Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРАКТИКЕ И ЕЕ ОЦЕНКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Р. Е. АЛЕКСЕЕВА»
Кафедра «Технология и оборудование машиностроения»
Методические указания По преддипломной практике
для студентов специальности 15.03.05 «Технология машиностроения» всех форм обучения
Нижний Новгород 2015 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика является важной завершающей частью процесса обучения студентов и подготовки инженеров по специальности "Технология машиностроения" и проводится после окончания теоретических занятий в вузе. Ее задача состоит в закреплении теоретических знаний, приобретении практических знаний и навыков самостоятельной работы по специальности, сочетании теории с практикой, их углублении и пополнении современными сведениями по новейшей технологии и организации производства современного машиностроительного предприятия. За время практики студенты должны ознакомиться и освоить весь технологический комплекс процессов производства деталей и машин, выпускаемых заводом, его производственную и организационную структуру, системы и методы планирования, экономического хозяйствования и стимулирования. Одновременно необходимо изучить все вопросы, связанные с дипломным проектированием, систематизировать, накапливать и собирать материалы для его выполнения. Цель преддипломной практики: — научить студентов самостоятельно работать на производстве в качестве инженера-технолога, конструктора по оснастке, мастера производственного участка и т.п.; приобрести в производственных условиях практические навыки разработки технологических процессов изготовления машин (производства заготовок, обработки деталей, сборки и испытания машин), разработки и проектирования технологической оснастки; — приобрести опыт внедрения разработанных технологических процессов и оснастки в цехах, на рабочих местах; — приобрести опыт и навыки проектирования технологических процессов на ПК, — приобрести опыт и навыки разработки, программирования и кодирования технологических процессов на станках с ЧПУ; — приобрести опыт оформления технологических процессов по единым системам ЕСТД и ЕСТПП; — изучить методы управления качеством изготавливаемой продукции, повышения экономичности производства, статистические методы управления технологическими процессами, вопросы сертификации продукции; — изучить методы и принципы организации производства, приобрести практические организационные навыки руководства производственными участками и цехами; — приобрести опыт технологического и экономического анализа работы производства; — изучить пути развития технического прогресса производства, приобрести опыт комплексной механизации и автоматизации производственных процессов; — ознакомиться с научными и исследовательскими работами, проводимыми технологической и другими лабораториями завода; — подобрать и систематизировать материалы, разработать схемы проекта и решения всех технических задач, связанных с выполнением дипломного проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1. За месяц до начала практики руководитель практики распределяет студентов по местам, готовит приказ о направлении студентов на практику, проводит производственное собрание студентов, на котором дает указания и разъяснения, вручает программу практики, напоминает о необходимости иметь при себе паспорт, студенческий билет и фотокарточки для оформления пропуска. На собрании и в дальнейшем проведении практики должны принимать участие представители кафедры экономики и организации машиностроения, инженерной экологии и охраны труда для постановки и качественного изучения на предприятии вопросов экономики, охраны труда и экологии. 2.2. Для большей целенаправленности в использовании времени практики студентам рекомендуется получить на кафедре и подробно изучить действующие методические разработки по дипломному проекту. 2.3. Объем и содержание работ, выполненных студентами в период преддипломной практики, должны быть достаточными для достижения целей (см. разд. 1) и представления полного отчета за практику согласно перечню (см. разд. 6). 2.4. Кафедра обращает внимание студентов на то, что они не должны сужать круг изучаемых вопросов только сбором материалов по выданной теме дипломного проекта. Необходимо также уделять время процессам обработки других основных деталей, изготовляемых цехом, специфике сборки машин в целом, организации работы отделов новой техники, стандартизации, главного метролога, технического контроля, главного механика, инструментального хозяйства, рационализации и изобретательства. Одновременно с этим необходимо ознакомиться с новой техникой, внедрением на предприятии достижений науки и техники, мероприятий по охране природы и защите окружающей среды от загрязнения отходами производства и др. Особое внимание следует уделять ознакомлению и использованию гибких автоматизированных и автоматических систем, станков с ЧПУ, вычислительной техники, внедрению АСУП и АСУТП. Студенты должны уяснить роль конструктора и технолога при проектировании и внедрении новой оснастки или новых объектов в производство. Существенно важно изучить работу плановых органов завода и цеха, касающуюся методов планирования выпуска продукции, труда и зарплаты, материалов, себестоимости и финансов, а также методов анализа хозяйственной деятельности цеха. Во время практики студент должен ознакомиться в цехе с мероприятиями по гражданской обороне. 