Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хлопушка акробатического характера.




Проходка

Самая важная задача проходки – это движение. Важно найти легкое движение вперед, подобное нити, чтобы не рваться и двигаться плавно вперед, находиться в потоке.

На начальной стадии обучения пляске частой ошибкой бывает заучиваниеопределенных шагов, из за которых мы теряем естественное стремление вперед, вместо этого мы начинаем дергаться и «рваться» назад вперед. Вторая популярная ошибка – это убежденность, что если я пляшу – я должен постоянно звучать и перемещаться в пространстве. Это не так. В пляске не всегда нужно носиться и вообще куда-либо двигаться, тем более постоянно стучать ногами, руками. Обращайте внимание на такого рода ошибки и не допускайте их!

 

Для того, чтобы понять, что не стоит постоянно дергаться, двигаться в панике и топтать, мы с вами сделаем несколько простых технических заданий:

 

Задание № 1.

Громко-Тихо – озвучка в ногах, проходка то без звука, то со звуком.

Задание № 2.

Быстрее-медленнее движение по кругу– смена темпо ритма.

 

Задание № 3.

Смена направления – движение передом, спиной, боком, в кружении по кругу, по спирали в центр круга заход;

 

Задание № 4.

Точка-остановка – точка ваша индивидуальная, пауза в трех видах: заморозка, пружинка, на месте отрываем стопы от земли, переминаемся.

 

Теперь комбинируем!

 

К примеру, Связываем упражнения №1 и №2 – один круг проходим громко и быстро, второй без звука и медленнее.

Меняем последовательность – теперь один круг со звуком двигаемся медленно,без звука второй круг двигаемся быстрее.

Связываем задания № 1, 2 и 3 – один круг двигаемся передом со звуком и быстро, после чего меняем направление, начинаем двигаться спиной и идем без звука и медленнее.

Другая комбинация – половину круга двигаемся левым боком без звука и быстрее, меняем направление и правым боком со звуком и медленнее.

Комбинируем все возможные варианты, к примеру: со звуком-медленно-спиной, без звука быстро правым боком, со звуком быстро передом, без звука медленно спиной, со звуком быстрее левым боком.

Все это можно выполнять деля на 1 равный круг, можно на половину круга, на 1/3 круга или на ¼ круга. Меньше не советую, чтобы не создавать сумятицу и суету.

 

Подсказки:

 

1. Начинайте движение с самого простого шага, за который вы точно уверены.

2. Используйте паузу после точки,лучше продолжительную, это хорошая возможность спокойно обдумать следующую комбинацию.

3. Если двигаетесь спиной – старайтесь не делать больших шагов, особенно если есть цель извлекать звуки, на этапе обучения легче всего извлекать звуки в ногах при минимальной длине шага.

4. Чаще кружитесь на кругу.

5. Обратите внимание на верхнюю часть тела, на руки. Мужчины – на плечи, локти, грудь. Девушки – на пальцы и кисти.

6. В традиционной культуре часто встречаются такие полярные понятия, как огонь-вода, земля-воздух, вверх-вниз, вперед-назад, быстро-медленно. Пробуйте делать больше разных движений в пляске, которые существуют на контрасте. Это касается особенно мужчин.

7. Добавляйте на свою проходку естественный шаг – это мерило владения своего тела. Во время естественного шага не опускайте руки, не сутультесь, естественный шаг совсем не означает, что все тело должно быть пассивным, наоборот – на спокойную проходку можете наложить активные энергичные руки и верхнюю половину тела.

8. Кто чувствует уверенность в движении - держите уровень глаз и головы.

 

 

Этап №2. Руки.

 

Данный этап для легкости изучения делим на 2 темы:

 

1. Включенность рук

2. Движение рук.

 

1. Включенные руки – это фиксированное положение рук, которое не предполагает их движение. Включенность руки – это показатель тонуса рук и их вовлеченности в процесс пляски. Отмечу, что включенность рук – это фиксация рук, без движения.Главное условие – статичность положения рук. Обратите внимание, что фиксация должна быть «мягкой», мышцы должны быть в тонусе, но избегайте напряжения рук.

Наши руки состоят из нескольких частей: плечи, локти, предплечье, кисти, пальцы.Включенность может быть в любой из вышеперечисленных частей, т.е. для эффекта включенности достаточно свести кулачки, или отвести руку в локте или отвести руку в плече.

