Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Тема поэта и поэзии/назначение поэта
Тема дружбы
Тема свободы
Тема любви
Тема природы
Тема одиночества
Тема изгнания/странничества
Тема творчества
Тема поэта и поэзии/назначение поэта
Тема Родины
Философская лирика
Гражданская лирика
Сатира
Тема народа
Тема дружбы
Пушкин
| Булат Окуджава
| Высоцкий
| «19 окт 1825»
В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки.
Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам»
«Пущину»
«Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил»
Няню П. называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг прелестный»
| «Возьмемся за руки друзья»
«Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке»
| «Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)
«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой»
«Значит, как на себя самого/Положись на него»
|
Тема свободы
Пушкин
| Лермонтов
| Ода «Вольность»
«Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!»
«К Чаадаеву»
Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов»
«Узник»
«Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора»
| «Узник»
«Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня»
«Парус»(вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)
|
Тема любви
Пушкин
| «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение»(К***).
Любви все возрасты покорны:
«Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей»
«Признание»
| Тютчев
| Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой»(«Предопределение»)
| Фет
| Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой.
«Шепот, робкое дыханье» - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.
| Маяковский
| «Лиличка!» - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст.
Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»
«Письмо Татьяне Яковлевой»- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический
В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.
| Ахматова
| Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь.
«Я сбежала, перил не касаясь,
Я сбежала за ним до ворот,
Задыхаясь, я крикнула:
«Шутка, все что было,
Уйдешь, я умру!»
Улыбнулся, спокойно и жутко,
И сказал мне: «Не стой на ветру»
«Сжала руки под темной вуалью»
Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил», «А тя думал, я тоже такая», «Тебе покорна? Ты сошел с ума!»)
В сборнике «Четки» появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви:
«Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу.
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.»
«Я научилась просто, мудро жить»
| Лермонтов
| «Молитва»- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную.
«Нищий»- любовь приносит не радость, а боль и страдания:
«Так я молил твоей любви,
С слезами горькими, с тоскою,
Так, чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»
|
Тема природы
Пушкин
| «Кавказ», «зимнее утро», «Осень»
«Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер»-пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.
| Тютчев
| Природа означает «мир, мирозданье»(цельный образ)
«И гам лесной, и шум нагорный—
Все вторит весело громам!»
«Весенняя гроза»
Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием.
Об осеннем вечере:
«Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья».
Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!»)
| Фет
| Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья.
«И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Все мирозданье ты найдешь.»
«Добро и зло»
Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром:
«Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Рассказать, что лес проснутся.
Весь проснулся, веткой каждой.
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой»
«Я пришел к тебе с приветом»
| Пастернак
| Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.
Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:
«И белому, мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь.
Я тихо шепчу: «Благодарствуй!
Ты больше, чем просят, даешь»».
«Зазимки»
| Лермонтов
| «Когда волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы.
|
Тема одиночества
Лермонтов
| «И скучно, и грустно»
Поэт одинок среди людей- «и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен».
«Выхожу я один на дорогу»
«Парус»
| Маяковский
| Ст. «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!»
«Хорошее отношение к лошадям» - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади- это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь- своеобразный двойник автора:
«Деточка
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь»
Также поднимается тема поэта и толпы :
«Смеялся Кузнецкий,
Лишь один я
Голос не вмешивал в вой ему»
| Цветаева
| «Тоска по родине! Давно…»
|
Тема изгнания/странничества
Лермонтов
| Тютчев
| Некрасов
| «Тучки»
«вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.
| «Вот бреду я вдоль большой дороги/В тихом свете гаснущего дня»
| «Кому на Руси жить хорошо»
|
Тема творчества
Фет
| Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души
«не знаю сам, что буду
Петь- но только песня зреет»
«Я пришел к тебе с приветом»
| Пастернак
| Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать»)
Высшая сложность жизни- простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст:
«Во всем мне хочется
Дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Все время схватывая нить
Судеб, событий.
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.»
Связь поэта и времени в ст. «Ночь»:
«Не спи, не спи художник,
Не предавайся сну,
Ты вечности заложник
У времени в плену»
| Цветаева
| Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они:
«Я знаю: наш дар неравен,
Мой голос впервые – тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!»
«Никто ничего не отнял»
|
Тема поэта и поэзии/назначение поэта
Лермонтов
| «Смерть поэта», «Поэт»- тема поэта и толпы
«Но скучен нам простой и годный твой язык
Нас тешат блестки и обманы»
| Пушкин
| «Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»
| Некрасов
| Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков».
Поэт не отделяется от толпы:
«Я от костей твоих и плоти,
Остервенелая толпа»
«Зачем меня на части рвете?»
| Фет
| Истинная поэзия- это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:
«Дать жизни вздох,
Дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, о чем я зык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец-
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак, и венец!»
«Одним толчком согнать ладью живую»
| Маяковский
| В поэме «Облако в штанах» М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый»)
В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:
«Светить всегда!
Светить везде!
До дней последних до конца»
«Невероятное приключение…»
Возможности искусства безграничны («Рифма поэта- и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» - ст. «Разговор с фининспектором о поэзии»)
Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» - участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко»
| Твардовский
| «Вся суть в одном- единственном завете»
Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу.
«О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу»
|
Тема Родины
Лермонтов
| «Родина»
Любовь «странная», необъяснимая – «за что, не знаю сам»
| Блок
| В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!».
Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа-землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю»
В ст. «Русь» Родина предстает сказочным заколдованным царством.
В ст. «Россия» предстает Родина как «нищая Россия», ее «серые избы», «расклябанные колеи». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.
Ст. «На железной дороге»
«На поле Куликовом»- цикл ст., в которых поэт обращается к истории.
В ст. «Грешить бесстыдно, беспробудно» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:
«Да и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне»
Ст. «Коршун»
| Есенин
| В ст. «Русь» почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России :
«Но люблю тебя, родина кроткая,
А за что, разгадать не могу»
В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»
«Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!»
Ст. «Гой ты, Русь моя родная»:
«Если крикнет Рать святая:
«Кинь ты все, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»»
Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги»
| Тютчев
| «Умом Россию не понять»
|
Философская лирика
Тютчев
| Сожалеет о быстротечности жизни:
«Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя…»
«Далекий друг»
| Фет
| Искусство- вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой:
«Жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только вровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой»
| Цветаева
| В ст. «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле:
«Другие всей плотью во плоти блуждают,
Из уст пересохших дыханье глотают…
А я руки настежь!- застыла – столбняк!
Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!»
| Лермонтов
| «Парус»- смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе.
«Три пальмы»- проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы».
| Пастернак
| «Снег идет»- быстротечность жизни
|
Гражданская лирика
Некрасов
| Тема гражданского служения- быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений»
| Ахматова
| В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов:
«Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной,
Не осквернился скорбный дух»
«Мне голос был»
Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:
«А здесь, в глухом чаду пожара,
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя»
«Не с теми я, кто бросил землю»
В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:
«Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!»
| Пушкин
| «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»
|
Сатира
Маяковский
| Сатирические гимны- «гимн обеду», «гимн ученому», «Гимн критику»
Основной объект сатиры- мещанство и бюрократизм.
В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.
В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников- бюрократов.
Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп».
| Сатирически
изображены
нравы
дворян
| Фонвизин «Недоросль»
Гоголь «Мертвые души»
Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один….»
Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
| Нравы чиновников
| Гоголь «ревизор»
Маяковский « прозаседавшиеся»
Булгаков «Мастер и Маргарита»
Пушкин « Капитанская дочка»
|
Тема народа
|