения и (или) использование военной силы против данной страны. Однако в глобализирующемся мире в условиях всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости неэффективным становится использование старых инструментов политики, в том числе применение ядерного оружия, что может привести к обрушению экономики страны – инициатора ядерного удара
[43, c. 27].

Применение или угроза применения жесткой силы (военные корабли, курсирующие вдоль побережья, или самолеты, барражирующие небо над страной) достаточно неэффективны, поскольку имеют больше отрицательных побочных эффектов, чем вероятный сомнительный выигрыш агрессора (например, Ливия, Афганистан, Ирак). В любом случае это грозит серьезными потерями репутационного капитала, что впоследствии может сказаться на капитале вполне материальном.

Внешнеполитическим ресурсом и специфическим инструментом латентного управления международными процессами, который актуализируется именно в эпоху глобализации, является мягкая сила.

Объектами латентного управления становятся международные процессы и отношения, а также отдельные страны и регионы мира.

Такое латентное управление имеет свои особенности:

– во-первых, влияние субъекта управления конвертируется в мотивацию действия объекта управления;

– во-вторых, отсутствуют формальные институты, методы и рычаги управления.

Под воздействием процессов глобализации происходит переформатирование геополитического пространства, складывается новая иерархическая система (полюса, центры силы, региональные державы), выстраиваются новые геополитические оси. В этих условиях необходимо формировать внешнюю политику с учетом существующих реалий, искать новые инструменты и способы достижения стратегических целей государства и реализации национальных интересов [32, c. 154].

Мягкая сила дает возможность скрытно влиять на международные процессы даже тем странам, которые имеют ограниченный набор традиционных ресурсов влияния, например, не являются членами Совета Безопасности ООН, не обладают ядерным оружием или находятся на географической периферии. В условиях многополярной, полицентричной системы глобального мира любая страна, независимо от своего места в глобальной иерархии, при условии грамотного использования инструментов мягкой силы может осуществлять латентное воздействие на гуманитарные процессы, протекающие в рамках данного макрорегиона или даже планетарном масштабе.

Приведем, на наш взгляд, наиболее удачную классификацию внешних и внутренних факторов мягкой силы в рамках осуществления внешнеполитического механизма государства, которую дает О. Г. Леонова. К внешним факторам она относит внешнюю политику и авторитет в международных делах; положение в глобальной иерархии и геополитический статус страны; цивилизационный статус (во всех странах есть национальная культура, но не все страны являются наследниками конкретной цивилизации); политическую и экономическую модель развития государства; стратегию развития государства и умение её реализовать на практике; информационные ресурсы страны, её коммуникативная мобильность [43, c. 29].

Внутренние (социокультурные) факторы представлены О. Г. Леоновой в виде следующих параметров: идеология; стиль, качество и уровень жизни; ценности (в том числе национальная идея); менталитет нации; культура страны (искусство, литература, киноиндустрия, театр, шоу-бизнес); креативный потенциал государства: способность генерировать идеи и технологии, в том числе творческая сила нации.

Наиболее важными инструментами мягкой силы являются:

– инфопотоки;

– политический пиар, ориентированный на зарубежную аудиторию;

– глобальный маркетинг;

– позиционирование страны в глобальной иерархии;

– язык страны и степень его популярности в мире;

– народная (публичная) дипломатия;

– туризм, спорт и культурные обмены;

– система образования и студенческие (молодежные) обмены;

– способность вести информационные войны;

– миграционная политика;

– национальная диаспора;

– диалог культур [43, c. 32].

Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов. В основе международного сотрудничества государств (в рамках осуществления внешней политики), как уровня международных отношений, лежат пять принципов мирного сосуществования: уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, мирное сосуществование, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...