Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На основе данных таблицы сделайте вывод об общей направленности реформ Екатерины II.




 

9.Почему время правления Екатерины II называют «золотым веком русского дворянства»? Перечислите мероприятия, которые проводились императрицей в интересах дворянства.

 

10. Заполните таблицу.

Российская империя в начале XIX в.

 

Территория, население, национальный состав  
Социальная структура общества, характеристика сословий  
Политический строй    
Основные черты экономики  

 

11. На какие периоды можно разделить события Отечественной войны 1812 г.? Составьте хронологическую таблицу важнейших из них.

 

12.Одной из характерных особенностей развития России после войны 1812 г. стало распространение либеральных идей и нарастание общественного движения, которое начало приобретать организованные формы. Каковы, по вашему мнению, причины этого явления? Почему декабристы называли себя «детьми 1812 года»? Назовите источники идеологии декабристов.

 

13.Одной из основных особенностей российского общественного движения начала XIX в. было то, что борьбу за либеральные преобразования, в отличие от Западной Европы, вела не буржуазия, а передовые представители дворянства. Каковы, по вашему мнению, причины этого явления?

 

14. Согласны ли вы с оценкой внутренней политики Николая I как «апогея самодержавия»? Аргументируйте свой ответ.

 

15.Назовите характерные особенности общественного движения в России в 30–50-х гг. XIX в. Дайте характеристику трем основным направления в общественной жизни России того времени: консервативному, либеральному и революционному. Составьте и заполните таблицу или схему, посвященную данному вопросу.

 

16. Почему эпоху правления Николая I называли «временем наружного рабства и внутреннего освобождения»?

 

17. Дайте определение понятию «либеральная идеология». Раскройте суть спора о судьбах России между славянофилами и западниками. Заполните таблицу.

 

  Славянофилы Западники
Теоретики и наиболее известные сторонники      
Характеристика взглядов (особое внимание уделить противоречиям между сторонниками этих течений)      
Общие черты (точки соприкосновения) во взглядах западников и славянофилов

 

 

18.Назовите внешнеполитические и внутриполитические факторы, которыми была вызваны «Великие реформы» Александра II 1860–1870-х гг.

 

19.Определите и перечислите, какие возможности открыла реформа 1861 г. для экономического, социального и культурного развития страны. Какие положения реформы сдерживали это развитие? Заполните таблицу.

 

Отмена крепостного права

 

Прогрессивные черты реформы 1861 г. Черты, способствовавшие сохранению пережитков крепостничества
   

        

20.Проанализируйтелиберальные реформы 60–70-х гг.XIX в. Каковы итоги и историческое значение этих реформ? В процессе выполнения задания заполните таблицу.

Реформы Александра II

 

  Ситуация до реформы Ситуация после реформы
Реформы местного самоуправления (Земская и городская)      
Судебная реформа    
Военная реформа      
Реформы образования      
Реформа печати      
Финансовые и налоговые реформы    

 

 

21. Дайте определение понятия «промышленный переворот». Ответьте на вопросы:

1. Каковы предпосылки промышленного переворота в России?

2. Каковы хронологические рамки промышленного переворота в России?

3. В чем заключаются техническая и социальная стороны промышленного переворота? Почему в России социальная сторона промышленного переворота проявилась значительно позже технической?

4. Каковы особенности и значение промышленного переворота в России?

 

22. В отечественной исторической науке существуют разные оценки характера правления Александра III. Одни говорят о «контрреформах» этого императора. Другие – о «консервативной модернизации» России в его царствование. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Аргументируйте свой ответ.

 

23. На рубеже 1860–1870-х гг. формировалась идеология народничества, в которой выделялись три основных направления: «бунтарское» (М.А. Бакунин), «пропагандистское» (П.Л. Лавров) и «заговорщическое» (П.Н. Ткачев). Проанализируйте цели, тактику, методы борьбы и сравните эти три течения. Составьте сравнительную таблицу. Линии сравнения выделите самостоятельно.

 

Сформулируйте причины первой российской революции 1905–1907 гг. Была ли она неизбежна? Аргументируйте свой ответ. Заполните таблицу.

