Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 1. Роль торговли в формировании потребительского рынка.




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Волгоградский филиал

Кафедра социологии и менеджмента

 

 

А.Н. Буров

И.М. Волохов

С.С. Восканян

Г.Г. Слышкин

Д.А. Дильман

И.А. Злочевский

И.С. Дмитриева

С.И. Копылов

А.С. Копылов

Н.А. Кустова

 

 

Менеджмент торговой организации

Учебно-методическое пособие для студентов специальности

080507 Менеджмент организации

 

Волгоград 2009


ББК 65.0053

К 93

 

 

Рецензенты:

кандидат экономических наук, ст. научный сотрудник П.П.Жидков

кандидат экономических наук, доцент Г.М. Писков

 

 

Одобрено на заседании Ученого совета Волгоградского филиала Российского государственного торгово-экономического университета

 

 

издается в авторской редакции

 

 

Менеджмент торговой организации

(конспект лекций)

учебно-методическое пособие для студентов специальности

080507 “Менеджмент организации”

 

Пособие содержит материалы, по менеджменту торговой организации, охватывающие в комплексе весь механизм деятельности торговых предприятий, учитывая реалии экономических преобразований, законодательства и состояния потребительского рынка. Она содержит большой круг вопросов организационно – технологической, экономической и финансовой направленности, необходимых для принятия комплексных управленческих решений оперативного и стратегического характера.

 Пособие рекомендовано студентам, обучающихся по специальности 080507 “Менеджмент организации”

 

© Волохов И.М., Дмитриева И.С., Копылов С.И., Копылов А.С., Кустова Н.А., Буров А.Н., Восканян С.С., Слышкин Г.Г.,, Дильман Д.А., Злочевский И.А.,

 

© ВФ ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»,2008


Содержание

Введение. 4

Раздел 1. Концептуальные основы управления торговлей. 6

Лекция 1. Роль торговли в формировании потребительского рынка. 6

Раздел 2. Организация и управление оптовой торговой организацией (предприятием) 16

Лекция 2. Роль государства и органов местного самоуправления в регулировании торгового обслуживания населения. 16

Лекция 3. Оптовая торговая сеть, ее структура и функции. 19

Лекция 4. оптовые торговые организации (предприятия) и принципы управления их деятельностью. 24

Лекция 5. Виды коммерческо-посреднических структур на рынке оптовых услуг: принципы организации и управления их деятельностью. 34

Лекция 6. Организаторы оптового оборота и их роль в формировании хозяйственных связей на потребительском рынке товаров и услуг. 38

Лекция 7. Особенности управления ассортиментом оптовой организации (предприятия). 43

Лекция 8. Организация и управление закупкой и поставкой товаров. 52

Лекция 9. Организация и управление товародвижением оптовой продажей (сбытом) товаров. 60

Лекция 10. Товарные склады и их роль в системе товародвижения. 75

Лекция 11. Формирование складской сети торговой организации. 80

Лекция 12. Управление складским технологическим процессом. 87

Раздел 3. Организация и управление розничной торговой организацией (предприятием) 104

Лекция 13 Выбор структурной единицы торговой организации (предприятия) розничной торговли с учетом типа города, характер жилой застройки. 104

Лекция 14. Торговая политика и формирование конкурентоспособной ассортиментной модели. 113

Лекция 15 Управление товарными запасами в розничной торговой организации (предприятии). 124

Лекция 16. Формирование эффективной системы товародвижения в розничной торговой организации (организации) 133

Лекция 17 Оптимальные управленческие решения в организации продаж и торгового сервиса в розничных организациях (предприятиях). 153

Лекция 18. Управление торгово-технологическим процессом в организациях (предприятиях) различной торговли. 188

Лекция 19. Формы и методы активизации продвижения товаров в розничной торговой организации (предприятии). 204

Лекция 20. Коммуникационная политика в организациях (предприятиях) торговли. 222

Вопросы для подготовки к экзамену. 240

Примерная тематика курсовых работ. 243

Литература. 246


Введение

Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда. В нее влилось много новых предприимчивых людей, которые должны быть готовыми к новым реалиям и особенностям управления торговой деятельностью в условиях рыночной экономики.