 

Далее. Руки могут быть включены в положении:

· Параллельном (зеркальном). К примеру, вытянутом положении перед собой, или поднятыми над головой на ширине плеч.

· Противоположном, или не связанными друг с другом: левая рука вверху, правая внизу, или левая рука вперед, правая в сторону или вверх.

 

 

2. Движение рук.

Для правильного движения рук надо добиться включенности рук. Пока руки не будут находиться в тонусе и не будут поддерживать вас, двигать руками бессмысленно, т.к. они будут просто забивать голову дополнительной задачей, с которой вы, возможно, не справитесь, руки будут автоматически двигаться без вашего внимания (пример тому практически все фольклорные коллективы).

Аналогия: представьте, что у вас есть машина. Для начала, чтобы машина поехала, надо включить мотор, а потом уже двигаться. Тоже самое с руками – вначале включаем, потом едем. Если машина двигается, но не включена – это не есть хорошо! Так же как и наши руки не создают положительного эффекта без вашей осознанности.

 

Отмечу, что часто на начальном уровне обучения, человек всегда в пляске дергает руками. Наша с вами задача – объяснить своему телу и мозгу, что во время пляски куда лучше и красивее руками не дергать, а раскрыть руки в разные стороны и подвигаться без импульсивных дерганий в руках. Для этого сделаем несколько добрых, проверенных, простых упражнений:

 

Задание №1.

Во время проходки наши руки находятся во включенном положении. Во время остановки – руки начинают двигаться.

Обращайте внимание, чтобы во время остановки и движения руками, наши ноги находились в спокойном уверенном положении, нужно помнить, что когда наше внимание нацелено на верхнюю часть тела, нижняя может потерять ваш контроль и начинать непроизвольные автоматические движения.

 

Задание №2.

Меняем темы руки. Теперь во время проходки наши руки находятся в движении. Во время остановки – руки во включенном положении.

 

Задание №3 (задание для тех, у кого хорошо получаются 1 и 2 задания по рукам)

Меняем дальше: теперь у нас одна рука включена, вторая в движении. Это делаем на проходке и во время остановки.

 

В дальнейшем действие рук по принципу «включенность» и «движение» можно распространять на другие этапы. К примеру, во время проходки руки включены, во время коленец руки двигаются, во время дробей руки включены, а во время частушки руки опять в движении. И наоборот.

 

3. Хлопушки.

 

Хлопушки – это одна из трех форм звукоизвлечения: ноги, руки, голос. Хлопушка относится к звукоизвлечению в руках. В традиционной пляске с помощью хлопушек общались с гармонистом, с партнером по пляске, с кругом, поддерживали себя эмоционально, давали сигналы кому-либо. Вспомним, что пляска – это способ общения, пускай примитивный, но все равно способ.

Важно понимать, что хлопушка имеет эмоциональную подоплеку, как и вообще все в пляске. Это ваш эмоциональный заряд, переход на следующий уровень адреналина и активности. Так же хлопушка обязана быть в ритме.

 

Хлопушки мы с вами делим на следующие под-этапы:

1. Хлопушка на месте;

2. Хлопушка на ходу;

3. Хлопушка акробатического характера (мужская).

 

Сразу предчувствуя дух фольклориста-этнографа-специалиста-магистра, сообщаю – ДА, девушки тоже делали в пляске хлопушки. И на месте и на ходу.

 

1. Хлопушка на месте – практически все известные мне хлопушки на месте делаются за счет следующих трех основных видов:

- хлопок одинарный,

- сдвоенная хлопушка (синкопа) – это два удара, но не два одинарных, а сбитых в ритме,

- тройная хлопушка.

Хлопушка на месте имеет начало и имеет конец. Пробуйте задать себе в голове определенный ритмический рисунок и его исполнить. То есть заделать план в голове и его исполнить – это нужно только на этапе обучения, чтобы вы не затягивали хлопушки по 1 минуте без необходимости. Можно «проговорить» хлопушкой любую простую скороговорку:

 

«Из под топота копыт

пыль по полю летит»

 

Это позволит нам начать и закончить ярко и четко. В противном случае вы можете начать хлопать и не знать когда именно закончить – получится неуверенное окончание, а это может сбить всю динамику.

Мужчины, во время хлопушки по нижним частям тела (голень или по полу), старайтесь держать спину ровно и опускаться за счет низкого приседа.

 

Хлопушка на ходу.

Тут самое важное, это поймать структуру. Структура простая – топ – хлоп – топ хлоп.