Основные этапы первой российской революции

Период Основные события Оценка событий
     

 

25. В начале ХХ в. за короткий срок в России образовалось множество партий, составлявших основные политические лагеря: либерально-буржуазный, монархический, революционно-демократический. В чем, на ваш взгляд, причины этого? Составьте сравнительную таблицу. Линии сравнения выделите самостоятельно.

Политические партии в России в начале ХХ в.

 

Линии сравнения Монархические партии Либерально-буржуазные партии Революционно-демократические партии
       
       

26.Дайте определение понятию «геополитика». Охарактеризуйте геополитическое положение России в начале ХХ в. Сформулируйте причины Первой мировой войны, объясните, почему Российская империя вступила в эту войну.

 

27.Историк М. Покровский, характеризуя Февральскую революцию, употребил следующее выражение: «Царизм поскользнулся на апельсиновой корке продовольственных затруднений». Некоторые зарубежные исследователи даже характеризовали события февраля 1917 г. как голодный бунт. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Каковы, по вашему мнению, причины, итоги и последствия Февральской революции 1917 г.?

 

28.Заполните таблицу.

Хроника событий Февральской революции в Петрограде

(23 февраля – 2 марта 1917 г.)

Дата Событие
   

 

 

Тесты для проверки знаний по результатам изучения модуля

 

Тест 1.  Россия в годы правления Петра I

 

Назовите даты царствования Петра Алексеевича Романова:

а) 1682–1700 гг.;

б) 1682–1725 гг.;

в) 1680–1727 гг.;

г) 1700–1721 гг.

 

В каком году Петр I ввел в России титул императора?

а) 1682;

б) 1700;

в) 1721;

г) 1724.

 

Во время правления Петра I в России оформилась:

а) раннефеодальная монархия;

б) сословно-представительная монархия;

в) абсолютная монархия;

г) конституционная монархия.

 

Экономическая политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции, называется:

а) секуляризация;

б) протекционизм;

в) национализация;

г) монетаризм.

 

В результате военной реформы Петра I:

а) русская армия была вооружена новейшей военной техникой;

б) была создана регулярная армия на основе рекрутской повинности;

в) было создано постоянное стрелецкое войско;

г) была введена всеобщая воинская повинность.

Каковы последствия церковной реформы Петра I?

а) светская власть полностью подчинила себе церковь;

б) усилилась самостоятельность церкви;

в) произошел церковный раскол;

г) были ликвидированы монастыри.

 

Для экономической политики Петра I было характерно:

а) снижение таможенных пошлин на все иностранные товары;

б) начало перехода от ручного труда к машинному производству;

в)  превращение российских мануфактур в чисто капиталистические предприятия;

г) активное вмешательство государства в экономику.

 

Петр I запрещал молодым дворянам до окончания школы:

а) посещать музеи;

б) жениться;

в) посещать ассамблеи;

г) выезжать за границу.

 

Что имел в виду М.В. Ломоносов, когда отмечал: «При Петре I не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды»?

а) появление книгопечатания;

б) введение нового гражданского шрифта;

в) появление первых светских литературных произведений;

г) издание первой в России азбуки.

Установите соответствие:

1. Основание Санкт-Петербурга       а) 1709 г.

2. Битва под Полтавой                       б) 1714 г.

3. Указ о единонаследии                    в) 1703 г.

4. Табель о рангах                                   г) 1697 г.

5. Начало Великого посольства         д) 1722 г. 

Установите соответствие:

1. Первый генерал-прокурор Сената                           а) Б.П. Шереметьев

 

2. Руководитель народного движения                         б) Ф. Лефорт

 

3. Архитектор, один из первостроителей

Петербурга                                                                  в) К. Булавин

 

4. Один из ближайших сподвижников Петра I,

активный участник Северной войны                        г) Д. Трезини

 

5. Гетман Левобережной Украины, перешедший    д) П.И. Ягужинский

     во время Северной войны на сторону шведов          е) И. Мазепа

                                                                                              

                                                                              

Отметьте нововведения, относящиеся к эпохе Петра I (можно отметить несколько положений):

а) издание первой официальной печатной газеты «Ведомости»;

б) открытие Московского университета;

в) основание Санкт-Петербурга;

г) начало книгопечатания в России;

д) основание первого в России естественноисторического музея;

е) введение нового летоисчисления – от Рождества Христова.

 

Определите, о каком деятеле российской истории начала XVIII в.идет речь?

