Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДАЧА МАТЕРИАЛА




КАК ИЗДАВАТЬ ГАЗЕТУ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

КАКАЯ ГАЗЕТА? ДЛЯ КОГО? КАК?

 

Ангарск, 2006


Автор-составитель: Шишкунова А.А. – зав. отделением II ступени обучения ПЛ-36, преподаватель Школы  ученического актива Иркутской области – 2006.

 

Пособие предназначено для проведения учебного занятия в Школе ученического актива учреждений начального профессионального образования Иркутской области. 

 

 

Рецензент: кафедра профессионального образования ИПКРО




ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

К концу занятия участники

- подготовят проект Положения о пресс-центре в учебном заведении (ученической газете) и представят его.

Оснащение занятия:

- Учебные пособия.

- Инструкции по выполнению задания, листы самооценки.

Ход занятия:

1. Организационно-мотивационный момент.

2. Презентация «Как издавать газету в учебном заведении: Практические советы. Какая газета? Для кого? Как?»

3. Выполнение упражнения «Деление на группы».

4. Выполнение упражнения «Разработка Положения о пресс-центре в учебном заведении (ученической газете)». Представление.

5. Подведение итогов занятия, заполнение участниками листов самооценки.

 



ДИАГНОСТИКА

Хотелось бы вам, чтобы учащиеся, преподаватели и родители имели возможность вместе делать что-то интересное, современное, изменять этим жизнь?

Лично вы когда-нибудь пробовали что-то написать в газету?

Если да- поделитесь опытом:

- Имело ли это значение для вас?

- А для окружающих?

- Что вы ощущали, впервые увидев свою фамилию под опубликованным материалом?

Если нет:

- Что мешает вам сегодня попробовать написать - статью, рецензию, дать совет, высказать что-то наболевшее?

- Вы не представляете, какое удовлетворение ощутите вы, увидев свои мысли опубликованными в интересном издании;

Попробуйте сегодня, теперь и здесь в корне изменить свое отношение к прессе, к делу издания периодического печатного органа. Есть возможность попробовать свои силы. Не откладывайте на завтра!

Боитесь ли вы, что с появлением печатного издания вскроются нежелательные тщательно скрываемые какие-то болевые точки?

Почему вас пугает вопрос или сама идея издания, организации в учебном заведении печатного органа?

- Если вы боитесь незнания, финансовых проблем, то мы вас ознакомим со всеми «подводными» течениями в газетном деле;

- Если вас пугает выпущенный на свободу «голос народа» (мнение подростков, коллег, родителей), то подумайте о том, что «плохо скрываемые, спрятанные проблемы - это проблемы умноженные, проблемы в квадрате».

Обозначенная, обнаженная проблема, проговоренная проблема - это наполовину решенная проблема.

ГАЗЕТА МОЖЕТ ИЗДАВАТЬСЯ В КАЖДОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ?

ДОЛЖНА - ТАК НУЖНО СТАВИТЬ ВОПРОС

 

Она поможет:

- Информировать всех о том, что происходит (родителей, учащихся, преподавателей, другие учебные заведения, и т. д.).

- Поможет вам выйти на новый уровень информационного потока (Инет-проект, Заявление о себе! Мы есть!) Чаще сами будете анализировать. Что? Где? И когда? происходит в учебном заведении.

- Научит всех умению формулировать и оформлять мысли и чувства, идеи, предложения, претензии в слова,

- Приучит всех к существованию другой (не вашей) точки зрения.

- Вашу точку зрения донести до всех.

- Учащимся, родителям, преподавателям поможет находить точки консолидации, конструктивизма.

- Тем, кто пишет - даст навыки работы с информацией, овладение журналистскими приемами и навыками.

- Научит читать газеты! Искать информацию вообще, работать с нею!

КОМАНДА

Чем лучше все будет организовано, тем успешнее осуществится эта "авантюра". Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда.

Она может состоять:

- из всех учащихся одной группы и педагога;

- из нескольких учащихся одной группы или разных групп, горящих желанием выпускать газету.

Очень важный параметр - численность команды: группа из 5-6 человек может вполне осуществить все операции - вплоть до продажи газеты.

Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции (редактирование, иллюстрирование, верстка, внешние связи и др.). Каждую функцию выполняют как минимум два человека, чтобы исключить риск возможных неполадок. Наконец, не следует пренебрегать координацией деятельности, постоянно помня о равной степени важности всех функций: ибо только тогда можно будет успешно достичь финального этапа - распространения газеты.

Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске могут принимать участие и другие люди - как из самого учебного заведения, так и извне (корреспондентская сеть) - те, кто способен поставлять информацию, присылать иллюстрации, статьи, позволяющие организовать различные рубрики, например, "Спектакли", "Письма читателей" и т.п.

ЗА КАКУЮ ГАЗЕТУ?

Какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и придти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим себе на такие вопросы:

- кто потенциальный читатель?

- какого характера информацию он ищет в газете?

- с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?

- каков предполагаемый формат и объем газет?

Большинство ученических газет содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, о районе, о досуге…).

Названия газет отражают ту общую тональность, которую пытаются задать авторы: «Большая перемена», «Мы», «Гимназист», «Лицеист», «Класс!», «Лицейские вести».