Топ должен выполняться то левой то правой ногой. Руки хлопают на уровне груди, локти не зажимаем, плечи и кисти легкие.

Основа – это топ. В начале начните стучать ритм в ногах. После этого подготовьте руки (они должны быть ближе друг к другу) и начинайте попадать хлопками между звуков в ногах. Я называю эту структуру просто – удар между ног J

Далее, как у вас получился этот джаз, мы просто варьируем одинарные удары по разным частям тела и сдвоенные удары (см. хлопушка на месте). Девушки били руками или по рукам или по ногам выше колена. Мужчины – куда угодно.

 

Хлопушка акробатического характера.

Наборы такого типа сегодня очень популярны в сценической пляске и во многом можно копировать у профессиональных ансамблей – структура от традиционной изменилась мало.

Советую брать наборы из разных видео.

Мужчины, если вы хотите поднимать ноги и бить по ним ладонями, то возьмите за правило, что удары совершаются ногами по рукам. Т.е. руки подставляете – ногами бьете, как по мишени. Руки не тянутся к ногам – это физически сложнее и очень неустойчиво.

 

Советы:

1. Помните, что наши руки состоят из нескольких частей и можно применять для включенности или для движения одну часть руки, не обязательно вся рука от плеча до пальцев должна двигаться, важно, чтобы руки были в тонусе, даже если они висят внизу.

2. Обращайте внимание, что после движения на остановке руки не должны опускаться и отключаться от процесса. После окончания какого-либо движения, ваши руки находятся во включенном положении.

3. Старайтесь проработать руки на всех уровнях: внизу (ниже пояса), на среднем уровне (на уровне живота - плеч) и над головой.

4. Для мужчин в русской пляске более характерны движения плечами, локтями. Для девушек – кисти и пальцы, реже плечи. Локти шли «в бой» в крайне редких случаях и были скорее исключением из правил женской пляски. У мужчин движения локтями встречались намного чаще, но вы должны понимать, что движение локтями – это жест довольно агрессивный и по сей день бывает на автомате выскакивают локти в общественных местах, метро, лифте и люди ими пользуются в неприятных, порой вынужденных ситуациях.

5. Мужская пляска во много раз эффектней, когда мужчины выставляют грудь, плечи и локти.

6. Мужчины могли держаться за голову во время пляски. Девушкам дотрагиваться вообще до головы, тем более до волос было неприемлемым. 

7. Ваши открытые ладони – дополнительный бонус к открытости и доверию публики к вам (принцип невербального диалога, начальный курс).

8. Руки – это отличный способ завладеть вниманием публики и не упасть в грязь лицом во время пляски, если дроби и работа ног у вас не отточены. Даже на простом естественном шаге под музыку и красивые движения руками можно очень хорошо себя продемонстрировать и вызвать уважение публики и участников пляски.

9. Обязательно разбивайте в дальнейшем темы «включенность» и «движение» и обязательно их мешайте местами, экспериментируйте и находите свои удобные движения.

10. Во время хлопушки старайтесь четко начать и точно закончить. Начать и закончить – самое важное, что будет в середине процесса – не всегда важно. Запоминается начало и конец.

 



Этап № 3. Коленца.

1. Коленцами мы с вами называем такие действия, во время которых мы:

1. Находимся на месте,

2. Двигаемся вертикально земли,

3. Мягко и беззвучно (по принципу прыгалок) работаем на носочках, пятки оторваны,

4. На каждую ногу у нас приходится по два счет (раз-два левая, раз-два правая).

5. Исходя из 4 тезиса, обязательно соблюдаем принцип «вверх-вниз»:

Раз – припадаем вниз, колено согнуто

Два – вверх, значит вытягиваем все тело, колени практически полностью выпрямляются.

 

Это главный механизм. Важен щелчок, который нам позволит вытянуться вверх, оторваться от земли обеими ногами на миллиметр и дальше работать по принципу, описанному выше.

 

Чтобы варьировать коленца, мы начинаем перекидывать ОДНУ ногу, которая остается на весу:

1. В бок, или

2. Перед собой, или

3. За собой.

К примеру, «носок-пятка» или «моталочка».

 

Так же возможно исполнять коленца на обе ноги одновременно, припадая на обе ноги одновременно, к примеру «крест», но сохраняя принцип «вверх-вниз».

 

Для лучшего усвоения коленец, отрабатывайте их в кружении вокруг себя, не сбивая ритм и не нарушая пластику тела, оставайтесь красивыми.