 

1. Судьба этого человека была полна невероятных взлетов и падений. Он был сыном придворного конюха, не имел образования, но благодаря своему природному уму, кипучей энергии и преданности Петру I совершил головокружительную карьеру. Он прошел путь от торговца пирожками и царского денщика до генералиссимуса русской армии, светлейшего князя. Он стал не только сподвижником, но и близким другом Петра I. А.С. Пушкин назвал его «полудержавным властелином». При Екатерине I фактически стал правителем государства. После ее смерти был арестован, лишен всех званий, наград, имущества и отправлен в ссылку.

 

2. Один из ближайших сподвижников Петра I, военачальник, генерал-адмирал и генерал-фельдмаршал, талантливый дипломат. Вел переговоры с Китаем и в 1689 г. подписал первый договор России с этим государством – Нерчинский договор. Этот человек был одним из руководителей Великого посольства 1697–1698 гг. С 1700 г. возглавлял Посольский приказ. Создал систему постоянных российских представительств за границей.

 

3. Политический и церковный деятель, писатель. В 1716 г. переехал с Украины в Петербург. Стал ближайшим помощником Петра 1 в проведении церковной реформы. В 1719 г. написал «Духовный регламент», в котором утверждалось, что «монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам бог повелевает». С 1721 г. – вице-президент Синода. Этот человек является автором нескольких литературных и исторических произведений.

 

Тест 2 . Судьба Петровских реформ. Эпоха Екатерины II

«Эпоха дворцовых переворотов» – это период:

а) 1725–1762 гг.;

б) 1727–1761 гг.;

в) 1725–1805 гг.;

г) 1762–1796 гг.

 

Основная сила, на которую опирались участники дворцовых переворотов:

а) казачество;

б) гвардия;

в) стрелецкое войско;

г) крестьяне.

Годы правления Екатерины II:

а) 1762–1796 гг.;

б) 1774–1762 гг.;

в) 1741–1761 гг.;

г) 1769–1801 гг.

 

Екатерину II на российском престоле сменил:

а) Павел I;

б) Петр III;

в) Александр I;

г) Николай I.

 

Екатерина II созвала Уложенную комиссию для того, чтобы:

а) выработать новый свод законов Российской империи;

б) обсудить программу экономического развития страны;

в) выработать внешнеполитическую стратегию страны;

г) обсудить проекты отмены крепостного права.

Документ, написанный Екатериной II для Уложенной комиссии, назывался:

а) «Наказ»;

б) «Кондиции»;

в) «Жалованная грамота городам»;

г) «Наука побеждать».

 

Екатерина II называла «бунтовщиком похуже Пугачева»:

а) А.В. Суворова;

б) А.Н. Радищева;

в) М.В. Ломоносова;

г) А.И. Герцена.

 

Для преобразований Екатерины II было характерно:

а) антикрепостнический характер преобразований;

б) расширение привилегий дворянства;

в) сокращение привилегий дворянства;

г) радикальное преобразование политической системы государства.

Что из названного относится к результатам внешней политики России в годы правления Екатерины II?

а) завоевание выхода в Балтийское море;

б) утверждение России на Черном море;

в) присоединение Приамурья к России;

г) присоединение Средней Азии к России.

 

Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Он создал первый университет, он лучше сказать, сам был первым нашим университетом»?

а) М.В. Ломоносову;

б) Петру I;

в) А.Н. Радищеву;

г) А.Д. Меньшикову.

 

Автор проекта Зимнего дворца в Петербурге:

а) В.В. Растрелли;

б) М.Ф. Казаков;

в) В.И. Баженов;

г) Д. Трезини.

 

Из предложенного перечня выберите мероприятия, относящиеся к периоду правления Екатерины II:

а) учреждение дворянского Вольного экономического общества;

б) губернская реформа;

в) создание регулярной армии;

г) открытие Московского университета;

е) Созыв Уложенной комиссии.

Выделите черты, характерные для «эпохи дворцовых переворотов»:

а) расширение привилегий дворянства;

б) усиление крепостного гнета;

в) фаворитизм;

г) усиление роли гвардии в государственных делах;

д) все вышеперечисленное.