На современном этапе управление торговым предприятием – тонкое искусство, в котором полагаться лишь на практический опыт уже недостаточно.[1]

Эффективная система управления требует целостного системного подхода к построению менеджмента организации. Решение данной проблемы

Лежит во внедрении в практику управления концепции стратегического менеджмента, основой которого является новый взгляд на реализацию общих функций управления: планирования, организации, руководство персоналом и контроль, реагируемых на базе современных информационных технологий. Важным источником мобилизации ресурсов организации в направлении выработанной стратегии является дизайн организационной структуры.[2]

Существенное внимание должно быть уделено вопросам организации торгово-технологических процессов в магазине. Требуется активной позиции торговой организации в области закупки товаров взаимодействия с поставщиками по вопросам организации ассортимента и потребительских свойств товаров, обеспечения внедрения передовых технологий мерчендайзинга, построения современных корпоративных информационных систем.

Резервом роста производительности труда персонала торгового предприятия является постоянная работа в области совершенствования организации и условий труда. Новые возможности для достижения успеха по перечисленным направлениям открываются при условии вовлечения персонала всех уровней в процесс выработки и принятия решений.

Для повышения адаптивности торговых организаций к требованиям рынка необходимо строить ассортиментную политику с учетом сложившейся культуры потребления, реальных требований определенных сегментов рынка, принимать управленческие решения исходя из стратегических целей развития предприятия. Одно из условий выживания предприятий на рынке – постоянное его развитие, совершенствование систем повышения квалификации персонала.

Дисциплина “Менеджмент торговой организации” основывается на знаниях, полученных студентами в ходе предшествующего изучения таких управленческих и экономических дисциплин, как “Основы менеджмента”, “Стратегический менеджмент”, “Маркетинг”, “Экономика предприятия торговли”, “Логистика”, а так же ряда прикладных дисциплин.

Цели настоящего курса: приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в управлении торговыми организациями (предприятиями) с учетом специфики оптовой и розничной торговли.

Курс содержит три раздела: концептуальные основы управления торговлей, организация и управления торговлей, организация и управление оптовой торговой организацией (предприятием), организация и управление розничной торговой организацией (предприятием).

Итоговая форма контроля – экзамен и защита курсовой работы.






Раздел 1. Концептуальные основы управления торговлей.

 

Лекция 1. Роль торговли в формировании потребительского рынка.

Торговля относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства.[3] За последние годы отрасль претерпела кардинальные изменения. Экономический подъем последних лет ведет к устойчивому росту потребительского спроса и делает рынок все более привлекательным для новых отечественных товаров и иностранных инвестиций.

Сетевые гиганты, активно внедряющиеся на российский рынок, существенно обостряют конкуренцию и являются катализатором процессов преобразования в торговле.

Меняется и сам российский покупатель. Он становиться все более взыскательным, поскольку имеет возможность выбрать предприятие торговли, способное обеспечить реализацию ожидаемого уровня покупательских предпочтений.

Новые тенденции в развитии торговли вызвали необходимость кардинальных преобразований и в области менеджмента.

Менеджмент современной торговой организации представляется собой, сложный механизм реализации которого требует от руководителя наличия глубоких профессиональных знаний и практического опыта. Его нельзя свести к обеспечению торгово-технологических процессов, связанных только с закупкой и продажей товаров. Одно из определений торгового менеджмента сформировало весьма просто [4]:

“Торговый менеджмент представляет собой процесс управления всеми основными аспектами деятельности торгового предприятия.”

Основными составляющими системы менеджмента современного предприятия торговли являются:

1. Стимулирование трудовой деятельности персонала.

2. Организация труда.

3. Стиль управления.

4. Квалификация персонала и трудовое обучение.

5. Механизм формирования заработной платы персонала.

6. Трудовые отношения.

Любой труд складывается из реализации набора функций. Реализация совокупности функций управления представляет собой суть процесса управления. Характер взаимосвязи общих функций управления отражен на рис 1.1


 


Рис. 1.1. Схема взаимосвязи общих функций управления.

