Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие психологической культуры личности




РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

ПСИХОЛОГИИ

 

Психологическая культура личности как результат психологического образования

 

Цель занятия — формирование представлений у будущих педагогов-психологов об особенностях психологической культуры личности участников образовательного процесса.

Задачи занятия:

1. Определение понятий «культура», «психологическая культура личности», «инкультурация».

2. Знакомство с особенностями влияния культуры на воспитание и образование обучающихся.

3. Определение функций психологической культуры.

4. Развитие навыков педагогического мастерства и интереса к профессии.

5. Формирование психологической культуры личности.

План занятия

 

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:Анонс занятия. Знакомство с содержанием занятия, целями, задачами.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

· Введение нового материала по теме:

o Понятие культуры и психологической культуры личности.

o Воспитание и образование как часть культуры.

o Понятие инкультурации.

o Функции психологической культуры.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Подведение итогов занятия. Анонс следующего занятия. Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию: 1. Эмоционально-нравственный компонент содержания научной информации. 2. Использование философских, исторических, художественных, документальных текстов с целью интерпретации теоретического материала и в качестве иллюстраций и примеров, а также психологических задач, упражнений.

 

Литература

1. Колмогорова, Л. С. Становление психологической культуры личности как ориентира современного образования / Л. С. Колмогорова // Педагог. – 1999. – № 3. – С. 36—42.

2. Коломинский, Я. Л. Обучение, ориентированное на психологическое здоровье личности / Я. Л. Коломинский // Адукацыя і выхаванне. – 2009. – № 5. – С. 52—60.

3. Мотков, О. И. Психологическая культура личности / О. И. Мотков // Школьный психолог. – 1999. – № 15. – С. 8–9.

4. Селезнев, А. А. Психология здоровья: Учеб-метод. пособие / А. А. Селезнев, под ред. Я. Л. Коломинского. – РИО БарГУ, 2006. – 176 с.

5. Селезнев, А. А. Педагогическая психология здоровья в системе профессионального образования / А. А. Селезнев. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – 159 с.



РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

ПСИХОЛОГИИ

 

Психологическая культура личности как результат психологического образования

 

ПЛАН

1. Понятие психологической культуры личности.

2. Воспитание и образование как часть культуры.

3. Понятие инкультурации.

4. Функции психологической культуры.

 

Понятие психологической культуры личности

Психологическая культура является одним из аспектов личности человека, поэтому сначала кратко опишем наш подход к пониманию сущности личности. Личность - это управляющий центр психики, ее командная часть, побуждающая, направляющая, организующая и регулирующая поведение по осуществлению потребностей и целей. Это управляющая программа жизни и развития, способная организовать саморазвитие личности и организма в целом. Личность, как показали психогенетические и нейрофизиологические исследования, имеет биокультурную природу, ею и рождаются, и становятся. Психологическая культура (ПК) – наработанная и усвоенная личностью система конструктивных способов, умений самопознания, общения, саморегуляции эмоций и действий, творческого поиска, ведения дел и саморазвития. В развитом виде характеризуется высоким качеством самоорганизации и саморегуляции различных видов жизнедеятельности. В пределах возможного, она выражается в хорошем самоуправлении динамическими характеристиками своих потребностей и тенденций, характерологических черт, отношений и ценностей, а также в оптимальном построении процессов их осуществления. Это в первую очередь поведенческая, процессуальная составляющая жизни личности, проявляющаяся в ее реальных поступках, основанных на широком репертуаре выработанных умений владения собой. Здесь есть и ценностный, мотивирующий аспект: для человека с развитой ПК важно вести себя оптимальным образом, всякий раз находить приемлемые для себя и других, экономичные способы поведения. Под словом «культурные» понимаются те схемы поведения, которые создаются с учетом как желаний и целей своей личности и своего организма, так и с учетом восприятия других людей и законов природы в целом. Другими словами, это разумные, произвольные поступки человека, организуемые его субъектом (его оперативным Я).