 

Установите соответствие:

1. Н.М. Карамзин                  а) «Фелица»

2. А.Н. Радищев                    б) «Наука побеждать»

3. Д.И. Фонвизин                  в) «Путешествие из Петербурга в Москву»

4. Г.Р. Державин                   г) «Недоросль»

5. А.В. Суворов                    д) «Бедная Лиза»

                                                 е) «Евгений Онегин»

Определите по описаниям, о ком из исторических деятелей «эпохи дворцовых переворотов» (или времени правления какого из них) идет речь:

 

1.  «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования… Карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко в нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, – и она же основала первый настоящий университет в России – Московский» (В.О. Ключевский).

 

2. «Считая себя военным подмастерьем Фридриха, … (он) старался ввести строжайшую дисциплину и в немного распущенных русских войсках… Ни ранг, ни возраст не освобождали от маршировки… сановные люди, давно не видавшие плаца… должны были подвергнуться военно-балетной муштровке прусских офицеров… А в русской внешней политике хозяйничал прусский посланник… Перед возмущенным чувством оскорбленного национального достоинства опять восстал ненавистный призрак второй бироновщины…» (В.О. Ключевский).

 

3. В правление этой императрицы, по словам В.О. Ключевского, «немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении». Ее царствование, писал историк, «одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица … Она привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений».

 

4. Историк Н.И. Павленко писал о ней: «Она принадлежит к женщинам редчайшей судьбы – по крайней мере, отечественной истории неведомы случаи, чтобы безвестная пленница, бесспорно принадлежавшая к низам общества, стала супругой императора и после смерти его водрузила на голову императорскую корону». В.О. Ключевский характеризовал ее правление так: «Процарствовала...благополучно, даже весело, мало занималась делами, которые плохо понимала, вела беспорядочную жизнь, привыкнув, несмотря на свою болезненность и излишнюю полноту, засиживаться до пяти часов утра на пирушках среди близких друзей».

Тест 3. Российская империя в первой половине XIX в.

 

Неофициальный орган при Александре I, действовавший в первые годы его царствования, назывался:

а) Избранная рада;

б) Негласный комитет;

в) «Могучая кучка»;

г) Уложенная комиссия.

 

Основание военных поселений связано с именем:

а) А.А. Аракчеева;

б) К.П. Победоносцева;

в) М.М. Сперанского;

г) П.А. Столыпина.

 

Инициаторами и основными участниками движения декабристов были:

а) представители высшего дворянства и офицерского корпуса;

б) представители буржуазии;

в) крестьяне и городские низы;

г) солдаты и матросы.

 

Отметьте, кто из перечисленных исторических деятелей был декабристом:

а) С.П. Трубецкой;

б) М.М. Сперанский;

в) К.Ф. Рылеев;

г) А.Х. Бенкендорф;

д) С.И. Муравьев-Апостол.

 

Какие изменения произошли в административном управлении России в годы царствования Николая I?

а)  в государственном управлении возросла роль императора и бюрократического аппарата;

б) усилилась роль Государственного совета;

в) усилилась роль органов местного самоуправления;

г) ослабла роль императора в государственном управлении.

 

Вопрос, который был основным в идейных спорах в русском обществе 30 – 50-х гг. XIX в.?

а) об основных направлениях внешней политики России;

б) о направлении дальнейшего развития России;

в) о веротерпимости в России;

г) об условиях отмены крепостного права в России.

 

Укажите общее в позициях западников и славянофилов:

а) отрицание самодержавной формы правления;

б) критическое отношение к крепостному праву, засилию бюрократии, подавлению прав и свободы личности;

в) революционные методы достижения цели;

г) отрицание необходимости преобразований.

Установите соответствие:

1. Крестьяне, принадлежавшие членам

императорской семьи                                 а) посессионные крестьяне

 

2. Крестьяне, жившие на казенных землях

и платившие ренту в казну                        б) удельные крестьяне

 

3. Крестьяне, отправлявшиеся на заработки

с разрешения помещика                              в) государственные

                                                                         крестьяне

 

4. Крестьяне, купленные владельцами

заводов и мануфактур для                                 г) отходники

использования в качестве рабочих                   

 

Установите соответствие:

1. Вторжение войск Наполеона в Россию             а) 25 декабря 1812 г.

2. Бородинское сражение                                        б) 1 сентября 1812 г.

3. Манифест Александра I об окончании

Отечественной войны                                         в) 12 июня 1812 г.

