Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные педагогические технологии продуктивного дифференцированного обучения, реализации компетентного подхода, развивающего обучения.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть

1. В каком документе можно узнать о требованиях к учебному оборудованию……………………………………………………………………..4

2. Современные педагогические технологии продуктивного дифференцированного обучения, реализации компетентного подхода, развивающего обучения………………………………………………………...4

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………………..13

 

ВВЕДЕНИЕ

Образование человека считается непрерывным, ведь в процессе жизни человек приобретает новые знания, обучается новым умениям и навыкам. Педагогика включает в себя цепь определенных, идущих по порядку, звеньев, начиная от системы дошкольного образования и заканчивая профессиональной подготовкой и курсами повышения квалификации. Современная система образования и воспитания касается практически всех людей, затрагивает все сферы жизни и деятельности каждого человека.

Объединяющим звеном воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс, который организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем - детского сада, школы и вуза.

Место образования в жизни общества определяется ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества.

Актуальность работы. Состояние образования в нашей стране является крайне сложным и противоречивым. С одной стороны, образование является важной сферой человеческой жизни, достижения, которые были достигнуты в данной отрасли, послужили основанием для многих социальных и научно-технологических преобразований. С другой стороны, расширение и усовершенствование сферы образования может привести к возникновению новых или обострению уже существующих проблем в данной сфере.

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации. Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

В каком документе можно узнать о требованиях к учебному оборудованию.

Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений прописаны в главе V Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [5].

 

Современные педагогические технологии продуктивного дифференцированного обучения, реализации компетентного подхода, развивающего обучения.

Основные особенности современного образования: стихийность, неоднозначность и непредсказуемость результатов; полная их зависимость отличности обучающего, от индивидуальных возможностей обучающихся и особенностей учебного коллектива; наличие разнообразных и многообразных методов, которые демонстрируют свою эффективность лишь в руках преподавателя-мастера; слабая технологическая и техническая оснащенность педагога в условиях развития промышленных технологий.

Проблема технологизации педагогического процесса стала актуальной в развитых странах уже в послевоенные годы и была направлена на поиск средств, которые превратили бы обучение в производственно-технологический процесс с гарантированными результатами.

Сегодня выделено два подхода в трактовке понятия «технология». В первом, согласно давней исторической традиции – технология рассматривается как «совокупность приемов и способов переработки различных сред». При этом подразумевается, что среды могут быть любыми, в том числе информационными, политическими и т.д.

В другом подходе, очевидно, больше соответствующем современному проектно-технологическому типу организации общества «Под технологией понимается совокупность методов, операций, приемов и т.д., последовательное осуществление которых обеспечивает решение поставленной задачи». В этом определении важно то, что технологии направлены на решение той или иной определенной задачи. Это принципиально новый подход к определению технологий.

Педагогическая технология - это совокупность форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, периодически используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Иными словами, педагогическая технология представляет собой один из способов воздействия на процессы развития, воспитания и обучения ребенка.

История зарождения педагогической технологии как самостоятельного научного понятия насчитывает всего лишь несколько десятков лет. Вопрос о причинах и необходимости возникновения данного понятия в педагогике до сих пор остается спорным. Некоторые исследователи, к примеру, М. Кларк, Л. К. Ларсон, Б. Ф. Скиннер, В. И. Боголюбов, Т. А. Ильина, А. И. Космодемьянская, Ю. К. Чернова и др. считали, что термин «педагогическая технология» возник в результате начала научно-технической революции XX века, когда в странах Западной Европы и США само понятие «технология» и, соответственно,процесс технологизации всех сфер общества, стали предметом специального изучения [3].

Однако есть приверженцы теории, которая гласит, что зачатки технологизации учебно-воспитательного процесса, возникли еще во времена Я. А. Коменского, ведь именно он, триста лет назад, уже стремился сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм, при котором «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат». Для достижения этой цели им был создан целый комплекс специальных мер, технологических по своей сути, направленных на оптимизацию педагогического процесса. В качестве примеров могут служить введение Коменским классно-урочной системы обучения, требование полисенсорного познания при постижении ребенком нового знания, принцип соблюдения природосообразности образования.

Сам термин «педагогическая технология» впервые возник в 40-е годы XXвека. В период с 40-х по 90-е гг. содержание данного понятия претерпело ряд принципиально важных изменений.

Согласно В. И. Боголюбова, выделяютчетырепоследовательно сменяющих друг друга этапа эволюции понятия «педагогическая технология»:

1) внедрение достижений инженерии в педагогический процесс;

2) научное описание педагогического процесса;

3) система планирования, реализации и оценивания педагогической деятельности;

4) новые информационные технологии обучения.

В современной педагогике существует множество определений понятия «педагогическая технология», однако каждая из трактовок содержит общие, характерные для всех, элементы.

Согласно определению ЮНЕСКО, педагогическая технология – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Иными словами, педагогическая технология подразумевает такую деятельность педагога, при которой все входящие в него действия протекают в определенной последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным [4].