 

В условиях жесткой рыночной конкуренции планирование рассматривается в качестве важнейшего инструмента эффективности работы торговой организации.



Планирование представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий концентрацию усилий организации на наиболее перспективных направлениях деятельности.

Уже с 80-х годов в практике планирования внедрялось стратегическое планирование. Министерством экономического развития и торговли РФ программы внедрения системы стратегического планирования рассматривается в числе приоритетных направлений реформирования менеджмента отечественных предприятий.

Стратегическое планирование  представляет собой процесс определения целевого состояния бизнеса на основе прогнозирования возможностей и ресурсов организации.

Процесс стратегического планирования осуществляется в несколько этапов. Его схема представлена на рис 1.2 [5]

 

 


Рис. 1.2 Модель стратегического планирования деятельности торговой организации

 

Процесс стратегического планирования начинается с анализа внешней и внутренней среды организации. Для получения устойчивых конкурентных преимуществ предприятия торговли вынуждены ориентировать свое товарное предложение и технологию продаж на определенные сегменты рынка (целевые сегменты).

На первом этапе определяется система факторов прямого и косвенного воздействия на работу организации. На их основе формируется система покупателей оценки:

Анализ внешней среды:

1. Рынок покупателей и услуг

2. Рынок товаров и услуг

3. Рынок поставщиков

4. Технологии

5. Финансовые рынки

6. Трудовые ресурсы

7. Механизмы государственного регулирования деятельности предприятий торговли

8. Конкуренция

9. Среда кооперирования

10. Информационная среда

11. Международная среда

Следующей важной составляющей стратегического планирования является анализ внутренней среды организации по направлениям:

1. Менеджмент организации

2. Продажи

3. Товары и услуги

4. маркетинг

5. Информация

6. Технологии и организация торгово-технологических процессов.

6.1. Закупки

6.2. Доставка

6.3. приемка, хранение и подготовка товаров к реализации

6.4. Организация и технология обслуживания покупателей

7. Кадровый потенциал и условия труда.

8. Материально-техническое обеспечение.

9. Финансы.

10. Организационная культура.

Таким образом переход к рыночному механизму хозяйствования потребовал формирования принципиально новой системы управления торговлей как микро-, так и макроуровне. Современная концепция управления состоит в рациональном сочетании государственного регулирования основных народно-хозяйственных, межотраслевых, отраслевых, межрегиональных пропорций с одной стороны. С широкой самостоятельностью, инициативой и ответственностью предприятий потребительского рынка- с другой.

В целом в ходе осуществления реформ в 1990-е годы в торговле произошли следующие изменения:

· осуществлено разгосударствление собственности путем приватизации предприятий торговли;

· разрушена монополия государственной торговли, происходит процесс становления частной торговли. Частный сектор дает более 75% розничного товарооборота;[6]

· российский потребительский рынок преодолел дефицит и может быть классифицирован как рынок «потребителя»;

· ликвидирована иерархическая структура министерств торговли, государственное управление торговлей заменено государственным регулированием;

· предприятия торговли получили полную правовую и хозяйственную самостоятельность, стали равноправными субъектами рыночных отношений.

По месту купли-продажи различают торговлю внутреннюю и внешнюю.

Во внутренней торговле выделяют оптовую и розничную торговлю. Что касается определения внутренней торговли, то его можно сформулировать [7]:

«Внутренняя торговля-это совокупность субъектов торговой деятельности, занимающихся куплей-продажей товаров народного потребления и оказанием иных торговых услуг на территории России функционирование которых регулируются общими и специальными лицами организационно-экономического и правого характера в целях достижения рыночного согласования товарного предложения и потребительского спроса».

Оптовая торговля-это продажа товаров с целью их последующей перепродажи или для профессионального использования.

Оптовая торговля является не просто посредником между производством и различными торговыми предприятиями -она должна выступить как активным организатором как по отношению к производству. Так и к розничной торговле. От деятельности оптовой торговли зависит во многом состояние и совершенствование всей торговли.

 

ОПТОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ











Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...