4. Военный совет в деревне Фили                          г) 26 августа 1812 г.

5. «Битва народов» у Лейпцига                              д) 18 марта 1814 г.

6. Вступление русских войск в Париж.                 е) 4–7 октября 1813 г.      

 

Отметьте особенности общественного движения в России в 30–50-х гг. XIX в. (можно выбрать несколько пунктов):

а) оно развивалось в условиях усиления политической реакции, вызванной восстанием декабристов;

б) характеризовалось окончательным разрывом революционного и правительственного направлений;

в) консервативное направление получило собственную идейную концепцию;

г) в качестве особого течения оформился российский либерализм;

д) верно все вышеперечисленное.

 

 

Установите соответствие:

1. Главный идеолог теории                                         а) П.Д. Киселев

«официальной народности»                                   

 

2. Руководитель III отделения его                              б) И.С. Тургенев

Императорского величества канцелярии         

 

3. Русский писатель, участник кружка                       в) Ф.М. Достоевский

В.М. Петрашевского                                            

                                                                                   г) С.С. Уваров

4. Русский флотоводец, адмирал                            

                                                                                    д) А.Х. Бенкендорф

5. Русский писатель, сторонник

западничества                                                            е) П.С. Нахимов

                                                                                    

                                                                                      

 

 

О каких деятелях николаевской эпохи идет речь?

 

1. Участник Отечественной войны 1812 г. Среди окружения Николая I он был одним из немногих, кто понимал необходимость реформ в России. А.С. Пушкин писал о нем: «Он, может, самый замечательный из наших государственных деятелей». С 1835 г. становится, по словам царя, его «начальником штаба по крестьянской части» и входит в состав всех секретных комитетов по крестьянскому делу. В 1837–1841 гг. провел реформу управления государственными крестьянами.

 

2. Один из ярких деятелей николаевской эпохи. Современники отмечали исключительную работоспособность, честность, широту научных и культурных интересов этого человека. С 1823 по 1844 гг. он занимал пост министра финансов России. В 1839–43 гг. осуществил финансовую реформу, приведшую к укреплению рубля и стабилизации финансовой системы страны. Этому государственному деятелю принадлежала идея организации промышленных выставок в России.

 

3. Один из крупнейших мыслителей XIX в., публицист. Участник Отечественной войны 1812 г. и Северного общества декабристов. В восстании декабристов не участвовал. Его иногда называли «декабристом без декабря». В своих «Философических письмах» он говорил об «отлученности» России от всемирной истории, о духовном застое в России и национальном самодовольстве, которые препятствуют ее историческому развитию. За идеи вольномыслия был объявлен властями сумасшедшим. Споры, развернувшиеся вокруг его произведений, ускорили оформление исподволь вызревавших идейных течений в русской общественной жизни – западничества и славянофильства.

 

4. Писатель, философ, один из первых русских революционеров. Разработал теорию «русского социализма». По его мнению, Россия в силу своего самобытного развития могла миновать капиталистическую стадию и перейти к социализму, опираясь на крестьянскую общину. Один из основоположников народничества. В 1853 г. основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал самодержавие, вел пропаганду социалистических идей, требовал освобождения крестьян от крепостной зависимости.

5. Талантливый русский морской офицер, адмирал. Будучи командиром военного транспорта «Байкал», в 1848–1849 гг. совершил плавание из Кронштадта на Камчатку. 31 мая 1849 г. из Петропавловска направился в устье Амура. Экспедиция под его руководством завершилась успехом: было доказано, что Сахалин является островом, а устье Амура доступно для морских судов. С 1851 по 1855 гг. он возглавлял «Амурскую экспедицию», многое сделал для исследования Приамурья и присоединения его к России.

 

Тест 4. Российская империя во второй половине XIX в.

Резкое преобразование производительных сил, которое способствовало переходу от ручного труда к машинному и от мануфактуры к фабрике, называется:

а) промышленный переворот;

б) научно-техническая революция;

в) информационная революция;

г)  другие мнения

 

Крепостное право в России было отменено:

а) 19 февраля 1861 г.;

б) 14 декабря 1861 г.;

в) 7 ноября 1863 г.;

г) 10 марта 1881 г.;

 

Александра III называли:

а) Миротворец;

б) Освободитель;

в) Великий;

г) Тишайший.