Обычно газета выходит в течение лишь одного учебного года, поскольку редакционные группы меняются, а педагоги не всегда имеют возможность помочь. Но какое это имеет значение? В некоторых учебных заведениях газета стала традицией, и новые учащиеся постоянно пополняют редакцию. Чаще газета становится незаменимым средством для организации информационных потоков внутри учебного заведения, обучает проводить журналистские расследования, организовывать встречи с разными людьми (многие газеты печатают интервью с директором, руководителем хозяйственной части, преподавателями, поварами из столовой…).
Иногда на страницах издания разворачиваются бурные дебаты, происходит столкновения идей, и газета становится настоящим форумом, местом, где высказываются аргументы "за" и "против" по какой-нибудь актуальной теме или даже по философской проблеме (например, по вопросам религии, экологии, свободы и др.).

Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что газету прочтет множество людей - все это ведет к понятию "ответственность". Напечатанное остается, и юный "журналист", публикующийся в ученической газете, должен все время быть бдительным, как и его "собрат", журналист профессиональный, чтобы не провоцировать, не позорить, не клеветать, не оскорблять… Ведь если дело доходит до крайностей, то как одному, так и другому могут быть предъявлены судебные обвинения.

Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет покупать каждый новый номер; следовательно, надо думать об этой публике и печатать то, что ей интересно. Надо также думать о курьезных случаях, о, разного рода, расследованиях (например, расспросить торговцев - они наверняка расскажут немало интересного) и стараться всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто способен поддерживать жизнь газеты…


ФИНАНСИРОВАНИЕ

Всегда очень трудно найти деньги для выпуска первого номера газеты! В 1907 году "большие" из школы доктора Декроли решили организовать специальную лотерею, чтобы собрать необходимый фонд для выхода их первого еженедельника. Этот прием всегда действует безотказно…

Если проект хорошо представлен, то можно смело стучаться во многие двери, например, пойти в мэрию, культурные ассоциации, к коммерсантам вашего города, которые, может быть, пожелают разместить рекламу на страницах вашего издания (например, в Германии реклама в школьных газетах играет столь же важную роль, как и во взрослой прессе). Начальную помощь можно также получить из таких организаций, как, например, клубы ЮНЕСКО или социально-образовательные центры. Кроме того, интерес к такому проекту могут проявить и разного рода родительские организации. В конце концов, газету продают и родителям!

ВЫПУСК ГАЗЕТЫ

Выпуск газеты, каким бы способом ее ни печатали - самый главный момент всего процесса. Возможен любой формат: от стенной газеты до карманных изданий, однако, наиболее распространен формат 21 х 29,7 см.

Но помните: чтобы газета легко читалась, необходимо тщательно продумать макет, т.е. форму подачи статей и фотографий, их взаимное расположение на странице. Среди различных видов печати можно встретить довольно совершенные, например, офсет. Но есть варианты и поскромнее, например, классические чернильные копировальные машины. Если в вашем распоряжении нет вообще никакой печатной техники, то выходом из положения может стать ксерокопирование, в последнее время все более и более доступное. Но на каком бы способе вы ни остановились, вам необходимо тщательно продумать смету расходов и рассчитать себестоимость продукции.

Следует также упомянуть и о специальных издательских компьютерных программах (для редактирования и верстки). В последние годы появились программные продукты, предназначенные для развития ученической прессы, в частности, Page Maker, Photoshop, Corel Draw.

ТИРАЖ

Количество экземпляров будет зависеть от потенциального круга читателей, а также от усилий по рекламированию газеты (появление нескольких анонсов за несколько дней до выхода). При подсчете объема тиража не забудьте, что:

- какое-то количество номеров вам придется подарить и распространить бесплатно;

- несколько экземпляров каждого номера полезно оставить для архива; в дальнейшем это позволит проследить эволюцию газеты, ее историю.

ПРОДАЖА

И вот газета "вышла". А была ли точно определена цена для продажи? Будут ли покрыты расходы на издание? Но, устанавливая цену, не переборщите: цена для продажи должна соответствовать финансовым возможностям читателей; если она будет чересчур велика, вы рискуете оттолкнуть покупателей. Неплохая вещь - подписка на вашу газету; но прежде, чем организовать ее, надо быть уверенным в том, что вы сможете строго выдержать ритм и должное качество издания. В этом случае необходимо строгое, хорошо организованное административное управление и бухгалтерский учет.

ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДАЧА МАТЕРИАЛА

Газета не может существовать без читателей… Работа редакции должна выстраиваться вокруг главной задачи: привлечь и удержать максимально возможную аудиторию. Журналист - это своего рода архитектор или режиссер информации. Но так же, как архитектор или режиссер не создают одинаковые здания или фильмы, журналисты, хотя и придерживаются некоторых общих правил, все же производят продукцию, имеющую свое собственное лицо.

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" - именно такими вопросами начинается каждое редакционное собрание, как в печатной прессе, так и на радио и телевидении. Ответы будут различаться в зависимости от общей направленности издания и от того, как представляет себе редакция ожидания аудитории. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации, властей, которое может возыметь прямые последствия на жизнь читателей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка.
Итак, первая полоса газеты - это ее витрина.


ВЕРСТКА

Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, жизнь в учебном заведении и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть. Очевидно, структура материала будет различна в каждом конкретном случае: отчет о деятельности совета группы не может быть написан точно так же, как и репортаж о матче по футболу. Но общее правило одинаково во всех случаях: информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание приобрести газету.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...