Современная педагогика, владея достаточно широкой научно-методической базой, насчитывает более ста образовательных технологий.Любая из нихв большей или меньшей степени направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

Любая из педагогических технологий должна обладать достаточной гибкостью, предусматривающей всевозможные варианты возникающих педагогических ситуаций и адекватные способы реагирования на них.

Технологии продуктивного дифференцированного обучения.Продуктивное образование — это личностно ориентированная педагогическая технология, обеспечивающая получение учащимися (участниками) образования на основе образовательных маршрутов.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Одно из основных положений технологии продуктивного образования - оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи и поддержки.

Среди коцептуальных положений и идей технологии продуктивного обучения:

 - принцип личностной ориентации образования: приоритет интересов ребенка, помощь, защита, поддержка его во всех сферах жизнедеятельности; 

- принцип индивидуализации обучения, педагогической поддержки каждого ребенка.

В группу педагогических технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса входит дифференцированное обучение [2].

Дифференцированное обучение — это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) это:

1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп для учёта особенностей их контингента;

2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах [3].

Технология реализации компетентного подхода.Компетентностный подход в области современного образования стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Использование компетентностного подхода позволяет ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества. Таким образом, идея компетентностно-ориентированного образования на сегодняшний день необходимо рассматривать как один из наиболее адекватных ответов системы образования на новый социальный заказ.

Компетентностный подход включает в себя следующие принципы:

· Принцип ценностного, личностно-смыслового включения обучающегося в учебную деятельность. В системе образования необходимо создавать условия для развития личности обучающегося, его индивидуальности и творческих способностей, для самоопределения и самореализации как в профессии, так и в жизни за пределами рабочего места.

· Принцип моделирования в рамках учебного процесса содержания, методов и форм, условий и ситуаций, характерных для профессиональной деятельности. Имеется в виду воспроизводство не только объективно-предметного содержания, но и социальных условий профессиональной деятельности. При этом обеспечиваются системность содержания учебного процесса, его включенность в междисциплинарное взаимодействие

· Принцип проблемности в обучении. Современный образ жизни характеризуется множественностью аспектов и быстрыми изменениями, поэтому от специалиста требуются компетенции исследовательского характера. В учебном процессе недостаточно включения исследовательских методов в образовательную практику. Необходимо формирование и развитие у студентов культуры исследовательской деятельности, способности к ее осуществлению на протяжении всей жизни. Развитие способности к самостоятельному исследованию лежит в основе профессиональных качеств, нацеливает на непрерывное самообразование, обеспечивающее повышение профессионального уровня и адаптации к изменениям.

· Принцип соответствия форм организации учебной деятельности целям и содержанию образования.

· Принцип ведущей роли диалогического общения в процессе учебной деятельности [1].

Технологии развивающего обучения.Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Цель развивающего обучения – это усвоение знаний, умений и навыков с помощью общего развития ребенка. Важная особенность развивающего обучения заключается в том, чтобы процесс обучения представлял собой всестороннее развитие личности ребенка. То есть обучение в данном случае должно ориентироваться не на весь класс, а на каждого отдельного ученика. Иными словами, оно должно быть личностно-ориентированным.

Задача развивающих систем обучения заключается в общем психическом развитии, то есть важно развивать у ребенка ум, волю, чувства; это и является основой для последующего усвоения знаний, умений и навыков. Учителю необходимо организовать деятельность детей, которая направлена на поиск способа для решения возникающих перед ними задач. Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение и организация оценки для найденного способа действия - три составляющие развивающего обучения. В центре процесса развивающего обучения находится ученик.

Развивающее обучение проиходит в зоне ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). Из всех технологий развивающего обучения наибольший интерес для эксперимента вызывают система Л. В. Занкова, технология Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова, технология саморазвивающего обучения Г. К. Селевко и система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Г.С. Альтшуллера. Указанные инновационные технологии, кроме последней, - это технологии школьной педагогики, но их дидактические принципы применимы к педагогике высшей школы и могут послужить базой для разработки их вузовской модификации.

На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование системы Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.

Таким образом, развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам [1].

Тем не менее, не смотря на огромное многообразие существующих в настоящее время педагогических технологий, одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное российское образование представляет собой систему, состоящую из последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют образовательные учреждения различных видов и типов. В состав образовательной системы входят дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

Процесс образования не только России, но и других стран, нельзя вообразить без наличия образовательных учреждений, которые обеспечивают получение той или иной степени образования. К образовательным учреждениям относят дошкольные, общеобразовательные, специальные учреждения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, профессиональные (начальные, средние специальные, высшие), учреждения дополнительного образования, другие учреждения, обеспечивающие дополнительные услуги.

Деятельность всех воспитательных и образовательных учреждений строится на основе положений, утвержденным правительством Российской Федерации. Основная задача всех учебных заведений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, обеспечить учащихся знаниями о природе, обществе, человеке, его труде.

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации. Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодичева, Л. В. Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 101-103.

2. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. - Москва, «Просвещение», 2011. – 128 с.

3. Епишева, О. Основные параметры технологии обучения// «Школьные технологии», № 4. 2014. – 21 с.

4. Кларин, М.В. Технологический подход к обучению//Школьные технологии, № 5. 2013. – 34 с.

5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»от 29 декабря 2010 г. N 189.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1534.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...