Конечно, имеют значение и знания человека о том, как лучше себя вести в различных жизненных ситуациях. Однако без их внутреннего принятия как значимых для себя, без превращения их во внутренние ценности, они остаются просто информацией, не имеющей особой значимости и, следовательно, не мотивирующей на совершение соответствующего поведения. В развитии ПК (преимущественно в саморазвитии!) важно как стимулирование желания научиться вести себя оптимально, так и тренировка способов разумного поведения.

Итак, развитая ПК рассматривается как разумная самоорганизация и самореализация своих стремлений с учётом внутренних потребностей, возможностей, и особенностей окружающей среды. Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни и развитыми духовными ценностями, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно одним из его проявлений. Она является важной частью общей культуры человека и его интегральной гармоничности, и служит, в конечном итоге, личностным средством оптимального осуществления желаний и целей личности, обеспечения «хорошей жизни».

Понятие «психологическая культура» по своему содержанию близко понятию «произвольность» культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Важно, однако, отметить, что ПК как выражение действия разума, действия субъекта, может проявлять себя частично и в неосознаваемых формах, и не обязательно с привлечением всякий раз механизма речи. Опосредствование построения планов поведения и принятия решений, коммуникации, может идти и с преимущественным использованием зрительных и других образов и представлений, а также психомоторных схем и эмоциональных предпочтений.

ПК является важным компонентом общей культуры и интегральной гармоничности личности. Общая культура состоит из функционально необходимых для полнокровной, гармоничной жизни видов культуры человека, таких как нравственная, эстетическая, психологическая, физическая, познавательно-творческая и культура самогармонизации. Она представляет собой интегральное личностное средство, систему способов поведения, помогающих организации оптимального поведения по удовлетворению широкого круга витальных и психологических потребностей.

Гармоничная личность имеет оптимально интегрированную внутреннюю динамическую структуру, оптимальную организацию процесса жизни и своего развития, оптимальную согласованность с внешним миром. Оптимальность различна для разных видов предметов и форм функционирования. Возможны следующие типы оптимальных гармоничных соотношений: симметричный тип, асимметричные типы – золотого сечения и ценностный тип с более яркой асимметрией. В гармоничной личности могут совмещаться все три типа оптимальных соотношений её параметров, в зависимости от вида рассматриваемых личностных характеристик.

Общая культура, при ее оптимальной выраженности, становится стержнем более широкой характеристики человека - личностной гармонии, которая включает в себя еще и гармоничный образ жизни.

Е.А. Климов дает следующую характеристику психологической культуре: это «часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использования этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности». В данном определении не прослеживается прямая связь с психологическим благополучием человека как гармоничным бытием, хотя автор указывает на практическую значимость освоения знаний и умений познания собственного, внутреннего мира и закономерностей межличностных отношений.

В своем диссертационном исследовании Л.С. Колмогорова на основе анализа культурологической и психологической литературы определяет психологическую культуру человека следующим образом: «Это составная часть общей культуры человека, являющаяся сложноструктурированным образованием, позволяющая ему понимать внутренний мир человека, эффективно решать жизненные психологические проблемы, адаптироваться и самоопределиться в социуме, способствующая самореализации, саморазвитию, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающими, порождающая состояние внутреннего благополучия». Данная характеристика психологической культуры выделяет ее детерминирующую роль в формировании внутреннего благополучия человека на основе гармонизации его отношений с окружающими.

Я.Л. Коломинский определяет психологическую культуру как условие психологического здоровья личности, подчеркивая важность психологической деятельности в двух основных сферах: по отношению к самому себе и по отношению к другому человеку.

О.И. Мотков включает в понятие «развитая психологическая культура» «систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков, достаточно высокий уровень обычного и делового общения, хорошую психическую саморегуляцию, творческий подход к делу, умение познавать и реалистически оценивать свою личность и др.». В данной трактовке «хорошая психическая саморегуляция» является составной частью психологической культуры личности, одной из функций которой, по мнению автора, является успешное преодоление стрессов.

Уровень психологической культуры личности способствует развитию ее качеств, позитивным изменениям в поведении людей, их взаимоотношениях. Основная задача педагога – инициирование и поощрение личностного роста учащейся молодежи, что возможно в условиях развития психологической культуры личности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...