2.5. Студенты, проходящие практику, обязаны: — вовремя прибыть на место, оформить пропуска, пройти инструктаж по охране труда и пожарной безопасности; — соблюдать дисциплину и правила внутреннего распорядка предприятия и общежития; — работать на предприятии и собирать материал для дипломного проекта; — при работе на штатной должности выполнять установленные служебные обязанности, а возможные пробелы в прохождении практики восполнять в свободное от работы время; — полностью выполнить программу практики и индивидуальные задания; — оформить отчет и сдать зачет. — Староста группы является первым помощником руководителя практики от университета и замещает его при временном отсутствии. Он выполняет следующие обязанности: — оформляет на предприятии пропуска; — оказывает содействие руководителю практики от университета в размещении студентов в общежитии (при необходимости) и прохождении ими инструктажа по охране труда и пожарной безопасности; — ведет учет посещаемости студентов; — по окончании практики на предприятии оформляет корешок путевки и проверяет сдачу студентами литературы, имущества, пропусков и т. п. 2.6. Теоретические занятия и экскурсии: - для групп студентов за время прохождения практики силами заводских работников проводится несколько лекций или бесед, посвященных обзору достижений завода в области повышения качества выпускаемой продукции и использования прогрессивных методов обработки и сборки, внедрению комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, освещению вопросов подготовки производства новых изделий, методов планирования и анализа хозяйственной деятельности предприятия и т.п. Кроме того, студентам рекомендуется посещать технические лекции и доклады, проводимые на заводах для ИГР. - для грамотного критического осмысления изучаемого производства и возможности разработки реальных предложений по улучшению отдельных моментов этого производства студент должен пользоваться специальной литературой и материалами, знакомясь с ними в отделах и технической библиотеке завода, а также в библиотеке университета. - для ознакомления студентов с заводом в целом в первой половине практики заводские руководители организуют экскурсии. Желательно провести экскурсию на заводы с аналогичным производством, но другим объемом выпуска. 2.7. Индивидуальные занятия и УИРС Для выработки самостоятельности и творческой инициативы каждый студент должен выполнить работу исследовательско-аналитического характера. Тему исследования ему рекомендуют руководители практики (заводской или от кафедры), или ее он выбирает сам и согласовывает с руководителями. Примерный перечень научно-исследовательских тем, — исследование точности, причин брака или возможностей повышения производительности отдельных операций технологического процесса заданных деталей; — углубленный сравнительный анализ сопоставимых вариантов технологических процессов, разработанных самим дипломником на одну из заданных деталей. Анализ-исследование должно охватить заготовки, достоинства и недостатки предлагаемых операций, применяемое оборудование и оснастку, рациональность базирования, режущий инструмент и режимы обработки, организацию рабочего места; — анализ размерных цепей заданного узла или спроектированного механизма с критическим рассмотрением методов достижения его конечной точности; — исследование и обобщение опыта предприятия по улучшению организации и управления производством; — анализ и исследование возможностей использования новых достижений и разработок в машиностроении; — анализ точности линейных размеров, указанных в заводских технологических картах, и их технически обоснованный расчет; — анализ способов проставления линейных операционных размеров и выбор лучшего варианта; — анализ различных способов получения заготовок для определенных условий и конструкторско-технологических групп деталей и выбор наилучшего из них; — анализ и классификация деталей завода, цеха согласно классификатору промышленной продукции (конструкторскому и технологическому); — исследование различных вариантов последовательности обработки корпусных деталей на станках типа обрабатывающий центр; — исследование уровня механизации и автоматизации по отдельным участкам и по цеху, сравнение его с укрупненными нормативными показателями и разработка предложений по созданию оптимального уровня механизации и автоматизации для конкретных условий; — анализ и выбор рациональной системы транспортирования и переработки стружки проектируемого механического цеха; — исследование и выбор эффективных транспортных средств для транспортирования заготовок и изделий на проектируемом участке. 