 

Важнейшим положением реформы 1861 г. было:

а) упразднение личной зависимости крестьян;

б) освобождение крестьян от государственных податей;

в) предоставление крестьянам избирательных прав;

г) разрушение крестьянской общины.

 

В результате военной реформы 1874 г.:

а) армия стала формироваться на основе рекрутских наборов;

б) вводилась всеобщая воинская повинность;

в) возрождалось стрелецкое войско;

г) армия стала формироваться на контрактной основе.

 

Органами местного самоуправления, созданными в ходе реформ 1860–1870-х гг. были:

а) боярские думы;

б) территориальные советы;

в) земства;

г) сельские советы.

 

Народники считали, что Россия придет к социализму, опираясь на:

а) интеллигенцию;

б) крестьянскую общину;

в) союзы предпринимателей;

г) Советы рабочих и солдатских депутатов.

 

Что из названного относится к последствиям реформ 1860–1870-х гг.?

а) ограничение самодержавия;

б) развитие рынка свободной рабочей силы;

в) укрепление сословного строя;

г) усиление цензуры.

 

Что из названного являлось целью политики Александра III?

а) учреждение Государственной Думы и разрешение деятельности политических партий;

б) сохранение и укрепление основ самодержавия;

в) отмена крепостного права;

г) учреждение конституционной монархии.

 

Отметьте основные положения судебной реформы 1864 г. (можно выбрать несколько пунктов):

а) бессословность суда, равенство всех подданных перед законом;

б) независимость суда;

в) создание суда присяжных заседателей;

г) состязательность судебного процесса;

д) гласность судебного процесса;

е)  верны все пункты.

 

Установите соответствие:

1. Участок земли, отошедший помещику в

результате реформы 1861 г.                                а) батрак

                                                                                   

2. Крестьянин, не выкупивший свой надел

после реформы 1861 г. и выполнявший                  б) отрезок

повинности в пользу помещика

                                                           

3. Обедневший крестьянин, нанимавшийся

к разбогатевшему односельчанину в                      в) временнообязанный

последней трети XIX в. 

                                   

4. Работа крестьян после отмены крепостного

права в помещичьих хозяйствах за землю,             г) отработки

взятую в аренду                                                                   

 

 

Установите соответствие:

1. Кружок композиторов конца 50-х–             а) «Передвижники»  начала 60-х гг. XIX в.

                                                 

2. Движение разночинской интеллигенции

 в деревню для пропаганды социализма                   б) «Освобождение

                                                                                      труда»                                                                           

3. Революционная организация народников,

организовавшая убийство Александра II

                                                                                  в) «Могучая кучка»

4. Первая марксистская организация, созданная

группой российских эмигрантов для

пропаганды марксизма в России (1883 г.)                г) «Народная воля»

                                                                                 

5. Объединение русских художников,

ориентировавшихся на реалистическое                   д) «Хождение

направление в искусстве (создано в 1870 г.)          в народ»

                                                                                         

 

 

Определите, какие события, относятся к периоду правления Александра II, а какие – ко времени Александра III:

а) отмена крепостного права;

б) начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали;

в) Берлинский конгресс;

г) издание указа о «кухаркиных детях»;

д) судебная реформа;

е) введение института земских начальников.

 

Определите, о ком идет речь:

 

1. Он начал дипломатическую службу еще в 1817 г., по окончании Царскосельского лицея, где учился в вместе с А.С. Пушкиным. В 1856 г. занял пост министра иностранных дел. Был удостоен высочайших почестей, получил титул светлейшего князя и чин государственного канцлера Российской империи. Он считал, что Россия не должна вступать в военные коалиции и конфликты. «Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит, – писал он. – Говорят, что Россия дуется. Россия не дуется, она собирается с силами». С его именем связаны выдающиеся достижения российской дипломатии.

 

2. В 1880 г. этот человек был наделен почти неограниченными полномочиями. Смысл своей диктатуры он видел в том, чтобы создать благоприятные условия для победы над революцией путем ужесточения преследований террористов и уступок умеренным слоям общества. Либералы окрестили его правление «диктатурой сердца». Революционеры дали его диктатуре определение «политика лисьего хвоста и волчьей пасти».

