Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие ведущей деятельности




Ведущая деятельность, по определению А.Н. Леонтьева, - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой человек отдает больше всего времени. Она характеризуется тремя главными признаками (Леонтьев А.Н., 2001; аннотация).
1. Внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени. Так, учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя.
2. В ведущей деятельности формируются и развиваются отдельные психические процессы. В частности, в игре складываются образное мышление, активное воображение, а в учении - отвлеченное логическое мышление.
3. От ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период. Например, именно в игре дошкольник, с одной стороны, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения взрослых людей ("каким бывает рабочий, учитель и т.п.") а, с другой стороны, учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, согласовывать с ними свои действия

 

2. Мотивация учебной деятельности. Мотивация деятельности достижения. Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осозналнеобходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения иприступил к подобному обучению как специально организованной деятельности.Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии ипедагогике обучения. Для определения мотивации учебной деятельности нам представляетсявозможным подробнее осветить взаимодействие личности и ситуации, как основупонимания поведения и деятельности. Основные положения теории личностныхдиспозиций Х.Хекхаузена: 1.Поведение человека определяется набором стабильных латентныхпеременных (черт, диспозиций), которые обозначаются в психологии как "чертыличности и характера", "способности", "установки", "ценностные ориентации","потребности", "мотивы". 2. Порядковый номер субъекта относительно выраженности конкретнойличностной черты остаётся одним и тем же в различных ситуациях. В этомпроявляется надситуативная стабильность поведения личности, определяемаяданными диспозициями. 3.Различия в поведении людей определяются различиями в выраженностиличных черт. Но в реальной жизни эта схема действует не всегда. И в психологиимотивации и диагностике личности развивается новый подход -интеракционизм.. Положения этой теории: 1.Основа своеобразия поведения человека кроется в непрерывномвзаимодействии личности и ситуации. 2.Поведение человека в разных ситуациях неоднородно, То естьнадситуативной стабильности поведения не существует. 3.Человек является активным компонентом взаимодействия с ситуацией. 4.Со стороны личности ведущую роль во взаимодействии с ситуацией играюткогнитивные факторы: оценка и интерпретация ситуации. 5.Со стороны ситуации ведущим является психологическое знание ситуациидля субъекта. То есть не личность сама по себе со своими чертами и особенностями, неситуация как таковая побуждают человека к определённому поведению, авзаимодействие личности и ситуации, субъективное видение и интерпретациячеловеком внешнего мира как имеющего или не имеющего личностного смыславыступают причиной конкретного поведения. Когда мы хотим понять, почему и как человек чего-то достигает, поему онтак или иначе относится к учению, мы должны выделить личностные иситуационные предпосылки этой формы поведения.

 

Из классов функционально эквивалентных ситуаций нас интересует ситуация

достижения, имеющая такие критерии: 1) в ситуации достижения от индивида

требуется достижение определённого результата, который можно зафиксировать,

измерить, оценить; 2) этот результат оценивается, существует некоторый

стандарт для оценки поведения индивида в данной ситуации; 3) требования,

предъявляемые индивиду в ситуации достижения, в меру трудные, то есть

такие, которые позволяют добиться результата при приложении определённых

усилий. Деятельность достижения - форма активного целенаправленного

поведения, которая является эквивалентной ситуации достижения. Хекхаузен

пишет, что деятельность достижения имеет следующие особенности: 1)

предпринимаемая деятельность направлена на достижение результата, который

она должна после себя оставить; 2) индивид должен переживать направленность

(желание или принуждение) на достигаемый результат; 3) индивиду необходимо

самому предпринимать усилия, направленные на достижение результата; 4)

деятельность должна сопровождаться специфическими для неё аффективными

реакциями (эмоциональными состояниями) как в процессе, так и по окончании

достижения результата, которые связаны с  наличием некоторого нормативного

стандарта достижения. Для описания причин побуждения, направленности и

факторов поддержания деятельности достижения вводится понятие мотивация

деятельности достижения. Мотивация обеспечивается совокупностью

мотивационных механизмов.

 

Внешняя и внутренняя мотивация.

Гомеостатический принцип: чтобы жить, человек должен получать энергию.

Организму нужен определённый уровень питательных веществ в крови. Как

только он изменяется, организм предпринимает попытки для восстановления

равновесия. Одна из форм восстановления равновесия - поведение человека,

его активность, целенаправленная деятельность. Поведение, деятельность

человека, обслуживающего внешние по отношению к самому этому поведению

потребности и запросы, получили название инструментальных, то есть

выступающих средством, инструментом в достижении целей. Побудительная сила,

которая в этом случае придаёт человеку активность, стала называться внешней

мотивацией, то есть мотивацией, являющейся внешней по отношению к самой

деятельности, когда побудительная сила находится вне, за пределами

деятельности и поведения.

В организме, кроме соматовегетативных гомеостатических потребностей и

вторичных побуждений, на них базирующихся, есть врождённое стремление

действовать: видеть, слышать, возбуждаться, исследовать, создавать,

творить. Это тенденция к активному освоению мира и взаимодействию с ним,

где разные действия, созидание нового совершаются не ради внешней цели, а

ради процесса действования, созидания. В основе лежит потребность нервной

системы быть активной, испытывать и продуцировать возбуждения,

функционировать и реализовывать свои возможности и потенции.

Основа жизнедеятельности организма - не удовлетворение соматических

гомеостатических потребностей ради биологического выживания, а активное

взаимодействие с миром ради освоения мира, овладения им, ради развития

человеком своих способностей, талантов. Эта тенденция не имеет

специфического предмета, она ненасыщаема, не связана с уменьшением

напряжения, она это напряжение создает. Все виды активности, создаваемые

этой тенденцией - "самодеятельность", при которой есть направленность не на

внешнюю цель (предмет потребности), а прежде всего на самоё себя.

Самодеятельность - деятельность, выполняемая ради удовольствия от процесса

её.

Побудительная сила самодеятельности - внутренняя мотивация. Это то, что

побуждает и мотивирует этот вид деятельности, находится в ней самой, а не

вне. Характеристики внутренней мотивации: 1. Стремление к новизне.

Различают абсолютную новизну и новизну как необычное сочетание знакомых

раздражителей. 2.Стремление к двигательной активности. 3. Стремление к

эффективному, умелому, экономичному освоению мира. Многие виды деятельности

человек предпринимает для того, чтобы быть умелым и компетентным. Как этого

достичь? Через обучение. Более высокий уровень стремления к эффективному

освоению мира - стремление к созиданию, совершенствованию. Делает человек

это не только для улучшения качества, но и из-за чувства удовлетворения от

хорошо сделанной вещи. Внутреннее неприятие несовершенства мира побуждает

человека к творчеству. Здесь награда - удовольствие от их совершенства,

уважение к себе как к деятелю, способному создать нечто новое. 4.

Стремление к самодетерминации - изнутри идущей активности, которая отвечает

 полноценному развитию человеческой личности. Личность стремиться быть

источником своей деятельности. 5. Самореализация, самоактуализация,

самоосуществление. Человек способный свободно реализовывать свою сущность,

испытывая при этом высочайшее чувство удовлетворения и счастья, является

самореализующейся личностью, то есть психически здоровой, зрелой,

осуществляющей свой рост личностью. Здесь проявляется и чувство

компетентности, эффективности и самодетерминации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...