2.8. За время практики необходимо собрать материал для раздела дипломного проекта "Стандартизация и контроль качества продукции". Для этого в отделах стандартизации, главного метролога и в ОТК следует детально познакомиться с планами дальнейшей стандартизации, унификации, агрегатирования, типизации, применяемыми технологическими процессами, оснасткой, внедрением и соблюдением Государственных стандартов согласно заданию практики. Выяснить, какие главнейшие отраслевые стандарты (ОСТ) и технические условия (ТУ) используются на предприятии и имеются ли на данном заводе стандарты предприятия (СТП). Ознакомиться с выполнением основополагающих стандартов (на шероховатость поверхности, резьбы метрические, зубчатые передачи и др.). Следует также ознакомиться с основными положениями единой системы технологической документации в системах ЕСКД и ЕСТД, с правами и обязанностями основных служб предприятия, выполняющих требования ГСС и контролирующих выполнение этих требований. Ознакомиться с мерами ответственности за нарушение стандартов, выпуск некомплектной продукции и нарушение действующих технологических процессов.
3. Календарный график практики
ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРАКТИКЕ И ЕЕ ОЦЕНКА 4.1 Анализ исходных данных Исходными данными являются, материалы, собранные дипломником в процессе преддипломной практики. Дается краткое описание назначения заданной детали (представителя) и условий ее работы в механизме (если такая информация имеется и не является секретной). Деталь относят к определенному типу детали: вал, втулка, диск, корпус, рычаг и т.д. Выявляются виды элементарных поверхностей: наружная цилиндрическая поверхность (НЦП), внутренняя цилиндрическая поверхность (ВЦП), торцевая поверхность (ТП), наружная резьбовая поверхность (НРП), внутренняя резьбовая поверхность (ВРП), наружная шлицевая поверхность (НШлП), наружная шпоночная поверхность (НШпП) и т.д. Выполняется эскиз детали с нумерацией сторон детали и всех обрабатываемых поверхностей. Указываются исполнительные поверхности, основные базирующие и вспомогательные базирующие поверхности, имеющие решающее значение для выполнения деталью своего служебного назначения. Определяется количество элементарных поверхностей, из которых состоит деталь (если задана группа деталей, такие же данные приводятся для других деталей в группе, или наиболее характерных представителей). Полученные данные привести в табличной форме.
Таблица 1 - Исходные данные
4.2 Нормоконтроль, анализ чертежа и отработка технологичности конструкции детали (сборочной единицы) Нормоконтрольчертежа производится согласно требований ГОСТ 2.111 и предусматривает проверку соблюдения требований ЕСКД с учетом вновь принятых изменений (наличие и обозначение разрезов, сечений, шероховатости поверхности, допусков формы и расположения поверхностей и др.). Все стандарты, указанные на чертежах необходимо проверить по указателю стандартов последнего года издания. Если стандарты прекратили срок действия, то необходимо найти им замену или их не использовать. Все отраслевые стандарты (ОСТ), желательно заменить, на действующие Государственные стандарты. Необходимо проверить соблюдены ли ряды предпочтительных значений для различных элементов детали. Проверить согласованность требований к точности размеров, формы и шероховатости поверхностей. Проверить достаточность и правильность технических требований. При анализе сборочной единицы обратить внимание на предпочтительность и правильность задания допусков и посадок, правильность оформления спецификации и достаточность технических требований. Анализ конструкции детали (изделия) на технологичность в соответствии с общими правилами, установленными ГОСТ 14.201, ГСТ 14.205, ГОСТ 14.206, предполагает качественную и количественную оценку технологичности конструкции. К деталям, обрабатываемым на автоматизированном оборудовании и станках с ЧПУ, предъявляются специфические требования к технологичности конструкции. Результаты качественной отработки конструкции детали (изделия) на технологичность иллюстрируются эскизами в пояснительной записке. Для количественной оценки необходимо проанализировать все элементарные поверхности детали представителя (комплексной детали) и дать соответствующие предложения по их унификации и стандартизации. Для удобства проведения анализа данные сводятся в таблицу 2.
