Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Цель педагогической деятельности носит обобщенный характер. В отечественной педагогике она традиционно выражена в формуле «всестороннее гармоническое развитие личности». Дойдя до отдельного учителя, она трансформируется в конкретную индивидуальную установку, которую учитель и пытается реализовать в своей практике.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цель в общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения, непосредственный мотив созна­тельной деятельности, характеризуемый предвосхище­нием в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.

Деятельность педагога, направленная на дос­тижение цели, приводит к определенному результату, который по замыслу учителя должен совпадать с целью. На практике этого почти никогда не случается с первой попытки, т.е. между ожидаемым и достигнутым почти всегда имеется «зазор» и величина этого «зазора» опре­деляет стратегию дальнейшего поведения учителя. Про­цесс достижения цели приобретает циклический характер, и он продолжается до тех пор, пока различия между целью и результатом не примут приемлемую величину.

Цель педагогической деятельности формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично раз­витой личности. Выдающий­ся отечественный педагог А.С. Макаренко, много сил отдавший изучению проблем целей воспитания, резко выступал против таких аморфных определений целей воспитания как «гармоническая личность», «человек-коммунист» и т.п. Цель педагогической деятельности он видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.

Целью профессиональной деятельности педагога яв­ляется цель воспитания, которая в настоящее время трактуется как «Личность, способная строить жизнь, достойную Человека» [11, с. 69]. Общий характер цели позво­ляет педагогу реализовывать ее при самых разнообраз­ных вариациях обстоятельств и требует от него высо­чайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства. Достижение цели осуществляется только в деятельности, направленной на решение возникающих задач, которые понимаются нами как часть цели, ступень в общем движении к цели, как промежуточный ре­зультат целенаправленной деятельности.

 

Основные объекты цели педагогической деятельности

 

 

 

Содержание деятельности преподавателя. Целеобразование входит в деятельность учителя как неотъ­емлемая часть его профессионального труда.

 

Целеобразование понимается как:

Ø система профессионального осмысления объек­тивной социально-психологической и культуро­логической необходимости достижения некото­рого уровня развития личности современного че­ловека, способного строить свою жизнь и жить в контексте современной культуры;

Ø поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека — это аналити­ческая оценка природы детства, сущности разви­тия личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания;

Ø система анализа конкретных обстоятельств, в ко­торых находится конкретный ребенок, и соотне­сение их с содержанием и поставленной цели воспитания» [11, с. 67].

 

Содержанием преподавательской деятельности явля­ется процесс организации учебной деятельности обу­чающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности.

 

Средствами деятельности учителя являются:

1) научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся;

2) в качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников или воссоздаваемого учеником при на­блюдении (на лабораторных, практических заня­тиях, на полевой практике), организованном учи­телем, за осваиваемыми фактами, закономерно­стями, свойствами предметной действительности;

3) в качестве вспомогательных средств выступают: технические, компьютерные, графические и т. д.

Деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней.

 

Чтобы педагогическая деятельность была эффектив­ной,

 учителю надо ЗНАТЬ:

Ø психологическую структуру деятельности, зако­номерности ее развития;

Ø природу человеческих потребностей и мотивов деятельности:

Ø ведущие виды деятельности человека в разные возрастные периоды.

 

Чтобы педагогическая деятельность была эффектив­ной,

учителю надо УМЕТЬ:

♦ планировать деятельность, учитывая избиратель­ный характер человеческой деятельности, опреде­лять ее объект и предмет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и подрост­ков, их интересов и возможностей;

♦ формировать мотивацию и стимулировать дея­тельность;

♦ обеспечивать освоение детьми основных струк­турных компонентов деятельности, прежде всего умений и навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, самооценки, выполнения действий и операций [16].

 

Необходимо отметить:

Коллективный ха­рактер педагогической деятельности. Учитель, как пра­вило, реализует свою деятельность, являясь членом пе­дагогического коллектива школы, который, в свою оче­редь, работает по единому плану, выступает с единых позиций, вырабатывает особый, уникальный психологи­ческий климат и воздействует на личность учителя в ту или иную сторону.

На развитие ребенка в школе оказывает сильное, но труднодифференцируемое влияние так на­зываемый совокупный субъект педагогической деятель­ности. В широком смысле здесь понимается весь педа­гогический коллектив школы, в более узком – та груп­па учителей, которая непосредственно работает с уче­никами конкретного класса.

 

 

 


                                                                                                                              

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...