 

3. Этот человек был одним из высших сановников страны при трех императорах, наставником Александра III и Николая II. Одна из самых загадочных и противоречивых фигур в русской истории. С 1880 по 1905 г. находился в должности обер-прокурора Святейшего Синода. Выступал за пересмотр результатов реформ 1860–1870-х гг., укрепление начал сословности, усиление роли православной церкви, ограничение свободы слова. А. Блок писал о нем:

«В те годы дальние, глухие

В сердцах царили сон и мгла:

…………………. над Россией

Простер совиные крыла.

И не было ни дня, ни ночи,

А только – тень огромных крыл;

Он дивным кругом очертил

Россию, заглянув ей в очи

Стеклянным взором колдуна…»

 

4. Он был профессором Дерптского университета, членом-корреспондентом Российской академии наук. Участвовал в обороне Севастополя, русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Стал основоположником военно-полевой хирургии, первым в мире применил наркоз в полевых условиях.

 

5. «Первоклассный химик, которому многим обязана химия…», «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе…», «Основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов, опора и друг учащихся…» – так говорили современники об этом человеке. Он был гениальным композитором, одним из создателей органической химии и выдающимся педагогом. Он автор сорока двух научных работ, большого числа музыкальных произведений, среди которых – прогремевшая на весь мир опера «Князь Игорь».

 

Тест 5. Россия в начале ХХ в. (1900–1916 гг.)

 

Революция 1905–1907 гг. началась ………., а завершилась …………… (указать точные даты).

 

Определите, какие из названных стран входили в Тройственный союз, а какие – в Антанту:

а) Россия;

б) Германия;

в) Англия;

г) Австро-Венгрия;

д) Италия;

е) Франция.

 

Для политического строя России в начале ХХ в. (до 1905 г.) было характерно:

а) многопартийность;

б) абсолютная монархия;

в) наличие двухпалатного парламента;

г) всеобщее избирательное право;

 

Социальный смысл аграрной реформы П.А. Столыпина состоял в том, чтобы:

а) укрепить крестьянскую общин;

б) создать широкий слой мелких и средних буржуазных собственников;

в) создать условия для социального равенства в деревне;

г) отменить крепостное право в России.

 

Для российской экономики в начале ХХ в. было характерно (можно отметить несколько пунктов):

а) низкие темпы развития промышленности;

б) активное проникновение иностранного капитала;

в) высокие темпы развития промышленности и отсталое сельское хозяйство;

г) активное вмешательство государства в экономику;

д) высокие темпы развития сельского хозяйства и отсталая промышленность.

 

Какой регион в начале XX в. получил название «пороховой погреб Европы»?

а) Ближний Восток;

б) Балканы;

в) Австро-Венгрия;

г) Скандинавия.

 

Лауреатами Нобелевской премии в 1904 и 1908 гг. стали русские ученые:

а) П.А. Флоренский и В.С. Соловьев;

б) П.Б. Струве и М.И. Туган-Барановский;

в) И.П. Павлов и И.И. Мечников;

г) К.Э. Циолковский и Н.Е. Жуковский.

 

В результате Февральской революции 1917 г.:

а) был провозглашен манифест о созыве Государственной Думы;

б) ликвидирована монархия в России;

в) был принят «Декрет о земле» и «Декрет о мире»;

г) большевики пришли к власти.

 

Расставьте события в хронологической последовательности:

а) начало Первой мировой войны;

б) «Кровавое воскресенье», начало первой русской революции;

в) издание Манифеста о политических свободах и созыве Государственной думы;

г) Третьеиюньский государственный переворот;

д) образование РСДРП.

 

Установите соответствие:                                                     

1. В.И. Ленин;                           а) кадеты

2. Г.В. Плеханов;                      б) октябристы

3. А.И. Гучков;                          в) большевики

4. В.М. Чернов;                         г) меньшевики

5. П.Н. Милюков;                      д) эсеры

Установите соответствие:

1. Русско-японская война                                               а) 1912–1917 гг.

2. Деятельность третьей Государственной думы         б) 1905–1907 гг.

3. Первая русская революция                                         в) 1907–1912 гг.

4. Первая мировая война                                                 г) 1904–1905 гг.

5. Деятельность четвертой Государственной думы     д) 1914–1918 гг.

Модуль IV










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 375.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...