 

2. Теперь делаем соединяем 1 и 3 этапы, проходка-коленца:

 

1. Начинаем проходку – точка – остановка – коленце – точка – начинаем снова проходку.

2. Проходка – точка – коленце (выкидываем остановку или иначе говоря паузу) – точка – проходка снова.

3. Проходка – коленце (без точки и остановки) – точка – проходка.

 

Эти три этапа встречаются в любой этнографической пляске, как правило, делается это неосознанно, но нам важно это просто понимать и на этапе обучения брать на вооружение.

 

3. Соединяем 2 и 3 этапы, руки – коленца.

 

Во время исполнения коленец у нас руки могут быть включены либо двигаться.

 

1. Делаем коленца на месте с включенными руками (руки не двигаются).

Наши действия: стоим на месте в пружинке, во время пружинки руки двигаются, переходим на коленца – руки включены (не двигаются).

Важно каждый раз при смене коленца менять положение рук. Следите за тем, чтобы ваши руки не двигались, не допускали автоматических действий.

Если получается, добавьте кружение вокруг себя во время исполнения коленец.

 

2. Делаем коленца на месте с движением рук.

Наши действия: стоим на месте в пружинке, во время пружинки руки включены, переходим на коленца – руки двигаются.

Важно каждый раз при переходе на пружинку менять положение включенных рук.

 

Совет: для более легкого восприятия мозгами вашей пляски, когда мозг кричит «прекрати!! 21 век на дворе, а ты пляшешь тут деревенские пляски!!!», дам вам совет:

1. Руки во время коленец повторяют движения ног, к примеру крест ногами – крест руками, сбивочка ногами – руки двигаются параллельно ногам и т.д.

2. Руки во время коленец делают обратные ногам действия, например, ноги исполняют моталочку, руки двигаются горизонтально вдоль земли, т.е. соединяем горизонтальную и вертикальную работу рук и ног, соответственно.

 

4. Теперь, соединяем 1, 2 и 3 этапы, проходка - руки – коленце:

 

1. Проходка (руки включены) – коленца (руки двигаются),

2. Проходка (руки двигаются) – коленца (руки включены),

3. Проходка (руки двигаются) – коленца (руки двигаются),

4. Проходка (руки включены) – коленца (руки включены).

 

На все это безобразие мы нанизываем разные способы проходок, разные способы движения рук, разные коленца. Т.е. количество комбинаций несметное количество. А это мы еще с вами не берем на вооружение хлопушки и частушки.

 

Этап №4. Дроби.

 

Основное – дроби это мелкая звуковая работа в ногах. Дроби – это когда мы делим одно целое на мелкие части, как в математике.

Ключевая задача дроби – звучание. Не важно какой рисунок ритмический вы выбиваете, самое главное в дробях – это четкая озвучка, а не количество стуков.

Посредством звучания в дробях мы можем передать «смс» партнеру по пляске, можем общаться с музыкантом или публикой.

+ при правильных дробях наше тело все «протрясывается», есть ощущение что вы сходили на массаж всего тела – очень приятное чувство.

 

Основные принципы:

1. Так же как и в хлопушках, мы соблюдаем мелкую моторику, т.е. ногу не отрываем от земли слишком далеко, все рядом с землей. Чем меньше дистанция от земли – тем больше успеем за определенный отрезок времени.

2. Легкость в стопах,

3. Четкость звучания.

 

Теперь делим процесс обучения на два типа:

1. Перенос веса (обе ноги на земле, потом одну отрываем от земли, на второй определяем вес – на опорную ногу)

2. Перескок (когда одна нога обязательно в воздухе – на земле не встречаются)

 

По 1 типу мы с вами делаем 3 и 5, ключ.

По 2 типу мы делаем «горошек» и «коник».

 

Совет:

1. Для того, чтобы дроби обучались легче - считайте вслух («раз два три» или «раз два три четыре пять»). Дроби учатся только когда ты считаешь. Иначе никак. Как в школе так и в пляске.

2. Старайтесь вытягиваться вверх, не уходите вниз во время дроби, помните, что сила удара независит от низкой посадки ног. Дробить мы должны в таком же состоянии, в каком находимся в повседневной жизни стоя – чуть на согнутых ногах, ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая.

 

На этом все!

 

Удачи в обучении! Большой привет из Москвы!

 

Да прибудет с вами сила! J

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...