Таблица 2 Анализ элементарных поверхностей деталей
4.3 Анализ действующего технологического процесса Заводской маршрутный технологический процесс приводится в табличной форме (таблица 3).
МАРШРУТНАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Наименование детали Чертеж № Материал Вид заготовки
Таблица 3 Маршрутная карта
В таблице после указания установа и позиции необходимо проставлять номера обрабатываемых поверхностей. По приведенному технологическому маршруту и операционным картам выявляются планы обработки, которые включают вид и метод обработки основных элементарных поверхностей детали. Анализируются достаточность количества видов обработки в планах обработки, и оценивается рациональность применения методов и количества видов обработки. Результаты анализа приводятся в табличной форме.
Таблица 4 Анализ планов обработки элементарных поверхностей
В результате анализа делаются выводы и формулируются рекомендации по совершенствованию заводского технологического процесса. Эти рекомендации принимаются за основу при разработке нового технологического процесса.
4.4 Выбор и обоснование вида заготовки Приводятся основные физико-механические и технологические свойства материала детали. Вид заготовки определяется назначением и конструкцией детали, материалом, массой, техническими требованиями на изготовление, объемом выпуска, типом производства, затратами на изготовление заготовки и др. Основная задача - выбрать такой прогрессивный метод получения заготовки, который максимально приблизит конфигурацию, размеры и качество поверхностей заготовки к аналогичным характеристикам детали. Выбор вида заготовки должен сопровождаться сравнением с одним из сопоставимых вариантов. В качестве одного из вариантов может приниматься вид заготовки, используемый в действующем производственном подразделении. При необходимости определяется стоимость изготовления заготовок для сравниваемых вариантов. Дается обоснование, которое показывает, какими преимуществами обладает предлагаемый способ ее получения для последующего технологического процесса ее изготовления. Приводятся эскизы заготовок в упрощенном варианте с указанием точности и качества поверхностей заготовки. Делается заключение по выбранному варианту.
4.5 Анализ вариантов базирования Анализ вариантов и выбор баз должен производиться с помощью теории графов, анализа схем размерных конструкторских связей детали, с помощью матриц связей и др. Выбирается наилучшей по точности вариант комплекта технологических баз и схем базирования для обработки на первой и последующих операциях обработки (сборки) технологического процесса. Приложения. В приложении к отчету должно быть: 1. Чертеж детали, утвержденный на дипломное проектирование, и технологический 2. Технологический процесс
К зачету допускаются студенты, которые систематически посещали практику, собрали материалы по всем разделам программы, имеют отчеты по технологической и организационно-экономическим частям, а также оформленную индивидуальную путевку и подтверждение. Зачет принимается в последние дни практики или не позднее 10-го дня по окончании практики. По результатам зачета выставляется зачетная оценка по пятибалльной системе на основе собеседования, отчета и других материалов, прилежности и активности студента во время преддипломной практики. Оценка по практике учитывается наравне с экзаменационными оценками. Невыполнение программы практики или получение неудовлетворительной оценки влечет за собой повторное прохождение практики или отчисление из университета.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 133. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |