Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учитель: Поведем итоги урока.




Причастие — это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

В .И.Даль

Ход урока

1.Организационный момент. До начала урока проверить наличие книг , тетрадей, учебных принадлежностей, раздать карточки.

2.Слово учителя:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. А причиной тому является причастие.

Посмотрите на монитор. (смотри приложение «Проблемная ситуация) На просторах интернета, в различных сетях пользователи задают друг другу вопросы и дают различные ответы. Эти сведения касаются всего: от воспитания детей и их болезней до научных терминов и законов. При этом ответы дают люди самого разного уровня образования. То есть можно узнать что-то новое, а можно прочитать откровенную чушь. Вот и я нашла подобный вопрос и ответы на него . Речь идет о причастии. Как вы видите на экране, есть пользователи, считающие, что причастие – особая форма глагола, а есть те, кто называет его самостоятельной частью речи.

Мы попытаемся сегодня вместе провести собственное расследование по делу: «Причастие-это самостоятельная часть речи или форма глагола. Удивительные секреты причастия».

Ребята, откройте тетради, запишите число и тему урока.

Владимир Иванович Даль сказал, что «Причастие — это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». Попытаемся доказать это утверждение. А возможно и опровергнуть. Работать мы будем с кейсами (показать детям), поэтому не бойтесь высказывать свое мнение, ведь эта работа не предусматривает одного точного решения.

И прежде чем завести дело на «Причастие», давайте вспомним об этой особе всё, что знаем: грамматическую биографию, версии её названия и портрета для определения «личности».

Вы, ребята, на прошлом уроке получили свои первые кейсы с заданиями для подготовки дома. Поэтому сейчас мы выслушаем, как вы с этими заданиями справились, ведь материал вы добывали и систематизировали сами. Вам слово.

Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания).

 1. Первый учащийся в кейсе получил задание написать автобиографию Причастия.

2.Второй учащийся в кейсе нашел задание «Версия о том, почему оно так названо».

3. Домашнее задание из кейса для еще двоих учащихся было написать творческие портреты причастия:

а)Причастие-волна;

б)Причастие-рябина.

Примерные (или точные варианты ответов в приложении «Кейсы»)

Учитель: Ребята, в работе прозвучало словосочетание «безграничное море». А как вы понимаете значение этого выражения?

Словарная работа:

Безграничное (море) — не имеющее видимых границ, бескрайнее, бесконечное («Толковый словарь Ожегова»).

Учитель:Запишите, пожалуйста, значение слова в тетради.

Учитель: Ребята, в работе прозвучало словосочетание «роскошное дерево». А как вы понимаете значение этого выражения?

Словарная работа

Роскошное ( дерево) — прекрасное, сочное, обильное листвою дерево («Толковый словарь живого великорусского языка»-В.Даль).

Учитель: Запишите, пожалуйста, значение слова в тетради.

Слово учителя.А мне хотелось бы добавить следующие сведения о Причастии. Эксперты доказали, что Причастие образуется от глагола и пользуется его признаками(вид и время). Но сохраняет он, ребята, также как и у глагола, переходность и возвратность. Например, построенный дом ( причастие «построенный» согласуется с сущ. дом в В.п., ед.ч., м.р.)-переходное, невозвратное. Заметьте, что только от переходных глаголов образуются страдательные причастия.

Стелющиеся растения- действ., возвратное, непереходное (причастие согласуется с сущ. во мн. ч., И.п.)

Основная часть урока

Учитель: Давайте поблагодарим учащихся за слаженную работу, познавательную информацию и перейдем к практической части.

Итак, мы увидели проблемную ситуацию, найденную на просторах интернета. Давайте в нее погрузимся. Считаете ли вы эту проблему важной? Что может зависеть от ее решения?

Ответы учащихся.

Учитель:Сформулируйте эту проблему письменно.

Несколько зачитать.

Кейс №1. (помним, что это могут быть конверты с заданиями, папки, кейсы…)

Прокомментировать выбор суффикса (для сильных учащихся).

ЗависЯЩие-зависеть, искл. 2спр., действ., н.вр.;

молоТый-молоть, 1 спр., страд., пр.вр.;

красиВШий-красить, 2 спр., действ., пр. вр.;

сорваННый-сорвать, 1спр., страд., пр. вр.;

читаЕМый-читать, 1спр., страд., н.вр..

Образовать от данных глаголов причастия. Указать спряжение глаголов. (для средней группы)

Писать- 1 спр.-пишущий;

строить- 2 спр.-строящий;

лечить- 2 спр.- лечащий;

замесить-2спр.-замешенное;

намаслить-2спр.-намасленный;

выслушать- 2спр., искл. -выслушанный

Выписать причастия с суффиксом -ЮЩ-. (базовый уровень)

-Лечащий (врач)-лечить-2спр..

-Жалящие (осы)-жалить-2спр.

-Колющие (дрова)-колоть-1спр..

-Поющие мальчики)-петь-1спр..

-Стелющиеся (растения)-стелить-искл. 1спр..

-Терпящие (кораблекрушение)-терпеть-искл. 2спр.

Все эти задания проверить по слайдам!

Учитель: С этим заданием вы справились. Мы глубже и глубже погружаемся в проблему: «Что же такое причастие?» Сейчас вы получаете еще один кейс. В нем будет материал, который доказывает, что причастие – особая форма глагола, и тот, который говорит об обратном. Ваша задача отобрать тот материал, который отражает именно вашу точку зрения, подобрать с помощью него аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия, а также подготовить контраргументы противоположной точке зрения .

5-6 минут на подготовку и пара, придерживающаяся противоположных мнений, вступает в дебаты (если время позволяет, то две пары).

Материал для КЕЙСА №2 в приложении. Важно, чтобы при доказательстве своей точки зрения ссылались на того или иного лингвиста – единомышленника.

Записать под диктовку. Объяснить знаки препинания в предложении.

Багряная листва,покрытая морозною росою, шуршит в аллее под моей ногой.

[ сущ.,/прич.обор./,...].

? Когда в предложении причастный оборот выделяется запятыми?

(Если перед ним есть определяемое слово)

?Где в предложении может стоять причастный оборот?

начале, середине и конце)

А мы получаем наш КЕЙС № 3  (смотри в приложении).Спишите предложения, раскройте скобки и выберите правильный ответ. Объясните знаки препинания и орфограммы. Составьте схему второго предложения. Подчеркните причастия как члены предложения.

Учитель: А теперь расслабьтесь, сядьте удобнее, положите ручки и ответьте на вопросы.

 ФИЗКУТМИНУТКА «ТЫ МНЕ, Я ТЕБЕ».

?Как мы скажем...

-об ученике, который пилит...(пилящий);

-о мяче, который летит...(летящий);

-о ребенке, который плачет...(плачущуй);

-о помидоре, который краснеет...(краснеющий);

-о море, которое бушует...(бушующее);

-о солнце, которое заходит за горизонт...(заходящее).

Проверочная работа. (Работа с учебником, упражнение по выбору учителя).

Учитель:-В конце урока соберу тетради на проверку.

Лучше всего сделать его дифференцированным.

Например,

1гр.Выпишите из предложений причастные обороты с определяемыми словами.

2гр.Выпишите из предложений 1-3 слова с пропущенными буквами и прокомментируйте орфограммы.

3гр.Выпишите из предложений 1-3 причастия и прокомментируйте суффиксы.

Учитель: В начале урока мы с вами начали расследование по делу «Причастие-это форма глагола или самостоятельная часть речи. Удивительные секреты причастия». Давайте попробуем сделать вывод

Примерные ответы детей

1.Я считаю, что причастие-это особая форма глагола, которую можно назвать и самостоятельной частью речи, потому что, во-первых, оно образовано от глагола, а, во-вторых, выполняет в предложении синтаксическую роль-может быть определением( в полной форме) либо сказуемым( в краткой форме).

2.На мой взгляд, грамматические секреты Причастия мы почти расследовали: в отличие от других частей речи оно имеет особые приметы: 1)обозначает признак действия; 2) имеет необычные суффиксы; 3)и живет всё-таки в стране Морфология. В.Даль сказал: «Причастие-это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного»

Таким образом, Причастие можно назвать и самостоятельной частью речи, и особой формой глагола.

Учитель: Поведем итоги урока.

Закончите предложения:

1.Сегодня на уроке я повторил(а)- …

2.Сегодня на уроке я узнала- …

Примерные ответы:

1. Сегодня на уроке я повторила морфологические признаки глагола, правописание суффиксов причастий, пунктуацию в предложениях с причастным оборотом.

2. Сегодня на уроке я узнала, что причастие можно рассматривать как особую форму глагола и самостоятельную часть речи.

3. Сегодня на уроке я узнала, что причастие бывает переходным и непереходным, возвратным и невозвратным.

Учитель: Не могу не согласиться с вами. Я надеюсь, что мы ещё не раз вернемся к этому вопросу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...