Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТУРИЗМЕ
В российском законодательстве отсутствует нормативное определение субъекта туристской деятельности, но по своей сути оно тождественно нормативным критериям субъекта предпринимательского права, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ). Субъекты туристской деятельности – субъекты предпринимательской деятельности в лице индивидуальные предпринимателей и коммерческих юридических лиц. Исходя из нормативно-правовых актов, на сегодняшний день можно с уверенностью сделать вывод, что основным субъектом туристской деятельности является коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Это означает, что отличительными признаками туристской деятельности как предпринимательской являются: – наличие определенного Законом субъекта (туристической фирмы (турагента или туроператора) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке (для этого необходимо представить все требуемые на основании ст. 12 Федерального Закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей » документы, тем самым выполнить общий порядок регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя); – извлечение дохода от этой деятельности (продвижение и реализация туристского продукта, оказание услуг в этой сфере); – систематичность деятельности (в части извлечения прибыли); турфирмы создаются и действуют на постоянной основе (естественно, здесь не имеются в виду турфирмы-«одновневки», создаваемые вопреки закону и деятельность которых содержит состав административного, а подчас и уголовного правонарушения); – для борьбы с такими турфирмами, которые зачастую не выполняют своих обязательств, президент Российского Союза Туриндустрии С. Шпилько в свое время предложил повысить минимальный размер уставного капитала для субъектов туристской деятельности, а также ввести запрет на осуществление деятельности в туризме для тех, «кто уже прокололся и остался должен туристам. – осуществление деятельности на свой риск и ответственность всем своим имуществом (в связи с тем, что большинство туристских организаций относятся к коммерческим организациям, они отвечают всем своим имуществом в соответствии с ч.1 ст. 48 ГК РФ). Не менее существенным изменением Закона о туристской деятельности является намеренное ограничение законодателем круга субъектов туристской деятельности, имеющих право на осуществление туроператорской деятельности. Теперь ею вправе заниматься лишь юридические лица, хотя прежде эта возможность предоставлялась и индивидуальным предпринимателям. Данная позиция государства вполне объяснима: оно пытается защитить туристов как более слабую сторону в отношениях по договору с туристской организацией, сосредоточив функцию формирования туристского продукта в руках лишь коллективных образований – юридических лиц. Вместе с тем, устанавливая данные ограничения, законодатель автоматически исключает из этих отношений основных субъектов малого предпринимательства, оставляя на рынке туроператорских услуг только представителей среднего и крупного бизнеса, что не может способствовать созданию нормальной конкурентной среды.Создать ООО для турагентской по формальному признаку совсем несложно, а вот выйти на рынок и занять на нем прочное место вот основная трудность. услуг, составляющими туристский продукт). Турагент, являясь посредником, осуществляет оказание услуг, связанных с заключением и исполнением договоров о реализации туристского продукта между туроператорами и туристами. Чаще всего турагенты выступают в роли «розничных продавцов» туристских продуктов различных туроператоров. Турагент действует в чужих интересах, осуществляя свою деятельность от имени и по поручению туроператора, либо по поручению туроператора, но от собственного имени. Если лицо представительствует от имени туриста, то такое лицо именуется в Законе не турагентом, а заказчиком туристского продукта. Как видно, в настоящее время главным действующим лицом на российском рынке, как и в других развитых правопорядках (Германия, Нидерланды и т.д.) является такой субъект туристской деятельности, как туроператор – «производитель» туристского продукта. Именно туроператор отвечает перед туристами за качество и безопасность туристского продукта, за надлежащее оказание входящих в туристский продукт услуг перевозчиков, гостиниц и т.д., поэтому законодатель решил не возлагать излишние административные формальности на турагентов, в том числе отменил лицензирование турагентской деятельности. Приобретение какого-либо разрешения, свидетельства и т.п. документа являлось бы неким препятствием в осуществлении туристской деятельности со стороны государства. Туроператор — это юридическое лицо, имеющее финансовое обеспечение, формирующее комплекс туристских услуг для последующего его продвижения и реализации турагентам, а также формирующее комплекс туристских услуг по запросу турагента в интересах туриста и (или) иного заинтересованного лица; турагент — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, действующие от имени и в интересах туроператора либо от своего имени, но в интересах туроператора и осуществляющие продвижение комплекса туристских услуг, а также его предоставление туристам и /или иным заказчикам по договору реализации туристского продукта. Законодательство о туризме показывает, что «основными» субъектами туристической деятельности, являются туроператоры и турагенты. Предлагается выделить вторую, менее многочисленную по количеству, но не по значению группу «косвенных» или «квазисубъектов» - субъектов, без которых невозможно осуществлять оказание услуг, а в Законе о туристской деятельности обозначить их деятельность как «иная деятельность, непосредственно связанная с туристской». К ним предлагается отнести организации, занимающиеся оказанием услуг: - по перевозке (железнодорожным, водным, воздушным транспортом); - по страхованию (по договору страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия в соответствии со ст. 17 Закона о туристской деятельности); Также стоит отметить тех субъектов, которые, безусловно, не связаны с туристской деятельностью напрямую, но которые на основании ст. 15 Закона о туристской деятельности обеспечивают безопасность туристов, занимаются оказанием им необходимой помощи. К ним можно отнести МВД, МЧС. В большинстве своем субъекты туристской деятельности создаются в такой организационно-правовой форме, как общество с ограниченностью ответственностью, реже - закрытых акционерных обществ. Наличие достаточно большого числа туристических компаний объясняется, во-первых, довольно высоким спросом на туристские услуги, поскольку путешествия в 21 веке перестали быть роскошью, а наоборот, стали потребностью, в частности, предпринимателей; во-вторых, число хозяйствующих субъектов в туризме связано с относительно невысоким порогом начального капитала для создания такого субъекта и его деятельности.
ВОПРОС
|